Что на практике даст украинцам детенизация экономики: плюсы и минусы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что на практике даст украинцам детенизация экономики: плюсы и минусы

Казна и Политика
1230
Вывод из “тени” украинской экономики может дополнительно пополнить государственный бюджет на 40-50 млрд грн. Для получения еще 20 млрд. грн. власти предстоит “приложить” невероятные усилия и ускорить реформы, подсчитал UBR.ua старший аналитик Forex Club Андрей Шевчишин.
Экономисты пытались оценить прогнозы, которые на днях выдал по детенизации председатель Государственной фискальной службы Роман Насиров: пообещал, что общие поступления в бюджет-2017 вырастут на 19,2% (или 99,5 млрд грн), и 2/3 этой суммы обеспечит именно выход экономики “из тени” — 70 млрд грн.
“Рассчитывать на столь щедрый подарок от теневого сектора экономики на сегодня, наверное, преждевременно. Но для длительной перспективы это не безнадежный план”, — уверен Шевчишин.
Таможня, акцизы, рента
Эксперты назвали несколько возможностей для увеличения поступлений в госбюджет.
Первая — принудительное повышение минимальных зарплат. По разным подсчетам, в частном секторе оно затронет 2,6 млн человек (в государственной сфере, которая здесь не учитывается, — еще 1,1 млн человек).
“Подсчитав отчисления по ЕСВ в 22%, получим, что поступления в госбюджет увеличатся на 385 грн в месяц с одного человека. В итоге это должно дать 12 млрд грн в год. Налог с доходов физических лиц даст еще до 10 млрд грн в год”, — подсчитал Шевчишин.
Другие обязательные платежи, привязанные к минимальной зарплате, должны дать казне 5-8 млрд грн в год. Так что совокупно реформа “3200” потенциально может принести до 30 млрд грн. Но это все-таки задача максимум, достигнуть которую можно при росте экономике и главное — сохранении легальных рабочих мест. Если людей начнут увольнять или переводить на “зарплаты в конвертах”, то ни на какие увеличенные бюджетные поступления рассчитывать не придется.
Хотя советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ назвал такой вариант вполне возможным. Поскольку более всего повышение минимальной зарплаты коснется торговли и мелкого бизнеса.
Наверняка можно быть уверенным в повышении зарплат до 3200 грн лишь государственным служащим и работникам госпредприятий.
“На той же Укрпочте, например, около 70% работников получали зарплату меньшую, чем новый минимальный уровень”, — отметил старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Второй источник детенизационных поступлений — Таможня. В 2016 г. она перевыполнила свой план по поступлениям вдвое: не на 8%, а на 16% — на дополнительные 18 млрд грн (до 235 млрд грн). Но этот передовой подъем был обеспечен не столько борьбой с контрабандой, сколько банальным ростом курса доллара. Компании больше платили за свои поставки в Украину из-за роста гривневых цен на свои товары.
“Ожидается, что в 2017 году Таможня перевыполнит план по поступлениях в бюджет на 10-15 млрд грн”, — сказал Андрей Шевчишин.
Третью возможность увеличения отчислений в бюджет должен обеспечить небольшой рост ВВП по итогам 2017-го — на в 2-3%. Развитие экономики будет стимулировать не только реальное увеличение производства, но и рост инфляции, считает Александр Жолудь. Она поможет прибавить к ВВП дополнительные 5-7 млрд грн.
Большие надежды чиновники возлагают на четвертое направление — деоффшоризацию. Никто, конечно, не верит в то, что украинский бизнес перестанет выводить капиталы в налоговые гавани, но все же ожидается, что в этом направлении будут постепенно сокращаться денежные потоки. В первую очередь, из-за ужесточения правил по трансфертному ценообразованию: расширен круг контрагентов, операции с которыми будут контролироваться, а также спектр информации, который будет анализироваться.
“Можно выделить такое новшество, как сравнение цен при операциях на основании форвардных контрактов с ценами на сопоставимые форварды и фьючерсы на дату заключения контракта. Ранее оценка велась по дате фактической поставки товара. Большинство из дополнений незначительные. Но привести к поступлению дополнительных сумм от детенизации операции могут”, — отметил партнер ЮФ “Pravovest” Денис Шкиптан.
Учитывая объем экспорта Украины в $35 млрд и занижение цен предприятиями этого направления, как минимум на 20-30%, потенциал роста ВВП мог бы составить еще $7-10 млрд.
“Это суммы, которые уходят из страны и оседают за границей, и которые видят наши западные партнеры. От этих сумм можно получить гораздо больше дополнительных поступлений, чем заявленные 70 млрд грн. Но для этого необходимо серьезно ущемить интересы крупных ФПГ, к чему действующая власть явно не готова”, — подчеркнул Алексей Кущ.
Он считает, что для выведения внешнеторговых операций из тени необходимо изменить регулирование налогообложения экспортеров и применить новые стимулирующие и административные механизмы.
“Возмещение НДС можно привязать к объему возвращаемой валютной выручки, а не к объему экспорта. Среди административных мер — запрет на продажу продукции через офшоры. Те нормы, что у нас уже прописаны по зонам с пониженной налоговой нагрузкой, не работают на 100%. В них оставлены лазейки по работе с низконалоговыми юрисдикциями. А применение механизма обычных цен простаивает из-за того, что он ущемляет ФПГ, которые представлены во власти лоббистами”, — уверен Кущ.
Налоги и цены
В теории рядовые украинцы должны тут же ощущать детенизацию в стране: должны расти социальные стандарты, финансирование армии, улучшаться дорожная инфраструктура. Но только у нас эти поступления уже учтены и даже потрачены до их появления в бюджете.
“Чтобы граждане почувствовали положительный эффект, эти поступления, должны быть внеплановыми. А они уже учтены на покрытие дефицитов бюджета или Пенсионного фонда. Потому ожидаемого эффекта не будет”, — заверил Александр Жолудь.
Рост социальных стандартов до уровня западных стран может обеспечить только реальная детенизация, а не ее мягкий вариант, как в Украине. Но такая детенизация принесет не только рост материального обеспечения бедным гражданам. Для бизнеса это будет означать рост нагрузки.
“При классической детенизации соцстандарты могут вырасти, как в западных странах. Для малообеспеченных, инвалидов, безработных и бездомных. Но не забывайте, что детенизация это нагрузка на работающих граждан и бизнес, которые должны по полной платить налоги. Такого, как сейчас — могу – плачу, не хочу и ухожу в тень — не будет”, — заметил президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
Полная уплата всех налогов при настоящей детенизации вызовет еще один эффект — рост цен. Сперва подорожают импортные товары, поставщики которых законно уплатят все таможенные сборы. А за ним потянутся и местные производители. И не потому, что захотят подтянуть цену продукции к импортным аналогам, а потому что переложат в цену продукции еще и свои налоги.
“Из-за высоких налогов и цен экономить придется на всем. И если двукратный рост цены, например, контрабандного телефона, можно пережить, то с остальным может быть сложнее. В цене вырастут и жизненно важные товары. Такие, например, как бензин или дизельное топливо”, — отметил Охрименко.
Также при полной детенизации почти все средства, находящиеся на руках бизнеса и граждан (как уже задекларированные, так и пока утаиваемые), будут переведены в банки. Налогообложение дохода по ним даст реальные поступления в бюджет (только депутаты задекларировали 12 млрд. грн.), а ставки по депозитам точно упадут. Если граждане принесут в банковскую систему те $30-50 млрд, наличие которых им приписывают аналитики.
“Средства, которые осенью задекларировали чиновники, не надо дополнительно облагать налогами. Достаточно предпринять шаги, чтобы эти деньги занесли в банки. Это будет первым шагом реальной детенизации”, — резюмировал Алексей Кущ.
Вита Филонич
По материалам:
УБР
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас