Мифы об украинском бюджете


Мифы об украинском бюджете

Идея правительства сократить государственные расходы вызвала в украинцев гнев и возмущение. Подобная реакция людей может отбить у нового Кабмина желание резать расходы бюджета на 2015 год. Все же все политики очень боятся потерять народную поддержку. В этой ситуации, правительство, вместо того, чтобы рассказывать байки о том, что все под контролем, должно честно рассказать украинцам о состоянии дел в сфере государственных финансов и развеять существующие мифы.

Миф 1. Существующий в Украине дефицит – приемлемый

В 2013 году 170 из 216 стран имели дефицитные бюджеты. В 92 странах дефицит бюджета был больше 3% ВВП (порог, который ЕС установил для своих членов), а в 11 странах – больше 10% ВВП. Бельгия имела дефицит 3,2% ВВП, Нидерланды – 3,3% ВВП, Великобритания – 3,6% ВВП, США – 4,0% ВВП, Франция – 4,1% ВВП, Япония – 8,2% ВВП. По мнению экономиста Джона Кейнса, дефицит бюджета – это, вообще, “лекарство” от экономических кризисов, поскольку государственные расходы оживляют деловую активность в стране.

За 10 месяцев 2014 года, дефицит сводного бюджета Украины составил 46,2 млрд грн, или около 3,7% ВВП. Это при том, что в стране идет война.

Казалось бы, зачем же тогда переживать? Во-первых, дефицит – нормальное явление, только если оно временное и вызвано исключительными обстоятельствами. В Украине же дефицит бюджета постоянно имел место до войны и никуда не исчезнет после ее завершения, если не начать принимать для этого меры.

Во-вторых, 3,7% ВВП абсолютно не отражают реальной картины, ведь есть еще значительный квазифискальный дефицит. Так, в этом году только на финансирование дефицита НАК “Нафтогаз Украины” государство дополнительно направило 96,6 млрд грн. МВФ ожидает, что настоящий дефицит в Украине в 2014 году составит от 10,1% до 11,6% ВВП (соответственно, положительный и отрицательный сценарии развития)!

Таким образом, фактически, по показателю дефицита, Украина входит в десятку стран-аутсайдеров вместе с рядом несостоятельных государств (failed states).

Миф 2. Существующий в Украине долг – приемлемый

Опять же, в 2013 году 48 из 161 стран-должников имели долг, превышающий 60% ВВП (порог, установленный ЕС), а 15 стран – 100% ВВП. Долг США составлял 71,8% ВВП, Нидерландов – 74,3% ВВП, Австрии – 75,7% ВВП, Германии – 79,9% ВВП, Канады – 86,3% ВВП, Великобритании – 91,1% ВВП, Франции – 93,4% ВВП, Бельгии – 102,4% ВВП, Сингапура – 105,5% ВВП, Японии – 226,1% ВВП. Аналогично, Кейнс не имел ничего против накопления долга во время экономического кризиса по причинам, указанным выше.

По состоянию на 31 октября 2014 долг Украины составлял 945,3 млрд грн, или около 62,3% ВВП. Разве это так уж плохо? Во-первых, в Украине долг вышел из под контроля. Более половины долга (54,6%) – в иностранной валюте, из-за чего размер долга зависит не только от объемов заимствований и погашений, но и в очень значительной степени от колебания курса гривны. Так, по состоянию на конец октября даже официальный курс был 12,95 грн за доллар США, на конец ноября – 14,97 грн за доллар, а на середину декабря – уже 15,77 грн.

Во-вторых, обслуживание долга, которое осуществляется из Государственного бюджета, влетает Украине в копеечку. За 10 месяцев 2014 году на эти цели было потрачено 15,7% всех средств Государственного бюджета (в два раза больше, чем на оборону). Так же как и сам долг, стоимость обслуживания долга растет с девальвацией гривны. Более того, в то время, как рост долга почти не затрагивает высокие кредитные рейтинги развитых стран, то кредитный рейтинг Украины ухудшается. В результате, повышается стоимость заимствований.

Миф 3. Повышение налогов наполнит бюджет

Правительство Яценюка дважды в текущем году повышало налоги: в марте и в июле. Весной был введен сбор при покупке валюты (0,5%), отменен НДС-возмещение для экспортеров зерна, введен НДС на лекарства, повышены ставки платы за пользование недрами и акцизного налога. Летом был введен военный сбор (1,5%), налог с процентов (15%), отменен НДС-льготы для лесоматериалов, еще раз повышены ставки платы за пользование недрами и акцизного налога.

Впрочем, бизнес и население не могут, и не хотят отдавать в государственную казну все больше денег. Государственный бюджет в 2014 году будет недовыполнен по доходам как минимум на 20,0 млрд грн. За январь – ноябрь 2014 доходы Государственного бюджета составили 325,6 млрд грн, что на 5,4% больше аналогичного прошлогоднего показателя. Годовые же доходы утверждены в объеме 377, 8 млрд грн, что на 11,4% больше аналогичного прошлогоднего показателя. Собрать за декабрь разницу (52,2 млрд грн) невозможно (это было бы на 71,9% больше, чем в декабре 2013 года).

Действительно, огромным резервом повышения доходов является детенизация. Впрочем, за 9 месяцев правительства Яценюка, к сожалению, не удалось продемонстрировать существенный прогресс в закрытии теневых схем. Вполне вероятно, что отдельные схемы были ликвидированы, но положительное влияние этого на доходную часть бюджета оказалось минимальным. Именно поэтому нужно обязательно требовать от правительства ликвидации махинаций с НДС, «конвертов» и т.п., но закладывать в бюджет рост расходов, рассчитывая на увеличение доходов в результате детенизации, – глупая ошибка.

Миф 4. Сокращение расходов “добьет” Украину

Для начала, государственные расходы в Украине велики, по сравнению с другими странами мира. В 2014 году они составят около половины ВВП. Среди развитых стран мира, подобную ситуацию имеют или социал-демократические страны с сильными общественными институтами (Дания – 57,6%, Финляндия – 55,2%, Швеция – 51,2%), или страны «страны-неудачники» (Греция – 52,0%, Португалия – 49,4%). Доверять такую большую сумму средств насквозь некомпетентному и коррумпированному украинскому государственному аппарату – очень необдуманно.

В продолжение этой мысли, эффективность государственных расходов в Украине является очень низкой. Например, бесплатная медицина и образование не существуют. Установление платы за отдельные медицинские и образовательные услуги просто легализует ситуацию. Другой пример – система социальной защиты в Украине, которая работает таким образом, что чем человек богаче, тем больше у него льгот. Нужны адресные льготы (в зависимости от дохода), которые будут обходиться государству дешевле и эффективность будет выше.

Юлия Шибалкина, экономист Центра социально-экономических исследований CASE Украина

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика
Все, что мы знаем про:Кабмин
Рейтинг популярности материала «Мифы об украинском бюджете» на Finance.UA - 3.2
В Контексте Finance.UA