Андрей Попов: Почему международные компании покидают украинский рынок? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Андрей Попов: Почему международные компании покидают украинский рынок?

Фондовый рынок
459
К сожалению, в SWOT-анализе украинского рынка в последнее время преобладают слабые стороны и угрозы, а не сильные стороны и возможности.
- Сжимание внутреннего рынка, падение платежеспособного спроса. В этом направлении реализуется стратегия lose-lose и синергия целого комплекса негативных факторов: экономический спад, рекордная девальвация гривны, аннексия Крыма и боевые действия на Востоке создали нестабильность и уменьшили внутренний рынок на несколько миллионов потребителей (как в сегменте b2b, так и в b2c),
- Валютные ограничения НБУ: обязательная продажа валютной выручки, а особенно запрет на вывод валюты за рубеж для выплаты дивидендов сделали Украину “Land of No Return” для международного капитала (страной, из которой нет пути назад). То есть теоретически в страну можно завести капитал, но вывести законным путём весьма проблематично. Разумеется, эти меры принимались, чтобы ограничить вывод капитала за рубеж, но в результате получился классический пример, когда с водой выплеснули ребёнка, и даже добропорядочные компании не могут использовать заработанное в стране по своему усмотрению. Призыву «тратить заработанное в Украине» большинство иностранных компаний следовать не хотят, и предпочитают сворачивать или ограничивать активность (показательным исключением стала разве что покупка 3G-лицензий «большой тройкой» мобильных операторов).
- Конфликт с Россией, а также негативные экономические тенденции внутри самой России, привели к снижению активности российского капитала в Украине, который ранее вел активную деятельность в стране. Потеря российского рынка снизила инвестиционную привлекательность целых отраслей промышленности Украины, а Зона свободной торговли (ЗСТ) с ЕС пока не стала «спусковым крючком» для серьезных инвестиций.
Какие примеры ухода из Украины можно назвать самыми показательными? Что послужило причиной ухода этих компаний из Украины?
Наиболее показательным примером стал уход венгерского лоу-коста Wizz Air. Причина – непредсказуемая военно-политическая ситуация и недостаточно высокий спрос на авиаперелёты.
В 2014-2015 гг. Украину покинул ряд автоимпортёров (например, японская Honda и китайский BYD). Столкнувшись с падением продаж в связи с девальвацией, ушли или готовятся к уходу широкий ряд западных брендов одежды. Еще в начале 2014 года, столкнувшись с финансовыми трудностями и не выдерживая конкуренции с местными игроками, из Украины ушли немецкие строительные супермаркеты Praktiker и OBI. Выйдя из проекта по разработке сланцевого газа ввиду снижения мировых цен на нефть, Украину покинула американская нефтяная корпорация Chevron.
Говоря об уходе международных компаний из Украины, следует отметить, что российские компании в Украине также формировали повестку дня на рынке M&A. Но в большинстве случаев, речь шла не об уходе, а «маскировке» капитала для обеспечения безопасности активов. Наиболее показательным примером стала продажа активов в Украине российским «ЛУКОЙЛом» в пользу австрийской компании AMIC. В чьих интересах действует недавно созданная компания AMIC, неизвестно, но по одной из наиболее правдоподобных версий, в интересах самого «ЛУКОЙЛа».
С чем связано отсутствие на украинском рынке многих известных международных брендов? IKEA самый очевидный, но не единственный пример.
Для иностранных компаний украинский рынок никогда не был приоритетом №1. Хотя 45-миллионное европейское государство является привлекательным рынком сбыта, в течение последних десятилетий мы значительно проигрывали своим крупным соседям (Польше, России) по покупательской способности населения и ёмкости внутреннего рынка. Кроме того, вплоть до 2014 года Украина находилась во второй сотне рейтинга Doing Business, составляемого Международной финансовой корпорацией (IFC). Данный рейтинг не является истиной в последней инстанции, поскольку не учитывает все аспекты предпринимательской среды. Но он анализирует нормативно-правовую базу, важную для инвесторов – создание предприятия и ведение бизнеса, осуществление внешнеторговой деятельности, налогообложение и т.д. Поэтому столь низкие показатели Украины также не способствовали приходу иностранных игроков. Даже сейчас, когда Украина поднялась в Doing Business на 83 место, все соседние страны, включая Россию и Беларусь, нас опережают.
Традиционно вести бизнес в Украине предпочитали российские компании и сети, а не западные. Есть ли какие-либо предпосылки (кроме санкций), что ситуация изменится?
Российский бизнес пострадал от конфликта Украины и России в не меньшей степени, чем украинский и западный, а по некоторым направлениям даже больше. Многие российские компании, прежде всего, банки (Сбербанк, ВТБ, Проминвестбанк, Альфа-Банк и др.) а также мобильный оператор МТС, очень широко присутствовали на Востоке и в Крыму, и понесли там большие потери.
Следует признать, что, несмотря на политику России в отношении Украины, российский бизнес настолько глубоко интегрирован в экономику Украины, что продолжает деятельность и по большей части соблюдает свои обязательства. Особенно здесь следует отметить банковский сектор – дочерние банки России в Украине, несмотря на рекордные потери и убытки, сохраняют присутствие (а некоторые даже расширяют), выполняют планы по докапитализации и соблюдают все требования регулятора.
Причина сложившейся ситуации кроется в двух аспектах. Во-первых, война России и Украины «гибридная», и враждебные действия со стороны России сочетаются со стремлением не допустить краха Украины. А во-вторых, в самой России, по-видимому, нет единства в отношении Украины, и либеральное крыло, представленное бизнесом, в том числе присутствующим в Украине (к примеру, главой Сбербанка Германом Грефом) далеко не всегда поддерживает политику «ястребов».  
Что сделало и что могло бы сделать правительство в направлении привлечения иностранного бизнеса и капитала?
- продолжение реформ в направлении дерегуляции бизнеса, улучшения налогового законодательства, противодействия коррупции;
- постоянная работа над улучшением имиджа Украины в глазах международного инвестиционного сообщества;
- прекращение или хотя бы «замораживание» вооруженного конфликта на Востоке;
- использование возможностей ЗСТ с ЕС для привлечения инвестиций из стран, заинтересованных в беспошлинном доступе на рынок ЕС (например, Китая), но реализация этого сценария будет зависеть от успешности реформ, а также политической и военной стабильности в стране.
Андрей Попов, партнер Kreston GCG
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас