Кто кого "кормит" среди украинских регионов
Сторонники власти, имеющие свою электоральную базу на Востоке, утверждают, что именно экспортно-ориентированные восточные регионы "кормят" всю страну.
Оппозиционеры, напротив, указывают на большие объемы государственной поддержки угледобывающей промышленности, что преимущественно расположена именно в восточных областях.
Прав ли кто-то из участников этих споров? Возможно ли вообще ставить вопрос о том, что один регион Украины "кормит" другой?
"Реальная экономика" решила попробовать в этом разобраться.
Межбюджетные трансферты
Около 16% государственного бюджета на 2012 год составляют межбюджетные трансферты - прямые дотации и субвенции, которые государство предоставляет местным бюджетам.
Большую часть их составляют дотации выравнивания, предназначенные для того, чтобы поддерживать платежеспособность менее развитых регионов за счет более развитых, а также субсидии на те или иные расходы. Дотации перечисляются на безвозмездной и безвозвратной основе.
Существуют и оборотные межбюджетные трансферты, когда местный бюджет региона передает средства в государственный бюджет. Среди всех регионов Украины только город Киев перечисляет в госбюджет больше, чем получает из него.
Именно на межбюджетные трансферты ссылаются сторонники теории о Восточной Украине как "кормильце" западных регионов. Действительно, именно западноукраинские области наиболее дотационные.
В пересчете на одного жителя, Закарпатская получила в 2009-2011 годах межбюджетных трансфертов на сумму 2243 гривны, Волынская - 2310 гривен, Тернопольская - 2143 гривны, Ивано-Франковская - 2122 гривны, Ровенская - 2214 гривен, Хмельницкая - 2044 гривны, Черновицкая - 2096 гривен.
Доли межбюджетных трансфертов в ВРП этих областей в 2010 году составляли, соответственно, 19,57%, 17,79%, 19,31%, 15,46%, 17,36%, 15,75% и 20,15%. Меньше получила Львовская область - 1742 гривны на одного жителя в 2009-2011 годах, или 11,52% ВРП в 2010 году.
В то же время, наиболее дотационная из восточных и южных областей - Херсонская - получила 1919 гривен на одного жителя в 2009-2011 годах и 14,05% ВРП в 2010 году. Вторая по объему дотаций - Николаевская - соответственно, 1690 гривен и 8,74%, то есть уже меньше, чем Львовская.
Однако это не означает, что восточноукраинские регионы не получают межбюджетных трансфертов - дотации во всех из них, за исключением Днепропетровской области, превышали 1000 гривен на одного жителя в 2009-2011 годах.
Более того, Донецкая область, с ее большим населением, занимала в 2010-2011 годах второе после Львовской области место в стране по абсолютному размеру дотаций.
Единственным регионом, который может считаться "кормильцем" в рамках межбюджетных трансфертов, является город Киев. В 2009-2011 столица передала другим регионам 1068 гривен в расчете на одного ее жителя, или 2,21% ВРП в 2010 году.
Но, конечно, эта сумма и близко не покрыла всех дотаций местным бюджетам – их предоставил непосредственно государственный бюджет, который наполняется за счет налогов по всей стране.
Налоговые сборы, отраслевые субсидии, государственные инвестиции
Реальная картина государственного перераспределения денег между регионами значительно сложнее, чем ее показывают межбюджетные трансферты.
Государство получает налоги разного размера в разных регионах, выделяет субсидии тем или иным отраслям, которые неравномерно разбросаны по стране, наконец, строит инфраструктуру и делает прочие инвестиции, которые также распределяются неравномерно.
Так, например, в бюджете на 2012 год на мероприятия по поддержке угледобывающей промышленности - почти полностью расположена в восточноукраинских регионах - выделено более 10 миллиардов гривен, примерно 20% от общей суммы межбюджетных трансфертов.
Это не намного меньше дотации всем западноукраинским регионам вместе. Дотации же Донецкой и Луганской области увеличатся благодаря этим деньгам втрое, что делает их с большим отрывом наиболее дотационными регионами страны.
Однако угледобывающая промышленность - не единственный реципиент отраслевых субсидий. Государство прямо и через удешевление кредитов поддерживает аграрную промышленность, которая является значительно более распыленной по стране индустрией, что еще больше затрудняет оценку неравномерности распределения государственных финансов.
Еще сложнее ситуация с государственными инвестициями. Ведь любой крупный проект локализованный в том или ином регионе или в нескольких регионах и непропорционально влияет на экономическую активность в этом регионе.
Соответственно, регионы, которые получают большие инвестиции - например, те, которые важны с транспортной точки зрения, или те, в которых находятся предприятия стратегического значения - находятся в выигрышном положении по сравнению с другими.
Однако от инвестиций, по крайней мере, тех, которые окупят себя, выигрывает вся страна, кто-то меньше, кто-то больше. Можно ли вообще считать их перераспределением?
Наконец, встает вопрос о том, из каких регионов госбюджет получает наибольшие доходы. Более половины доходов составляют поступления от внутренних налогов на товары и услуги - НДС - 80% от этих поступлений и 44% от всех доходов бюджета и акцизы.
НДС является, фактически, налогом на потребление, поэтому его сборы больше в тех регионах, где больше потребительские траты населения. Потребительские траты населения по регионам можно считать более-менее пропорциональными их ВРП.
И эти расходы распределены примерно поровну между Востоком-Югом и Центром-Западом. Первый макрорегион дает около 48% ВВП Украины, второй - 52%. Почти 20% ВВП дает один только Киев.
Аналогична и картина поступлений от прямых налогов - на прибыль предприятий, доходы и другое.
Конечно, западные регионы имеют примерно в два раза меньшую долю в ВВП, чем они получают в рамках межбюджетных трансфертов. Однако в абсолютных величинах их доля и там, и там относительно небольшая, просто в силу того, что эти регионы менее развиты экономически и менее населенные, чем другие части страны.
Кроме того, с учетом отраслевых субсидий доля Донбасса и Луганской области в межбюджетных трансфертах также примерно в два раза больше их доли в ВВП. Но абсолютная величина дотаций в этом случае значительно больше.
Таким образом, на первый взгляд крупные города Поднепровья - такие как Киев, Днепропетровск или Запорожье - и Одесский и Харьковский регионы "кормят" как восточноукраинские, так и, значительно меньше, западноукраинские области.
Однако можно ли здесь вообще ставить вопрос о "кормлении"?
Экономика страны как единое целое
Экономика Украины является классическим примером единой системы, которая является чем-то большим, чем простая сумма своих составляющих. Большое количество внутренних взаимосвязей, которыми пронизана эта система, делает состояние каждой из ее частей зависимым от состояния всех других и системы в целом.
Ярким примером является единая валюта, связывающая различные регионы страны между собой - гривна. От ее курса и уровня цен в стране зависит конкурентоспособность местного экспорта на мировых рынках.
В силу природных условий, концентрации населения и уровня его образования и имеющихся предприятий разные регионы имеют разную приспособленность к производству товаров на экспорт.
В Украине эту роль выполняют, в основном, крупные предприятия на Востоке и Юге, оставшиеся в наследство от СССР. Их экспорт поддерживает курс валюты на некотором уровне, который является слишком высоким для, например, западноукраинских регионов.
Поэтому на западе экспортно-ориентированная промышленность не развивается так быстро, как могла бы. Но именно она является основным источником роста производительности и, соответственно, ВВП в развивающихся экономиках.
Таким образом, недоразвитость этих регионов отчасти вызвана тем, что они находятся в одной валютной зоне с более конкурентоспособными регионами. С другой стороны, их экономики начинают ориентироваться на внутренний рынок и это позволяет использовать в качестве источника роста рост экономик экспортно-ориентированных регионов.
В случае же принадлежности к собственной валютной зоне, для них был бы возможен переход к экспортно-ориентированному развитию.
Наличие единого государственного аппарата и бюджета цементирует экономические взаимосвязи в стране. Экономический смысл существования государства состоит в том, чтобы централизованно перераспределять ресурсы в сторону тех вещей, которые финансируют отдельные граждане.
Это и инвестиции в инфраструктуру, и промышленная политика, и выполнение тех или иных социальных обязательств, не говоря уже о государственной и социальной безопасности.
Собственно, социальной политикой и объясняется перераспределение бюджетных средств между регионами. Западные области беднее других частей страны и требуют дополнительного финансирования для поддержки соответствующих социальных стандартов.
Донецкая и Луганская области содержат большое количество убыточных предприятий угольной промышленности, которые государство поддерживает для обеспечения рабочими местам их работников.
Однако, если в будущем какому-то из нынешних регионов-"доноров" понадобится подобная бюджетная поддержка, она так же будет предоставлена.
Экономика страны развивается в целом, и каждый ее регион выиграет от этого развития, хотя этот выигрыш и может быть в начале распределен неравномерно. Поэтому каждый регион является активом, способным поддержать рост.
И если сейчас потенциал какого-либо из них не используется должным образом, то это является поводом для анализа причин такой неэффективности, а не для разговоров о "кормлении".
Павел Кухта
По материалам: Реальна економіка
Поделиться новостью