Александр Ольшанский, глава холдинга Internet Invest: По вреду, нанесенному украинской экономике, НБУ занимает второе место после налоговой инспекции — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Александр Ольшанский, глава холдинга Internet Invest: По вреду, нанесенному украинской экономике, НБУ занимает второе место после налоговой инспекции

Казна и Политика
1590
Александр Ольшанский, бизнесмен, инвестор и организатор одного из крупнейших в Украине мероприятий – iForum – в интервью рассказывает о проблемах в экономике, инвестиционной привлекательности нашей страны и перспективах выживания.
Как изменился украинский бизнес-климат за последний год?
Никак (смеется – ред.). Мне кажется, что существенных изменений не было. Скорее даже ухудшения. Никакой реальной налоговой реформы не произошло. Государственные органы, по-прежнему, ведут борьбу с бизнесом на всех уровнях, начиная от Верховной Рады и заканчивая рядовым инспектором чего-нибудь. У меня такая версия: то, что экономика прощала при подъеме, при спаде и кризисе – смерти подобно. Бесконечные наезды, обыски, поиски IP-адресов, серверов – все это не ведет к процветанию. Не нравится мне то, что происходит, и я не вижу изменений к лучшему.
Вы часто используете для демонстрации ситуации в экономике показатель количества доменов. Как он изменился?
Весь 2015 год было равномерное падение в среднем на 1% по доменной базе. Это примерно соответствует уровню падения ВВП. Мы потеряли не менее 15% в 2015-м, а если считать за два года, то 25-28%. Это космическая цифра. Поскольку у процесса есть какая-то инерция, думаю, что мы еще не достигли дна.
НБУ отпустил курс доллара. Как это повлияло на украинские компании, и кто на этом заработал?
Фиксированный курс доллара – это примерно то же самое, что огненный лед – оксюморон. А плавающий курс – водяная вода. НБУ признал, что мир существует, Земля круглая, а солнце встает на Востоке. Кто заработал? Не знаю. Манипуляция с обменным курсом – очень вредная вещь со стороны государства. Исчезла ли она сейчас? Не думаю, просто переместилась в другую плоскость. Раньше контролировали курс, а теперь запрещают покупать валюту. Я не люблю регуляторов вообще, но этот случай особый — главное не в курсе доллара, а в ответе на вопрос, что сделал НБУ для развития в Украине наших украинских систем электронных денег и платежей. Мне кажется, что по вреду, нанесенному украинской экономике, НБУ занимает второе место после налоговой.
В прошлом году было очень много событий, связанных с ІТ и телеком-рынком. Стоит ли ожидать, что в этом году будет не меньше и с чем связан рост?
А что еще остается? В других сферах просто выжженная земля. В Киеве еще не так заметно. Я был в Одессе, там на центральных улицах заколочены окна. Такого не было даже в 1990-е, чтобы не сдавались в аренду помещения в центре города. Рано или поздно придет понимание того, что IT – это единственная надежда Украины. Я не верю в гегемонию металлургии или агросектора. С этими продуктами нас никто за рубежом не ждет. IT-событий в этом году будет не меньше просто потому, что это единственная сфера, внушающая надежду.
Каждый год оргкомитет iForum начинает заседания с вопроса, нужно ли проводить это мероприятие. В этом году приняли позитивное решение. Почему?
Мы чувствуем, что он нужен и востребован. Приходит обратная связь в виде благодарностей или мыслей о том, что он нужен именно сейчас, в кризис, когда нужно видеть успешных людей и понимать, что еще не все потеряно.
В Украине не так много экспертов, которым действительно есть что сказать на мероприятиях. Будут ли на iForum новые лица?
Будет развитие секции Smart city, которая впервые была представлена в прошлом году. И будет секция по образованию. Новые лица, конечно, появляются. Особенно, если сравнить не с прошлым, а с позапрошлым годом. Разница очень существенная. Мы, наверное, лидер в мире по темпу жизни, который стал просто ошеломительным. Поэтому появляется много нового. Я пойду слушать секцию по образованию, мне кажется, что сейчас – это очень важно.
За прошлый год появилось огромное количество курсов для айтишников и свитчеров. Некоторые уже напоминают финансовые пирамиды.
Это только начало. Мы наблюдаем, как создается новый рынок. Фейки исчезнут и их место займут действительно качественные продукты. Но мы на iForum будем говорить об IT в образовании. Сейчас его используют на примитивном уровне. Не стоят у нас в коридорах школ компьютеры, как это было в США еще в 1990-х. У нас всего 8% школьников используют в школе компьютер, при том, что везде есть компьютерные классы. Сейчас технологии – это очень важная вещь, как было 100 лет назад со всеобщей грамотностью. Либо мы преодолеем этот барьер, либо скатимся в Средневековье.
Можно ли рассчитывать на восстановление экономики в 2016-м?
Задам встречный вопрос: какая отрасль будет зоной роста? И почему вдруг она начнет расти? Может быть ситуативное восстановление, но глобально на этот год я не рассчитываю. В 2017-м – может быть. Но нужно понимать, что восстанавливаться мы будем с очень низкого уровня.
Как вы диверсифицируете риски ведения бизнеса в Украине?
Не храню деньги в украинских банках. Мы пытаемся выйти за рубеж, но не могу сказать, что за границей у нас есть полноценный бизнес. Выход на иностранный рынок – это некий барьер, если ты один раз его преодолеешь, возвращаться не очень хочется. Те, кто уже вывел деньги из Украины, не будут заводить их обратно. И, чем больше держава будет сопротивляться выводу денег, тем меньше будет тех, кто захочет инвестировать сюда. Кто придет, если нет гарантий возврата? Сейчас возникает новая проблема – общее количество денег в стране сокращается, уже сейчас украинских денег за рубежом больше чем внутри страны.
Как политический кризис отражается на инвестиционной привлекательности Украины? Денис Довгополый приводил пример диалога с инвестором, который считает, что сейчас самое время вкладывать в украинскую экономику.
Пока я вижу инвестиционную привлекательность отдельных украинских стартапов, которые иностранные инвесторы все равно отсюда вывозят. Вкладывать в Украину – это понятие абстрактное. Куда вкладывать? В мозги, которые отсюда вывезут? Это одна история, которая сейчас перспективна, как никогда. В построение каких-то сервисов здесь? Я не вижу таких проектов. Наша отрасль стала очень экспортно-ориентированной. Еще три года назад мы говорили о том, что не хватает продуктов, достойных играть на мировом рынке. Сейчас мы находимся на этапе, когда экспортируем труд. Дальше два пути. Хороший — появление экспорта продукта и плохой — переход к физическому экспорту людей. Все будет решаться позицией государства в 2016-17 годах.
По материалам:
Форум інтернет-діячів
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас