Налогами единственными?


Налогами единственными?

Европа медлит с выделением финансовой помощи для проведения Украиной реформ. Причина — нет очевидного прогресса в проведении КМУ нужных изменений. Правда, еврочиновники более мягкие в своих официальных формулировках. «Мы готовы и хотим предоставить Украине беспрецедентный уровень финансовой поддержки. Но мне кажется понятным, что условием такой поддержки является проведение реформ, ведь без них Украина не сможет выйти на устойчивое развитие», — заявил на итоговой конференции в Брюсселе после встречи с украинским премьером Арсением Яценюком комиссар ЕС по вопросам расширения и политики соседства Иоганес Ган.

«Финансовая помощь нам нужна «на вчера». Мы сделали все возможное. Но мы не можем справиться с ситуацией лишь фискальными инструментами», — пытался оправдаться Яценюк. Мол, для проведения реформ нужны деньги, которые есть в пакете финансовой помощи ЕС. «Поэтому мы ожидаем, что в рамках нашей программы реформ мы получим их», — настаивал премьер.

Впрочем, Европа стоит на своем: вечером деньги, утром — стулья. При этом по информации источников «Дня» в правительстве, если Кабмин серьезно возьмется за проведение реформ, то ЕС пообещал выделить на их проведение почти 40 миллиардов евро!

Финальным тестом на реформы и последним шансом вернуть европейское финансирование для правительства станет написание налоговой и бюджетной реформ. Их результаты должны появиться к старту международной Донорской конференции, которую перенесли на 2015 год. Бюджетную реформу КМУ частично показал общественности. А вот фискальная — еще за ширмой. Впрочем «Дню» удалось получить проект налоговой реформы, который Министерство финансов Украины разработало и теперь согласовывает с депутатами, разными министерствами и международными финансовыми организациями.

В презентации налоговых изменений, разработанной Минфином, сказано, что общее количество налогов и сборов сократится с 22-х до 9-ти. Как неэффективные отменяются шесть сборов и налогов: за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности (платят 123 тысячи плательщиков); целевая надбавка к действующему тарифу на природный газ; рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными трубопроводами; за парковку автомобилей; туристический; на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства. Еще 13 налогов группируются в пять: акцизный (собственно акцизный налог, экологический (с топлива), сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, сбор за первую регистрацию транспортного средства), экологический (входит действующий экологический, но кроме уплаты с топлива), рентная плата (за пользование недрами, сбор за радиочастоты, за специальное использование вод, лесных ресурсов), налог на недвижимое имущество (плата за землю и действующий налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка), единый налог (дополняется фиксированным сельскохозяйственным налогом). Предусматривается и изменение начисления единого налога. В частности, пока действует шесть групп плательщиков этого налога, а Минфин предлагает оставить только четыре: 1-я (физические лица) с годовым объемом дохода до 300 тысяч гривен со ставкой до 10 МЗП, 2-я (физические лица) соответственно с доходом до 1,5 миллиона гривен и ставкой до 20%, 3-я (физические и юридические) — до 20 миллионов и 2% (в случае уплаты НДС) и 4% доходов (без уплаты НДС) и 4-я касается сельхозпроизводителей (75% и больше годового дохода формирует продажа агропродукции) — ставка от 0,03 до 1% за 1 гектар нормативной денежной оценки земли. Поэтому правительство таки решило изменить частично налогообложение АПК, при этом сохраняя до 2018 года льготный режим аккумуляции НДС для сельхозпроизводителей.

Есть в разработанной Минфином презентации налоговых новаций, копию которой имеет «День», и усиление прогрессивной шкалы налогообложения зарплаты, других поощрительных или компенсационных выплат физических лиц: 15% — для ежемесячных доходов до 12,5 тысячи гривен, 17% — от 12,5 до 42 тысяч гривен, 20% — 42—83 тысячи гривен и 25% — свыше 83 тысяч гривен. Предлагается провести и добровольное разовое «нулевое» декларирование больших доходов граждан. Другими словами — это налоговая амнистия. Появятся новые фискальные источники пополнения местных бюджетов: акциз на розничную продажу (табачных изделий, алкоголя, пива, горючего) со ставкой 2—5% от объема реализации и налог на недвижимость.

Как оценивает бизнес налоговые новшества? Об этом «День» спросил экспертов.

КОММЕНТАРИИ

«АПК ПОЧУВСТВУЕТ УСИЛЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ»

Александр ЯРОСЛАВСКИЙ, заместитель генерального директора «Украинской аграрной конфедерации»:

— В налоговых изменениях предлагается диверсификация сельхозпроизводителей по размерам: больших таки переведут на общую систему налогообложения (при сохранении спецрежима по аккумуляции НДС), а на едином останутся те, годовая прибыль которых не будет превышать 50 миллионов гривен и которые обрабатывают до 10 тысяч гектаров земли. С учетом сложной финансово-экономической ситуации в стране, единственным источником поддержки для АПК будет спецрежим для налогообложения НДС. Поэтому хорошо, что его сохраняют. Ведь — это важный механизм удержания нашей конкурентоспособности украинской сельхозпродукции. Сравним: на 1 гектар в Греции в среднем государственная поддержка составляет 700 евро, в Румынии — 100, в Украине — 20 евро. Так вот, в изменениях предлагается до 1 января 2018 года сохранить спецрежим, но в парламент до 1 июня 2017 года должны внести изменения в эту процедуру. Скорее всего, практика уплаты НДС будет изменяться. Кроме того, налоговой реформой предлагается ввести четвертую группу плательщиков единого налога, куда отнесут сельхозпроизводителей. Для них фиксированный налог заменят единым налогом и его ставку, скорее всего, будут устанавливать местные органы власти, как это происходит в упрощенной системе налогообложения для малого и среднего бизнеса. Как результат, нужно ожидать индексации фиксированного налога: теперь до 1 января 2015 года они будут платить около 6 гривен с гектара, а с учетом повышения нормативной оценки земли ставка увеличится в среднем по Украине до 35—40 гривен. То есть АПК почувствует усиление налоговой нагрузки — это факт. Мы боремся за то, чтобы остался единый источник поддержки в виде аккумуляции НДС, которая ежегодно дает 14—15 миллиардов гривен в год агросектору. Общая сумма уплаты за 2013 год фиксированного налога по стране составила 130 миллионов гривен в год, а после налоговой реформы вырастет до 600—700 миллионов гривен.

«ПРЕДЛАГАЕТСЯ ТОЛЬКО ГРУППИРОВАНИЕ НАЛОГОВ»

Андрей НОВАК, председатель Комитета экономистов Украины:

— Речь идет не о сокращении, а лишь о группировании налогов по видам. Улучшит ли это жизнь бизнеса? Не думаю. Почему? Попробуем дать ответ на вопрос, будет ли децентрализация. Чтобы она состоялась, нужны не новые налоги, а чтобы хотя бы половина от тех, которые собираются на городах и формируют основную массу сбора, оставалась в местном бюджете. Есть это? Нет. Основной вопрос налоговой реформы — в бюджет какого уровня будут перечисляться сгруппированные налоги и улучшится ли их администрирование. Пока еще в проекте видим лишь передачу на места налогов, которые формируют незначительную часть налоговых поступлений. Но очевидным от всех этих изменений будет осложнение на несколько месяцев механизмов уплаты налогов. Ведь на освоение новых правил бизнеса нужно, по меньшей мере, полгода, а власть планирует начинать жить следующий год сразу с новыми налоговыми правилами.

«УВЕЛИЧИМ ДОХОДЫ НА 20 МИЛЛИАРДОВ»

Мирослав ПИТЦИК, исполнительный директор Ассоциации городов Украины:

— Предложения эти согласованы при предыдущем правительстве и поэтому были представлены в Раду. Это компромиссный вариант. Ясно, что это он на 100% нас не устраивал. Но есть понимание, что доходы бюджета на треть меньше, чем расходы, и нужно искать где-то ресурсы, кроме того, что заимствовать в международных финансовых организациях. Это нас в известной мере убедило, что нужно вводить новые налоги. Как следствие, так появилась идея налога на недвижимость, передачи 10% налога на прибыль частных предприятий с налога на предприятия, сделать налог на землю муниципалитетам, чтобы местная власть устанавливала его ставки и список тех, кто от его уплаты будет освобождаться. А также выторговали 60% налога на прибыль с граждан. Этот весь финансовый ресурс улучшает состояние местного самоуправления: получим увеличение доходов в местные бюджеты почти на 20 миллиардов и нарастим общую долю до 93 миллиардов гривен. Этот компромисс с нами согласован, хотя мы хотели, чтобы рост был не вдвое, а в 10 раз, как в Польше. Но теперь не удалось это сделать, потому что не было ресурса.

Наталия Билоусова

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика
Все, что мы знаем про:Минфин Украины
Рейтинг популярности материала «Налогами единственными?» на Finance.UA - 2.8
В Контексте Finance.UA