Глеб Сегида: Что делать, если не нашли себя в списках на выплату по банку-банкроту — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Глеб Сегида: Что делать, если не нашли себя в списках на выплату по банку-банкроту

Кредит&Депозит
3217
Довольно часто бывают случаи, когда вкладчики не находят себя в реестре людей на получение депозитов по банку-банкроту. Хочу дать подсказку, как надо себя вести в этой неприятной ситуации.
Что если банк признан неплатежеспособным
Для начала следует определить, какие типы депозитов попадают под гарантии Фонда – это вклады частных лиц на суммы от 10 гривен до 200 тыс. гривен. Не застрахованы вклады в драгоценных металлах, физлиц-предпринимателей (станут гарантированы с 2017 года), юридических лиц и в случае оформления вклада в виде неименного депозитного сертификата.
Теперь о самой процедуре. После того, как банк был отнесен к категории неплатёжеспособных, вкладчику не нужно никуда идти и писать заявления. Фонд гарантирования вкладов самостоятельно формирует реестр вкладчиков.
Первыми, во время действия временной ликвидации, свои деньги получают собственники текущих (карточных) счетов и депозитов, срок которых завершился.
Владельцы прочих депозитов начинают получать средства уже после начала ликвидации банка – это 1-2 месяца после признания банка неплатёжеспособным.
Вкладчикам надо следить за веб-сайтами банка и Фонда гарантирования вкладов, а также сообщениями в СМИ о начале выплат. До этого момента, звонить в банк или Фонд нет смысла, кроме траты времени и нервов это ничего не даст.
Когда начались выплаты
После публикации сообщения о начале расчетов с вкладчиками, для получения денег следует обратиться в отделение банка, назначенного для выплат, с паспортом и идентификационным кодом.
Лишь на этапе начала выплат может выясниться, что вкладчика нет в списке на выплаты, хотя по закону его вклад застрахован.
Что надо делать: еще раз прочитать перечень типов вкладов, деньги по которым застрахованы и позвонить на «горячую» линию банка-агента по выплатам, чтобы оператор несколько раз перепроверил, нет ли вас в реестре.
Оператор колл-центра банка-агента мог ошибочно сообщить, что Вас нет в списке, неправильно введя данные у себя для проверки.
Если банк-агент уверен, что Ваших данных нет в списке, тогда надо решать проблему с Фондом гарантирования вкладов, так как именно он ответственный за формирование реестра.
На официальном сайте Фонда гарантирования вкладов публикуется вся контактная информация: номер телефона «горячей» линии, время и место приёма клиентов по каждому банку, а также имя уполномоченного лица от Фонда в банке-банкроте.
Также, на сайте Фонда есть образец заявления на получение средств по вкладу, которое необходимо будет составить для включения информации о Вас в реестр вкладчиков.
Заявление подается только в письменном виде.
Существует практика, когда в реестре были неправильно указаны имя и фамилия, или допущены другие технические огрехи. Однако по результатам подачи заявления очень малый процент таких заявок остаётся удовлетворенным.
Таким образом, как только клиент не обнаружил себя в списках – сразу надо настраиваться на судебное разбирательство.
В этом случае, с помощью юриста, вкладчику нужно составить исковое заявление в местный административный суд. К нему прилагаются договор банковского вклада и квитанции о внесении денег на счет.
В зависимости от ответа Фонда на заявление, исковыми требованиями будут:
  • признать неправомерными действия Уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физических лиц на ликвидацию Банка, о признании договора, заключенного между Банком и истцом, ничтожным;
  • признать недействительным (неправомерным) решение Уполномоченного лица ФГВФЛ на ликвидацию Банка, о признании договора банковского вклада, заключённого между Банком и истцом, ничтожным;
  • признать противоправной бездеятельность Уполномоченного лица Фонда гарантирования вкладов физических лиц на ликвидацию Банка по невнесению информации об истце в полный список вкладчиков, которые имеют право на возмещение средств по вкладам в Банке за счёт Фонда, с определением сумм, подлежащих возмещению;
  • обязать Уполномоченное лицо ФГВФЛ на ликвидацию Банка внести информацию о вкладчике-истце в полный список вкладчиков, которые имеют право на возмещение средств по вкладам в Банке за счёт Фонда с определением сумм, подлежащих возмещению, и предоставить эти данные в Фонд гарантирования вкладов физических лиц;
  • признать противоправной бездеятельность Фонда гарантирования вкладов физических лиц о невыплате истцу гарантированной суммы возмещения по вкладу в Банке, за счёт средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
О сроках вынесения решения судом:
  • оптимистичные сроки: 3-5 месяцев;
  • в случае подачи одной из сторон апелляционной жалобы на решение суда: 3-7 месяцев;
  • в случае подачи одной из сторон кассационной жалобы на решение суда: 3-10 месяцев.
В случае если вкладчик подаст все необходимые и надлежащие доказательства, подтверждающие наличие соответствующих правоотношений между вкладчиком и банком, и докажет неправомерность признания сделки ничтожной (если он признан на основании статьи 38 Закона «О системе гарантирования вкладов физических лиц»), суды, по общему правилу удовлетворяют подобные исковые заявления.
И даже если суд вынесет решение в пользу Фонда, уже существует практика, когда апелляционный суд отменял решения суда первой инстанции, таки вынося решение в пользу вкладчика. В частности, такая позиция изложена в решении Окружного административного суда города Киева от 21 апреля 2015 года по административному делу № 826/2716/15.
Глеб Сегида, управляющий партнер юридической фирмы «Правовест»
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас