Новый «Шелковый путь» обойдется экспортерам на 65% дороже дороги через Россию
В июле украинские молочные предприятия начали экспортировать свою продукцию в страны Средней Азии по новому «Шелковому пути». Об этом сообщило аналитическое агентство ИНФАГРО, пояснив, что использование этого маршрута поставки является вынужденной мерой в ответ на введенные РФ с 3 июля дополнительные ограничения на транзит украинских товаров. В результате транспортировка по территории России в третьи страны украинской продукции из т. н. санкционного списка оказалась под запретом (в т. ч. и молокопродуктов).
При этом, по данным экономического дискуссионного клуба, за первое полугодие 2016 г. экспорт молочной продукции из Украины снизился по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 9%.
О дороговизне
Информацию о том, что отечественные молочные компании начали пользоваться новым маршрутом доставки продукции в Среднюю Азию, Hubs подтвердил главный исполнительный директор ООО «Милкиленд-Интермаркет» Сергей Киселев.
По его информации, проблемы с транспортировкой через территорию РФ у украинских «молочников» начались с 1 июля, когда Россия ввела дополнительные ограничения на транзит товаров из Украины. Был зафиксирован ряд случаев возврата контейнеров не только с молочной продукцией разных украинских компаний из РФ назад грузоотправителю, которые пересекли границу с РФ еще до 1 июля 2016 года. Поэтому с новым маршрутом в «Милкиленд» (входит в международную группу Milkiland N.V., в Украине представлена 10 молокоперерабатывающими предприятиями) связывают большие надежды.
Сергей Киселев рассказал, что рейсы по новому «Шелковому пути» осуществляются уже с начала июля. Но сразу стала видна проблема, связанная со слабой пропускной способностью этого транспортного коридора — на погрузке на паромную переправу в Грузию образовалась очередь. Например, «Милкиленд» ждал отправки своего груза из Ильичевска порядка двух недель.
«Проблема заключается в том, что новый маршрут оказался единственным реальным способом доставки грузов в Среднюю Азию. Сейчас идет этап налаживания работы нового маршрута, и, насколько мне известно, уже рассматривается вопрос об увеличении количества паромов и, соответственно, увеличения пропускной способности», — говорит Киселев.
Но как бы там ни было, первые партии продукции «Милкиленд», отправленные по новому «Шелковому пути», еще не доставлены получателю. «Сыры и сухие молочные продукты компания поставляет в Казахстан и Узбекистан. В частности, покупатели ожидают партию из шести вагонов сухого молока, что является довольно крупной отгрузкой при экспорте на данный рынок», — продолжил Сергей Киселев. Правда, стоит отметить, что затраты на логистику по новому пути пока выше, чем через территорию РФ.
Так, по подсчетам «Милкиленд», стоимость доставки молокопродуктов в Среднюю Азию возросла более чем на $200/т, по сравнению со старым маршрутом (или на 65% дороже, чем ранее). Как говорит Сергей Киселев, какой-либо информации о том, что стоимость может снизиться, пока нет. «Напротив, в связи с вынужденной востребованностью данного маршрута стоимость доставки может вырасти, что приведет к еще большему удорожанию стоимости товара для конечного потребителя», — отметил он.
Уже не смешно
Впрочем, главное – это все-таки востребованность нового маршрута. В начале года было много насмешек над первым тестовым рейсом контейнерного поезда, отправленного по новому «Шелковому пути» (порт Ильичевск – ст. Достык, Казахстан, граница с Китаем). И было за что: поезд прибыл в пункт назначения 31 января с опозданием от графика на 4 дня, всего на дорогу ушло 15 дней, состав был с трудом сформирован из 20 сорокафутовых контейнеров, несмотря на то что возможности черноморских и каспийских паромов позволяют «брать на борт» вдвое больше. В довершение всех бед поезд… пропал на полтора месяца. Назад в Украину состав вернулся порожним только 17 апреля, что, в общем, и неудивительно. Стоимость доставки стандартного контейнера к границе Казахстана с Китаем составила на тестовом прогоне $7 927.
Получилось, что доставка по новому маршруту проигрывает транзиту через РФ в два раза и по времени, и по стоимости – грузоотправители ее просто проигнорировали. Но уже тогда в Мининфраструктуры заявили, что стоимость доставки снижается до $5,56 тыс. за контейнер, а время в пути уменьшается до 9 дней.
В середине мая Украина официально присоединилась к проекту Транскаспийского международного транспортного маршрута – ТМТМ (который, собственно, в Украине и известен под названием «Новый шелковый путь»). ТМТМ – это континентальный транспортный коридор, целью которого является обеспечение доставки контейнерных грузов из Европы в Китай и обратно в обход России.
В результате, по словам министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном была достигнута договоренность о существенном снижении тарифов для грузов, перевозимых по ТМТМ. Так, в перспективе стоимость комплексной доставки 40-футового контейнера от ст. Изов (таможенный переход на границе Украины с Польшей) до ст. Достык составит $3 980.
Таким образом, маршрут из Ильичевска в Казахстан и Узбекистан, по которому украинские молочники начали сейчас отправлять продукцию, является частью общего транспортного коридора из ЕС в Китай. При этом в Мининфраструктуры рассчитывают, что с началом его активной эксплуатации возрастет востребованность еще двух проектов: контейнерного поезда ZUBR и поезда комбинированного транспорта «Викинг», связывающих порты стран Балтии с украинскими черноморскими портами. Они были запущены в 2003-2009 гг. именно с целью беспрерывной доставки контейнерных грузов из Европы в Азию. Кроме того, ТМТМ может быть использован для доставки украинских грузов в Иран, активно возвращающийся в международную торговлю после снятия санкций.
Сейчас доставка грузов из Азербайджана в Иран осуществляется автомобильным транспортом, но уже в 2017 году должна начать работать железная дорога Астара – Решт – Казвин протяженностью около 350 км. По предварительным расчетам, ее пропускная способность составит до 7 млн т грузов в год. Грузы на эту железную дорогу могут перенаправляться из порта Баку, через который проходит маршрут нового «Шелкового пути».
Отметим, что в 2015 г. Исламская Республика Иран занимала важное место в экспорте украинских товаров (для сравнения: экспорт в Казахстан составил $712 млн, а Иран — $533,6 млн).
Китайская перспектива
Впрочем, нужно понимать, что и ТМТМ в свою очередь является лишь одним из направлений общей системы континентальных транспортных коридоров, развитие которых сейчас активно инициирует КНР. Три года назад в Китае было заявлено о начале нового внешнеполитического курса под лозунгом: «Один пояс – один путь», предполагающего создание разветвленной транспортной инфраструктуры, соединяющей Китай, Центральную и Южную Азию, Ближний Восток и Европу. Вариант доставки, предложенный Украиной, является лишь одним из многих.
Сейчас под эгидой КНР создается Ассоциация экономического сотрудничества нового «Шелкового пути» (объединит 21 государство, включая Украину). Стоит отметить, что в планах развития трансконтинентальных коридоров Поднебесная исповедует принцип «чем больше – тем лучше». Государства, входящие в Ассоциацию, расцениваются КНР как будущие партнеры и места для размещения инвестиций. В частности, Китай уже заявил о готовности вложить в инфраструктурные проекты $46 млрд.
Тот факт, что Украина начала, пусть и невольно, эксплуатировать новый логистический маршрут, трудно переоценить – ТМТМ стал полноценным участником геополитического проекта. Возможно, теперь будет проще решить вопросы увеличения пропускной способности паромных переправ в Черном и Каспийском морях и реконструкции грузинского участка железнодорожного маршрута, который находится в плохом состоянии.
При этом в ЗАО «Азербайджанские железные дороги» уже подсчитали, что даже в нынешнем состоянии по ТМТМ до 2020 г. может быть перевезено 300-400 тыс. контейнеров, а прибыль от транзита составит $600-700 тыс. в год. В Украине подобных расчетов еще не делали, но в любом случае убыточным маршрут уже не будет.
Михаил Дикаленко
По материалам: Hubs
Поделиться новостью