Максим Авксентьев: Рынок почтовой логистики в Украине - кризис не помеха, и Китай на горизонте — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Максим Авксентьев: Рынок почтовой логистики в Украине - кризис не помеха, и Китай на горизонте

Фондовый рынок
1886
Услуги почтовой логистики (перевозка корреспонденции и грузов до 30 кг в течение 1-3 дней) становятся все более и более популярными в Украине. Еще каких-то 10 лет назад для того, чтобы отправить небольшой груз или корреспонденцию во многих случаях не было альтернативы Укрпочте, которая при этом фактически не давала четких гарантий по срокам и сохранности. Сейчас же не представляет сложности отправить любой груз, вне зависимости от его габаритов и веса, практически в любую точку Украины, выбирая при этом перевозчика из целого списка компаний.
Объем рынка почтовой логистики, согласно устоявшейся практике, оценивается в количестве отправок: в 2015 году, по разным оценкам, он достиг уровня почти 100 млн. отправок — если включать в него также пересылку грузов свыше 30 кг, что также входит в перечень ряда украинских операторов. Если же сузить рынок до точных критериев почтовой логистики (исключив корреспонденцию и посылки свыше 30 кг), то объем рынка оценивается в 80 млн. отправок. Характерно, что в денежном выражении этот рынок сохранил позитивные темпы роста даже в 2014 году, увеличившись по сравнению с 2013 годом на 2%, а рост объем в 2015 году составил, по предварительным оценкам, около 7%, превысив уровень 4 млрд. грн. Можно также отметить, что доля Укрпочты в сегменте почтовых отправок сократилась до 22%.
В целом же за последние 10 лет ежегодный прирост количества отправок составлял от 5% до 10%. Возникает вопрос: сколько будет еще расти этот рынок с такими темпами в обозримой перспективе, где естественные пределы этого роста?
Этот рынок в целом отличается завидной «живучестью»: если в 2008 году падение объемов реализации в базовых отраслях производства и услуг в Украине составляло до 20%, то колебание рынка почтовых перевозок составило не более 2-3%. Как утверждают операторы, устойчивым к кризису и девальвации валют рынок перевозок оказался и в 2014–2015 годах: после сравнительно небольшого падения в 2014 году лидеры рынка заявили о восстановлении позитивной динамики роста уже с начала 2015 года.
Этому в целом способствует мобильность и гибкость бизнес-модели, которую используют ключевые игроки украинского рынка почтовой логистики. Лидеры внутренних перевозок, «Новая Почта» и «Интайм», интенсивно открывают отделения по всей Украине, привлекая партнеров по договору франчайзинга, арендуя площади под склады и собственные отделения и отдавая на аутсорсинг непрофильные для их бизнеса процессы. По этой причине «выпадение» из рынка Крыма и временно неподконтрольных территорий Донбасса не оказало катастрофического влияния на их показатели: перевозчики разорвали договорные отношения с партнерами на указанных территориях, а оборудование и персонал с собственных отделений переведя на подконтрольную территорию.
Чего не хватает рынку, так это большего включения кросс-бординговых пересылок в рынок. Для Украины, прежде всего, актуальным является увеличивающийся из года в год поток посылок из Китая. Пока этот сегмент невелик, а его развитие тормозит существенно просевший уровень покупательской способности. Основные игроки украинского рынка в целом уже готовы к приему и отправке международных посылок, однако барьером для его развития, кроме упомянутого низкого уровня потребления, является и хаос в международных стандартах и нормах в сфере кросс-бординговой почтовой логистики. И это проблема не только Украины: вопрос унификации правил сейчас решается на макрорегиональном уровне, в его скорейшем решении заинтересованы все участники рынка в европейских и азиатских странах, где сегмент кросс-бординговых пересылок фактически является уже определяющим в структуре рынка.
В Украине наиболее заинтересованной стороной в унификации налоговых и таможенных правил кросс-бординга являются b2c-компании, в основном представленные интернет-магазинами. Их представители в один голос говорят о том, что унификация правил, введение единого штрих-кода должны удешевить логистику, улучшить обслуживание клиентов и в конечном итоге увеличить их рентабельность. С учетом того, что 68% всех отправок в Украине — это внутренние отправки, то проблемы взимания НДС и таможенного оформления пока не являются ключевыми, однако давление спроса даст о себе знать. Отсутствие стандартов на данный момент уже приводит к тому, что одна посылка фактически отправляется несколько раз: это затрудняет логистику оператору и запутывает клиента, который не может отследить ее трекинг. Кроме того, чисто украинской спецификой является сложности, возникающие с таможенным оформлением, хранением и доставкой из портов полученных грузов.
Следует отметить, что крупные операторы за последние года активно решают все эти инфраструктурные проблемы, в том числе принимая на себя правовые риски, и готовы к обеспечению кросс-бординговой логистики. Кроме того, в «исследовательских лабораториях» почтовых логистов исследуются способы адаптации к особенностям украинского рынка и новых услуг (экспресс-доставка небольших посылок и корреспонденции по городу дронами, работа почтоматов на прием посылок и т.п.). Перспективы у новых услуг значительные, однако барьер все тот же: отсутствие необходимого нормативного регулирования. С устранением этих барьеров значительно больше шансов на то, что рынок будет еще долгое время развиваться активными темпами, а операторы выводить новые услуги, потребность в которых скоро уже «перезреет».
Максим Авксентьев, аналитик Kreston GCG
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас