Виталий Кедык: Потребительское поведение украинцев и поляков - в чем разница?
Идея сравнить рынки электронной коммерции и покупательское поведение Украины и Польши возникла неспроста. Сегодня многие украинские компании, которые ориентируются на европейский рынок, присматриваются к Польше, как к “окну в Европу”. Помимо «эмоциональной привязанности» двух добрых европейских соседей, декларирующих родственные ценности, нас связывают общие характеристики, а также тенденции развития отдельных отраслей, в том числе e-commerce.
Удобным и репрезентативным такое сравнение делает приблизительно одинаковое количественные показатели рынка. Похожее по численности население – 43 млн украинцев и 38,5 млн поляков и очень близкое по значению проникновения интернета– 60%1 ¹ в Украине и 65%2 ². в Польше.
Тем не менее, первое кардинальное отличие сразу находим в размерах самих рынков. Так, по итогам 2014 в денежном выражении рынки e-commerce составляли: 1,6 млрд долларов в Украине и 8,63 ³. млрд долларов в Польше.
Для украинского рынка характерно падение на 20% в долларовом эквиваленте по сравнению с 2013. Рост в гривне на 19% к показателям 2013г. В абсолютных же величинах объем рынка приравнивается к результатам 2012г. По неутешительным прогнозам Украинской ассоциации директ маркетинга, показатели 2013 смогут вернутся к 2018г.
Что касается соседей, то польский рынок электронной коммерции считают самым быстрорастущим в ЕС. Несмотря на то, что лидеры по объему e-commerce –Великобритания (169 млрд долларов США), Германия (94 млрд долларов США) и Франция (75,5 млрд долларов США) удерживают порядка 60% европейского рынка, Польша опережает их существенно по темпам роста. Так, темпы роста e-commerce Польши в 2014 отмечены на уровне 21,7%, в то же время в Великобритании – 14,7%, Германии-12,3% а Франции- всего лишь 11,2%.
Польша демонстрирует завидный рост на 20-25% из года в год, начиная c 2009.
Ожидания на будущее также весьма благоприятны. Прогнозируемый оборот в 2020г по данным Gemius.pl составит около 27,5 млрд долларов США.
Польша демонстрирует завидный рост на 20-25% из года в год, начиная c 2009.
Ожидания на будущее также весьма благоприятны. Прогнозируемый оборот в 2020г по данным Gemius.pl составит около 27,5 млрд долларов США.
Соответственно и по количеству онлайн покупателей ведет Польша с приличным разрывом. Так, из 25 млн интернет пользователей, 17,3 млн (69%) активно совершает электронные покупки. В Украине, по данным TNS, онлайн шопингом занимаются около 4 млн человек.
Соц-дем украинского и польского онлайн покупателя идентичны – 53% женщин, 47% мужчин, преимущественно в возрасте 25-34 (около 40%; доля всех остальные возрастных сегментов не больше 26%). В Польше 41% из них жители населенных пунктов с численностью до 200тыс, а 36% проживают в больших городах. Доходы самого репрезентативного сегмента составляют от 2001 до 5000 PLN (т. е. до 1340 долларов США).
Интересуемся, что больше всего покупали украинцы по статистике 2014г.
Ожидаемо, 72% всех покупок совершались в группе товаров «Электроника и бытовая техника» на сумму $760 млн (вкл. продажу через маркетплейсы). В сегменте электроники 13 лидеров удерживают 89,2% от общего «пирога». По данным TNS, в 2014 года количество покупок в этой категории в онлайне, достигло показателя в 64% Это говорит о том, что традиционные офлайн супермаркеты сдают свои позиции.
Вторая группа–Fashion (одежда и обувь). 50% украинцев в сети поспособствовали тому, что онлайн ритейлеры собрали $169 млн (вкл. продажу через маркетплейсы).
В этой категории три лидера составляют 90,3% продаж от общего объема сегмента.
Ожидаемо, 72% всех покупок совершались в группе товаров «Электроника и бытовая техника» на сумму $760 млн (вкл. продажу через маркетплейсы). В сегменте электроники 13 лидеров удерживают 89,2% от общего «пирога». По данным TNS, в 2014 года количество покупок в этой категории в онлайне, достигло показателя в 64% Это говорит о том, что традиционные офлайн супермаркеты сдают свои позиции.
Вторая группа–Fashion (одежда и обувь). 50% украинцев в сети поспособствовали тому, что онлайн ритейлеры собрали $169 млн (вкл. продажу через маркетплейсы).
В этой категории три лидера составляют 90,3% продаж от общего объема сегмента.
Популярностью пользуются группы «Товары для детей», «Товары для авто» и «Парфюмерия и косметика». Набирает обороты продажа стройматериалов и товаров для дома через интернет.
В Украине основной тенденцией 2014 года стал переход потребителей от покупки дорогих брендов к более дешевым
Польские интернет пользователи уже имеют внушительный опыт электронной торговли.
Самый востребованной категорией товара для них в 2014г. была Одежда/ Аксессуары (80%).
За ними следуют Книги/ диски/ фильмы (77%), Аудио и видео техника (66%), Телефоны/ смартфоны/ аксессуары (59%), Билеты в кино, театр (58%), обувь (57%), Компьютерный софт (57%), Косметика/ парфюмерия (55%).
Самый востребованной категорией товара для них в 2014г. была Одежда/ Аксессуары (80%).
За ними следуют Книги/ диски/ фильмы (77%), Аудио и видео техника (66%), Телефоны/ смартфоны/ аксессуары (59%), Билеты в кино, театр (58%), обувь (57%), Компьютерный софт (57%), Косметика/ парфюмерия (55%).
Один из четырех поляков приобретает в онлайне страховки, продукты питания и предметы коллекционирования. Потенциал для роста имеют категории «Сделай сам», мебель, инструменты, оборудование для дома и сада.
Таким образом, забота о своем внешнем виде и любовь к современным гаджетам свойственна покупателям обоих рынков.
Покупками товаров национальных производителей поляки и украинцы не ограничиваются. По данным Factum Group, крупнейшие мировые площадки электронной коммерции Alibaba, eBay и Аmazon вошли в ТОП-20 наиболее посещаемых среди украинцев интернет-магазинов. Alibaba по итогам ноября 2014 года занимает третье место рейтинга, eBay – восьмое, Аmazon –тринадцатое.
Что касается стран, то Китай, США и Великобритания снабжают украинцев желаемыми товарами.
Поляки, в свою очередь, отдают предпочтение таким крупным игрокам, как Tchibo (Германия), BonPrix (Франция), Zalando (Германия), Amazon (США).
Способы оплаты.
В Польше, как и в большинстве стран Европы (кроме Великобритании), не популярна оплата банковскими картами. Предпочтение отдается pay-by-links (через банковские шлюзы). Половина онлайн ретейлеров там не работает по популярной в нашей стране схеме cash on delivery. О платежных предпочтениях я расскажу в следующей колонке.
В Польше, как и в большинстве стран Европы (кроме Великобритании), не популярна оплата банковскими картами. Предпочтение отдается pay-by-links (через банковские шлюзы). Половина онлайн ретейлеров там не работает по популярной в нашей стране схеме cash on delivery. О платежных предпочтениях я расскажу в следующей колонке.
Виталий Кедык СЕО Wishround
Примечания
¹ По данным установочных исследований, проводимых по заказу ИнАУ, в феврале 2015 года
² e-Commerce Polska
³ https://www.ecommerce-europe
¹ По данным установочных исследований, проводимых по заказу ИнАУ, в феврале 2015 года
² e-Commerce Polska
³ https://www.ecommerce-europe
По материалам: Файненс.ЮА
Поделиться новостью