Плюсы и минусы НБУ в 2014-м — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Плюсы и минусы НБУ в 2014-м

Казна и Политика
1069
Валерия Гонтарева подвела годовые итоги деятельности Нацбанка. Диалог с прессой продолжался чуть более двух часов. Впервые за последние месяцы она публично и довольно откровенно ответила на все вопросы СМИ.
«Нам досталась страна с огромными накопленными макроэкономическими дисбалансами … Потом была аннексия Крыма, потом – настоящая кровавая война на Донбассе», – перечисляла Гонтарева дестабилизирующие факторы. Поэтому, по ее оценкам, реальное падение ВВП Украины в 2014 году составит около 7,5%, гривна обесценилась почти вдвое, инфляция за январь-ноябрь выросла до 21,2%, из банковской системы «убежало» 126 млрд гривен депозитов.
КТО БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ЗА КУРС?
Впрочем, списать на войну и аннексию все просчеты было бы нечестно. Названные два фактора в большой степени только обострили и привели в стадию рецессии хронические болезни украинской экономики, первая из которых – курсовая нестабильность. Должен в этом НБУ и было сделано для того, чтобы остановить стремительный обвал нацвалюты?
Предчувствуя этот общественный запрос, Гонтарева во время выступления пыталась зайти издалека: мол, регулятор вывел из межбанковского рынка на прямые продажи валюты «Нафтогаз», проводил аукционы. Основной задачей Нацбанка является обеспечение стабильности денежной единицы в смысле стабильности цен (то есть контроля за инфляцией), размахивая законом о НБУ резюмировала Валерия Гонтарева, но никак не курса доллара к гривне. «Национальный банк больше прогнозов относительно курса гривны к доллару не дает», – сказала она. Чтобы внести ясность в осуществляемые НБУ функции, последний будет инициировать внесение соответствующих изменений в законодательство, в частности, в Конституцию, сообщила Гонтарева, отвечая на вопрос «Дня». «Однозначно будем инициировать изменения в Конституцию. Вопрос этот длинный », – детализировала она.
«Пока НБУ занимается золотовалютными резервами и полностью за них отвечает, то нельзя говорить, что он не отвечает за курс гривны …», – объясняет в комментарии «Дню» председатель координационного совета «Кредитно-банковского союза» Борис Соболев. А пока в законодательство не будут внесены изменения о функциях Нацбанка, то именно НБУ отвечать за урегулирование спроса и предложения валюты в стране, добавляет он. Поэтому Соболев советует руководству Нацбанка пока строить цивилизованный валютный рынок, которого до сих пор его нет. Начинать, советует, из инструментов хеджирования рисков валютного рынка. Первый шаг уже сделан. «Сейчас есть информация, что биржа ПФТС получила от НБУ согласие на контракт фьючерс «доллар к гривне», – добавляет он.
Ответственность за курсовую дестабилизацию гривны лежит на НБУ только частично, добавляет в разговоре с «Днем» бывший директор генерального экономического департамента Национального банка Украины, советник президента KSE Игорь Шумило. «Это результат синхронных действий правительства и НБУ», – объясняет он. Поэтому каждый из «ответственных» (в том числе и КМУ в лице Минэкономразвития) имеют не переводить друг на друга стрелки, а действовать совместно. Пока с командной игрой есть проблемы: сегодня премьер Арсений Яценюк назвал ответственным за гривну именно НБУ.
По словам Шумило, сейчас в мире усиливается ответственность центробанков за сохранение финансовой стабильности на валютном рынке (но не в части фиксированного курса) даже тех, которые отвечают только за инфляционное таргетирование. Надо усилить «мандат» НБУ в этой части и записать это в законе о его деятельности. Далее, добавляет Шумило, должен появиться финансовый комитет стабильности, куда войдет председатель НБУ, министр финансов и главы других регуляторов финансовых рынков, и обеспечивать стабильность рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Теперь же, продолжает Шумило, в выступлении главы НБУ он не услышал среднесрочных и долгосрочных целей монетарной политики. Не были названы и инструменты, с помощью которых они будут достигаться. Хотя в целом, заключает он, Гонтарева вела сильную дискуссию.
КУДА УШЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ?
Вторым важным вопросом было рефинансирование. В следующем году правительство собирается рекапитализировать три государственных банка на общую сумму 36 млрд гривен. В НБУ уверяют, что все платежеспособные банки, которые имеют достаточный капитал, могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны НБУ в случае возникновения потребностей. При этом обещают максимальную прозрачность и публичность в этом вопросе. Напомним, что депутаты проголосовали за законопроект, которым позволили НБУ называть банков-получателей рефинансирования. Но! Небольшой момент. Станет ли открытым список счастливцев, которые уже получили деньги от НБУ в 2013 и 2014 годах? На вопрос «Дня» Гонтарева ответила положительно, мол, что она лично нам (журналистам) в этом поспособствует. «День» обещает обязательно проинформировать своих читателей, выполнит ли председатель НБУ свое обещание.
Впрочем, пока что добиться открытости с рефинансированием не удалось не только журналистам, но даже народным избранникам. «День» уже писал, что депутат седьмого созыва Владимир Полочанинов, который выиграл суд по этому поводу, в НБУ отказали предоставлять такую информацию. «Очень хорошо, что новый законопроект открывает списки будущих заемщиков. Но большинство денег мы уже потеряли к открытию », – говорит он. По словам Полочанинова, обращение к новому руководству НБУ ничего не принесли: получил аналогичный ответ, как и от Степана Кубива. Почему молчит Нацбанк? С одной стороны, есть закон, который запрещает раскрывать такие данные. Зато бывший нардеп имеет свое объяснение. «Для меня очевиден ответ почему: потому что нет там никакой логики процесса, кроме как личные интересы … В рефинансировании должен быть подход: надо объяснить почему одному вы даете 12 млрд, а в другому – 1 млн. Это должно к чему привязываться, например, к количеству заемщиков, клиентов, кредитному портфелю … », – резюмирует он.
По мнению Игоря Шумило, чтобы закрыть тему спекуляций по рефинансированию, НБУ нужно сделать стоимость этих денег такой, чтобы у получателей не было желания «бежать на валютный рынок». Для таких сложных времен как сейчас, продолжает он, не надо иметь большую линейку ставок рефинансирования.
ЭМИССИЯ – НА СТАРТ, ИЛИ СОХРАНИТ ЛИ НБУ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?
Еще один вопрос без ответа – насколько далеко зайдет в следующем году гривневая эмиссия. Чтобы поддержать бюджет 2014 Нацбанк предоставил сводной казны 175 млрд гривен, или около 40% его доходов. «Наша денежно-кредитная политика проходила в военных условиях. Нацбанк поддерживал бюджет страны, которая находилась в состоянии войны. Никто другой в мире этого сделать не мог …», – пояснила включение печатного станка монетного двора НБУ Гонтарева. С ее аргументами трудно не согласиться. В условиях потери за военных действий на востоке страны 15% ВВП и 20% валютной выручки трудно сразу найти источники наполнения бюджета. Но это форс-мажор, к которому никто не готовился. Если в следующем году правительство попытается использовать Нацбанк в этой роли, то вряд ли сделает вид руководителю нацрегулятора удержать инфляцию в рамках обещанных Гонтаревой 17-18%.
«Можно удержать, – считает Соболев, – если правительство сможет профинансировать объявленные расходы из бюджета за счет реальных доходов. Все будет зависеть не от НБУ, а от Кабмина и его умение жить в пределах заявленных в бюджете планов ». Поэтому сейчас перед НБУ, по мнению эксперта, огромная проблема: как не превратиться в эмиссионный департамент Минифин и сохранить свою политическую самостоятельность. «Я очень сочувствую главе НБУ. Она работает в условиях реальной войны не только на юго-востоке Украины, но и – со стороны тех сил, которые пытаются сдвинуть стабильность … Главным испытанием для нее станет – погашение обязательств в иностранной валюте (около 9 млрд долларов) и сохранение автономности и независимости НБУ, особенно от политического давления », – прогнозирует Соболев. По его мнению, сейчас всем украинским политикам нужно осознать, что НБУ – «это нетронутая инстанция, с которой можно общаться только через кассу своего банка». Как обеспечить практически независимость нацрегулятора в таких условиях? Соболев видит только один путь – определить в контрактах с руководством НБУ те6рмин работы на 5-7 лет и согласовать право освобождения только при наличии конституционного большинства голосов в парламенте. И лучше это закрепить в Конституции, заключает он.
Наталия Билоусова
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас