На рынке морских перевозок коллапс. Что от этого Украине?


На рынке морских перевозок коллапс. Что от этого Украине?

Убытки морских транспортных компаний растут, стоимость фрахта падает, а перевозчики впервые за много лет получили возможность сэкономить.

Сегодня датская транспортная компания Moeller-Maersk A/S, мировой лидер в сфере контейнерных перевозок, заявила, что завершила четвертый квартал с убытком из-за сильного падения стоимости фрахта.

Как сообщается в пресс-релизе компании, чистый убыток в октябре-декабре составил $2,51 млрд против чистой прибыли в $189 млн, полученной за аналогичный период 2014 года.

Убытки крупнейшей контейнерной компании мира объясняются рекордным падением ставок на фрахт в мире и продолжающимися проблемами у всех перевозчиков.

Так, 5 февраля индекс Baltic Dry, который показывает стоимость морских перевозок товаров, впервые в истории упал ниже показателя 300.

Baltic Dry Index – индекс средней стоимости фрахта, отслеживающий изменение цен на морские перевозки насыпных и навалочных грузов в мире. Это особый показатель, рассчитываемый Балтийской биржей в Лондоне. Он показывает изменение цен на фрахт судов для перевозки сухих грузов: угля, железной руды, цемента, зерна, стали. Индекс показывает усредненную цену для перевозок по 20 главным мировым морским маршрутам.

Ранее минимум был достигнут в 1986 году в разгар энергетического кризиса, но тогда индекс упал всего до 556. Нынешний минимум особенно внушительно смотрится, если учитывать, что в 2008 году, когда экономика была разогрета до максимума, он достиг максимума на уровне 11612 пунктов.

Старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква отмечает, что с середины прошлого года стоимость фрахта упала на 76%. «Еще пять лет тому назад множество судовладелцев посчитали, что из-за высоких цен на нефть старые, энергетически неэффективные суда уйдут с рынка. Поэтому многие компании вложились в строительство новых судов. А сейчас цены на нефть упали и старые менее эффективные судна продолжают работать. При этом появилось много новых. Все это привело к обвалу цен на фрахт», – отмечает Саква. Еще больше ситуацию подогрело общее падение товарооборота в мире. А также то, что многие судна смогли делать больше ходок, развивая большую скорость и не считаясь с расходом топлива.

Он отмечает, что от всего произошедшего выигрывают украинские перевозчики руды и зерна, убытки которых от падения цен на товары на мировом рынке несколько компенсирует значительно подешевевший фрахт.

Впрочем, как считает Дмитрий Чурин из Eavex Capital, нынешняя ситуация ударит по украинским судостроителям, которые в ближайшие годы вряд ли могут рассчитывать на заказы торговых судов. «В условиях избытка мощностей на рынке фрахтов корабелы могут рассчитывать разве что на военные заказы», – отмечает он.

Вадим Макеев

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Рейтинг популярности материала «На рынке морских перевозок коллапс. Что от этого Украине?» на Finance.UA - 5.0
В Контексте Finance.UA