«Кодекс камикадзе»: что подразумевает бюджетная реформа Арсения Яценюка


«Кодекс камикадзе»: что подразумевает бюджетная реформа Арсения Яценюка

Правительство подготовило проект изменений в Бюджетный кодекс. В следующий вторник, 23 декабря, он должен быть внесен на рассмотрение парламента. Этот документ призван дать ответы на вопросы: как будет проходить анонсированная децентрализация власти и каким финансовым ресурсом будут в рамках нее располагать регионы.

Проект бюджетной реформы, имеющийся в распоряжении Forbes, вынуждает сделать неутешительный вывод – реальных перемен в перечне основных бенефициаров и выгодополучателей бюджета ожидать не приходится. Состояние же местных бюджетов может, наоборот, ухудшиться.

Проект новой редакции Бюджетного кодекса содержит множество точечных изменений с минимальным экономическим эффектом. Например, из понятийного аппарата кодекса исключена дотация выравнивания, с помощью которой Кабмин ранее покрывал дефициты местных бюджетов. Вместо нее введены базовые и реверсные дотации, которые, по сути, будут выполнять те же функции.

Перераспределение финансовых потоков в пользу местных бюджетов в проекте предусмотрено в намного меньшем объеме, чем было обещано. Городские и областные бюджеты получат по 10% налога на прибыль предприятий. Значительное увеличение местной квоты запланировано по статье «экологический налог». Но взамен Кабмин собирается изымать четверть средств, полученных от налога на доходы физических лиц. Благодаря этому по сравнению с 2014 годом поступления от НДФЛ в 2015-м планируется увеличить с 14 до 44 млрд гривен. В качестве компенсации местным бюджетам предлагается оставлять у себя обширный перечень более мелких налогов и плат за предоставление лицензий.

Больше всех очередной раз «повезло» Киеву – столица, будучи рекордсменом по уровню изъятий при действующем Бюджетном кодексе, сохраняет этот статус и после реформы – 75% против 60% по стране.

Согласно оценке Руслана Крамаренко, бывшего замглавы КГГА по экономике и финансам, если сейчас Киев отчисляет 8,5-9 млрд гривен в год, то после реформы сумма изъятий по НДФЛ достигнет 12,5-13 млрд гривен. Как отметил экс-чиновник в комментарии СМИ, с учетом того, что на 2015 год приходится пик платежей Киева по займам (более 8,5 млрд гривен), даже текущая ставка в 50% является для бюджета города неподъемной.

«Я очень надеюсь, что документ не будет принят в таком виде. Серьезных компенсаторов отбирания части налогов у местных властей нет», – комментирует экономист Борис Кушнирук. Так, при поступлениях от налога на прибыль предприятий в размере 54,3 млрд гривен в 2013 году в ближайшем будущем местные бюджеты смогут рассчитывать лишь на 4-5 млрд данных сборов.

По мнению эксперта, выгода от этих изменений нивелируется трудностями, которые появятся с администрированием 10% поступлений. «У меня нет ни одного аргумента, почему налоги распределяются именно таким образом. Если целью изменений было наполнить государственный бюджет, то такая логика абсолютно неприемлема с точки зрения экономической политики», – сетует Кушнирук.

Проект нового Бюджетного кодекса не затрагивает процедуру сбора и администрирования НДС и налога на прибыль предприятий. По мнению Александра Жолудя, аналитика Международного центра перспективных исследований, практику централизованного сбора этих налогов с последующим их распределением в регионы независимо от объемов изначальных отчислений необходимо изменить. «Одна из идей децентрализации – заинтересовать местные власти в том, чтобы на их территории корректно отчитывались по налогу на прибыль и НДС. На местном уровне следить за этим легче, чем в Киеве», – поясняет он.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика
Все, что мы знаем про:Кабмин
Рейтинг популярности материала ««Кодекс камикадзе»: что подразумевает бюджетная реформа Арсения Яценюка» на Finance.UA - 5.0
В Контексте Finance.UA