Ощадбанк готовят к приватизации
ЕБРР подпишет с Ощадбанком и Кабмином меморандум с четким указанием обязанностей сторон по подготовке госбанка к приватизации. Ведь через полтора года не менее 20% акций Ощадбанка должны быть проданы, возможно, самому ЕБРР. Реалистичность этого срока вызывает вопросы у экспертов, ведь власть даже вовремя не обновила набсовета госбанка.
Пошаговая инструкция
Планы продать миноритарные доли в госбанках правительство задекларировало еще в начале года. В ходе заседания Кабмина 11 февраля были приняты «Основы стратегического реформирования государственного банковского сектора» до 2025 года. Но только сейчас власть переходит к конкретным действиям.
В февральской стратегии прописывалась частичная приватизация Ощадбанка и Укрэксимбанка до середины 2018 года: не менее 20% должен купить на прозрачном конкурсе «квалифицированный инвестор или международная финансовая организация», например, ЕБРР, IFC или Немецкая компания по инвестициям и развитию (DEG). Решение о мажоритарной (свыше 50% акций) или полной приватизации (оставшиеся 80%) планируется принять до конца 2020 года.
Эти «Основы» не были одобрены ни постановлением, ни распоряжением – Кабмин лишь заслушал доклад Минфина, поддержав его «на словах». После чего власть обратилась в ЕБРР за помощью в коммерциализации Ощадбанка. С этой целью был подготовлен проект Меморандума понимания между правительством Украины, Ощадбанком и Европейским банком реконструкции и развития относительно поддержки реформы Ощадбанка и его подготовки к приватизации. В Ощадбанке сказали, что меморандум, возможно, подпишут уже в ноябре.
В тексте проекта меморандума, с которым ознакомился FinClub, указано, что «ЕБРР рассмотрит в будущем покупку миноритарного пакета акций банка путем вхождения в капитал через покупку акций дополнительной эмиссии в рамках процесса предварительной приватизации». Речь идет о продаже при участии «уважаемых независимых инвестиционных советников» на конкурсе «минимум 20% акций» Ощадбанка «уважаемому постороннему инвестору». Советников для дальнейшей приватизации найдут до конца 2020 года, а продадут банк – до 2022.
Обязательства сторон
Правительство пообещает «обеспечить прозрачный международный отбор для назначения нового набсовета Ощадбанка с большинством независимых членов не позже I полугодия 2017 года в соответствии с процессами и критериями, согласованными с МФО». Кабмин не должен будет предоставлять Ощадбанку новые преференции в сравнении с частными банками, кроме программ, которые уже действуют, и обслуживания субъектов, которые вовлечены в вопросы национальной обороны или работают в особенный период (военные действия).
Для проведения приватизации госбанка потребуется изменить законодательство. Власть обязана «постоянно поддерживать капитализацию Ощадбанка в пределах минимальных пруденциальных требований к адекватности капитала» и поддерживать регуляторные правила, которые позволят «эффективно урегулировать проблемные кредиты в балансе Ощадбанка и других госбанков».
Усилия ЕБРР по трансформации Ощадбанка будут включать помощь в развитии кредитования микро-, малого и среднего бизнеса (ММСБ), централизации и оптимизации, улучшении риск-менеджмента и комплаенса. ЕБРР частично оплатит техническую помощь консультантов, а также предоставит финансирование международной торговли, ММСБ и программ энергоэффективности. Например, совет директоров ЕБРР 4 октября уже предоставил госбанку торговое финансирование на 50 млн евро.
При этом ЕБРР не берет на себя обязательств по покупке доли: учреждение лишь обещает в 2018 году оценить прогресс в подготовке к приватизации и «рассмотреть вопрос покупки миноритарного пакета акций». Это произойдет, только если Ощадбанк достигнет предварительно согласованных целевых показателей и только «при наличии четких письменных обязательств правительства полностью приватизировать Ощадбанк».
Ощадбанк должен будет обеспечить финансирование нового набсовета и его комитетов – начиная от зарплаты директоров до обеспечения материально-технических и процедурных условий работы. Банк должен софинансировать работу консультантов по программе технической помощи, осуществлять прозрачный отбор ключевых кадров и развивать кредитование ММСБ.
Режим секретности
В пресс-службе Министерства финансов за три недели не смогли ответить на запрос FinClub, планируется ли подписание аналогичных меморандумов по Ощадбанку с другими МФО, а также будут ли привлекаться «помощники» для приватизации Укрэксимбанка. По информации FinClub, меморандум ЕБРР с Ощадбанком будет подписан первым, поскольку он наиболее проработан, а привлечение других советников, в том числе для Укрэксимбанка, находится на «черновом» этапе.
Также в Минфине не смогли сообщить сроки включения в набсоветы госбанков независимых членов и сумму потребности Ощадбанка в докапитализации в 2017 году. В начале 2016-го Кабмин увеличил уставный капитал Ощадбанка на 5 млрд грн (до 35,1 млрд грн), Укрэксимбанка – на 9,32 млрд грн (до 31 млрд грн). Для выполнения результатов стресс-тестов 2015 года госбанкам якобы еще нужен капитал на 3,46 млрд и 3 млрд грн соответственно. Эти оценки не учитывали потребность в капитале после дорезервирования согласно постановлению № 351.
ЕБРР оставил без ответа запрос FinClub касательно делегирования своего представителя в набсовет Ощадбанка, объемов финансирования госбанка, программы трансформации банка и размера интересующего их миноритарного пакета. «Об этих вещах можно будет говорить только после подписания меморандума. Мы планируем мероприятие для прессы, где будет возможность задать эти вопросы», – заявил старший советник ЕБРР Антон Усов.
Такую же позицию занял и Ощадбанк, который заявил, что не комментирует сотрудничество с ЕБРР до подписания меморандума. Хотя в различных интервью глава правления Ощадбанка Андрей Пышный охотно комментировал тему будущей продажи. «Приватизация 20% пакета акций банка и переход в Фонд гарантирования – связанные вещи, – говорил LB.ua Андрей Пышный. – В 2017 году государство должно объявить, в каком временном графике и согласно каким условиям произойдет переход банка в систему гарантирования вкладов». ЕБРР рассматривается Ощадбанком «в качестве приоритетного инвестора в ходе приватизации 20%».
Банк в процессе переговоров с ЕБРР определил план дальнейшей трансформации и дорожную карту развития, которая устанавливает четкие показатели эффективности и параметры работы до 2022 года. «Например, войти в топ-5 по обслуживанию ММСБ в 2018 году. Программа определяет, какая у Ощада должна быть целевая структура кредитного портфеля, какой удельный вес госсектора, рентабельность капитала и активов, – заявил он в интервью Лига.net. – Мы максимально сконцентрировали усилия на работе с ЕБРР, потому как уверены, что стандарты и программы, которые за два года мы вместе внедрим и реализуем, сделают банк привлекательным для большого круга потенциальных инвесторов. Это значительно увеличит стоимость акций».
Сбой программы
Минфин в начале года пообещал разработать порядок избрания по семь членов набсоветов госбанков и механизм оплаты их труда на рыночных принципах, а также выбрать «всемирно известную компанию по подбору персонала» для отбора кандидатов в набсоветы из числа украинцев и иностранцев. «Эта компания предоставит до конца июня 2016 года перечень кандидатов (не меньше 42), из которых конкурсный комитет, сформированный поровну президентом и правительством, выберет новых независимых членов набсоветов системных госбанков до конца июля 2016 года», – говорится в февральской стратегии.
Но эти сроки были сорваны, поэтому в меморандуме отмечается, что международный отбор для назначения нового набсовета Ощадбанка с большинством независимых членов планируется уже не позже I полугодия 2017 года. ЕБРР собирается участвовать в номинации независимых директоров в набсовет Ощадбанка. «Есть задержки с выполнением стартовых условий по реформе корпоративного управления – формирование независимого наблюдательного совета. Парламент уже несколько месяцев не может проголосовать изменения в законодательство, чтобы запустить этот процесс. Согласно последней программе МВФ, график для принятия этих изменений парламентом был пересмотрен, но и новый срок «до конца октября» уже нарушен», – говорит FinClub старший аналитик Dragon Capital Анастасия Туюкова.
Сейчас в набсовете Ощадбанка и Укрэксимбанка работает по десять членов, назначенных правительством и президентом с 2014 по 2016 год: в частности, представители Кабмина, Минюста, Минфина, фирм «БДО», «Аскел Партнерс», «Дентонс Юроп», даже экс-представители Нацбанка.
«Старый менеджмент не будет очень рад переменам, каждый новый член набсовета – это головная боль, даже если он не «независимый». Вводить в курс дела людей со стороны и добиваться слаженной работы набсовета – это очень непросто даже в коммерческой структуре», – объясняет член исполнительного комитета Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
В 2016 году государство также должно было настроить контроль за процессом разгосударствления банков, а также подать в Раду поправки в законодательство. До конца мая Минфин при технической помощи МВФ должен был провести оценку департамента финансовой политики и определить меры, внедрение которых до конца сентября обеспечило бы эффективное управление госбанками. До конца июля должны были появиться рамочные соглашения между Минфином и системными госбанками. До конца 2016 года Минфин должен завершить и подать в Кабмин анализ перевода Ощадбанка на общую систему гарантирования вкладов суммой до 200 тыс. грн.
Неизбежность процесса
Приватизация госбанков позволит дисциплинировать менеджмент госбанков, увеличит рыночную стоимость и привлечет частные инвестиции в госбанки, считают эксперты. «Пока в Украине были «диктаторские» режимы, госбанки с ними уживались неплохо: их контролировали спецслужбы, наказывали за плохое поведение. Когда периодичность смены власти возросла, госбанки стали работать хуже, более того, появилась тенденция, что без докапитализации они сами справиться с кризисом не могут, и превратились в бремя для страны», – считает Виталий Шапран. Непокрытый убыток Ощадбанка на 30 сентября 2016-го составил 22 млрд грн, Укрэксимбанка – 26 млрд грн.
Интерес МФО к госбанкам появится, когда они увидят необратимые процессы в реформировании корпоративного управления и превращения госбанков из государственных институций в коммерческие учреждения. «Основной целью привлечения миноритарного акционера должно стать улучшение качества принимаемых банком бизнес-решений. Также это поможет несколько сэкономить средства Минфина на будущую докапитализацию банка», – считает руководитель аналитического департамента ИК Concorde Capital Александр Паращий.
Планы продать 20% уже через полтора года эксперты считают оптимистичными. «Нет ничего невозможного. Главное – обсудить возможность собственника миноритарного пакета влиять на бизнес и стратегические решения в Ощадбанке, ведь наше законодательство дает очень мало возможностей для влияния миноритарному акционеру», – говорит Александр Паращий. Но времени на подготовку сделки может не хватить. «Приватизация госбанков до середины 2018 года выглядит мало реалистичной. Чтобы успеть привлечь нового акционера в этот срок, банк должен соответствовать требованиям ЕБРР уже к декабрю 2017-го. А 12-18 месяцев на имплементацию плана реформирования госбанка – это очень короткий срок», – считает Анастасия Туюкова.
Срок и объем дальнейшей приватизации зависят от роли этих учреждений в экономике. «Идея полномасштабной приватизации (в 2022 году. – ред.) должна согласовываться с видением роли этих банков в стратегических планах правительства. Ведь госбанки могут выполнять очень важную антикризисную роль в тяжелые времена, когда сильно сокращается кредитование коммерческими банками. В такой ситуации госбанки могли бы поддержать экономику. Но если такой задачи перед ними никто не ставит, и к тому же есть риск использования их баланса в коррупционных целях, то лучше такие риски нивелировать», – говорит Александр Паращий. И не обязательно государству полностью выходить из капитала. «Я бы предложил модель ВТБ. Когда продается до 40% акций портфельным инвесторам, и на фондовом рынке – не обязательно украинском, можно и в форме депозитарных расписок», – говорит Виталий Шапран.
Садовничий Вячеслав
По материалам: Фінансовий клуб
Поделиться новостью