Пойдет ли иранская нефть в ЕС через украинские трубы? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пойдет ли иранская нефть в ЕС через украинские трубы?

Энергетика
337
В Киеве в апреле на правительственном уровне прозвучало предложение транспортировать нефть из Ирана через трубопровод Одесса – Броды. Впрочем, дальше громких заявлений дело не идет. Эксперты сомневаются в реальности проекта.
Нефтепровод Одесса-Броды, в который в свое время было вложено миллиарды долларов, уже полтора десятилетия ждет своего часа. После его построения очень быстро стало понятно, что надежды на транспортировку азербайджанской нефти в Польшу не оправдываются. В конце концов, длительный период нефтепровод работал в реверсном режиме, транспортируя российскую нефть в направлении Одессы. Однако в последние годы нефтепровод практически не загружен.
Новый шанс найти применение дорогому инфраструктурному объекту правительство увидело после снятия санкций с Ирана. Почти месяц назад министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил, что Иран заинтересован в прокачке своей нефти через украинский нефтепровод Одесса – Броды. Министр сослался на слова иранского посла, который, мол, считает маршрут через Украину “лучшей логистикой”. По словам Насалика, во время переговоров решили за два месяца посетить все объекты, которые будут потенциально использоваться, и достичь конкретных договоренностей. На поставку иранской нефти в Одессу, а оттуда – дальше в страны ЕС в марте заявлял и предшественник Насалыка, министр энергетики в правительстве Яценюка Владимир Демчишин.
Потребность в транспортировке сырья в ЕС у Тегерана действительно есть. Согласно словам заместителя министра нефти Ирана и генерального директора Национальной иранской нефтяной компании Рокнедина Джавади, экспорт иранской нефти и газового конденсата в европейские страны по состоянию на середину мая приблизился к отметке в 600 000 баррелей в сутки. Но пока что гораздо больше энергоносителей идет к клиентам в Азии, говорит Джавади. Впрочем, будет ли Украина играть какую-то роль в планах европейской нефтяной экспансии Тегерана, по словам иранских чиновников пока не понятно.
Молчаливые переговоры
В том, чтобы перекачивать нефть из Одессы в европейском направлении, принципиально нет ничего невозможного, уверяют в компании “Укртранснафта”, управляющей системой магистральных нефтепроводов Украины. По словам руководителя компании Николая Гавриленко, трубопровод Одесса – Броды может работать как в аверсном, так и реверсном режиме. Вопрос в том, кто, сколько и куда собирается перекачивать – “Укртранснафта” может оценить реалистичность этих пожеланий. “Но для этого нужен диалог между покупателем и продавцом. Пока мы в таком диалоге не участвовали”, – пожимает плечами Гавриленко.
В готовности Украины удовлетворить желание европейских потребителей и иранских поставщиков уверены и эксперты. По словам президента Центра глобалистики “Стратегия ХХ” Михаила Гончара, если найдутся потребители на иранскую нефть где-нибудь в зоне досягаемости украинской нефтепроводной системы, проблем с логистикой не будет. “Но здесь и заключается коренной вопрос – кто там собирается покупать иранскую нефть. Пока информация о желании, например, венгерских, словацких, чешских, или белорусских нефтепереработчиков покупать иранскую нефть не встречалась”, – рассказывает эксперт.
Сомнительная выгода
Гончар подтверждает – интерес к иранской нефти в Европе есть, ведь в значительной мере она продавалась в европейских странах до введения санкций. Но это не должно давать Киеву повода для бесполезных надежд. Покупателями нефти из Ирана является, прежде всего те государства, которые находятся за пределами доступа к трубопроводам, которые обеспечиваются через украинскую нефтетранспортную систему. “Да нефтетранспортная система, которая у нас, – она может поставлять нефть лишь до определенного, ограниченного круга потребителей, – рассказывает Гончар. – Если французы, немцы или итальянцы захотят, как и раньше, покупать иранскую нефть, то Одесса – Броды здесь ни к чему”.
Даже для стран географически близких к Украине, приобретение иранской нефти может быть сомнительным с экономической точки зрения решением. Может иранская нефть, учитывая расходы на морскую перевалку и перекачку несколькими нефтетранспортными системами, быть выгодной для польского нефтеперерабатывающего завода по сравнению с российским Urals, что катается сейчас на Польшу из Самары без перевалок? “Понятно, что мы как нефтетранспортная компания заинтересованы в таком развитии событий”, – говорит Гавриленко. Впрочем, если это аналог российской нефти, как в случае с нефтью марки Iranian Light, он сомневается в экономической эффективности такой операции. Кто-то, по его словам, должен покрыть разницу в цене на гораздо большие логистические затраты.
Единственной гипотетической возможностью транзита иранской нефти через Украину Гончар называет ее экспорт в Беларусь. Минск уже имеет опыт экзотических сделок на нефтяном рынке – несколько лет назад там решили покупать венесуэльскую нефть. Техническая возможность транспортировки из Одессы тоже есть. “Но я думаю, что белорусам россияне просто не позволят это сделать”, – говорит эксперт. Министр энергетики, по его мнению, сделал свое заявление ради красного словца, чтобы лишний раз напомнить общественности о трубопроводе Одесса – Броды и его свободные транзитные возможности.
Импорт как альтернатива
В качестве альтернативы транзита Гончар предлагает рассмотреть возможность импорта иранской нефти в Украину для переработки. Конъюнктура цен на нефть является пока выгодной для подобной переориентации, считает эксперт. Собственно, именно о возможности экспорта сырья в Украину, а не о транзите, в отличие от украинских чиновников, говорят их иранские коллеги. В апреле посол Ирана в Киеве Мохаммад Бехешти-Монфаред заявлял о возможности начать поставки нефти и газа в Украине, а также инвестировать в модернизацию украинских нефтеперерабатывающих мощностей.
Впрочем, этот вариант развития событий Гончар также ставит под сомнение. Подобный шаг не может быть одноразовой акцией, отмечает эксперт, – речь идет о долгосрочных отношениях. Хотя по политическим соображениям, на фоне конфликта с Россией, поиск альтернативы российской нефти может быть целесообразным. В то же время Гончар не видит стратегического подхода правительства к перспективам “Одесса-Броды”, а потому не верит в реанимацию нефтепровода.
Олександр Голубов
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас