Отсрочка транша МВФ - это технический тайм-аут или путь к «доллару по 30»? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Отсрочка транша МВФ - это технический тайм-аут или путь к «доллару по 30»?

Казна и Политика
1197
Еще на прошлой неделе Президент Порошенко рассказывал общественности, что МВФ гарантированно выделит Украине очередной 1 млрд грн. Однако, накануне МВФ откладывал на неопределенный срок вопрос о предоставлении транша для Украины. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что это связано с необходимостью уточнения экономических последствий и макропоказателей страны в результате официальной блокады ОРДЛО. Хотя есть и другие версии, мол, МВФовцев напряг общий политический «кордебалет» последних нескольких недель (игры вокруг блокады, задержание Насирова, «назначение» аудитора НАБУ и тому подобное).
Честно говоря, более нелепой ситуации трудно и представить. Вся неприятность в том, что экономику прочно подсадили на МВФовскую «иглу», а вопрос, что делается для постепенной смены модели национальной экономики – остается без конкретного ответа. И поэтому каждое резкое движение со стороны кредиторов заставляет население нервно дергаться в сторону обменников, ожидая неприятностей от валютного курса.
Миллиард – сюда, два миллиарда – туда
Говорят, на «утряску» всех вопросов уйдет до двух недель и кредит Украина наконец получит. Возможно, с некоторыми дополнительными условиями, или не в том размере, но получит (хотелось бы верить – Авт.). Все будет зависеть от того, насколько затянется пауза с кредитом МВФ. Если на месяц – то ничего страшного не произойдет. А вот если больше, то в нашей импортозависимой экономике могут начаться неуправляемые процессы.
На запрос Укринформа руководитель аналитического подразделения группы ICU Александр Вальчишен подтвердил наши предположения: «Задержка транша МВФ пока не окажет негативное влияние на экономику. Если же текущая задержка транша МВФ станет прелюдией к более серьезным вызовам, которые в итоге могут привести к замораживанию сотрудничества с МВФ, то это негативно повлияет на обменный курс».
Как пишет “РБК-Украина”, согласно оптимистическому сценарию, от блокады ОРДЛО Украина потеряет до 25,8 млрд грн. номинального ВВП, согласно пессимистическому – почти 39 млрд грн. Хотя основные потери понесут не столько корпорации (Ахметовский ДТЭК и Метинвест это как-то переживут) и бюджет (не так много налогов платили «оттуда», а вот НДС возмещали «туда» регулярно), как платежный баланс. Потери только от экспорта могут составить $2-4 млрд. «В результате блокады ОРДЛО Украине придется сократить экспорт и увеличить импорт (нужно закупать, в частности, антрацит – Авт.). По подсчетам НБУ, потери для платежного баланса составят $2 млрд. А это очень много. Без шуток, это больше, чем мы получили от МВФ в прошлом году. И это более 10% резервов Национального банка», – отмечает Сергей Фурса. По его убеждению, отказ в транше снизит финансовые рейтинги Украины и приблизит к потенциальному дефолту.
Однако некоторые эксперты считают, что запугивание дефолтом – лишние. «Никакой угрозы дефолта нет. $1 млрд следующего транша МВФ не решит ни одного вопроса, кроме имиджевого. Чрезвычайно важен сам факт продолжения сотрудничества с МВФ, потому что на него ориентируются другие кредиторы и инвесторы. Если МВФ решит не давать деньги Киеву – кредитный рейтинг Украины в мире снизится. Это означает, что привлекать деньги станет еще дороже. Также станет сложнее работать с партнерами Украины, которые могут последовать примеру МВФ и взять паузу (Всемирный банк, ЕБРР и др..)», – отмечает руководитель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Возникает вопрос, почему финансирование МВФ для нас такое важное? Ответ прост – потому что деньги МВФ-самые дешевые, стоят около 3% годовых. «Украина сейчас является государством, на территории которого ведутся военные действия. Для финансового мира это – повышенные риски. Если с нами не будет работать МВФ, то с Украиной не захочет работать фактически никто. МВФ – это последняя кредитная инстанция, но не единственная. Но у других – кредиты будут стоить дороже», – объясняет господин Новак.
Согласно официальных данных НБУ, Украине в течение ближайших двух лет придется выплатить по внешним долгам около $12,5 млрд. (около 335 млрд грн.). Для сравнения – в 2016 году доходная часть бюджета составила чуть более 616 млрд гривен. Однако экономисты успокаивают, что это, мол, для Украины сумма не критическая. Во-первых, отдавать ее нужно постепенно, во-вторых, у нас действуют программы сотрудничества с другими структурами – Всемирным банком, Европейским банком, поступают средства от правительств других стран для поддержки нашей страны, которая противостоит российской агрессии. И если деньги МВФ можно направлять только в золотовалютные резервы и на выплату процентов по предыдущим кредитам, то деньги других кредиторов – на развитие инвестиционных государственных проектов.
Не знала гривна хлопот…
Торговая блокада в первую очередь скажется на курсе доллара. Уже даже есть официальные расчеты. Как утверждают в Кабмине, если кредиторы посадят нас на голодный финансовый паек, то обменный курс в среднем за период (март-декабрь) может вырасти на 1-1,4 грн/доллар, а на конец года он может увеличиться на 3-5,6 грн/доллар. То есть перед Новым годом может прыгнуть до психологической отметки в 30 грн /доллар и далее. В госбюджете на 2017 год, напомним, прогноз курса доллара составляет 27,2 грн/доллар.
Но премьер-министр Владимир Гройсман в свою очередь заявил, что правительство сегодня работает над вариантами удержания инвестиционного роста. «Мы смотрим на все секторы, которые будут страдать, в частности горно-металлургическая и тяжелая промышленность. Это 300 тысяч человек, 30% валютной выручки страны – это влияние и на курс, и на все остальное», – сообщил премьер.
Своего надо покупать процентов на 30 больше!
С 2014 года Украина вошла в период низких цен на сырьевых рынках. И ничего, кроме металла, руды, зерна и подсолнечного масла, мы фактически не экспортируем. А это все товары с низкой добавленной стоимостью. «Кроме того, наш внутренний рынок составляет лишь 50% ВВП, а для эффективной минимизации влияния внешних шоков необходимо иметь уровень как минимум 80%», – отмечает советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ. Условно говоря, мы должны сами потреблять 80% всего производимого в стране и выпускать основные базовые потребительские товары. А для этого нужно, чтобы те, у кого есть деньги, не боялись эти товары производить – покупать соответствующее оборудование, земельные участки, налаживать производство и торговые сети и прочее».
Самая же большая проблема для Украины, по словам эксперта, это взаимосвязь между ростом доходов населения и дефицитом торгового баланса. Если украинцы начинают больше зарабатывать, они не откладывают эти средства, и не инвестируют в национальную экономику и собственный бизнес (об этом подробнее Укринформ писал ЗДЕСЬ), а начинают тратить, причем часто еще и в долг, покупая в основном импортные товары: бытовую технику, одежду, автомобили и др. В результате любой рост доходов населения конвертируется в дефицит торгового баланса, который надо чем-то перекрывать. Обычно, “правильные” страны перекрывают этот дефицит притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Но для этого нужно обеспечить идеальный инвестиционный климат, гарантировать права собственности и создавать новые точки экономического роста (малый и средний бизнес, стартапы). Если таких точек нет, дефицит можно закрывать кредитами. «В такой модели каждый обвал гривны – как рвотный рефлекс, освобождающий организм от токсинов, которые накопились», – образно обрисовывает ситуацию Алексей Кущ.
Другими словами, без денег МВФ «валютная ломка» нам снова гарантирована. Да и с его деньгами без решительного оздоровления экономики – тоже….
Оксана Полищук
По материалам:
Укрінформ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас