Почему переход на 6-часовой рабочий день — хорошо для бизнеса: опыт шведских предпринимателей
В украинском Facebook в последнее время стало модно ругать государство за изобилие выходных. Якобы во времена кризиса работать нужно до потери сознания — поднимать экономику, сажая зрение и покрываясь сединой. При этом многие забывают, что в современной украинской корпоративной культуре переработки сверх положенных восьми часов — дело обычное, а многие подрабатывают еще и на выходных.
Вместе с тем, в Швеции заметна тенденция к сокращению рабочего дня. Не только потому, что в благополучной стране можно себе позволить тунеядство — просто так эффективнее. Журналист Fast Exit пообщалась с местными компаниями и выяснила, какие за и против есть у перехода на 6-часовой рабочий день.
В Швеции на государственной уровне провели эксперимент: в течение двух лет сотрудники муниципального дома для престарелых в Гетеборге работали по шесть часов в день вместо восьми. Как результат они стали реже ходить на больничные, эффективнее выполнять свои обязанности и в целом стали счастливее и здоровее. Правда, пришлось нанять больше сиделок, чтобы покрыть высвободившиеся часы, из-за чего затраты на персонал выросли более чем на 1 млн евро. Поэтому эксперимент признали неудачным для государственных учреждений.
Вместе с тем для небольших IT-компаний такой режим стал находкой. В стартапе Brath, основанном в Стокгольме в 2012 году, с самого начала был 6-часовой рабочий день. По мнению руководства, короткий день сделал бизнес более успешным, чем он мог бы быть при стандартном 8-часовом режиме. Частично потому, что 6-часовым рабочим днем они могут заманить топовых сотрудников, частично, благодаря этому сотрудники потом чувствуют себя счастливее на работе.
«У наших людей есть время на отдых и вещи, которые делают их счастливее по жизни. Например, возможность готовить вкусную еду, проводить больше времени с семьей и друзьями, заниматься спортом. И это приносит компании дивиденды в виде счастливых и отдохнувших сотрудников, готовых к работе», — рассказала СЕО стартапа Мария Брат.
В большинстве компаний сотрудники на самом деле и так не работают полных восемь часов, даже если задерживаются на рабочем месте. «Наша работа состоит в том, чтобы решать проблемы креативно и мы не думаем, что это реально делать дольше шести часов подряд. Так что мы успеваем за шесть часов столько же — или даже больше — сколько наши конкуренты за восемь часов», — уверяет она.
Еще одна компания в Стокгольме — гейм-студия Filimundus — перешла на 6-часовой рабочий день в 2014 году. Руководство компании обратило внимание на характерные изменения, которые произошли с разными типами сотрудников. «Мы обнаружили, что у некоторых, в частности, у художников, продуктивность снизилась. А у программистов, наоборот, выросла. Так что по расходам все сбалансировано. Прибыль осталась, позитивный эффект увеличился», — рассказал СЕО компании Линус Фельдт.
Последние шесть месяцев в Filimundus также тестировали 7-часовой рабочий день, чтобы замерять влияние рабочего времени на продуктивность художников. Но по итогам этого эксперимента руководство все-таки склоняется к тому, чтобы вернуться на 6-часовой график. «Пока мы видим, что позитивный эффект от 7-часового графика стремится к нулю. Гораздо больше на бизнес повлиял переход с 8- на 6-часовой день», — отмечает Фельдт.
СЕО Brath, в свою очередь, уверена, что 6-часовой рабочий день хорош для специалистов любой сферы. «Я думаю, это справедливо для всех профессий — просто это можно по-разному приспособить. Например, вместо почасовой оплаты брать плату за сервис и затем приложить все усилия к тому, чтобы работать «экономнее», тогда будут довольны оба: и сотрудник, и работодатель. Нельзя продолжать работать так же, как при часовой оплате — приходится быть изобретательнее», — говорит Мария.
Дому престарелых в Гетеборге пришлось нанять больше сиделок, чтобы покрыть освободившиеся часы. Из-за этого расходы на персонал возросли на 22%. Из них 10% компенсировалось за счет того, что некоторые новые сиделки пришли из числа безработных, и правительству больше не нужно было выплачивать им пособие, а заодно оно получило больше налогов.
И хотя реструктурировать рабочий день для сиделок (и других похожих профессий) может быть сложнее, чем в случае с программистами и дизайнерами, Фельдт считает, что это целесообразно. В особенности учитывая, что сиделки, профессия которых, вероятно, более стрессовая, нуждаются в укороченном рабочем дне сильнее других специалистов.
«Я думаю, даже в госсегменте можно так все построить. Да, придется нанять больше людей, зато это принесет и больше налогов в казну, при этом улучшив сервис для пациентов и предложив больше рабочих мест», — считает он.
«Конечно, для большинства владельцев бизнесов это противоречивый подход, ведь они привыкли делать все возможное, чтобы максимизировать количество выполняемой работы и минимизировать при этом количество затрачиваемых ресурсов. Думаю, многие из них с радостью вернули бы те времена, когда рабочий день был 10-, а то и 12-часовым», — говорит Фельдт.
В этом году еще четыре маленьких городка в Швеции планируют запустить эксперимент с 6-часовым рабочим днем для госслужащих. Фельдт надеется, что их примеру последуют и частные компании, а также правительства других стран.
Майя Яровая
По материалам: Ain.Ua
Поделиться новостью