Прозрачный город: чему Винница может научить всю Украину
Когда я пришел в мэрию в 2006 году, в отделе технологий работал один человек. Ему было 65 лет, – вспоминает глава IТ‑департамента Винницкого горсовета 37‑летний Владимир Романенко. – Сейчас под моим руководством 14 человек». Если сравнивать с европейскими городами, то это далеко не лучший показатель, но среди украинских – Винница уступает только Киеву.
Муниципальная IT‑команда начала разрастаться в 2009‑м, когда винницкие власти решили внедрить платформу CityNext от Microsoft. Платформа позволяет перевести управление городом в цифровой формат. Ее успешно используют по всему миру – от Барселоны и Франкфурта до Кейптауна и Сан‑Паулу. Разные сервисы платформы используют и в пяти городах Украины. «Винница стала первым городом, который запустил CityNext, – говорит руководитель «Microsoft Украина» Надежда Васильева. – Платформа предоставляет огромные возможности как для местных служб, так и для жителей города и бизнеса, который может использовать всю силу Big Data». Что это дает?
Городские власти ежедневно имеют дело с огромным количеством данных, будь то регистрация новой фирмы, оформление субсидий или жалобы граждан. CityNext позволяет, в частности, быстро обрабатывать, хранить и систематизировать любую информацию. А доступ к ней получают не только чиновники, но и простые граждане.
Например, в Ивано‑Франковске с помощью одного из сервисов платформы родители могут записывать своих детей в кружки. «Мы сначала не могли понять, зачем это городу. Но потом мэр мне объяснил, что собранные данные помогают увидеть, чем увлекаются дети, – рассказывает Васильева. – Соответственно, под это и создается необходимая инфраструктура».
В Виннице не так давно был запущен сервис для онлайн‑записи в детские сады. Родители могут следить за их наполнением и продвижением очереди. Но это лишь приятное дополнение. За последние три года в Виннице удалось полностью изменить структуру работы муниципальных властей: введен электронный документооборот, налажена видеосвязь между подразделениями, есть оперативный доступ к документам, которые хранятся в облаке.
Как чиновники приняли новшества? IТ‑департамент проводил для них лекции и практические занятия. Первые месяцы было очень трудно, признается Романенко. Ситуация резко изменилась, когда подошло время сдавать квартальный отчет. «Раньше на подготовку отчета начальник отдела тратил два дня. После внедрения системы на это потребовалось не более 20 минут. Чиновники увидели ее в действии», – вспоминает Романенко.
Время – основной ресурс, который удается существенно экономить. По словам Романенко, в 2014-м мэрия обработала 200 000 электронных документов. На бумаге сильно сэкономить не получилось, так как часть документов все же нужно печатать. Но теперь сотрудникам нет необходимости ходить по кабинетам, достаточно просто отправить электронное письмо, и запрос будет обработан. К тому же потерять документ, как это часто бывает в Украине, нереально.
За использование лицензионных продуктов Microsoft Винница платит около 200 000 гривен в год. Часть сервисов под нужды города разработала команда Романенко. Самая большая гордость IT‑департамента – автоматизация процессов городских центров административных услуг «Прозрачный офис».
Здание мэрии – одно из самых «страшных» в городе, говорят винничане. Кроме первого этажа. Большие фасадные окна, стеклянные перегородки между красивыми кабинетами, удобные диваны, бесплатный Wi‑Fi, электронные очереди, большая игровая комната для детей. Так выглядит первый Центр административных услуг «Прозрачный офис», открытый в 2008‑м.
Это идея нынешнего спикера ВР Владимира Гройсмана, который был мэром Винницы с 2006 по 2014 год. В центре он хотел объединить представителей различных городских служб и департаментов (от ГАИ до горгаза), чтобы они консультировали граждан и оказывали услуги – те, которые не требуют дополнительной оплаты, ежедневно и бесплатно, а главное – без взяток. «Поставить наблюдателя за каждым отдельным чиновником невозможно. Была необходимость в полноценной системе, где не было бы места для коррупции», – рассказывает Гройсман. На ремонт помещений и закупку техники для первого центра город выделил 1,2 млн гривен.
Но была проблема с наполнением услугами. Структуры, которые привыкли работать в иных условиях, не желали передавать полномочия «Прозрачному офису». Пришлось пойти на хитрость. В Винницу с визитом должен был приехать президент Виктор Ющенко. Гройсман договорился с руководителями служб о пробной работе в «Прозрачном офисе», чтобы продемонстрировать его президенту. Ющенко идею оценил. Так центр и прижился. Позже в Виннице открылись еще три «Прозрачных офиса» в других районах города.
Горожане оценили идею. «Дольше 20–25 минут никогда не приходилось ждать. Очень удобно, что нет очередей, все услуги в одном месте», – говорит владелец фирмы «МЕД» Владимир Маринчук. На прием в центр можно записаться и онлайн. Здесь же можно отследить статус обработки запроса.
Развивать «Прозрачный офис» будет проще, если государство полностью откроет все базы данных и реестры, рассуждает Евгений Ищук, первый заместитель директора департамента административных услуг. А пока горсовет создает собственные реестры. Это сильно упрощает жизнь: например, нет необходимости отдельно запрашивать и приносить по требованию справку о месте жительства, поскольку эти данные есть в общей электронной базе.
Ежемесячно «Прозрачные офисы» обслуживают около 50 000 посетителей. «К нам каждую неделю приезжают делегации из других городов. Порой бывает по две в день», – рассказывает и. о. мэра Винницы 46‑летний Сергей Моргунов. Он признает, что именно Гройсману удалось сдвинуть процесс развития города с мертвой точки. «Он вырос и всю жизнь провел в Виннице. Даже после переезда в Киев считает ее своим городом», – отмечает местный бизнесмен Эльдар Назаров.
Еще одна «достопримечательность» Винницы – общественный транспорт. «В отличие от других городов Украины, здесь он работает идеально», – говорит Александр Худа, CEO стартапа Restream. Худа, как и его команда, не собирается покидать родной город. «Винница стала первым городом в стране, которому удалось побороть мафию маршруточников», – рассказывает Николай Форманюк, руководитель «Винницкой транспортной компании» (ВТК).
В начале 2000‑х все было по‑другому. В городе несколько раз взрывали маршрутные такси – местный криминал «строил бизнес» частных перевозок. «Частники работали полулегально, часто без должного оформления, могли повышать цены по собственному усмотрению, отказывались перевозить льготников», – вспоминает Форманюк. В Виннице с населением в 370 000 человек по городу ездило 450 частных маршруток, тогда как муниципальный транспорт практически отсутствовал.
В 2006‑м Украина подписала межправительственный меморандум со Швейцарией. Цюрих был готов бесплатно выделить одному из украинских городов списанные трамваи для узкоколейных путей. Винница выиграла проект и с 2007 по 2011 год получила 116 трамваев, причем расходы на доставку и запчасти, составившие 3,9 млн швейцарских франков, оплатили дарители. Параллельно велась работа по обновлению муниципальной транспортной системы.
В 2012‑м Гройсман запустил транспортную реформу. Протестовали все, вспоминает Форманюк, и частные перевозчики, и пассажиры. «Но к этому времени мы были полностью готовы», – говорит чиновник. На маршруты вышло более 200 единиц общественного транспорта, который ходил точно по графику, бесплатно перевозил льготников, а цена на проезд была вдвое ниже: 2–2,5 гривны против 4–5.
Через два года маршруток стало почти вдвое меньше, зато парк автобусов вырос с 14 до 50, а троллейбусов – с 96 до 131. На их покупку город получил 10-летний кредит в Укргазбанке на 150 млн гривен под гарантии правительства на хороших условиях (ставка 10%, половину из которой погашает Кабмин). В 2014 году муниципальным транспортом перевезли почти 180 млн пассажиров, львиная доля пришлась на экологически чистый электротранспорт – 137 млн человек.
ВТК – одно из немногих коммунальных предприятий в стране, которое работает почти в ноль. Достичь этого удалось за счет оптимизации выхода транспорта на маршрут. В городе есть специальная служба, которая изучает трафик пассажиров и корректирует выпуск единиц техники на улицы. Система пока не автоматизирована, но уже позволяет снизить затраты на электроэнергию на 30%.
Весь муниципальный транспорт оснащен бесплатным Wi‑Fi. Сеть ВТК создала совместно с IT‑департаментом горсовета на базе оборудования компании «Интертелеком». Ежемесячно поддержка сети обходится в 20 000 гривен. Но это того стоит. По словам Форманюка, пассажиры теперь проводят время в интернете и реже царапают двери или ломают кресла, а значит, затраты на ремонт техники снизились. В сентябре у Форманюка будет еще один повод для гордости – ВТК планирует представить трамвай, который был разработан в собственном конструкторском бюро. Сейчас его собирают в Киеве.
После успешного транспортного проекта в 2011‑м Винница получила еще 16 млн швейцарских франков ($17,6 млн по курсу 2011 года) на модернизацию системы теплоснабжения в двух микрорайонах города. Еще 45 млн гривен ($5,6 млн) выделили горсовет и «Винницагортеплоэнерго». В этом году в планах – обновление системы еще в одном микрорайоне. Стоимость проекта – 11 млн швейцарских франков ($12,5 млн). Как удается получать инвестиции?
«Во‑первых, мы подготовили всю необходимую документацию согласно международным стандартам. Во‑вторых, прошли всевозможные проверки – как иностранных экспертов, так и проверяющих из Киева», – объясняет Григорий Пудрик, руководитель департамента городского хозяйства. К тому же Винница показала реальные сдвиги в реформировании системы энергосбережения: часть котельных ликвидировали из‑за низкой эффективности, часть – переведена на дистанционное управление.
После завершения последнего проекта Винница сможет ежегодно экономить до 20 млн гривен в год, сократив использование природного газа на 10,2 млн куб. м. «У нас есть четкая программа развития энергоэффективности города, разработанная совместно со швейцарскими партнерами», – добавляет Пудрик, показывая на карте районы, которые в ближайшее время получат новые системы теплоснабжения.
Винницкие чиновники активно перенимают европейский опыт. «Недавно мы подсмотрели идею модернизации старых трамвайных вагонов у заграничных коллег. Их способ интересный, но дорогостоящий. Мы придумали, как сделать дешевле», – говорит Форманюк, демонстрируя папку документов, привезенных из последней поездки.
Отношение к бизнесу в городе тоже изменилось. С 2008 по 2012 год количество частных предпринимателей выросло с 32 000 до 37 000. Благодаря тому же «Прозрачному офису» оформление бизнеса теперь занимает не более 15 минут, а в 2007‑м на это могло уйти три недели, отмечает Ищук.
В мэрии не скрывают желания стать центром Подольского региона, который появится после завершения административной реформы. «Между городами идет конкуренция. Если Винница выиграет, это привлечет новые инвестиции. Мы создаем для этого все условия, запустили проект индустриального парка», – рассказывает Ищук. Коллектив, который собрал Гройсман, намерен победить в этом соревновании. «Для улучшений необходимо три пункта: команда с горящими глазами, желание работать на благо общества и, конечно же, деньги», – подытоживает Моргунов. Пример Винницы показал, что обойтись можно только двумя первыми. Третий добавится.
Илья Кабачинский
По материалам: Forbes.ua
Поделиться новостью