О рекордных урожаях, или Почему у нас плохо, даже когда хорошо? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

О рекордных урожаях, или Почему у нас плохо, даже когда хорошо?

Аграрный рынок
1052
Госкомстат Украины, согласно пословице, пересчитал по осени «цыплят» и сообщил следующее: производство мяса выросло в 2016 году на 0,3% по сравнению с годом предыдущим. А по сравнению с 2013 г. – на все 4%. Несколько сократилось производство молока и яиц, но это не потому, что коровы перестали доиться, а куры – нестись, а потому что Украинцы не успевают выпить и съесть все, что предлагает этот рынок.
Украинцы вместо єтого «налегают» на картофель, которого в этом году собрано на 31% больше. Но и это мелочь по сравнению с сахарной свеклой, которой в этом году больше на 54%, а также с бобовыми и зернобобовыми, которых собрано на 63% больше. В среднем же овощей в уходящем году собрано на 3,4% больше. Итак, будем при сахаре, мясе птицы, производство которых активно наращивают, и витаминах.
Все так, но не совсем.
Томатный коллапс
На юге Украины аграрии хватаются за головы: рекордно высокий урожай помидоров, а также картофеля, кабачков и баклажанов их совсем не радует. Летом, в разгар сезона, себестоимость килограмма томатов составляла 4 гривны, но перекупщики давали фермерам всего 1 гривну 20 копеек. При такой цене невыгодно даже тратить топливо и амортизировать технику, чтобы собрать урожай. Проще перепахать поле вместе со всем, что на нем выросло. Или скармливать овощи скоту.
Выходов из сложившейся ситуации могло бы быть два. Первый – не продавать продукцию сразу, а хранить ее до зимы. Второй – выйти на внешние рынки сбыта. Но дело в том, что в Украине отсутствуют крупные специализированные аграрные склады, которые позволили бы сохранить овощи свежими. Что же касается фермерских теплиц, то отапливать их зимой газом по нынешним тарифам равнозначно банкротству. Таким образом, украинские аграрии, как и в позапрошлом веке, работают с продукцией не круглый год, а только с весны по осень, а уже зимой на рынок Украины выходят поставщики из Турции, Испании и Греции.
Понятно, что зимний период для стран с теплым климатом самый благодатный – они не зависят от цены на газ. К тому же импортные продукты на украинском рынке прижились благодаря своим конкурентоспособным расценкам. Кроме этого, жители небольших городов и поселков Украины предпочитают выращивать овощи для «борщевого набора» на личных приусадебных участках. Итак, в выигрышном положении в Украине – только яблоки и лук – эти товары обращаются на внутреннем рынке, путешествуя с юга в западные регионы Украины.
Вот так и получается, что, собрав богатый урожай, мы скорее пустим его на перегной, чем научимся сохранять свежим или перерабатывать. А в конце осени или в начале зимы на наш рынок зайдет Турция или Испания, и именно их экономику мы будем обогащать и развивать. Однако целесообразно поинтересоваться, каковы наши собственные позиции как экспортера?
Пробиться в Европу
Если говорить о сельскохозяйственной продукции, которая идет за границу, то в течение первых месяцев 2016 главное место в структуре экспорта занимала кукуруза. Ее доля составила 13% всего экспорта Украины. Главными покупателями украинской кукурузы были Китай, Испания и Нидерланды. Кукуруза прежде всего обеспечила и рост экспорта Украины в страны ЕС.
Еще один украинский товар, который охотно покупают в ЕС, – это подсолнечное масло. Этот товар занимает второе место в топ-5 экспортных позиций Украины. В общей структуре экспорта Украины доля подсолнечного масла составляет около 11%. При этом традиционно очень много подсолнечного масла в Украине покупает Индия, но этим продуктом также интересовались Нидерланды и Испания.
В топ-5 входит и пшеница, хотя на ее долю приходится лишь около 4,4% всего украинского агроэкспорта, но именно пшеницы ЕС у нас много не покупает. Поэтому этот товар идет в Египет, который и раньше активно покупал нашу пшеницу, но теперь добавились еще два новых больших покупателя – Таиланд и Бангладеш.
Кроме зерна и подсолнечного масла, Украина делает также ставку на экспорт железной руды и полуфабрикатов из стали.
Однако вернемся к аграриям и их проблем. После потери российского сегмента сбыта единственная альтернатива для украинских производителей – продвигать свой товар на другие внешние рынки. Это сложно, потому что ниши давно заняты, однако лучшего решения просто не существует. Что должно делать в данном случае государство, чтобы помочь аграриям? Прежде всего добиваться увеличения квот на экспорт из Украины.
Подписанное Украиной Соглашение об ассоциации с ЕС дает нашим производителям некоторую надежду, но не слишком значительную. По словам еврокомиссара по вопросам торговли Сесилии Мальмстрем, за рубежом интерес в первую очередь вызывает украинское зерно, мед и томаты. Ассоциация «Украинский клуб аграрного бизнеса» расширяет этот перечень, отмечая, что по состоянию на конец сентября текущего года полностью были использованы квоты на беспошлинный экспорт продукции в ЕС по девяти группам сельхозтоваров. Это (кроме зерна, меда и томатов) кукуруза, сахар, солод, крупы и мука, а также виноградный и яблочный соки.
Одновременно с этим украинские аграрии уже успели пожаловаться на тот факт, что выделенные для них Евросоюзом квоты – ничтожно малы и имеют скорее символический характер. Решение данной проблемы – за государством, ведь в долгосрочной перспективе Украине стоит отказаться от ставки на собственные сырьевые рынки. Это делает ее слишком слабой и зависимой от уровня наполненности этих рынков и спроса на товар, который они представляют.
Что еще не сделано?
Однако дело не только в квотах. Обвинять в наших проблемах Евросоюз, полноправным членом которого мы пока не стали, – самое последнее дело. Большая «персональная» проблема Украины – в отсутствии инфраструктуры для хранения собранных урожаев и полноценной перерабатывающей промышленности. Последнюю не развивают из-за того, что чиновники не привыкли закладывать в свои решения перспективу на завтра.
Между тем страны, которые делают ставку именно на свои недра или поля, отсутствуют в списке развитых стран мира. Украина пока отстает, так же, как это делает Россия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Гана, Венесуэла и Бразилия. Преодолеть сырьевую зависимость можно только одним-единственным способом – дать толчок собственной перерабатывающей промышленности. Таким путем пошли после окончания Второй мировой войны Германия, Япония, Южная Корея, Израиль. Этот же опыт имели и Соединенные Штаты после окончания войны за независимость.
Развитие перерабатывающей промышленности – это не только повышение собственной котировки на мировой арене, это еще и значительно больший доход, связанный с тем, что себестоимость готовой продукции всегда выше цены сырья, из которого она изготовлена. Однако предпринимательская инициатива в Украине если еще не убита совсем, то умирает. Бесконечные разрешительные документы, непомерно высокий налог на землю, грабительская политика НБУ по кредитованию малого и среднего бизнеса, уничтожение банков, где хранились средства предпринимателей, – вот те факторы, которые отнюдь не способствуют выходу украинских аграриев на внешние рынки.
Как видим, «внутри» любая попытка вырваться из сырьевой ловушки, в которой глубоко засела Украины, подавляется, но и «извне» помощь (хотя бы в виде расширения евросоюзовских квот) не поступает также. Топовым чиновникам проще заниматься перераспределением еще не распределенного в этой стране, чем работать на ее перспективу. С такими реалиями нас не спасут никакие урожаи. Их все равно не хватит, чтобы перекрыть ту огромную пропасть, которую представляет собой экономика Украины.
Михаил Поживанов
По материалам:
Главком
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас