Война бизнесу Ахметова не помеха — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Война бизнесу Ахметова не помеха

Казна и Политика
1732
В Авдеевке – активизировались «грады», на Майдане – «Плыве кача», а в ЦУМе – играет веселая музыка. А что такого? Просто бизнес…
Третий год войны, договоренностей, перемирий, бесконечных людских потерь… И бизнеса, бизнеса, бизнеса. Печально известная Авдеевка на линии огня – промышленная зона скромного, непубличного человека, самого богатого украинца Рината Ахметова. Здешний коксохимический завод – основа его металлургической империи. ЦУМ – торгово-развлекательной, Киевэнерго – энергетической. И многое другое, всего около 100 предприятий из различных сфер экономики. Все это валюта, доходы, состояние. И тут же авдеевская «промзона» – военный объект, собирает свою черную дань человеческими жизнями. Зона – одна. Территории и миры – разные…
Богатый от войны не похудеет
50-летний Ринат Ахметов – украинский предприниматель, миллиардер, промышленник – в 2016 году опять самый богатый человек Украины. Война? Линия фронта? Остановка заводов? Гуманитарная катастрофа? Мелочи. Всего лишь 8% сокращения бизнес-империи СКМ (Систем Кэпитал Менеджмент ) в этом году – до $4,1 млрд.
Несмотря на то, что на компании СКМ “завязано” около 20% украинского ВВП (на 100 предприятиях группы работает 300 тысяч человек, то есть 3% от всех штатных работников в Украине), общая сумма налогов и сборов, которую в 2015 году уплатил СКМ, составила 32 млрд грн. – 5,5% от собранного в Украине. Однако компании Ахметова всегда в числе тех, кто наиболее добросовестно получает возмещение НДС.
Например, в октябре прошлого года Мариупольский меткомбинат им. Ильича был на втором месте по сумме возмещения (832 млн гривен) после конкурента Арселормиттал Кривой Рог (1 млрд гривен). Преимущество Ахметова перед другими украинскими бизнесменами в том, что его считают «хозяином» Донбасса. Хотя, как он там хозяйничает, можем видеть воочию.
Авдеевская промышленная зона, промзона, «промка»…
29 января из-за усиления обстрелов украинская Авдеевка осталась без воды, электричества и тепла в 20-градусные морозы. В течение нескольких дней в боях вокруг авдеевской промзоны погибли 8 украинских бойцов. Авдеевский коксохимический завод, крупнейшее в Европе коксохимическое предприятие, входящее в группу “Метинвест” Рината Ахметова (предприятие производит 23% украинского рынка валового кокса для выплавки стали, поставляет продукцию как на украинские предприятия, так и зарубежным компаниям) оказалось обесточенным. Руководство объявило о начале консервации оборудования.
С начала ведения боевых действий АКХЗ останавливался 13 раз. Предприятие неоднократно подвергалось массированному обстрелу. На его территории разорвалось более 320 снарядов, 9 работников погибли, более 50 человек получили ранения.
Сегодня из-за остановки «коксохима» останавливаются мариупольские предприятия Ахметова “Азовсталь”, завод имени Ильича и «Запорожсталь». Это все на территориях, подконтрольных Украине.
Но несмотря на это, самый богатый человек Украины зарабатывает свои миллионы даже тогда, когда в его родном Донбассе продолжается война.
«Вопрос коммуникаций (у Ахметова – Ред.) с той стороной, безусловно, есть. Там работают от «Метинвеста» предприятия. Тот же Енакиевский, Макеевский метзаводы. Собственно, они договариваются там. Чтобы они сегодня не говорили, но коммуникации есть. Думаю, что есть уплата так называемых «налогов» в так называемую «ДНР». Потому что, если бы не платили ничего, я думаю, им не позволили бы. У меня нет фактов подтверждения, но у меня есть логические размышления по этому поводу», –такое мнение высказал председатель Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский.
Возил, вожу и возить буду?
По одной из версий, нынешнее обострение военного противостояния в Авдеевке, кроме геополитических пасьянсов, странным образом совпало с торговой блокадой неподконтрольных Украине территорий на Донбассе. Ветераны АТО перекрыли железнодорожную ветку, через которую шли регулярные грузовые перевозки на оккупированные территории и оттуда – в общей сложности было заблокировано движение 12 грузовых поездов и более 700 вагонов.
Среди всего прочего заблокированная колея обеспечивала поставки угля на Счастьинскую ТЭС, которая вырабатывает электроэнергию для всей Луганской области.
Олигарх Ахметов добывает половину угля в Украине и владеет около 70% мощностей тепловых электростанции (ТЭС). Четыре из 7-ми «антрацитовых» ТЭС в Украине находится в его руках (Приднепровская, Луганская, Криворожская и Запорожская). Старобешевская принадлежит «Донбассэнерго» Игоря Гуменюка. Две электростанции (Старобешевская и Зуевская) находятся на неподконтрольной Киеву части Донбасса, и частично обеспечивают электроэнергией неоккупированные территории, еще две (Луганская и Углегорская) – в непосредственной близости к линии фронта.
Три года войны на территории, которая поставляет уголь для этих теплоэлектростанций. И за эти ТРИ года не переоборудовать котельные на другой тип угля и не диверсифицировать логистику?
В прошлом году представители энергетической компании Ахметова ДТЭК утверждали, что отечественные ТЭС нельзя переводить на газовый уголь, потому что есть угроза выхода их из строя. Сегодня ахметовские менеджеры снова продолжают старую песню на новый лад – без антрацита мы все умрем, а украинский восток превратится по меньшей мере в Антарктиду. На самом же деле Ахметов прямо не заинтересован в переводе принадлежащих ему ТЭС на газовый уголь, потому что является владельцем антрацитовых шахт в ОРДЛО и боится, что пропадет необходимость завозить антрацит с оккупированных территорий.
А теперь вспомним, как в конце апреля 2015 года по Киеву прокатились «шахтерские» акции протеста, которых он не видел 13 лет. Участники протестов требовали от правительства погашения долгов по заработной плате, а также увольнения тогдашнего министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина и повышения закупочной цены на уголь. Нужно отметить, что ДТЭК почти 100% добываемого угля использует для собственных нужд, но не может свободно устанавливать цену на него – это прерогатива правительства.
Экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко объяснил, что сегодня благодаря решению Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в энергетике и коммунальном хозяйстве (НКРЕКУ), весь уголь с оккупированных территорий поступает на украинские станции (ТЭС и ТЭЦ) не по его реальной цене, а по цене якобы из Роттердамского порта с перевалкой, фрахтом и железнодорожной доставкой до места назначения (так называемая формула «Роттердам+»). Поступает по «левым» документам различными окольными путями. Часть идет через Россию. Цена угля включается потом в стоимость электроэнергии и тепла, за которые украинцы сегодня платят астрономические суммы. Алексей Кучеренко подсчитал, что странная формула обходится населению Украины в 15 млрд грн в год, которые они платят в виде постоянно растущих тарифов на электроэнергию.
«Укрзализныця» тоже страдает от аппетитов олигарха. Ежегодно теряет около $2 млрд, из них 400 миллионов долларов на грузовых тарифах по номенклатуре грузов СКМ. Об этом заявил бывший заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер. По его словам, у СКМ есть свои люди во всех министерствах, а в УЗ компании подконтрольны целые подразделения.
Другими словами, Ахметов делает заложниками целую страну. И никто ему в этом не мешает. Все – в рамках закона, все договорено. В нынешних условиях функционирование бизнес-империи олигарха такое же гибридное, как и сама война. На «этой стороне» подкреплено валютой, налогами, «роттердамами», тарифами. На другой – оккупированными предприятиями, беспрепятственным проездом, провозом и наемными работниками-заложниками, которые не хотят эвакуироваться.
Странно, когда появилась необходимость приструнить Коломойского, это было сделано почти мгновенно, а господин Ахметов, как делал, так и делает, – и торгует, и выгодные формулы «продвигает», и тарифы повышает… Большая роскошь – спокойно делать деньги, даже когда гибнут люди. Особенно, когда ты знаешь, что тебе за это ничего не будет.
Оксана Полищук
P. S. На Майдане у торговок цветами сегодня была «хапатня». Они носились среди своего разноцветного товара оживленные и озабоченные – киевляне ведь пришли провести в последний путь военных, которые погибли во время обстрелов Авдеевки. «Я же вам сказала, все по 20 гривен!” – только и успевала отмахиваться от покупателей пышная продавщица. Больно было смотреть на эту возбужденную суету… Тьфу! Не стала покупать цветы. Пошла провожать ребят так…
По материалам:
Укрінформ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас