ОСАГО раздора


ОСАГО раздора

Изменение правил рынка ОСАГО снова откладывается. Депутаты профильного парламентского комитета не смогли решить, нужен ли Моторному (транспортному) страховому бюро Украины координационный совет. Оба обсуждаемых законопроекта не нашли поддержки, новую версию законопроекта об «автогражданке» подготовит рабочая группа.

Не вышло

Парламентский комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности вчера должен был выбрать, какой из двух законопроектов с поправками в закон об «автогражданке» необходимо поддержать. Конкурировали законопроект № 3551, авторами которого являются экс-временный и.о. главы Нацкомфинуслуг, секретарь комитета Максим Поляков, Денис Дзензерский (оба – «Народный фронт») и два депутата от БПП, и законопроект № 3670 авторства Сергея Рыбалки (Радикальная партия Олега Ляшко) и пяти депутатов БПП.

Как сообщал FinClub, ключевые тезисы законопроектов похожи: введение механизма прямого урегулирования, выдача электронного полиса, свободное ценообразование на ОСАГО, упрощение процедуры получения страхового возмещения от неплатежеспособных СК. В частности, один законопроект предполагает, что если компания не выплатит возмещение потерпевшему в течение 90 дней, выплата проводится за счет средств этой компании в фондах МТСБУ. А во втором прописано, что выплаты потерпевшим за счет средств фондов начинаются сразу после отзыва лицензии страховщика или после начала процедуры банкротства.

Оба документа предполагают поэтапное повышение лимитов за ущерб, нанесенный имуществу, жизни и здоровью граждан. До 8 млн грн и 16 млн грн соответственно – к 2022 году в законопроекте Сергея Рыбалки, до 1 млн евро и 5 млн евро – в законопроекте Максима Полякова.

Депутаты признали, что оба документа учитывают большинство требований страховщиков. Но если Максим Поляков предложил внести поправки в закон об ОСАГО, то Сергей Рыбалка – принять новый закон. «Предложена именно обновленная редакция, поскольку действующий закон вступил в силу еще 1 января 2005 года. За это время его слишком много меняли и дополняли, значительно обновились мировая практика, европейское и украинское законодательство и судебная практика. Закон банально устарел», – объяснил свою позицию глава комитета.

Нелишний надзор

«Яблоком раздора» стал координационный совет МТСБУ. Максим Поляков предложил ликвидировать коордсовет, в который входят три представителя Верховной Рады. «Депутаты использовали МТСБУ для решения собственных проблем. В результате из фондов исчезли 250 млн грн, которые страховщики до сих пор не могут компенсировать», – уверен он. Поскольку МТСБУ – объединение страховщиков, «вмешательство государства в лице депутатов излишне».

Сергей Рыбалка не видит вмешательства депутатов. «Мне не совсем понятно, как депутаты могли это делать», – удивился он. Глава комитета, лоббируя сохранение коордсовета, заявил, что ОСАГО – социальный вид страхования, и поскольку государство обязало всех автомобилистов страховаться, надо контролировать бюро, объединяющее участников рынка «автогражданки».

Эту позицию поддержал регулятор. «Надзор за МТСБУ необходимо сохранить, поскольку опыт показывает, что Моторное бюро принимает слишком много решений, которые вызывают много нареканий», – заявил глава Нацкомфинуслуг Игорь Пашко. Он уточнил, что по итогам 2015 года 70% жалоб граждан поступало именно на деятельность страховщиков в сегменте ОСАГО.

На сторону Максима Полякова стал Павел Ризаненко. «Государство должно контролировать расходы бюджетных средств, а на работу МТСБУ государство их не выделяет. Представьте себе, что у вас есть частное производство, а к вам приходит представитель государства и рассказывает, что производить и по какой цене, а также какую платить зарплату», – пояснил он. «Если производимый товар потребляют все граждане, тогда такой контроль возможен», – ответил Сергей Рыбалка.

Были у депутатов и специфические аргументы. «Соавторами законопроекта № 3670 являются Игорь Кононенко и Сергей Березенко. Я принципиально не буду поддерживать этот документ. Я не ради этого стоял на Майдане», – заявил Виктор Романюк (НФ). Глава МЭРТ Айварас Абромавичус обвинил Игоря Кононенко в давлении и вмешательстве в его работу.

В поисках компромисса

Единогласно депутаты смогли поддержать лишь идею главы подкомитета по страхованию Александра Жолобецкого отправить на доработку оба законопроекта и потом выйти с единым вариантом документа. «Если мы сейчас не можем найти общий язык, тем более нельзя выносить эти документы на рассмотрение в сессионный зал. Мы провалим голосование», – согласился с коллегой Степан Кубив (БПП). В рабочей группе будет также ОО «Страховая защита». «В состав коордсовета должны войти представители потребителей страховых услуг. Они должны иметь возможность контролировать деятельность страховщиков», – потребовал председатель правления Всеукраинского объединения потребителей страховых услуг «Страховая защита» Василий Дарков.

Второй вопрос, который Сергей Рыбалка поставил на голосование, – это выбор законопроекта, на базе которого будет разрабатываться новый. Проект Максима Полякова поддержали четыре депутата (Максим Поляков, Виктор Романюк, Павел Ризаненко, Александр Жолобецкий), а остальные пять депутатов (Сергей Рыбалка, Степан Кубив, Михаил Довбенко, Олег Лаврик, Леонид Климов) – законопроект, сохраняющий коордсовет в структуре МТСБУ. Леонид Климов пришел на заседание перед самым голосованием. Его голос стал решающим.

Руденко Виктория

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Весь рынок:Личные финансы
Все, что мы знаем про:МТСБУ
Рейтинг популярности материала «ОСАГО раздора» на Finance.UA - 2.5
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.UA
Новости партнеров