Билетная мафия отправила в нокаут реформу "Укрзализныци"
Несмотря на заявления главы «Укрзализныци» о победе над билетной мафией, уехать в столицу из Западной Украины в конце школьных каникул невозможно. Журналисты убедились: билетов нет, зато у посредников — любые, но с доплатой. А перекупщики изобрели новую схему: кассиры блокируют им билеты в системе, а прибыль делят пополам.
Оставили бреши в брони
Еще в конце сентября «Укрзализныця» изменила систему бронирования билетов, исключив четыре вида брони (для руководителей и служащих компании, госучреждений, турагентств). «В свободную продажу переведено около 3,9 тыс. мест ежесуточно», — сказал тогда глава «УЗ» Войцех Балчун. Спустя месяц в регионах жалуются: купить билет в столицу так же сложно, как и раньше.
«Из Закарпатья выбраться в пятницу-воскресенье в Киев невозможно. Ни на «Интерсити», ни на обычные поезда билетов нет», — жалуется киевлянка Анна Глушко. Также не может выехать домой и семья Кравченко с двумя детьми-школьниками. Тем временем у посредников все есть. «Вы сбрасываете на карту 30 грн (билеты мы не выкупаем, а только бронируем). Я передаю информацию в резервную кассу, и человек ищет билет. 70 грн оплачиваете после того, как самостоятельно его выкупите по электронному номеру», — объясняет условия сделки посредник Ольга. Другой скупщик предлагает услуги даже без предоплаты. «Мои услуги стоят 70 грн, что-то вам придумаем. Или бронь «вытащим», или поймаем из того, что сдают люди», — успокоил Александр.
Как обходят запрет
Эксперты говорят: несмотря на урезание брони, недобросовестные сотрудники «УЗ» могли оставить лазейки для себя. «Эта схема позволяла людям отмывать сотни миллионов. Я не думаю, что там изобрели что-то новое. Все строится на пробелах системы покупки билетов», — считает советник министра инфраструктуры Александр Кава.
Проводники рассказывают: время, когда скупщики ходили с пачками билетов, уже в прошлом. Теперь их дорожка к кассам протоптана c другой стороны. «Они договариваются с кассирами. По их просьбе те блокируют 10–15 билетов на тот же Львов — Киев. Потом на вокзале предлагают пассажирам билет по двойной цене, а прибыль делят пополам. И не факт, что об этом не в курсе начальник вокзала. Самые прибыльные направления — на запад. Когда было тепло, наживались на тех, кто едет на море», — говорит проводник Владимир.
Александр Кава ставит его слова под сомнение: «Кассиры не могут придерживать билеты. Они заходят в систему и выбивают из нее билет – он именной, и тут много зависит от добросовестности самих проводников».
Проблему признают и в «УЗ». «Перекупщики активны, но часто бывают фальшивые билеты, распечатанные на принтере, плюс случаи, когда их несколько на одно место. Отчасти это связано с отсутствием транспортной полиции. Раньше она пресекала работу таких «продавцов», — говорит пресс-секретарь Приднепровской железной дороги Ирина Козлова.
Вместо касс автоматы
Транспортные эксперты считают, что в существующих условиях избежать манипуляций при продаже билетов практически невозможно. «Лазейки в виде человеческого фактора будут всегда. Оптимальный выход из этой ситуации — усовершенствование электронной системы закупки билетов через интернет или с помощью специализированных автоматов. На вокзале возле кассира можно ставить автомат, куда вводишь данные и получаешь билет. Вводить или не вводить такие изменения — нужно просчитать, в том числе и социальный фактор, куда деть тех же кассиров, которые сейчас работают?» — пояснил директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.
Ярослав Маркин
По материалам: Вісті
Поделиться новостью