Перспектива постройки российского аммиакопровода может усложнить приватизацию ОПЗ
Украинское правительство так и не смогло найти желающих купить Одесский припортовый завод (ОПЗ). Весь процесс приватизации предприятия изначально был политизирован, и после срыва конкурса политики и чиновники наперебой обвиняли в неудаче друг друга.
Глава Фонда госимущества Игорь Билоус назвал несколько причин провала приватизации ОПЗ: ограничения на репатриацию дивидендов, отсутствие налоговых льгот и преференций, высокая цена на фоне долговых проблем ОПЗ и общих политических и экономических рисков в стране.
Однако, как показал анализ, проведенный Hubs, это не исчерпывающий перечень причин, по которые отпугивают потенциальных инвесторов от ОПЗ. На фоне долгов и нестабильности перед ним маячит перспектива значительного снижения загрузки комплекса по перегрузке аммиака, доход от которого составляет значительную долю прибыли предприятия. Поскольку россияне уже давно строят планы по строительству своего аммиакопровода в обход территории Украины.
На Тамань: история вопроса
Главный поставщик амиака по аммиакопроводу Тольятти – Горловка – Одесса — российский «Тольяттиазот» (ТоАЗ), который экспортирует его в США через территорию Украины.
К трубе также присоединен и украинский концерн «Стирол» (Горловка). Раньше аммиак доставлялся по железной дороге цистернами с ПАО «Северодонецкое объединение «Азот» (Северодонецк) до «Стирола», но сейчас оба предприятия простаивают.
Услуги по прокачке аммиака и отгрузкам других товаров (карбамида, метана, жидких азотных удобрений) составляют треть дохода ОПЗ. Годовые поставки российского аммиака превышают 2 млн т, тариф на услуги ОПЗ составляет около $13 за 1 т.
Собственно, за транспортировку аммиака по трубе отвечает и взымает рентную плату госпредприятие «Укртрансаммиак». Его на приватизацию не выставляют. ОПЗ же переваливает аммиак на танкеры через свой терминал и получает от этого немалую часть прибыли.
Когда на востоке Украины начались боевые действия, заговорили об угрозе аммиакопроводу, который пролегает и по этим территориям, но поставки не прекратились. Другое дело, что сами россияне, владельцы «Тольятиазот» и «Уралхима», еще одного российского производителя удобрений, давно надумали обзавестись собственными перевалочными мощностями.
Насколько эти намерения серьезны? Решение было принято очень давно, когда в 1999 году цена за прокачку тонны азота выросла с $18 до $22,98. Хотя это, скорее, было обусловлено политикой ухода от транзита через Украину, тогда как раз начали говорить про обходные транзитные пути для нефти и газа.
Руководитель ТоАЗ и крупный акционер Владимир Махлай решил построить новый порт с соответствующими мощностями в бухте на Таманском полуострове, откуда планировалось транспортировать российский аммиак и удобрения в Штаты. И уже в 2001 году Краснодарский край выделил ТоАЗу на 49 лет 229 га прибрежной земли. Построить порт, который, кроме аммиака должен переваливать и другие грузы, планировали в 2007 году.
Но со сменой губернатора края реализация проекта стала пробуксовывать. В 2004 году площадь арендованных земель обрезали до 54 га, а строительство перевалочного комплекса приостановили. Как писал российский «Форбс», год спустя чиновники, облетая территорию, обнаружили, что работы все-таки продолжаются: строилась двухкилометровая эстакада, соединяющая морские причалы с береговым терминалом аммиака, монтировались портовые краны, укладывалась 36-километровая железнодорожная ветка. Тогда власти, решив «прекратить партизанщину», выставили ТоАЗу разные претензии. И строительство порта, в который, по данным ТоАЗа, вложено $300 млн, затянулось. К тому же, в 2014 году были опасения, что Таманский полуостров находится в зоне возможных боевых действий.
Но уже осенью прошлого года ТоАЗ сообщил, что ввод первой очереди терминала в порту Тамань запланировали на 2017 год, второй – на 2020-й. «Получение согласованного всеми заинтересованными сторонами плана-графика завершения строительства комплекса по перевалке аммиака и карбамида в порту «Тамань» является значимым шагом на пути к завершению проекта», — заявил тогда руководитель проекта, заместитель гендиректора компании Николай Федоров.
Новые возможности
Как только таманский порт будет готов переваливать азот на танкеры, ТоАЗ получит возможность доставлять его туда по железной дороге из Воронежской области, где проходит российская часть аммиакопровода. В мире именно так и доставляют азот в порты. Правда, это обходится дороже, чем прокачка по трубе примерно в 4-5 раз. Поэтому на ТоАЗе заявили, что изучают возможность строительства ветки аммиакопровода в обход Украины: от Воронежа до терминала в порту Тамань. Информацию озвучили как раз накануне приватизации ОПЗ, к которой российские компании не допускаются.
То, что новый амиакопровод в обход Украины действительно может произойти, допускает экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава. «Им целесообразнее сразу вкладывать средства в строительство дополнительной ветки. И если они это, в конце концов, сделают, то однозначно переориентируются на свой терминал в Тамани. Там (от будущего порта в Тамани. — Ред.) условно пара сотен километров от действующего аммиакопровода (в месте, где он проходит через Воронежскую область. – Ред.), так что для предприятия такого уровня инвестиции подъемные. Но пока, думаю, российская компания займет выжидательную позицию, чтобы стало ясно, чем закончится приватизация украинского ОПЗ. Поскольку все-таки выгоднее продолжать транспортировать продукцию по существующему аммиакопроводу», — говорит он.
В 2014 году российские СМИ также сообщали, что проект по производству и перевалке аммиака на Тамани осваивает и другая российская компания — «Уралхим» (которая также владеет пакетом акций ТоАЗа). У нее есть собственный терминал по перевалке жидкого аммиака в балтийском порту Вентспилс, но «Уралхим» предпочитает улучшить логистику (основные мощности находятся в Перми), да и прогнозируют в будущем рост объемов производства. Это обстоятельство придает еще большего веса проекту по строительству нового порта на Таманском полуострове. И хотя за российские химзаводы идет долгая и запутанная борьба бизнесменов, курс у них один.
Проблемы с загрузкой
Исходя из того, что намерения ТоАЗа снизить зависимость от Украины – это все-таки не просто декларации, приходится готовиться к худшему для украинского ОПЗ варианту. Это означает, что загружать Одесский припортовый и амиакопровод работой должны украинские предприятия. Однако в последние годы в отрасли все было далеко не радужно. Тут целая гремучая смесь из разных факторов (дороговизны газа, влияния боевых действий, политических разборок и так далее), которые в разное время тормозили деятельность этих предприятий. И в любом случае понадобится время, чтобы понять, смогут ли они в перспективе загрузить украинский аммиакопровод и ОПЗ.
До 2014 года «Стирол» и Северодонецкий «Азот» обеспечивали половину украинских поставок азотных удобрений за границу. Всего в 2014 году Украина экспортировала 2,4 млн т минеральных удобрений, что было на 36% меньше показателей 2013 года. Военные события на востоке страны перекрыли и этот поток.
«Ривнеазот» и черкасский «Азот» работали с перебоями, сейчас же в основном обеспечивают внутренний рынок. По данным Ostchem Holding Limited, за первое полугодие украинские аграрии закупили более 1 660 т разных удобрений (карбамида, аммиачной селитры, карбамидо-аммиачной смеси).
При этом совсем недавно, уже после провала последнего приватизационного конкурса, руководство самого ОПЗ пожаловалось, что производство удобрений в Украине сейчас не рентабельно из-за высоких цен на газ, который служит для ОПЗ основным сырьем. И это при том, что средние цены на газ сегодня упали вдвое (с более $400 до $180). Картину дополняют и неказистые финансовые результаты деятельности ОПЗ. Так, в январе – июне 2016 г. завод получил чистый убыток в 243,9 млн грн, тогда как аналогичный период 2015 году компания закончила с чистой прибылью в 152 млн грн.
В письме председателю ФГИ Игорю Билоусу директор ОПЗ Валерий Горбатко отмечает, что «стремительное падение цен на продукцию в мире и сформированная стоимость газа как основного сырья ОПЗ не позволяют предприятию конкурировать на мировых рынках минеральных удобрений». По его словам, себестоимость тонны карбамида прогнозируется при данных условиях на уровне $209, а цена реализации — $180. Он опасается наращивания убытков и полной остановки предприятия.
Директор ОПЗ предложил до продажи завода установить для него специальную цену на природный газ как для госпредприятия азотной отрасли, как правительство уже поступало в 2009-2010 гг. Специальная цена на природный газ должна «корреспондироваться с мировыми ценами на аммиак и карбамид». Иначе в ближайшее время завод придется закрыть, очистить технологическое оборудование от опасных химических веществ и законсервировать, сократив при этом персонал.
«Производство удобрений с использованием газа сейчас нерентабельно. Такое производство запустили при СССР, когда все работало по другим условиям. Сейчас же на Ближнем Востоке, Иране и даже в Китае цены на газ куда ниже, чем те, которые у нас, мы проигрываем этим странам. Кроме того, для производства аммиака в Китае используется уголь, а из него уже делают азотные удобрения», – соглашается руководитель проекта «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук.
По его словам, Украина может спасти химическую отрасль, только если снизит цену на газ для производителей удобрений. «Я ранее уже назвал срок гибели нашей отрасли – это 2022 год. К тому времени мы окончательно проиграем конкуренцию. Причем российские производители будут следующие на очереди», — уверяет он в комментарии для Hubs.
«Улучшить ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день, можем именно снижением цены на газ. Для того чтобы запастись газом на зиму, нам нужен всего месяц. Летом газ держать в хранилище нет смысла – лучше пусть его получат производители удобрений, заработают на экспорте и принесут прибыль государству», — считает эксперт.
Гордейчук считает, что Украина могла бы поставлять аммиак в США вместо России (именно туда он идет из морского порта «Южный», где находится ОПЗ). «Наши производители должны убедить чиновников, что мы готовы выйти на этот рынок и поставлять 300 тыс. тонн аммиака в месяц. Ведь потребности США даже выше – 500-600 тонн ежемесячно. Нужна господдержка экспорта», – говорит он. — В идеале было бы продать ОПЗ индийскому или другому азиатскому инвестору. Индия является крупным потребителем удобрений. Тогда приватизация была бы схожа с продажей «Криворожстали» Arselor Mittal. Индийская компания IFFCO уже инвестировала в мощности в Омане, им это явно интересно. Только нужно хорошо прописать условия, не хватает именно четких гарантий со стороны государства о предоставлении скидки на газ или специальной программы содействия».
Шансы на это у Украины есть – премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что неудачная попытка продажи ОПЗ не заставит правительство отказаться от продажи, просто к ней необходимо подготовиться лучше.
Андрей Муравский
По материалам: Hubs
Поделиться новостью