Верховная Рада отказывается бороться с бодяжным бензином — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Верховная Рада отказывается бороться с бодяжным бензином

Казна и Политика
1408
В Верховной Раде решили отложить введение важных инициатив, которые позволяют снизить долю контрафактного бензина на рынке. С такой инициативой выступил акционер одного из крупнейших украинских нефтетрейдеров – компании WOG
Глава парламентской группы “Воля народа” Ярослав Москаленко и депутат из этой группы, совладелец компании WOG Степан Ивахив предложили Верховной Раде отложить внедрение акцизных накладных на нефтепродукты с 1 марта на 1 июля 2016 года. А также снизить ставки акциза на альтернативное моторное топливо с EUR120/1 тыс. литров до EUR75/1 тыс. литров.
Соответствующий законопроект №4067 зарегистрирован в парламенте 15 февраля, но пока еще за него не голосовали.
Напомним, что в конце 2015 года Рада повысила акциз на альтернативное моторное топливо на 42% – с EUR99/тонна до EUR141/тонна (или EUR120 за 1 тыс. литров). Тогда же парламент решил ужесточить контроль уплаты акцизного сбора с нефтепродуктов.
Центральным элементом изменений является внедрение в качестве обязательного электронного документа акцизной накладной, которая будет составляться при осуществлении всех операций по реализации топлива. Акцизные накладные должны внедряться с марта, переходной период – с 1 марта по 1 апреля.
Речь также идет о создании системы электронного администрирования реализации нефтепродуктов, которая должна обеспечить контроль на всех стадиях реализации от НПЗ и таможенных границ Украины до АЗС, а также полноту уплаты акцизного налога.
Как рассказал аналитик консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко, введение налоговых накладных позволит побороть теневой рынок нефтепродуктов, доля которого сейчас достигает трети от общего объема продаж. Фактически новая система против которой выступили Степан Ивахив, позволяла решить эту проблему. Теперь борьба с бодягой может быть отложена еще на полгода.
Мнение рынка
Между тем инициативу по введению накладных на нефтепродукты поддержало большинство участников рынка. Как рассказал вице-президент по коммерческим вопросам сети ОККО Юрий Кучабский, акцизные накладные нужны для того, чтобы контролировать полноту уплаты акцизного сбора. Причем они позволяют установить этот контроль полностью от завода-производителя или границы, через которую прошел импорт вплоть до пистолета на АЗС. Система электронного администрирования акциза должна исключить уклонение от уплаты акцизного налога, например, через оприходование контрафактных нефтепродуктов, поступающих от фиктивных предприятий, оформление фиктивного производства, говорит Кучабский.
«Введение системы электронного администрирования ограничит возможности недобросовестным игрокам рынка системно торговать некачественным контрафактным бензином и уклоняться от уплаты акциза. Главное, чтобы налог платили все, тогда будет справедливая конкуренция и не будет такого разброса цен, наконец-то все нефтетрейдеры будут в одинаковых рыночных условиях», – заявил НВ директор по административно-правовым вопросам АМИК Украина Радован Митас.
Митас выступает также за повышение акцизного сбора на альтернативное топливо. «Потребность рынка в данном виде продукции в Украине на сегодняшний день очень низкая и владельцы заправок не хотят связываться с альтернативным топливом. Больше половины украинского парка авто, то есть около 4,5 млн автомобилей не адаптировано под использование бензинов, в которых доля этанола превышает 5%. Такая разновидность горючего не подходит практически всем автомобилям, выпущенным до 2000 года», – отмечает он.
Поддерживает повышение ставок акцизного сбора на альтернативные виды топлива и Кучабский. «Мы относимся положительно к данной инициативе. Опыт европейских стран показывает, что в течение последних 20-ти лет они перешли на единые ставки, как для обычных бензинов, так и для альтернативных, одновременно поэтапно вводя требования к минимальному использованию биотоплива, начиная с 2 до 10% в течение 10-20 лет», – сказал он.
Как рассказал коммерческий директор компании КЛО Вячеслав Стешенко в акцизной накладной будет видна вся жизненная цепочка подакцизного продукта – от точки входа и до конечной точки – заправки, где этот продукт был продан, включая все цепочки посредников. Государство будет видеть, что, к примеру, предприятие А привезло 100 л топлива из-за границы, продало предприятию Б 100 литров, и предприятие Б через заправки тоже продало 100 литров топлива.
«Теоретически это можно видеть и другим образом, но когда всё собрано в одном месте, в одной базе, это упрощает процесс сбора и анализа данных. Это поможет более оперативно видеть информацию и принимать решение по горячим следам», – поясняет Стешенко.
Странная инициатива
Нефтетрейдеры удивлены инициативой их коллеги перенести важные для борьбы с бодягой инициативы еще на пол года. «Отсрочка запуска системы приведет к потерям бюджета в размере нескольких миллиардов гривен в течение первого полугодия 2016 года. Наша компания не видит никаких существенных проблем с внедрением системы и настройкой внутренних учетных систем. Кроме того, этот законопроект содержит законодательные инициативы, которые однозначно приведут к тому, что снова образуются «дыры» в налогах, которые позволят недобросовестным компаниям и в дальнейшем производить контрафактный продукт путем смешивания без уплаты акциза», – говорит Кучабский.
Заместитель директора НТЦ Психея по научной работе Геннадий Рябцев отмечает, что фактически за нововведения выступали компании, которые в полном объеме платили акциз и не продавали контрафактных нефтепродуктов. Между тем отказ во внедрение нововведений на руку тем, кто напротив – продавал бодягу.
В пресс-службе компании WOG пообещали предоставить комментарий позже. Ранее генеральный директор компании Сергей Корецкий заявлял в интервью НВ, что 30% рынка нефтепродуктов Украины составляет контрафактная продукция и говорил, что его компания выступает за борьбу с теневым сегментом на рынке.
Евгений Черновалов
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас