В судах продолжается беспредел — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

В судах продолжается беспредел

Казна и Политика
1403
Пришедшие к власти регионалы продолжают вытворять с ВСУ все что им заблагорассудится, лишь бы только это помогло достичь вожделенной цели: избавиться от главы этого суда Василия Онопенко, а также от лояльных к нему судей.
Летом в рамках нового закона о судоустройстве и статусе судей, который провластные юристы упорно продолжают именовать судебной реформой, ВСУ одним махом лишили всех полномочий. Тем самым было уничтожено практически все влияние команды Василия Онопенко на происходящее в судебной системе. Такого рода действия были продиктованы исключительно политической необходимостью. Ведь господин Онопенко нашел общий язык с новым президентом Виктором Януковичем, а последний высказался принципиально против насильственного увольнения главы ВСУ и его близких соратников.
Но от подобного обращения с высшей судебной инстанцией и ее полномочиями впали в шоковое состояние Европа и США. Те же юристы Венецианской комиссии (ВК) неустанно требуют вернуть ВСУ с обочины судебной системы на ее верхушку. А к мнению ВК юридические бойцы Виктора Януковича вынуждены прислушиваться, иначе это чревато серьезным ухудшением отношений с Западом. Это же может произойти и в том случае, если провластные юристы пойдут не на реальное, а на номинально-показное выполнение требований комиссии.
И сегодня регионалы, судя по их кулуарным и публичным высказываниям, согласны на возврат как минимум части полномочий ВСУ. Но проблема остается та же: из этого органа никуда не делся и даже не собирается деваться Василий Онопенко, до недавнего времени самый сильный и непримиримый враг влиятельных юристов ПР. И если ВСУ определенные полномочия все же будут возвращены, то это должно происходить одновременно с исходом из этого суда нелояльных к действующей власти судей.
И вот в парламенте появляется законопроект №7447 (автор - регионал, экс-глава Высшего хозсуда (ВХСУ) Дмитрий Притыка). 50-страничный документ предполагает в том числе следующее: раз мест в ВСУ сегодня только 20, а судей там осталось более 50, то все оставшиеся судьи должны пройти через конкурсный отбор в Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС). Лучшая двадцатка останется в ВСУ, а остальные либо соглашаются на переход в нижестоящие суды, либо вообще уходят из судебной системы.
С одной стороны, в законопроекте ненавязчиво забывается о том, что сами регионалы разрешили судьям оставаться в этом суде, пока их количество в высшей судебной инстанции "эволюционным путем" не составит 20 человек. Иными словами, судьи ВСУ вообще не нарушают закон, оставаясь на своих местах и отказываясь переходить в новый Высший спецсуд по уголовным и гражданским делам (ВССУГД). Однако это все сильно мешает планам регионалов. В том числе в отношении того, чтобы руководители всех судов радовали глаз влиятельных юристов действующей власти.
С другой стороны, весьма странно, что бывший судья и экс-руководитель ВХСУ вообще допускает мысль о возможности подобного поведения с судьями ВСУ. И речь тут идет даже не о морально-этических моментах, хотя прохождение конкурсного отбора будет серьезным унижением для любого судьи ВСУ. Важно, что господин Притыка фактически готов поколебать основы судебной системы. Ведь если даже судей ВСУ нужно проводить через жернова конкурсного отбора, то что тогда говорить о судьях из ВХСУ и Высшего админсуда, а также из апелляционных и местных судов? В любом случае в Европе подобный конкурсный отбор среди судей ВСУ вряд ли будет воспринят иначе, чем самый непосредственный наезд на этих судей со стороны действующей власти.
Законопроект №7447 вызывает еще много вопросов, но все-таки его продвижение через парламент пока не началось. Поэтому данный документ любопытен скорее как иллюстрация образа мышления пришедших к власти регионалов.
Ведь, в сущности, безнаказанность законодательной деятельности приводит к тому, что любая совершенно немыслимая ранее вещь может в какой-то момент стать абсолютно законной. Если это, конечно, в интересах людей при власти.
Ну, кто мог раньше подумать, что от ВСУ одним махом можно оставить одно только название? А кто мог раньше задуматься о том, что для судей высшей судебной инстанции, которые многие годы обобщали судейскую практику и разрабатывали рекомендации по трактовке законодательства для нижестоящих судов, вдруг понадобится конкурсный отбор?
И таких примеров сотни. Многие из них касаются массового нарушения конституционных прав и свобод украинских граждан именно посредством принятия того или иного закона. А чего бояться законодателям, если за, мягко говоря, сомнительные деяния на ниве законодательной деятельности даже в угол никого нельзя поставить? Так почему не пользоваться возможностью и не делать законным то, о законности чего ранее даже помыслить было невозможно?
Поэтому не стоит удивляться появлению все новых и новых законов, в которых любыми способами преследуется только одна цель - конкретная выгода людей при власти. Это все обязательно должно происходить, пока перед ответственными за законодательный процесс лицами не замаячит реальная перспектива отвечать за свои поступки.
Андрей Уманец
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас