В России заканчиваются деньги на войну. Или это так кажется? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

В России заканчиваются деньги на войну. Или это так кажется?

Мир
1842
Есть хорошие новости для Украины: в бюджете РФ на ближайшие три года запланировано сокращение военных расходов. Но закончится ли от этого война – вот главный вопрос.
Российский военный угар не стихает, но уже очевидно, что воевать не за что. Госдума приняла жесткий бюджет за последние годы – расходы сокращаются практически на все программы. Главная хорошая новость – сокращение расходов на оборону – с нынешних 4,7% ВВП до 2,8% в 2019 году. Но при этом в новом бюджете сохраняется беспрецедентно большая статья «секретных расходов». То есть, в обстановке, когда за российскими затратами и влиянием санкций на экономику РФ внимательно следят и внутри страны, и извне, цифры бюджета могут быть просто «нарисованы» для галочки. А в случае необходимости – радикально откорректированы.
Российское бюджетирование: забегая вперед
Госдума приняла в первом чтении проект бюджета на ближайшие три года – 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы. Судя из основных параметров нового бюджета, российская экономика хоть и держится на ногах, и как признают российские экономисты, в любой момент может упасть на колени. Причиной тому – санкции и низкие цены на нефть.
В этот раз бюджет подготовили опять на три года, а не на один, как в прошлом году (исключительный случай – Авт.). Но это не означает, что дела пошли в гору. «Бюджет жесткий и соответствует новым экономическим реалиям», – сказал, представляя документ в Госдуме, глава Минфина РФ Антон Силуанов. Он отметил, что документ можно считать «прогнозируемым», «надежным» и даже «способствующим росту». В основу бюджетных расчетов россияне заложили консервативную оценку цены на нефть в 2017 году в $40 за баррель. Но чиновники не исключают и краткосрочное падение цен – до $15-20 за баррель.
Поскольку кроме нефти и газа, других серьезных источников пополнения российской казны не наблюдается, то прогноз российского Минэкономразвития по росту ВВП в 2017 году на уровне 0,6%, а в 2019 году – до 2,1%, может так и остаться только на бумаге. По мнению председателя Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой, запланированные темпы роста ВВП могут быть не достигнуты ввиду низких доходов населения и недостатка оборотных средств предприятий.
По большому счету весь бюджет сформирован с учетом десятипроцентного сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на 2016 год. Приоритетными статьями расходов по-прежнему остаются общегосударственные нужды, оборона, безопасность и правоохранительная деятельность. Хотя доля расходов на оборону в отношении к ВВП официально будет снижаться. При этом в новом бюджете доля секретных расходов составляет 17,1%. Чиновники утверждают, что большинство из них не касается обороны и безопасности. Но почему они, в таком случае, секретные – не понятно.
В России заканчиваются деньги на войну. Или это так кажется?
Расходы по разделу бюджета «социальная политика», наоборот, будут увеличены, но финансирование конкретных приоритетных направлений и программ в области образования, здравоохранения и культуры продолжат планомерно сокращать (см. «Расходы на приоритетные проекты»). Депутаты из числа тех, кто не поддержал проект в первом чтении (а таких, как для российской Думы сенсационно много – аж 100!) считают, что такой подход грозит стране катастрофой.
В России заканчиваются деньги на войну. Или это так кажется?
Включены ручные режимы
Интересная особенность российского бюджета – наличие так называемых условно утвержденных расходов (часть средств, не распределенных по конкретным направлениям, фактически зарезервированных). У российского правительства есть право оставлять в бюджете резервируются не менее 2,5% общих расходов бюджета на следующий год и не менее 5% общего объема расходов бюджета на второй год планового периода. Эти затраты впоследствии редактируются Госдумой.
К тому же проект бюджета предусматривает подобные резервы для президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева, и предоставляет им право на распределение этих резервов в приоритетные проекты. Резервирование осуществляется по разделу «Общегосударственные вопросы» и составляет в 2017 году 127 млрд руб., в 2018 году – 128,1 млрд руб. и в 2019-м – 131,5 млрд руб. Эти деньги можно направить на «финансовое обеспечение непредвиденных расходов по решениям президента и правительства», говорится в документах Минфина.
Другими словами, у первых лиц России остается куча возможностей для продолжения финансирования своих планов, вопреки всяким бюджетам. А снижение воинственности с их стороны, к сожалению, пока не наблюдается.
Оксана Полищук
По материалам:
Укрінформ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас