Что это было: как Рада почти отправила Кабмин в отставку
Несмотря на беспрецедентную критику правительства, Арсению Яценюку удалось удержаться в кресле, а президент Петр Порошенко разыграл настоящий спектакль, превратив судьбоносное голосование в Раде в предмет политического торга.
Одновременно с этим президент Украины Петр Порошенко выступил с обращением, в котором призвал правительство и генпрокурора Виктора Шокина подать в отставку. Это обстоятельство дало все основания полагать, что политическая воля для смены Кабмина есть и на Банковой.
В итоге после отчета правительства Верховная Рада с интервалом в 10 минут приняла два противоречащих друг другу решения. Сначала парламент 247 голосами утвердил постановление, признающее отчет Кабмина неудовлетворительным, что является юридическим поводом для вынесения на голосование резолюции о недоверии. Что и было сделано.
И затем на табло внезапно отобразилась цифра в 194 голоса «за», констатирующая, что как минимум до сентября Яценюк остается премьер-министром Украины. Напомним, согласно Регламенту Верховной рады вопрос о недоверии правительству в случае провала голосования не может повторно выноситься до конца текущей сессии.
Если говорить об ответственности за такой результат, то она по большей части лежит на плечах депутатов от БПП («за» голосовало 97 из 136 депутатов) и представителей «Оппозиционного блока», демонстративно покинувших зал («за» проголосовали 8 из 43 парламентариев).
«Баш на баш»
По сути, это была своеобразная разминка, подтверждающая давно согласованный сценарий. Однако здесь тоже все пошло не так гладко. Законопроект №4055, позволяющий генпрокурору Украины блокировать назначение антикоррупционного прокурора, был принят в первом чтении, зато проект закона №4056, который усовершенствует работу Национального агентства Украины по вопросам розыска и управления коррупционными активами, был провален депутатами.
По словам источников Forbes, именно провал голосования по этому закону послужил одним из поводов для заявления Порошенко об отставке Яценюка. Банковой было важно понимать, что согласованные вопросы будут успешно проходить, и только это являлось условием неприкосновенности нынешнего состава Кабмина. Ведь «безвизовый пакет» – это вопрос международных гарантий западным партнерам, которые были даны именно президентом Порошенко.
Ключевым обстоятельством для запуска сценария стало успешное голосование за проект №3700, который полностью отдает партийным лидерам все рычаги управления списками кандидатов на выборах в Верховную Раду. Теперь политические боссы смогут исключать кандидатов из собственного списка даже после выборов.
Опять же, главным лоббистом документа выступила Администрация президента. По информации Forbes, таким образом БПП хочет избавиться от адвоката Геннадия Корбана – Андрея Богдана, который является одним из ближайших претендентов на прохождение в парламент по президентскому списку. В случае вхождения нардепов от БПП в состав правительства, он по старому закону стал бы народным депутатом.
Что интересно, с первого раза закон не прошел, и повторно голосовать его пришлось за несколько минут до начала отчета правительства. И только когда спикер Владимир Гройсман увидел на табло благосклонные 238 голосов, парламентарии перешли к рассмотрению самого ожидаемого вопроса повестки дня.
Отчет правительства: День сурка
Отдельным блоком Яценюк выделил безопасность, подчеркнув, что военный бюджет в этом году составил беспрецедентные 113 млрд гривен. Правда, премьер оставил без внимания такой аспект как освоение этих денег со стороны Минобороны. Зато в очередной раз рассказал об успехах укрепления российско-украинской границы, нарвавшись на контраргумент о бесследно «зарытых» в проект «Стена» 400 млн гривен.
Себе в плюс Яценюк поставил проведенную дерегуляцию, увеличение доходов местных бюджетов в среднем на 42% и сближение с НАТО. При этом в ходе выступлений фракций аргументы премьера парировались напоминанием о девальвации, искажающей официальную статистику.
Не забыл Яценюк в очередной раз рассказать и о планах проведения таможенной реформы, о подводных камнях которой уже писали. Вспомнил глава Кабмина и уже позабытый всеми посыл о том, что Украина впервые не покупает российский газ, выдав реверс за избавление от «газовой иглы».
По факту, на момент отчета Арсений Яценюк выглядел настолько неубедительным, что казалось, отставка неизбежна. Но, очевидно, премьер просто знал исход голосования заранее.
Вопрос Шокина
В ведомстве сообщили, что Шокин с понедельника находится в отпуске, и его обязанности сейчас выполняет Юрий Севрук. Поэтому после возвращения на работу далеко не факт, что Шокин будет писать заявление, учитывая вчерашние события в Раде. Кроме того, не стоит забывать, что отставку генпрокурора по Конституции тоже голосует парламент, в котором, как показывает практика, на почве политических договоренностей может внезапно не хватить голосов.
Впрочем, именно отставка Виктора Шокина называлась одним из главных требований американской администрации во временя последней встречи Петра Порошенко и Джо Байдена в Давосе. Поэтому уход Шокина на фоне правительственного кризиса может помочь Петру Порошенко «убить двух зайцев», разыграв карту генпрокурора как на внутренней, так и на внешней арене.
Предмет торга и риски
Первый – никто в первом эшелоне украинской политики не хочет досрочных парламентских выборов. Включая группы Рината Ахметова и Игоря Коломойского – если посмотреть на голосование «Видродження» и «Оппоблока». Разные центры влияния оказались вполне договороспособными – в преддверии грядущей приватизации и таможенной реформы.
Второй – неолиберальную политику правительства со всем ее антисоциальным подтекстом уже ничем не остановить в среднесрочной перспективе. А значит, 2016 год станет еще более «шоковым» для украинской экономики.
Третий – власть перестала ощущать рост социального напряжения, которое способно вылиться в новые акции протеста. Особенно подобное положение вещей опасно в канун второй годовщины Майдана, которая накладывается на политический кризис.
Юрий Луценко, глава фракции БПП:
Не говорите мне о войне. Потому что если вы говорите о войне, то камикадзе необходимо использовать по назначению.
Юрий Бойко, глава фракции «Оппозиционный блок»
За полтора года есть определенная закономерность: чем хуже в государстве – тем ярче выступает премьер и члены правительства. Визитная карточка правительства – непонятная налоговая политика, которая изменялась каждые три месяца.
Виктор Бондар, глава парламентской группы «Видродження»:
Я не знаю, кому нравится тот цирк, который продолжается последний год. Коррупция, и так далее. Какие дальше сценарии вы нам готовите? Вы взяли какую-то отрасль, и сказали, что вот она, перспективная, мы будем ее развивать? Нет. Что вы вообще делали за прошлый год?
Олег Березюк, глава фракции «Самопомощь»:
Не было мотива, зачем правительство работало. И это признак отсутствия элементарного – публичного управления.
Сергей Соболев, замглавы фракции «Батькивщина»:
Сегодня страна стоит на пороге самых важных решений. И до тех пор, пока будет проводиться расточительная политика, ничего не изменится. Если будет тот же принцип – то следующее правительство будет обречено на такую же судьбу.
Владимир Литвин, глава группы «Воля народа»:
Надеялся на нормальное выступление премьер-министра Украины. Он пытался навеять прекрасный сон, а получается как у классика: «Прокинулась небога – нема нічого». Арсений Петрович, как тут не вспомнить слова Достоевского, одного из героев «Идиота», который говорил: «Оставьте ваш тон». В последний момент, возьмите человеческий тон для разговора.
Олег Ляшко, глава фракции «Радикальная партия»:
Когда вы рассказываете про реформы, вы забыли, что их цель – повышение уровня жизни людей. Малого и среднего бизнеса нет, фермеров нет, людей, которые могут прокормить семью, нет. Олигархов и то не осталось, слава Богу. Так это не реформы – это геноцид.
При этом если бы каждая из фракций, рьяно критиковавших премьера (о намерении не голосовать заявило только «Видродження»), высказалась бы «за» полным составом, отставка правительства Арсения Яценюка набрала бы в общей сложности 265 голосов.
Виталий Филипповский
По материалам: Forbes.ua
Поделиться новостью