ЛАЗ: осталось только название — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

ЛАЗ: осталось только название

Фондовый рынок
3291
Известный в прошлом Львовский автобусный завод почти уничтожен. Отдельные производственные площади 15 апреля выставлены на аукцион. Община пытается вернуть предприятие в госсобственность.
Бывший гигант автобусостроения, предприятие, которое было занесено в “Книгу рекордов Гинесса Украины”, – сейчас в разрухе. Приватизация ЛАЗа в 2001 году, что должна была стать “вторым дыханием”, стала скорее губительной для предприятия. С приходом нового российского инвестора ООО “Сел-Авто”, который выкупил у государства 70,4 процента акций, немало работников было сокращено, а затем начались задержки зарплаты и распродажа имущества.
Два года назад холдинг ООО “Львовские автобусные заводы” перенес производство городских автобусов из Львова в Днепродзержинск. На базе же львовского завода планировали производить троллейбусы и автобусы класса люкс. Впрочем, сейчас производство полностью остановилось, последний автобус из основного львовского конвейера сошел в 2013 году.
Инвестор: не все так страшно
Председатель правления компании “Сити Транспорт Групп”, которая управляет ЛАЗом, российский бизнесмен Игорь Чуркин в своих интервью украинским СМИ жалуется, что заказов нет, рынки сбыта очень ограничены. Правда, по его словам, компания выиграла тендер на производство автобусов для Болгарии. Однако этого, очевидно, мало, чтобы можно было говорить о каком-то ощутимом росте производства. Кроме того, города, в том числе и Львов, задолжали предприятию за поставленную продукцию почти 14 млн гривен, говорит Чуркин.
Теперь имущество львовского завода выставлено на электронные торги как арестованное. Речь идет о комплексе зданий и сооружений общей площадью почти 20 000 квадратных метров и более трех десятков недоделанных троллейбусов. Общая стоимость лота около 40 млн гривен. В департаменте экономического развития Львовщины объясняют, что определить, кто сейчас реальный владелец ЛАЗа не просто, потому что завод фактически поделен между четырьмя фирмами-владельцами.
“Еще не все разворовали”
Председатель Львовской облгосадминистрации Олег Синютка сообщил, что власть совместно с народными депутатами разработала и подала в парламент законопроект о возвращении ЛАЗа в госсобственность. “Мы настаиваем, чтобы это предприятие, которое в настоящее время фактически остановлено, перешло в государственную собственность. Инвесторы не довели своей конкурентоспособности, не сумели сохранить производство даже на том уровне, который был до приватизации”, – говорит Синютка. Лишь после возвращения завода можно говорить о поиске эффективного владельца, так как этот потерял запас доверия, отметил глава администрации.
Синютка надеется, что производство удастся восстановить. “Я лично был на заводе. Там еще не все вывезли и разворовали. Как меня заверили ветераны предприятия количество станочного оборудования, производственный конвейер и другое оборудование позволяет наладить производственный процесс. На складах достаточно заготовок металла и других компонентов”, – рассказывает Синютка.
Спасите бренд
Эксперт по вопросам промышленности, председатель регионального совета предпринимателей Львовщины Ростислав Сорока не столь оптимистичен относительно восстановления производственных мощностей ЛАЗа. Он объясняет, что многолетний простой конвейеров – это неизбежная смерть производства. Это при том, что пять лет назад эффективность производства была плохой, потому что предприятие не внедряло новейших технологий.
“Ведущие производители каждые пять лет обновляют технологии, а тут полный застой”, – говорит Сорока. Эксперт объясняет, что нет смысла спасать руины, территориальная община должно позаботиться о нематериальных активах. В частности, речь идет о хорошо известном, по крайней мере, на постсоветском пространстве бренде “ЛАЗ”, который, по мнению Сороки, надо оформить в пакет “нематериального актива” и привлекать под этот бренд инвесторов.
Как пример, говорит Сорока, в Украине есть свободная ниша для сборщиков грузовой техники. “Грузовиков у нас практически не составляют, почему не сделать предложения известным производителям МАN или SСANIA. До недавнего времени они ориентировались на Россию, но экономическая ситуация меняется и украинский рынок был бы для них тоже интересен”, – надеется Сорока.
Галина Стадник
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас