Нацбанк прокладывает дорогу: как 17 млрд гривен могут помочь избавить Украину от бездорожья — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нацбанк прокладывает дорогу: как 17 млрд гривен могут помочь избавить Украину от бездорожья

Казна и Политика
612
Если не выделять деньги на ремонт дорог, то через два года непроходимыми станут 45% всех украинских трасс, подсчитали во Всемирном банке. Идти на такой эксперимент Укравтодор не намерен. Там разработали два плана реконструкции дорог, разница между которыми состоит в уровне финансирования.
Согласно первому варианту на реконструкцию пойдет 5,3 млрд гривен. Второму – 17 млрд гривен. Реализация второго сценария напрямую зависит от Нацбанка и Кабинета министров. Сейчас правительство ведет переговоры с центробанком о реструктуризации правительственного долга перед НБУ, который планируется не погашать, а направить средства на ремонт дорог.
На разных скоростях
Протяженность самых главных украинских магистралей составляет 20 тыс. км. Недавно проведенное Всемирным банком их исследование показало, что в 2016 году 16% этих трасс находились в неудовлетворительном состоянии. Однако их состояние может ухудшиться уже в ближайшие годы.
Эксперты ВБ прогнозируют несколько вариантов развития ситуации. В случае самого пессимистического – полное отсутствие денег на ремонт основных дорог – уже в 2019 году в неудовлетворительном состоянии окажутся 45%, то есть почти половина основных магистралей Украины.
Такой сценарий маловероятен, поскольку парламент ежегодно выделяет финансирование в несколько миллиардов гривен на украинские дороги.
По расчетам экспертов ВБ, если ремонт дорог, к примеру, будет финансироваться по 5 млрд гривен в год, то старение украинских автомагистралей замедлится – в течение 2017-2019 года в неудовлетворительном состоянии окажутся 34% дорожного полотна.
Во Всемирном банке посчитали, что для того, чтобы привести дороги в порядок, то в течение 2017-2019 годов ежегодно необходимо вкладывать в их ремонт по 32 млрд гривен. В таком случае показатели низкого качества трасс за три года снизятся с 17% до 2%.
Катастрофическое состояние украинских дорог признают и в Государственном агентстве автомобильных дорог (Укравтодор). “Если в 2005 году в Украине ямочный ремонт необходимо было ликвидировать на 1,8 млн квадратных метров дорог, то уже в 2017 году этот показатель увеличился до 16 млн квадратных метров”, – рассказал советник председателя Укравтодора Сергей Хижняк.
При этом, по его словам, с 2013 года из-за нехватки финансирования Укравтодору не удается справиться с полной ликвидацией ям. “Если в 2013 году ведомство не смогло ликвидировать ямы на 0,3 млн квадратных метров, то уже в 2017 году, если не направить дополнительное финансирование, Укравтодор не сможет справиться с 6,6 млн квадратных метров ям”, – уверен Хижняк.
Как рассказали в Укравтодоре, сейчас у ведомства есть два плана финансирования дорожных работ в 2017 году – текущий и оптимистический. Согласно первому, Укравтодор получит в этом году из госбюджета около 17 млрд гривен. Из них 7 млрд гривен необходимо будет направить на выплату банковских кредитов, около 1 млрд гривен уйдет подрядчикам за выполненные в предыдущие годы дорожные работы. Из оставшихся 8,8 млрд гривен Укравтодор планирует 2 млрд гривен потратить на ямочный ремонт, а еще 1,5 млрд гривен – на безопасность и эксплуатацию дорог (уборку снега, нанесение разметки и прочее).
В итоге, собственно, на реконструкцию дорог останется только 5,3 млрд гривен.
“Этой суммы хватит только на то, чтобы отремонтировать около 700 километров дорог, а остальные дороги поддерживать в проездном состоянии за счет аварийного ямочного ремонта”, – говорит Сергей Хижняк.
Директор национального секретариата международной организации по прозрачности строительства CoST Наталия Форсюк говорит, что за 5,3 млрд гривен Укравтодору в лучшем случае в 2017 году удастся отремонтировать примерно 1,8% от общей протяженности дорог государственного значения.
В частности, Укравтодор намерен отремонтировать отдельные участки дорог трасс Житомир-Винница, Тернополь-Дубно, Житомир-Черновцы, Киев-Чернигов, Сумы-Полтава, Харьков-Охтырка и т.д.
Но в Укравтодоре рассчитывают, что им удастся реализовать второй, оптимистический план, который предусматривает дополнительное финансирование дорожного хозяйства в размере 17 млрд гривен. Почти все средства пойдут на текущий средний ремонт дорог.
В Укравтодоре пояснили, что эти средства планируется получить за счет реструктуризации обязательств Кабмина перед НБУ – всего 15 млрд гривен. Еще 2 млрд гривен Укравтодор планирует получить в рамках реструктуризации облигаций, выкупленных государственными банками.
В случае получения этих средств, Укравтодор сможет отремонтировать в этом году почти в три раза больше дорог, чем предусмотрено в планах на этот год, – около 2,2 тыс. км.
В пресс-службе НБУ подтвердили, что сейчас ведутся переговоры между Нацбанком и Минфином о реструктуризации облигаций внутреннего госзайма, которые находятся в портфеле центробанка. При этом в НБУ уточнили, что они не определяют расходы, которые могут быть профинансированы за счет высвобожденных средств.
Советник председателя Укравтодора Александр Кава отмечает, что для начала ремонта дорог достаточно уже заложенных средств в госбюджете.
“Для того, чтобы эффективно использовать деньги НБУ, решение о выделении этих средств необходимо получить в течение месяца-полутора. В противном случае мы не сможем их полностью потратить, поскольку сезон ремонтных дорог в Украине очень короткий – до середины осени”, – говорит он.
Но существует серьезный риск, что в последний момент правительство изменит назначение реструктуризированных денег.
“Если эта сумма для дорог не прописана в общем фонде госбюджета, то правительство, как показывает практика предыдущих лет, может в последний момент направить данные деньги на другие, более срочные цели”, – считает эксперт транспортного рынка Олег Островерхий. Эти деньги, если и появятся у Укравтодора, то не раньше середины года.
“Сначала должно появиться распоряжение правительства с расписанием этих денег по статьям и объектам. Кроме того, необходимо согласовать данный перечень с комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета. Потом у Укравтодора некоторое время займет оформление бюджетных паспортов и проведение подготовительных работ, – говорит эксперт. – Единственный плюс в том, что Укравтодор уже начал проводить тендеры по работам за счет реструктуризированных средств. Но все равно, начало работ придется на осень. А осенью и зимой выполнить работ в 1,5-2 раза больше, чем выполняется в течение целого строительного сезона в последние годы на 6-8 млрд гривен, нереально”, – объясняет он.
От Ковеля до Ягодина, и далее везде
Александр Кава говорит, что при составлении оптимистического плана по ремонту трасс Укравтодор заложил новый принцип модернизации дорог — не отдельных участков, а целых направлений, которые можно было бы отремонтировать за несколько лет. “Новый подход подразумевает под собой системность в ремонтах – мы хотим связать между собой областные центры и выходы на международные направления”, – говорит он.
Примером такого подхода в Укравтодоре называют трассу Львов – Луцк, ремонт которой планируется завершить в этом году.
Также в ведомстве предлагают провести модернизацию дороги Луцк – Владимир-Волынский, которая предполагает выход на контрольно-пропускной пункт Устилуг. При этом работы на участке дороги от Владимир-Волынского до КПП будет осуществляться за счет кредита, предоставленного польским правительством.
“Мы планируем улучшить качество дороги на участке от Ковеля до Ягодина там же в Ровенской области, – рассказывает Александр Кава. – Ягодин – это крупнейший контрольно-пропускной пункт в стране, который ежегодно обслуживает полтора миллиона автомобилей, из которых более 100 тысяч – это фуры. Также планируем ремонт дороги М-06 в районе юга Львовской области и севера Закарпатской области, дорог Ивано-Франковск – Черновцы, Ровно – Тернополь”.
Укравтодор обещает заниматься ремонтом дорог и в других регионах страны. Так, в ведомстве намерены отремонтировать дорогу Житомир – Винница – Могилев-Подольский.
“Сейчас из Киева основной транспортной поток на запад идет по трассе М-06. В Житомире одна часть потока делится и идет на Ровно – Луцк – Львов, вторая – на Винницу и дальше на Молдову и Румынию. Третья – на Хмельницкий и Черновцы. Поэтому мы решили ремонтировать эту дорогу”, – продолжает Александр Кава.
На севере страны Укравтодор отремонтирует трассу, которая из Чернигова ведет на восток и юг страны. Это дорога, по которой идут экспортно-импортные перевозки из Беларуси в направлении востока Украины через КПП “Нови Ярыловычи” и “Три сестры”. Дороги сходятся в Чернигове, а потом идут на Полтаву, Днепропетровск, Запорожье.
“В центре и на юге планируем отремонтировать многострадальную дорогу Днепропетровск – Кривой Рог – Николаев, а также Кировоград – Николаев. Также будем заканчивать ремонт трассы Одесса – Рени. Кроме того, за счет отдельной бюджетной программы будем ремонтировать дорогу Решетиловка – Днепропетровск”, – говорит Александр Кава.
В юго-восточном регионе Укратодор планирует направить 150 млн гривен на ремонт дороги Запорожье – Мариуполь. Раньше сообщение Украины с Мариуполем осуществлялось по трассе, проходившей через Донецк. Но после оккупации города, в Укравтодоре решили наладить сообщение с Мариуполем через Запорожье. После ремонта ей будет присвоен статус национальной автомагистрали.
Кроме того, в восточном регионе будет осуществляться ремонт трассы Харьков – Сумы, где помимо самой дороги будут отремонтированы и несколько мостов. Однако ремонт дорог будет осуществляться не только за счет госсредств, но и денег МФО.
“В 2017 году будет продолжаться ремонт трассы Киев – Обухов, Киев – Белая Церковь. Также начались работы по строительству трех объездов вокруг населенных пунктов в Полтавской области. Кроме того, начнутся новые проекты с МФО – расширение обходной дороги вокруг Житомира, подготовка проекта по строительству 24-километрового северного обхода Львова, – говорит Александр Кава. – Вместе с тем нам придется заново проводить тендер для ремонта дороги Киев – Чернигов. Победитель предыдущего тендера не смог предоставить нам банковскую гарантию, которая является обязательным условием для начала ремонта дороги”.
Впрочем, эксперты транспортного рынка сомневаются в том, что оптимистический план будет эффективным. Так, экс-директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Министерства инфраструктуры Роман Хмиль считает, что направив на дороги 17 млрд гривен, их качество не улучшится.
“Из-за отсутствия полноценного весового контроля проезжающих по дорогам фур, низких штрафов за подобные нарушения, а также отсутствия ответственности отправителей за перегруз фур, даже отремонтированные дороги за год-два будут разбиты. Пока в стране не будет введен жесткий весовой контроль, все ремонты будут фикцией. Причем чем больше денег выделят, тем больше можно будет украсть и сказать, что фуры все убили. Поэтому и невозможно требовать от подрядчика ремонта дороги гарантию в 5-10 лет”, – отмечает Роман Хмиль.
Но министр инфраструктуры Владимир Омелян заверил, что его ведомство усиливает работу по весовому контролю.
“Ведем работу с областями, чтобы они закупали стационарные автоматические весы. Такие комплексы будут обязательно на всех новых дорогах. Кроме этого, 6 марта Государственная служба по безопасности на транспорте объявила тендер на закупку 78 мобильных габаритно-весовых комплексов через систему ProZorro”, – рассказ он.
Кроме того, у экспертов вызывает сомнения необходимость направить все деньги именно на средний, а не капитальный ремонт.
“Текущий средний ремонт не решит проблему нынешнего состояния дорог. Ведь мало выровнять покрытие, которое предполагает средний ремонт. Дороги Украины нуждаются в капитальном ремонте, цель которого не только сделать ровной дорогу, но и усилить саму ее конструкцию, и соответственно заложить более долгий срок эксплуатации автодорог”, – рассказывает Наталия Форсюк.
По ее словам, автомобильная дорога – сложное инженерное сооружение, которое требует определенного комплекса мер для поддержания в работоспособном состоянии в течение всего жизненного (межремонтного) цикла. “И если какое-то из этих мероприятий пропустить или затянуть с его выполнением, то получим лавинообразное нарастание дефектов и разрушений. То есть, если вовремя не “залатать” злополучную выбоину за условную тысячу гривен, то через полгода-год на ремонт может не хватить и миллиона”, – заключает Наталия Форсюк.
Дмитрий Уляницкий
По материалам:
РБК-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас