Полезные паразиты: почему Uber использует посредников


Полезные паразиты: почему Uber использует посредников

На утро 25 февраля киевские таксисты запланировали мирную акцию протеста против запуска Uber в Украине. Мероприятие получило название «Uberный сговор Кличко». Таксисты желают получить от столичного градоначальника объяснение тому факту, что выход американского сервиса на украинский рынок всячески поддерживается, хотя работать он будет не вполне легально. Основной посыл – за рулем автомобиля Uber может сидеть любой человек, даже без специальной лицензии на перевозку пассажиров. И это – недалеко от истины.

В своем пользовательском соглашении, которое принимает каждый клиент при заказе автомобиля, компания снимает с себя всю ответственность и прямо указывает: «У компании Uber нет никаких обязательств и ответственности перед вами в отношении перевозок, предоставления вам товаров или логистических услуг сторонними поставщиками». Более того, пользователь Uber должен сам возместить убытки Uber, если нарушит целый ряд специальный правил.

Чтобы снять с себя ответственность, Uber активно использует посреднические структуры, которые якобы официально представляют компанию в каждом отдельно взятом государстве. Не так давно такой сервис запустился и в Украине под названием Uberlin.com.ua. На сайте компании говорится, что это «официальный и авторизованный партнер Uber в стране», хотя руководитель украинского офиса Uber Аркадий Вершебенюк эту информацию опроверг.

Расхождения с глобальной концепцией читаются во множестве мелких деталей. Например, Uberlin обещает выплачивать деньги водителям ежедневно, хотя официально Uber проводит выплаты только раз в неделю. Со временем в этом сознались и сами представители сервиса, указав, что пока что лишь собирают базу водителей.

На самом деле Uberlin.com.ua – компания-прокладка, которая успешно работает в России под тем же названием, только с местной регистрацией – Uberlin.ru. На ее сайте также указано, что сервис представляет собой «официального и авторизованного партнера Uber в Москве». Аналогичное описание можно найти еще на десятке порталов – Ubervoditel, Uber-driver, 2Uber и т.д.

В РФ, где сервис запустился около двух лет назад, именно посредники – один из немногих способов работать с Uber. Местные водители жалуются, что отправляя заявку через официальный сайт, дождаться ответа практически невозможно. В то же время компании-прокладки оперативно реагируют на обращения и уже в течение суток готовы подключить нового водителя к выходу на линию.

Особого отбора нет. У потенциальных водителей просят стандартный для любого шофера набор документов: права, техпаспорт, страховка и пара фотографий автомобиля, который обязательно должен соответствовать всем правилам (определенные модели и возраст). Прохождения проверок на знание города и любых других тестов нет. Не требуются и специальные лицензии (в Украине это «Лицензія надання послуг з внутрішніх перевезень пасажирів на таксі». – Forbes). Необходимо лишь внести предоплату за пользование сервисом, которая у всех посредников разная.

Стоит отметить, что используя услуги посредников, водитель должен быть готов заплатить дважды. Первая комиссия удерживается непосредственно сервисом Uber (до 20%, в зависимости от страны), а вторая – уже самим посредником. Тот же Uberlin информирует о нескольких вариантах, среди которых есть еженедельный вариант в 6% или ежедневный в 10%. И, конечно же, налог в 5%.

Потому что не такси

В самой компании отсутствие необходимости в предоставлении «таксомоторной» лицензии объясняют просто. Uber – это не такси. В том же пользовательском соглашении можно найти проспект, где компания указывает, что «Uber не обеспечивает осуществление перевозок или логистических услуг и не функционирует как транспортная компания», и что «такие перевозки или логистические услуги предоставляются независимыми сторонними подрядчиками, которые не являются сотрудниками компании Uber либо ее аффилированных лиц». Другими словами: Uber – это технологическая платформа, которая лишь помогает организовать поездку, предоставляя финансовые и организационные услуги как водителю, так и пассажиру.

Опасность такой схемы состоит в том, что в случае ДТП или чрезвычайных происшествий иного рода пассажир будет вынужден вести разбирательство с конкретным водителем, а не с компанией. Uber, в ее нынешнем формате, не несет ответственности ни за первого, ни за второго. Как и компания-посредник, лишь предоставляющая доступ к этой самой технологической платформе.

Вдобавок, этим самым водителем может стать любой человек, обладающий автомобилем соответствующих параметров и готовый оплачивать комиссию за право использования фирменного приложения для поиска клиентов. Это становится привлекательным способом подработки автовладельцев, особенно ввиду того, что в ряде стран Uber еще и доплачивает за поездки ради популяризации сервиса среди жителей.

Отсутствие оплаты за лицензию и других расходов позволяет максимально снижать цены и становиться привлекательнее конкурентов – официальных таксопарков. Что, соответственно, наносит ощутимый удар по бизнесу последних, поскольку компании вынуждены тратиться на ряд разрешительных документов.

Именно этот аспект и служит причиной массовых протестов против сервиса по всему миру. И он же подтолкнул представителей нескольких таксопарков в Украине к пикетированию КМДА.

Работать честно

Напомним, летом прошлого года массовые протесты против Uber прокатились по Парижу. Таксисты строили баррикады и не давали водителям Uber работать, требуя от французского правительства прекратить работу «нелегального такси». Президент страны Франсуа Олланд согласился с местными извозчиками и запретил сервис, но лишь частично. Речь шла об UberPop – том самом подразделение Uber, использовать которое могут обычные водители с более-менее новыми автомобилями. При этом на рынке остался UberBlack (премиум-класс), отбор таксистов для которого компания проводила уже официально, согласно всем законодательным нормам Франции.

Сегодня власти многих стран мира требуют от Uber изменить условия работы с водителями и добиваться от них предоставления лицензии на право совершения перевозок. Как показывает опыт Москвы, компания идет на подобное неохотно и всячески затягивает подписание обязательств с местными властями для легализации своей работы.

Возможно, в Украине подобных стычек с местной властью удастся избежать. Еще в прошлом году заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омелян отметил, что представители Uber провели ознакомительную встречу, в рамках которой шла речь о соблюдении украинских законов. Тогда же директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Роман Хмиль подчеркнул, что компания будет платить все налоги согласно украинскому законодательству.

Илья Кабачинский

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Рейтинг популярности материала «Полезные паразиты: почему Uber использует посредников» на Finance.UA - 2.4
В Контексте Finance.UA