НДС «застраховали» от коррупции
Вчера Кабинет министров Украины обнародовал постановление № 538, утверждающее перечень банков, финансовая гарантия которых дает право на автоматическое бюджетное возмещение НДС. Пока что в список вошли три учреждения: государственные Ощадбанк, Укрэксимбанк и Укргазбанк. Не исключено, что со временем список банков пополнится и другими участниками. При этом, налоговые консультанты считают, что введение инструмента банковских гарантий по автоматическому возмещению НДС может создать преграду для мошенников. Неофициально же участники рынка предупреждают, что под данным инструментом может скрываться высокая коррупционная составляющая.
«Идея была следующей: дать тем, кто прошел проверку на порядочность у банка, возможность возмещаться по НДС беспрепятственно. Для компании выгода в том, что даже если бюджет «кинет» бизнес, банк все равно выплатит компенсацию», – объясняет природу нововведения руководитель налогово-юридического отдела E&Y Владимир Котенко. По сути, речь идет о страховании на случай невозможности получения возмещения НДС из бюджета по причинам, связанным с несовершенством государственного аппарата.
Напомним, что всего согласно закону «О государственном бюджете на 2015 год» запланировано получение НДС в размере 171,9 млрд гривен, на возмещение денежными средствами планируется потратить 58 млрд гривен. Очевидно, что сам вопрос реформирования системы НДС является одним из центральных в налоговой реформе, над которой в настоящее время работают Министерство финансов и Государственная фискальная служба.
Как ранее писал Forbes, введение новых правил администрирования НДС считается одним из достижений правительства. На прошлой неделе премьер-министр Арсений Яценюк провел встречу в Минфине по вопросам налоговой реформы, заявив, что «в парламенте были конкретные попытки «с чемоданами» поломать схему особого порядка администрирования НДС. Но не получилось. Потому что отмена специальной процедуры администрирования НДС на руку только тем, кто занимается теневым бизнесом, отмывает деньги, сидит в налоговых ямах и вытягивает из бюджета миллиарды гривен».
Предполагается, что банковские гарантии по возмещению НДС потребуются только предприятиям с определенными признаками. Постановление ссылается на подпункт 200.19.3 пункта 200.19 статьи 200 Налогового кодекса. В нем оговариваются критерии, которым должны соответствовать юрлица, имеющие право на автоматическое возмещение НДС, и упоминаются предприятия, которые имеют необоротные активы, остаточная балансовая стоимость которых в три раза превышает сумму налога, заявленную к возмещению. Также, речь идет о лицах, которые совершают инвестиции в необоротные активы в размерах не менее 3 млн гривен за минувшие 12 месяцев.
«Предприятия производители-экспортеры и торговые дома подпадают под эти определения. Те, кто имеет оборотные активы, не нуждаеются в гарантии – они отработали и получили возмещение. Если же речь идет о бизнесе с необоротными активами, то ему нужно идти в банк и приобретать гарантию», – объясняет глава Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко. По его словам, если вопрос касается «нормального предприятия», которое знакомо банку, то последний выдаст гарантию, так как заинтересован в подобном сотрудничестве.
Коррупционный налог
Главная проблема, сопровождающая все попытки реформировать НДС – реноме налога с высокой долей коррупционной составляющей. Соответственно, все попытки зациклить обслуживание этого налога – даже отчасти – на государственных учреждениях вызывает подозрения по умолчанию. Тогда как в Минфине, наоборот, называют идею с гарантиями госбанков «заградительной мерой», которая должна сократить уровень коррупции в вопросах НДС.
Вчера заместитель министра финансов Денис Фудашкин на своей странице в Facebook объяснил, что «институт банковской гарантии при возмещении НДС имел простую логику». По словам Фудашкина, во-первых, цель – максимально устранить коррупционный риск.
«Если за добросовестность и платежеспособность компании, заявившей на возмещение НДС, готов поручится банк своими деньгами, то нет необходимости месяцами проверять каждую заявку на возмещение, это можно делать раз в несколько лет», – объясняет Фудашкин.
Во-вторых, цель НДС-гарантий – «максимально сократить риск мошенничества при возмещении НДС, так если компания получит возмещение без предварительной проверки, а в последующем будет выявлено, что права на такое возмещение не было, то финансовых рисков у бюджета нет, обязательства гарантированы банком».
Во-вторых, цель НДС-гарантий – «максимально сократить риск мошенничества при возмещении НДС, так если компания получит возмещение без предварительной проверки, а в последующем будет выявлено, что права на такое возмещение не было, то финансовых рисков у бюджета нет, обязательства гарантированы банком».
Банкир Павел Пащенко считает, что так как речь идет фактически о гарантиях по возмещению, то схема похожа на систему векселей. «Смысл этих гарантий в том, что наверняка нужен некий инструмент, который нужно покупать и продавать. Соответственно, дисконтировать, формировать рыночную цену и так далее. Потому что иначе зачем на прозрачном рынке нужен такой новый инструмент государственных долгов?» – отмечает Пащенко.
Отрытым остается вопрос, почему гарантии могут предоставлять только государственные учреждения. Опрошенные Forbes банкиры говорят, что на рынке была развита практика всевозможных банковских гарантий, в том числе, таможенных, туристических и так далее. Но практики ограничения их только госучрежденяими не было: ранее речь шла об аккредитации банков, допустим, в таможне, для возможности предоставлять «таможенные гарантии». «Так как мы говорим про один и тот же бюджет – государственный, то логично, что его контролируют государственные учреждения. Государство контролирует государство», – поясняет один из банкиров на правах анонимности.
Гаранты и поклонники
Денис Фудашкин заявил, что «список банков нужен был только для того, чтобы гарантами не выступали банки, доверие к платежеспособности и порядочности которых очень низкое». На это спорное заявление – как известно, уровень доверия к банкам с иностранным капиталом, тем же дочерним институциям BNP Paribas, Credit Agricole, OTP, etc – в стране остается довольно высоким. По уровню депозитов населения и объемов электронных платежей лидером рынка остается украинский ПриватБанк. Кроме того, на финансовом рынке идет борьба за перераспределение ресурсов между частными и коммерческими банками.
«Банки будут выдавать гарантии тем клиентам, которых они знают, которым доверяют. Таким образом банки будут зарабатывать на этом. Да, это выглядит так, что даже вполне надежные компании могут не попасть в автоматическое возмещение НДС. Естественно, они побегут покупать гарантии, и сейчас – только к государственным банкам», – рассказывает Владимир Котенко.
Вместе с тем, анонимно банкиры, не получившие доступ к рынку НДС-гарантий, уже намекают на широкое поле для нарушений в данном продукте. «Это новая коррупционная схема для получения возмещения НДС. Спрашивать нужно не банкиров, а тех, кто будет получать возмещение. Ждем полетов на чартерах кассиров», – отметил в беседе с Forbes банкир на правах анонимности.
В ходе вчерашней встречи с журналистами глава Ощадбанка Андрей Пышный, отвечая на вопрос корреспондента Forbes, зачем государственным банкам работать с налогом с высокой долей коррупционной составляющей, учитывая, что до сих пор открытыми остаются вопросы прошлых операций с участием госбанков, сказал, что поддерживает инициативы Кабмина по укреплению госбанков.
«Я выступаю за любые решения, которые укрепляют госбанки. Но на протяжении многих лет был соблазн нарушить баланс, который существует в банковской системе с точки зрения доминирования госбанков. И корректней было бы выписать в постановлении Кабмина, что перечень банков определяет НБУ, в зависимости, допустим, от прохождения стресс-тестов, претензий НБУ и т.д.», – считает экс-член совета НБУ Василий Горбаль.В отношении же «ручного переключения» части НДС на государственные банки и коррупционной составляющей данного налога Горбаль отмечает, что речь идет в целом о «неловком лоббировании интересов госбанков, и корректно было бы отнести часть ответственности по этому вопросу к НБУ».
Вместе с тем, Леонид Рубаненко прогнозирует, что со временем список банков, которые могут заниматься НДС-гарантиями, может быть расширен. Об эффективности же этого инструмента как «заградительной» антикоррупционной меры можно будет сказать позднее, так как пока что многие из озвученных и даже закрепленных на уровне законодательства мер по борьбе с коррупцией в финансовой сфере оставались лишь декларациями.
Напомним, глава Центра противодействия коррупции Дарья Каленюк в интервью Forbes приводила пример отсутствия в Украине списка «политически значимых» или «политически эффективных» лиц. Именно по этому списку с февраля 2015 года банки обязаны верифицировать своих клиентов и их родственников в соответствии с требованиями FATF. Однако, поскольку сам список отсутствует, то и проводить верификацию банки могут на собственное усмотрение – или же вообще не проводить. Не исключено, что подобный сценарий будет наблюдаться и с намерением сделать из НДС-гарантий «страховку» от коррупции.
Маргарита Ормоцадзе
По материалам: Forbes.ua
Поделиться новостью