Половина украинцев готова экономить на еде (исследование)
В июле 2015 года потребительские настроения украинцев ухудшились: индекс потребительских настроений (ИПН) составил 43,2 пункта, что на 5,7 пункта меньше, чем в июне, свидетельствуют результаты исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет GfK Ukraine.
Больше всего изменились ожидания девальвации гривны (увеличились на 21,8 пункта) и целесообразность делать крупные покупки (ухудшился на 11,8).
Одновременно увеличились опасения роста безработицы (на 1 пункт по сравнению с июнем), а индекс инфляционных ожиданий вырос на 7,91 пункта.
А вот согласно исследованию Nielsen, ожидания украинцев хоть и далеки от оптимистичных, однако чуточку лучше, чем в первом квартале. К примеру, перспективы в работе считают плохими 48% опрошенных – это больше, чем в прошлом году (40%), но все же меньше, чем в первом квартале, когда потерять работу или часть зарплаты боялись 54%.
На 1% увеличилась и доля украинцев, которые верят в свое светлое будущее «по работе»: теперь таких 7%. Опасаются, что их финансовое положение в ближайший год ухудшится 25% (против 34% в первом квартале), а верят в улучшение 17% (15%).
Также по сравнению с предыдущим кварталом больше украинцев планирует тратить средства на отпуск и праздники (26% – рост на 3%), новую одежду (24% – рост на 2%) и даже надеется делать сбережения (24% – рост на 4%).
10% опрошенных при этом считают ближайший год хорошим временем для покупки новых вещей (в первом квартале таковых было всего 7%, в прошлом году 15%), а не намерены тратить деньги на обновки 45% (в первом квартале таких было 55%, в прошлом году – 30%).
Пока же розница показывает заметное падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как сообщили в Госуправлении статистики Украины, в первом полугодии 2015 года через розницу было реализовано товаров на почти 560 млрд. грн, что составляет всего 76,4% объема аналогичного периода прошлого года.
Самое большое падение – в Донецкой (29,3%) и Луганской (17,2%) областях. В «мирных» регионах меньше всего тратят денег в Полтавской области (объем торгов составил 77,6% прошлогоднего), а менее всего снизилось потребление в Львовской области (на 16,7% от объемов января-июля 2014 года).
Правда, если учитывать курсовые колебания и инфляционный рост, то в абсолютном выражении потребление упало сильнее и, судя по всему, будет падать дальше – эксперты утверждают, что украинцы не только экономят из-за падения доходов, но и меняют саму психологию потребления.
Также Повышение минимальной зарплаты собрались обсудить до конца недели
Также Повышение минимальной зарплаты собрались обсудить до конца недели
Например, согласно исследованию Nielsen, во втором квартале текущего года по сравнению с первым до 64% увеличилось число украинцев, которые планируют экономить на покупке одежды, на газе и электроэнергии (58%), реже будут развлекаться вне дома и сократят время отпуска (до 55% и 50%).
Более половины украинцев (51%) призналось, что намерены перейти на более дешевые продуктовые бренды (для сравнения – в кризис 2009 года таких было всего 29%) и вернуться на рынки из гипермаркетов. Также, согласно последнему исследованию UTG, если в 2014-м одежду и обувь на рынках искало 23% опрошенных, этим летом – каждый второй.
«Украинцы более продуманно относятся к тратам в условиях экономического кризиса. Спонтанных покупок уже нет. Поэтому в столице, к примеру, есть тренд – перераспределение потоков в сторону увеличения посещаемости в региональных, более крупных ТРЦ. Больше количество магазинов – шире выбор, мировые бренды способны предлагать большие скидки и т.п. Но в целом мы видим, что снова увеличивается число людей, выбирающих рынок», — пояснил руководитель департамента стратегического консалтинга Украинской торговой гильдии (UTG) Виктор Оборский.
Траты на свежие продукты (мясо, рыбу, овощи и фрукты) снизились на 26%: в 2015-м они составляют 35% всех средств на еду и товары ежедневного спроса, тогда как в 2014-м этот показатель был 45%.
При этом киевляне, выбирая продукты, переключились с гипермаркетов на дискаунтеры (в 2014-м они посещали их четыре раза в месяц, а в 2015-м – семь), и супермаркеты (2014 – 14 раз, 2015 – 16 раз в месяц).
Интернет в продуктовом ритейле киевляне тоже стали использовать чаще: каждый десятый опрошенный Nielsen сообщил, что посещал сайты торговых сетей, половина из них – чтобы узнать об акциях и скидках.
По материалам: Вісті
Поделиться новостью