В Украине грядет реформа трансплантации
Украина готовится реформировать систему трансплантации органов человека. Министерство здравоохранения вынесло на публичное обсуждение новый законопроект.
Небольшие шансы
Проблема с трансплантацией органов давно назрела в Украине. Из-за отсутствия достаточного государственного финансирования и эффективно действующей системы сбора и трансплантации органов в прошлом году в Украине было проведено только 140 операций по пересадке органов.
“Трансплантации происходят от случая к случаю”, – говорит заместитель директора Национального института хирургии и трансплантологии им. А.А. Шалимова Руслан Салютин. По его данным, потребность украинцев в пересадке составляет 4,5 тыс. человек.
Пресс-служба Минздрава приводит слова заместителя главного врача Национального центра трансплантологии Андрея Костенко, который утверждает, что потребность трансплантации органов составляет 2000 пересадок почки в год, 1500 – печени и около 1000 – сердца. По его словам, в Украине только 10% людей, которые ожидают трансплантации, имеют шанс на операцию, остальные – умирают.
“В Украине не делают и 10% от необходимого количества трансплантаций. Строгая регуляция и запреты обосновываются “страшилками” о “черных трансплантологах” и о том, что всех “продадут на органы”. Я считаю, что общество не должно “вестись” на эти сказки. Опытный врач это подтвердит. Просто украинцы не вникают в эту проблему, пока она их не коснулась, например, пересадки почки близкому человеку. В итоге едут в Беларусь, в РФ, в Европу и тратят огромные деньги (часто последние)”, – отмечает директор частной клиники ilaya Алексей Шершнев
К примеру, в Пакистане стоимость пересадки почки может составлять 35 тыс. долл., а в соседней Беларуси – 80 тыс. долл., говорит Руслан Салютин.
По его словам, стоимость пересадки печени стартует за границей от 150 тыс. долл. “Мы теряем очень большие деньги, которые должны оставаться в стране, а не вывозиться куда-то заграницу”, – отмечает заместитель директора Национального института хирургии и трансплантологии им. А.А. Шалимова.
Донорство в Украине должно быть бесплатным, но оплачивать услуги всех подразделений, которые делают какую-то работу для обеспечения процесса забора, обработки, хранения и трансплантации нужно и это должно быть законно, считает Шершнев.
Новации реформы
В случае принятия данного документа Верховной Радой, Украина де-факто проведет кардинальную реформу трансплантации.
Руслан Салютин говорит, что законопроект поможет решить одну из главных проблем украинской трансплантологии – отсутствие управления. В частности, будет создана логистическая служба трансплант-координации.
Эта служба будет координировать все процессы – от забора органов до передачи в трансплантационные центры. Кроме того, она будет заниматься обеспечением трансплант-координаторов, будет вести реестры доноров, в том числе доноров костного мозга. Помимо того, на службу будут возложены функции контроля, дабы не дать возможности для неправильного распоряжения органами человека.
Планируется, что в будущем служба трансплант-координации будет объединена со службой крови. Обе эти службы идентичны в логистическом и информационном поле, объясняет Руслан Салютин. Кроме того, они используют одни и те же референс-лаборатории.
Презумпция
Однако законопроект предполагает не только создание логистической службы. Одним из наиболее существенных изменений, которое принесет данный документ, станет отмена презумпции несогласия на донорство в случаем смерти человека.
Сейчас в Украине запрещено изымать органы в случае смерти человека, если только при жизни он не написал согласия на подобное донорство. Вторым возможным шагом при донорстве от умершего человека является разрешение от родственников умершего.
“Однако из-за психологического состояния родственников умершего, а также в связи с невозможностью объективно оценить вопрос о спасении чужого человека, когда умер близкий человек, не считается приемлемым обращаться к ним с просьбой предоставить разрешение на взятие соответствующих анатомических материалов”, – указывается в пояснительной записке к документу.
Вместе с тем, Руслан Салютин считает, что только смена презумпции мало что может дать. По его данным, если взять страны, в которых проводят пересадку органов, то окажется, что только в 46% из этих государств есть презумпция согласия и, соответственно, в 54% действует презумпция несогласия. При этом число пересадок примерно одинаково.
По мнению Салютина, для эффективно работающей системы трансплантации необходимо правильное информирование населения, госполитика и создание логистической системы. Пациенты должны знать, что действующая в стране система не допускает злоупотреблений, к примеру, более быстрое, чем другие пациенты, продвижение в листе ожидания на пересадку. В противном случае Украина забуксует на том же месте, считает Салютин.
Вторым важным моментом станет доступ на рынок трансплантологии частных медицинских учреждений. Сейчас деятельность, связанную с трансплантацией, могут осуществлять только аккредитованные государственные и коммунальные учреждения здравоохранения и государственные научные учреждения.
Теперь же предлагается убрать ограничение относительно формы собственности. Медучреждениям необходимо будет попасть в перечень учреждений, осуществляющих деятельность, связанную с трансплантацией. Его будет вести Минздрав.
Правда, частным клиникам будет позволено делать только ограниченный круг операций. Как уточняет Руслан Салютин, они смогут заниматься трансплантацией клеток и тканей. Это достаточно дорогие в плане производства сегменты рынка, поэтому не всегда государственные клиники могут позволить наличие соответствующих лабораторных помещений для биотехнологических фабрик.
Для того, чтобы рынок развивался, и наша страна, которая была одной из первых в этой сфере, не пасла задних, и планируется ввести разрешение для таких трансплантаций частным медучреждениям, говорит Салютин.
Вместе с тем он считает, что пересадка органов должна оставаться за государственными клиниками. На данном этапе развития общества нельзя допускать сюда частные медучреждения, говорит Руслан Салютин.
Вместе с тем Алексей Шершнев выступает против монополизации. “Любая монополия, особенно искусственная – это тормоз”, – говорит он. Нужно сделать так, чтобы у трансплантологии был нормальный регулятор, который не будет допускать монополий и протекционизма, тогда отечественные клиники быстро наладят нормальный процесс, как в США или странах Европы, отмечает Алексей Шершнев. “Все должно быть по закону и ради главной цели – сохранить жизнь и здоровье человека”, – заключает он.
Дмитрий Уляницкий
По материалам: РБК-Україна
Поделиться новостью