1000 долларов каждому за просто так? В чем идея базового дохода — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

1000 долларов каждому за просто так? В чем идея базового дохода

Мир
4149
Представьте себе, что отныне в первый день каждого месяца на вашем счету появляется около 1 тыс долл., потому что вы гражданин. Эта прибыль не зависит от любого другого источника дохода и гарантирует вам ежемесячную стартовую зарплату на уровне выше, чем черта бедности, в течение всей вашей жизни.
Что вы будете делать? Или, возможно, более важный вопрос в том, чего вы бы делать не стали? Как этот крепкий фундамент экономической безопасности и свободы будет влиять на ваши нынешние и будущие решения, начиная от работы, которую вы выбираете, до отношений, которые вы поддерживаете, и до решений, которые вы принимаете?
Идея гарантированного или универсального базового дохода – это своеобразное социальное обеспечение для каждого, идея, которая по множеству похожих причин укореняется в сознании людей по всему миру и по всему политическому спектру.
Это и рост неравенства, и десятилетиями “замороженные” зарплаты, и трансформация карьерной жизни в множество бесконечных задач, и поступательный технический прогресс.
Роботы и нейронные сети, которые способны заменить половину человеческой рабочей силы, события, меняющие мир, такие как Brexit или избрание Дональда Трампа – все это указывает на необходимость гарантировать каждому человеку по крайней мере минимальный доход.
Пообещать равные возможности
“Базовый доход” является суммой, которой достаточно для обеспечения основных потребностей, то есть такого уровня дохода, ниже которого никто не может опуститься, и который заменит многие сегодняшние временные льготы, предоставляемые только в случае возникновения крайней необходимости, или только тем, кто подпадает под конкретные критерии.
Базовый доход был бы обещанием равных возможностей, а не одинакового результата, мог бы стать новой стартовой линией, установленной выше черты бедности.
Как бы это ни было странно, но частично универсальный базовый доход существует на Аляске с 1982 года – вариант, опробованный в США в 1970-х годах. Это касается и Канады, где в городе Дофин в течение пяти лет благодаря программе не было бедности.
Позже эксперименты по внедрению базового дохода проводились в Намибии, Индии и Бразилии. Другие страны тоже экспериментируют: Финляндия, Нидерланды и Канада внедряют правительственные программы. В то же время организации Y Combinator и GiveDirectly запустили проекты в США и Восточной Африке, которые финансируются из частных источников.
Большинство людей могут подумать, что не стоит давать деньги людям, которые не работают. Это, мол, дорогой способ побудить людей и дальше ничего не делать. Это может показаться нелогичным, но на самом деле все наоборот. Дороже не иметь базового дохода, а то, что мотивирует людей работать, напрямую не связано с деньгами.
Базовый доход в цифрах
В идее базового дохода не до конца осознано то, и это касается многих экономистов, что стоимость этих выплат для государства не равнозначна сумме, которую получат люди. Дать кому-то 20 долл в обмен на 10 долл не будет стоить 20 долл.
Аналогично для того, чтобы дать каждому взрослому гражданину США 12 тыс долл, а каждому ребенку 4 тыс долл, не надо 3 трлн долл, ведь каждая семья будет платить разные суммы налогов в обмен на их базовый доход.
Зато это будет стоить около 30% от этой суммы или около 900 млрд долл, и это еще до полной или частичной отмены других программ и субсидий.
Иными словами, чтобы дать человеку 12 тыс. долларов дохода, налоги которого составляют 4 тыс долл, надо лишь 8 тыс долл, а не 12 тыс долл. Это становится также возможным благодаря другим людям, чьи налоги больше.
Ремни безопасности нужны всем
Кому-то это может показаться расточительством. Зачем давать деньги тем, кому они не нужны, а потом облагать их доходы?
Подумайте об этом иначе: является ли расточительством ставить ремни безопасности в каждом автомобиле, а не только в автомобилях тех, кто попадал в аварии, продемонстрировав тем самым их потребность в ремнях безопасности? Хорошие водители не попадают в аварии, не так ли? Поэтому такое действие может показаться расточительством.
На самом деле это не так, ведь мы признаем абсурдность определения того, кому понадобятся ремни, а кому нет, как и огромную цену ошибки. Мы также признаем, что несчастные случаи происходят не только с “плохими” водителями. Это может постигнуть кого угодно в любое время. Итак, ремни безопасности нужны всем.
Правда в том, что затраты на людей с недостаточным уровнем доходов невелики. Это перегружает систему здравоохранения, судебной и образовательной системы, потенциальных предпринимателей, тяготит покупательную способность потребителей и всей экономики.
Общая стоимость этих нагрузок значительно превышает 1 трлн долл в год, поэтому несколько сотен миллиардов долларов дополнительных расходов окупят себя многократно.
Последствия для мотивации
Как же быть с людьми, которые выбирают не работать? Разве это не огромная нагрузка? Здесь начинается действительно интересная история.
Социальная помощь, оказываемая при определенных условиях, создает препятствие для работы. Если соглашаться на любую работу, которая оставит уровень благосостояния на том же месте, или даже ухудшит его, какой тогда в этом смысл?
С базовым доходом доход от работы после уплаты налогов является дополнительным доходом, поэтому с точки зрения общего дохода каждый выигрывает при любом виде занятости: полной, частичной или временной. Базовый доход не стимулирует отказ от работы, а нивелирует негативный стимул работать, созданный социальной помощью.
В контексте увеличения стимулов роль базового дохода впечатляет. Исследование мотивации показывают, что вознаграждение труда деньгами является хорошим мотиватором для механических видов деятельности, но плохим мотиватором для творческих.
В то же время в перспективе останутся именно творческие профессии, после того как автоматическая работа будет передана машинам, а мы смотрим в будущее, где деятельность, которая остается людям, будет мотивироваться не деньгами, а преследованием важных целей. Это разница между тем, чтобы делать бессмысленную работу за деньги или использовать деньги, чтобы делать что-то значимое.
Таким образом, базовый доход открывает широкие возможности для будущего рынка труда и делает возможным расширение неоплачиваемой работы, связанной с внутренней мотивацией. Примером такой деятельности является неоплачиваемая работа лиц, ухаживающих за людьми в США, которая оценивается в 700 млрд долл.
Базовый доход может стимулировать труд еще одним способом. Он может улучшить соответствие работников той или иной работе, повысить уровень занятости и трансформировать некоторые виды работы из-за возможности отказаться от них.
Действительно свободный рынок труда
Сколько людей недовольны своей работой? По данным Gallup, в мире только 13% работников чувствуют себя на своем месте. В США 70% работников не испытывают мотивации или вообще отстраненно выполняют свои обязанности.
Следствием этого является снижение производительности на сумму около 500 млрд долл в год. Эта проблема ассоциируется и с нежеланием жертвовать деньги, быть волонтером. В то же время среди безработных есть желающие работать, но “их” места занимают те, кто не хочет там быть. Это неизбежное следствие необходимости работать, чтобы выживать.
При отсутствии реального выбора люди выполняют задания, которые им не нравятся, в обмен на деньги. Их может не хватить, но это все равно лучше, чем ничего. Они держатся за это место несмотря на то, что они являются “занятыми бедняками”. Это бессмысленно.
Страна на сто человек
Возьмем экономику без базового дохода. Назовем ее “Страна А”. Предположим, что на сто человек трудоспособного возраста есть лишь 80 рабочих мест. Половина рабочей силы не вовлечена в свою работу по-настоящему, а половина безработных действительно хочет работать, однако их, как в игре “Музыкальные стулья”, оставили без стульев.
Базовый доход может изменить эту реальность. Когда люди получают доход за пределами занятости, они могут отказаться от неинтересной работы. Это высвобождает рабочие места для безработных, которые хотят такую ​​работу. Это также позволяет договориться о более выгодных условиях на переговорах по трудоустройству.
Сколько рабочих мест станут более привлекательными, если за работу платить больше, либо придется работать меньше? Как такая реорганизация предложения рабочей силы повлияет на производительность? Насколько тогда возрастет благосостояние?
Теперь рассмотрим экономику с базовым доходом. Назовем ее “Страна Б”. Для ста взрослых трудоспособного возраста существуют все те же 80 рабочих мест, по крайней мере в начале. Рабочие, которые не хотят работать на этих должностях, уходят, позволяя 50 людям, которые хотят работать, занять соответствующие рабочие места.
Чтобы привлечь тех, кто требует большую оплату или более короткую рабочую неделю, некоторые работодатели поднимают зарплату, другие уменьшают количество рабочих часов.
Результат – трансформированный рынок труда, где больше привлеченных работников, где высокий уровень занятости, производительности и оплаты труда. Меньше людей исключаются из процесса трудоустройства, но и там, возможно, есть более широкие возможности для всех работников, чтобы стать предпринимателями.
Проще говоря, базовый доход улучшает рынок труда. Переход от принудительного к свободному рынку означает, что работодатели будут привлекать работников за счет более высокой оплаты и гибкого графика. Это означает более продуктивную рабочую силу, которая устраняет необходимость в законах о минимальной зарплате, искажающих рынок.
Даже может уменьшиться эффект трения: людям станет проще менять работу, переключаться с работы на учебу или предпринимательство. Все это – благодаря большей индивидуальной ликвидности, устранению непроизводительных условий и бюрократии.
Пожалуй, лучшим является то, что рост зарплат будет стимулировать автоматизацию видов деятельности с низким спросом. Работа, которую люди не захотят делать за меньшие деньги, чем если бы эту работу выполняла машина, и станет задачей для машин.
В то же время рабочие, которым нашлась замена, но которые имеют базовый доход, не останутся на обочине рынка труда. Они смогут искать работу более эффективно.
Верхушка айсберга
Идея базового дохода звучит просто, но эта простота обманчива. На самом деле базовый доход – это айсберг: чем глубже вы ныряете, тем больше открывается.
Настоящая цена базового дохода – в инвестициях в человеческий капитал для гораздо больших прибылей, а его влияние на то, что действительно мотивирует людей – лишь проблески этих глубин. А их очень много.
Некоторые уже известны, например, положительное влияние на уровень социальной сплоченности и физического и психического здоровья. Так, уровень преступности в Намибии упал на 42%, а количество случаев госпитализации в Дофине снизилось на 8,5%. Уровень задолженности падает, предпринимательство растет. Дальнейшие эксперименты покажут и другие эффекты.
Однако находится все больше доказательств, указывающих: базовый доход является фактором, который может изменить рынок труда гораздо больше, чем считалось ранее.
Людям нужно ощущение безопасности, чтобы достаток, а основной доход и является безопасной экономической базой – новым фундаментом, с которым можно изменить нестабильное настоящее и построить надежное будущее. Нельзя сказать, что это панацея, однако это может решить самые большие проблемы.
Бедность не является сверхъестественным противником, не является им и вопиющее неравенство или угроза потери доходов из-за автоматизации. Это все просто выбор, и в любой момент можно сделать новый. На основании имеющихся доказательств можно сказать, что одним из таких выборов должен стать базовый доход.
Скотт Сантенс – один из основателей Economic Security Project, советник Universal Income Project, член-основатель Basic Income Action, член комитета США Basic Income Guarantee Network и основатель BIG Patreon Creator.
Оригинал публикации: Why we should all have a basic income
Перевод – Виталий Дубенский
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас