«Прежде всего люди, а уже потом деньги». Что стоит за сенсационным выступлением украинцев на Паралимпиаде — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

«Прежде всего люди, а уже потом деньги». Что стоит за сенсационным выступлением украинцев на Паралимпиаде

Мир
1003
Украинская паралимпийская сборная торжествует на летних Играх в Рио. Наша команда уже превзошла достижения предыдущей Паралимпиады в Лондоне, завоевав в Рио 117 медалей, 41 из которых высшей пробы. Это позволило Украине войти в первую тройку сильнейших стран в общем зачете.
Несмотря на войну, экономические трудности, текущий непростой курс валют, спортсмены с инвалидностью выступали на самых престижных соревнованиях четырехлетия гораздо успешнее отечественных атлетов, которые месяц назад представляли страну на Олимпиаде в Бразилии.
В чем же причина выдающихся успехов украинских спортсменов-паралимпийцев на фоне поражений наших олимпийцев?
Мотивация
Парадокс: несмотря на меньшее финансирование, спортсмены с инвалидностью значительно успешнее на мировой арене чем физически здоровые отечественные спортсмены. Громче об этом заговорили зимой 2010 года, после зимних Олимпийских игр в Ванкувере, где наша команда впервые в истории не получила ни одной медали. При этом паралимпийская сборная через две недели завоевала на этих соревнованиях 19 наград, 5 из которых – золотые. Тогдашний министр молодежи и спорта Украины Юрий Павленко озвучивал интересные цифры: на заключительный этап подготовки к Играм в Ванкувере в 2009-2010 годах олимпийская сборная Украины получила 26 млн 867 тыс. гривен, паралимпийская – 6 млн 77 тыс.
Спортсмены с инвалидностью, многие из которых пришли в паралимпийский спорт после травм, имеют иную мотивацию к занятиям спортом, чем традиционные спортсмены. Очень часто спорт становится смыслом жизни, психологической разрядкой для людей, которых постиг несчастный случай, ограничил в движении или лишил зрения.
«В Украине не созданы условия не только для занятий спортом для людей с ограниченными возможностями, а также просто для нормальной жизни. Попробуйте просто выехать на улицу на инвалидной коляске – поймете», – объясняет призер Олимпийских игр Денис Силантьев.
По его словам, спорт для людей с инвалидностью в нашей стране – это одна из немногих возможностей реализоваться в жизни, в отличие от развитых стран, где люди с инвалидностью имеют больше возможностей для самореализации и приемлемых заработков.
«Очень часто, когда мы были вместе с паралимпийцами на сборах в Евпатории, я общался с ними, меня поражал их оптимизм. Эти люди смотрят на жизнь с таким азартом, увлечением, что просто заряжаешься их энергией», – вспоминает Силантьев времена, когда сам профессионально занимался спортом.
История выдающейся спортсменки из Енакиево, 46-летней Елены Акопян, доказывает, что ничего невозможного в жизни нет.
Сейчас Акопян завершила спортивную карьеру, но во времена активных выступлений участвовала в соревнованиях как в летний Паралимпиаде, так и в зимней (плавание, лыжные гонки и биатлон), где неоднократно становилась призером Игр. В 14-летнем возрасте Елена поступила в Белгородское музыкальное училище. В этом городе на нее было совершено разбойное нападение. Преступник ударил ножом в спину, что не позволило ей больше самостоятельно передвигаться без инвалидной коляски. Несмотря на травму, будущая спортивная звезда окончила музыкальное училище, а затем поступила на обучение в Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта.
Украина на летних Паралимпиадах
  • Рио-2016 – 41 золотая медаль (3-е место);
  • Лондон-2012 – 32 золотые медали (4-е место);
  • Пекин-2008 – 24 золотые медали (4-е место);
  • Сидней-2000 – 3 золотые медали (35-е место);
  • Атланта-1996 – 1 золотая медаль (44-е место).
Государственная поддержка
«Государственное финансирование – единственный источник поддержки паралимпийцев, если не считать мелких спонсоров», – признается президент Национального паралимпийского комитета Валерий Сушкевич. Несмотря на относительно небольшие суммы из бюджета, эти деньги помогают обеспечить основные потребности спортсменов.
Например, восемь лет назад финансирование паралимпийской сборной составило 144 миллиона гривен в год, а четыре года назад – уже 293 миллиона гривен. Курс национальной валюты был тогда стабильне, чем сейчас, и это считалось существенным увеличением. А вот в 2012 году, как рассказывал президент Национального паралимпийского комитета, только в последний момент нашлись средства, чтобы отправить спортсменов на Игры в Лондон.
Правда, сумма гонораров за медали за последние три цикла значительно уменьшилась для спортсменов с инвалидностью. Если в 2008 году при премьере Тимошенко государство за «золото» платило паралимпийцам 700 тыс. гривен (на то время около $140 тыс.), в 2012-м при премьере Азарове – 800 тыс. гривен (менее $100 тыс.), то в 2016-м при правительстве Гройсмана – только 1 млн гривен (около $38,4 тыс.).
Сравнение с гонорарами здоровых спортсменов напрашиваются само собой. Например, за первое место на Олимпиаде в Рио наши спортсмены заработали по $125 000. В разговоре с «Главкомом» представители Паралимпийского комитета не хотят сравнивать достижения олимпийцев и спортсменов с ограниченными возможностями, но когда дело заходит о финансировании, вспоминают о несправедливости распределения призовых. Недавно на сайте президента даже появилась петиция с требованием сравнять призовые олимпийцев и паралимпийцев.
Паралимпийский спорт не является спортом высших достижений
Так в чем же секрет успешности паралимпийцев? Спортивные функционеры объясняют: даже в развитых странах в приоритете «традиционный» спорт высоких достижений, многие виды которого являются коммерчески успешными, чего не скажешь о паралимпийски видах. А в то, на чем можно заработать, естественно, вкладывается гораздо больше денег. Иными словами, финансирование спорта высших достижений в Украине не всегда позволяет нашим олимпийцам на равных конкурировать в мире, а вот паралимпийцам денег, очевидно, хватает.
В разных странах спорт финансируется по разной системе, иногда даже нет такого понятия, как «государственное финансирование подготовки олимпийцев». Есть, конечно, Россия, Китай, где именно государство поддерживает спортсменов финансово и является главным инвестором подготовки сборной. Есть пример Великобритании, которая в медальном зачете также выше украинской паралимпийской сборной.
Пример британцев наиболее интересен. Сборная этой страны на домашней Олимпиаде в 2012 году заняла чрезвычайно высокое для себя – третье – место в медальном зачете. Секрет успеха – также очень серьезное финансирование.
Правительственное агентство UK Sport выделило на подготовку спортсменов к тем соревнованиям 440 млн евро. Однако не всем, а тем, у кого были шансы на медали. Это касается как олимпийцев, так и паралимпийцев. Похожая ситуация со сборной США, которая по количеству медалей на Паралимпиаде в Рио немного уступила украинцам. В этой стране нет централизованного финансирования спорта со стороны государства. Уровень поддержки зависит от конкретного вида спорта, конкретных спортсменов, внимания спонсоров и их раскрутки. То есть серьезно финансируются те виды спорта, которые популярны, приносят прибыль (гимнастика, легкая атлетика, бейсбол). Все остальные, включая паралимпийские виды, не имеют серьезной поддержки, а потому должны рассчитывать на собственные силы и спонсоров.
К примеру, Россия тратит на подготовку спортсменов по олимпийским видам спорта, как подсчитал портал РБК, около 2 млрд рублей в год, эквивалент примерно 800 млн гривен. Если учесть олимпийский цикл в четыре года, нетрудно посчитать, в какую копеечку обходится вся подготовка. Для сравнения: на всю подготовку к Играм в Рио Украина потратила 250 млн гривен, что вдвое меньше расходов на подготовку к летней Олимпиаде в Лондоне (564 млн грн). Как изменился курс национальной валюты за последние четыре года, напоминать не стоит. А о том, что деньги имеют решающее значение в случае с олимпийцами, говорит то, что Россия, даже несмотря на антидопинговые санкции, заняла в Бразилии четвертое место.
Меньше конкуренция
Важным объяснением феномена украинской паралимпийской команды также является то, что конкуренция в мире атлетов, которые имеют физические недостатки, значительно меньше. Статистика красноречива. В Олимпийских играх – 2016 в Бразилии приняли участие более 11,5 тысячи спортсменов, в то время как в Паралимпиаде, которая только что завершилась, – 4,5 тысячи атлетов.
Самый яркий пример – соревнования мужского комплексного плавания у спортсменов класса SM10 (спортсмены с проблемами опорно-двигательного аппарата), которые запомнились полным триумфом наших спортсменов. Денис Дубров, Максим Крипак и Дмитрий Ванзенко получили золотую, серебряную и бронзовую медали, «оккупировав» весь пьедестал. В этих соревнованиях приняли участие лишь 11 спортсменов, это легко проверить на официальном сайте Паралимпийских игр. А вот в мужском комплексном плавании на Олимпиаде среди физически здоровых спортсменов соревновались три десятка атлетов. В других видах плавания – еще больше. Это, конечно же, не умаляет заслуг паралимпийцев, которые доказали и себе, и миру, что они – самые сильные на планете.
Инфраструктура
В 1996 году, когда украинская паралимпийская сборная впервые выступила как самостоятельная команда на Играх в Атланте, наша команда заняла 44-е общекомандное место, завоевав одну золотую, четыре серебряные и две бронзовые награды. Олимпийская сборная в том же году показала один из лучших результатов: девять золотых, две серебряные и 12 бронзовых медалей. Но если олимпийская команда, как потом неоднократно подчеркивал президент НОК Сергей Бубка, длительное время от одного к другому олимпийского цикла «выезжала» на багаже советских спортивных достижений, то подобного о паралимпийцах, которые, наоборот, из года в год набирали обороты, не скажешь.
Из мировых середнячков наше государство вышло в лидеры. Олимпийская чемпионка по гимнастике Стелла Захарова объясняет развитием паралимпийского движения и постройку современных баз подготовки. «Валерий Сушкевич, который возглавляет паралимпийский движение, его и организовал… Я с хорошей завистью смотрю на их успехи. В это движение вкладывали, строили залы, инфраструктуру, развивали это направление», – говорит Захарова. По ее словам, в отличие от олимпийского движения, тренеры паралимпийцев не уехали работать за границу, а остались на родине.
В 2004 году в Евпатории была создана летняя база для спортсменов-паралимпийцев и дефлимпийцев – Национальный центр паралимпийской и дефлимпийской подготовки и реабилитации инвалидов. Как признают специалисты, эта база является уникальной реабилитационно-спортивной базой для людей с инвалидностью во всем мире. До оккупации Крыма украинские спортсмены готовились именно там.
В селе Верхнее Турковского района (Львовская обл.) функционирует не менее уникальная зимняя база, также спортивно-реабилитационный центр для людей с инвалидностью – Западный реабилитационно-спортивный центр Национального комитета спорта инвалидов Украины, часть которого начала работать с 2010 года. Как признавался в одном из интервью президент Национального паралимпийского комитета Украины Валерий Сушкевич, в планах до 2019 года есть строительство коттеджа для спортивных команд (260 койко-мест), корпуса на 90 мест со столовой и других вспомогательных сооружений, необходимых для полноценного функционирования центра в Западной Украине. Конечно, не все так прекрасно и в паралимпийском движении. Об отсутствии в стране достаточного количества бассейнов не говорит только ленивый.
Выдающийся спортсмен-паралимпиец Алексей Федина еще восемь лет назад отмечал: «Моим коллегам, которые принимали участие в пекинских Играх, нужно было на тренировку ехать за сто километров от своего дома. Это лишние затраты сил и энергии, в конце концов, это престиж страны». Несмотря на такие сложности, спортсмены не сдавались. Федина снова завоевал «золото» для Украины в Рио, став четырехкратным паралимпийским чемпионом.
По словам Дениса Силантьева, как у паралимпийцев, так и у традиционных олимпийцев условия подготовки на приблизительно одинаковом низком уровне. Созданные во времена независимости новые реабилитационные центры он называет каплей в море. «Государство пытается поддерживать штаны, но не более того», – говорит бывший спортсмен, а ныне депутат.
Нечестная конкуренция?
Недавний допинговый скандал с российскими паралимпийцами, которых международная федерация не допустила для участия в соревнованиях в Рио, может оказаться лишь верхушкой айсберга всех проблем в профессиональном спорте людей с инвалидностью. В той же России есть специалисты, которые обвиняют свою страну в нечестной конкуренции и лжи, когда здоровые спортсмены едут на соревнования вместо больных. Якобы за это тоже, а не только исключительно за допинг, сборную России и отстранили от Паралимпиады в Рио. С таким сенсационным заявлением на днях в интервью «Московскому комсомольцу» выступил тренер сборной Московской области по голболу (игра с мячом для незрячих) Алексей Шипилов. По его словам, тенденция привлечения в сборную здоровых спортсменов стала заметной в России, когда за медали Игр начали выплачивать приличные призовые. «Это не спорт высших достижений. К тому же какой смысл здоровому человеку, который заменяет инвалида, принимать допинг, если он и так на голову физически сильнее слепого?»- задает риторический вопрос Шипилов.
Ряд примеров выступлений спортсменов на сегодняшней Паралимпиаде позволяет говорить, что проблема действительно актуальна. Так, грузинский дзюдоист Звиад Ґоґочури победил в финале мужского турнира в весе до 90 кг украинца Александра Назаренко. Однако зрители, наблюдавшие за поединком, могли заметить странное поведение двух, казалось бы, все равно незрячих спортсменов. Если украинец реагировал на прикосновения своего соперника, то грузинский спортсмен чувствовал себя на татами свободнее, будто видел все перемещения нашего соотечественника. Удивительного ничего нет: недавно этот грузинский спортсмен выступил в составе абсолютно здоровой сборной Грузии в середине июля на Кубке Европы в Братиславе, завоевав «серебро».
В украинской сборной тоже не все однозначно. Например, пловец Денис Дубров, который победил на нынешний Паралимпиаде, совсем недавно участвовал в обычных мировых и европейских стартах, однако результатами там не радовал. Но с 2014-го, когда он начал выступать за паралимпийцев, к спортсмену пришли успехи: «золото», «серебро» и две «бронзы» – достижения только за соревнования в Бразилии. Подобные странные истории перехода из спорта здоровых людей к спорту людей с инвалидностью имеют коллеги Дениса по сборной Максим Веракса и Алексей Федина. Три года назад в интервью «Московскому комсомольцу» россиянин Валерий Мельников, отец паралимпийской чемпионки Ольги Соколовой, рассказал, как по крайней мере российские спортсмены меняли категорию инвалидности для того, чтобы получить медали.
Подобные примеры дают основания недоброжелателям тыкать пальцем в победителей-паралимпийцев, обвиняя их в нечестной борьбе. Международная федерация паралимпийского спорта пока никак не реагирует на такие обвинения. Признание подобного, очевидно, поставило бы под сомнение честность борьбы во всем паралимпийском движении.
Украинцев такие скандалы не касаются, уверяют в руководстве Национального паралимпийского комитета Украины. А огромный успех на крупных соревнованиях там объясняют исключительно силой самих спортсменов, качественной работой комитета, помощью государства и спонсоров.
«Прежде всего люди, а уже потом деньги». Что стоит за сенсационным выступлением украинцев на Паралимпиаде
Михаил Глуховский
По материалам:
Главком
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас