Мелкий опт — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Мелкий опт

Казна и Политика
919
На прошлой неделе Ассоциация украинских банков направила в Нацбанк предложения относительно регулирования деятельности мелких банков. БИЗНЕС писал, что 19 июля 2010 г. вступило в силу постановление НБУ №273 от 09.06.10 г., согласно которому к началу 2012 г. регулятивный капитал банков должен составлять не менее 120 млн грн.
До выполнения данного требования мелким финучреждениям запрещено наращивать объемы вкладов населения. В этой связи АУБ предлагает продлить срок наращивания капитала мелкими банками на 5 лет - до начала 2017 г., а также отменить запрет на увеличение портфеля депозитов населения банками, регулятивный капитал которых меньше установленного регулятором.
Скрытые мотивы
Нацбанк не публикует информацию о размере регулятивного капитала по каждому банку. В то же время по состоянию на 1 октября 2010 г. примерно у 70 отечественных банков собственный капитал (как правило, его значение сопоставимо с величиной регулятивного капитала) не превышал 120 млн грн.
Их суммарный капитал составлял 5,7 млрд грн., а потребность в дополнительной капитализации - 2,6 млрд грн. Таким образом, для выполнения требования НБУ собственникам небольших банков необходимо нарастить капиталы в среднем по группе почти в полтора раза, а некоторым - и вдвое, если они хотят остаться на рынке. Руководители и собственники таких финучреждений считают выполнение данной задачи невозможным, тем более в столь короткие сроки. Поэтому в начале сентября сего года АУБ совместно с группой банков обратилась в Окружной административный суд г.Киева с исковым заявлением о признании незаконными отдельных пунктов вышеупомянутого постановления.
Последнее заседание суда по этому вопросу состоялось 8 октября, следующее назначено на 7 декабря. Параллельно банкиры пытаются договориться с Нацбанком, и, судя по всему, небез­успешно. 17 ноября в НБУ состоялось совещание, в котором приняло участие руководство регулятора, а также 48 руководителей банков 3-й и 4-й групп.
То есть Нацбанк пошел на диалог, хотя еще 27 октября Сергей Арбузов, первый заместитель председателя НБУ, заявил: “Постановление менять мы не собираемся даже под давлением, которое оказывается”. Кстати, АУБ подала свои предложения именно по результатам собрания в стенах Нацбанка.
По словам одного из банкиров, в Нацбанке сказали, что на увеличении капитализации небольших банков настаивают МВФ и Всемирный банк (ВБ). Однако на прошлой неделе Мартин Райзер, директор ВБ по Украине, Белоруссии и Молдавии, опроверг эту информацию, подчеркнув, что именно Нацбанк заинтересован в сокращении количества банков.
“Регулятору надо присматривать за 185 банками, каждый из которых может отмывать средства, одалживать деньги связанным лицам, иметь непрозрачную структуру собственности. Это очень нагружает”, - сказал Райзер.
Такая версия кажется наиболее правдоподобной, если учесть, что председатель НБУ Владимир Стельмах воюет с “малышами” уже более пяти лет. Хотя лицензии маленьким банкам по-прежнему выдаются.
“Если какой-то банк участвует в конвертационных схемах или не выполняет нормативы - пусть НБУ закрывает его, но зачем уничтожать целую группу финучреждений?” - недоумевает Александр Сугоняко, президент АУБ.
Руководителям небольших банков непонятна логика Нацбака. В частности, почему он регулирует не относительные показатели (адекватность капитала), а абсолютный уровень капитала.
Отметим, что в мировой практике надежность банков определяется именно показателем адекватности капитала (отношение капитала к активам, Н2), который всегда был более высоким именно у маленьких банков, тогда как крупные игроки, особенно до кризиса, работали на грани соблюдения норматива НБУ.
Более того, как писал БИЗНЕС, мелкие игроки лучше пережили кризис. “Почему крупный банк с показателем адекватности капитала в 10-12% считается надежным, а маленький с аналогичным показателем на уровне 20-25% - нет? - возмущается Александр Сугоняко. - Действительно, крупные банки сейчас активно капитализируются, чтобы покрыть свои убытки. Но небольшие игроки практически не понесли потерь, почему они должны наращивать капитал?”.
Банкиры подчеркивают, что увеличение капитала без адекватного наращивания активов приведет к снижению эффективности их бизнеса.
“Если сейчас отдача банка на вложенный капитал составляет 15% годовых, то после увеличения капитала этот показатель снизится до 10%. Чтобы поддерживать прибыльность на прежнем уровне, придется наращивать активы. Но я не хочу быть большим, почему меня заставляют расти?” - возмущается собственник одного из мелких банков, подчеркивая, что преимущества мелких банков как раз и заключаются в их размерах.
“Я знаю лично всех заемщиков, которые одалживают более 200 тыс.грн. Они берут деньги не у абстрактного банка, который можно “кинуть”, как в случае с крупными кредиторами, а у конкретных людей, поэтому и платежная дисциплина выше”, - соглашается с коллегой Игорь Теплиц, председатель наблюдательного совета Инвестбанка.
Представители небольших банков считают, что их уничтожение лоббируется в Нацбанке крупными игроками с иностранным капиталом, которые таким образом хотят расширить свою клиентскую базу. Действительно, в последнее время некоторые руководители “западных” банков открыто призывают “зарегулировать” “малышей”.
Так, Владимир Лавренчук, председатель правления “Райффайзен Банка Аваль”, выступая на Украинском банковском форуме, отметил: “На рынке есть предложения по депозитным ставкам от 12% до 27% годовых. Такая ситуация не является нормальной и нуждается в регулировании. Возникает вопрос: какие банки должны иметь право принимать депозиты? На мой взгляд, это должны делать только хорошо капитализированные банки”. Александр Сугоняко не видит логики в такой постановке вопроса: “Они предлагают убрать с рынка небольшие банки, тем самым ограничив конкуренцию, и ожидают, что это приведет к удешевлению кредитов. Абсурд”.
Торопиться не стоит
Так или иначе, представители мелких банков намекают, что в столь сжатые сроки смогут выполнить требование регулятора и нарастить капитал только с помощью схемных операций.
“Все банки, которые стали проблемными и ликвидируются, в свое время капитализировались быстрыми темпами. Потому что деньги, вкладываемые в банки поспешно, всегда “уходят” - через активы, ценные бумаги или как-то иначе”, - предупреждает Анатолий Волок, мажоритарный акционер “Регион-Банка”.
В свою очередь, эксперт ВБ Анжела Пригожина напоминает, что изменения в Закон “О банках и банковской деятельности”, предусматривающие увеличение минимального размера уставного капитала банков до EUR10 млн (на то время - 75 млн грн.), были приняты еще осенью 2006 г. То есть банки получили три года для наращивания капитала.
Однако из-за девальвации гривни в разгар кризиса по отношению к евровалюте до 12 грн./EUR, такая задача для банков оказалась непосильной, поэтому летом 2009 г. были приняты поправки в Закон, устанавливающие минимальные требования к уставному капиталу в размере 75 млн грн.
“Все банки понимали, что дамоклов меч опустится, просто чуть позже. И сейчас он опускается”, - подчеркнула г-жа Пригожина. Банкиры не считают такой аргумент убедительным. “У меня вопрос: почему в стране с собственной национальной валютой требования к капиталу устанавливались в иностранной валюте?” - негодует Игорь Теплиц.
Как бы там ни было, с момента вступления в силу постановления №273 о решении увеличить уставный капитал объявили примерно двадцать недокапитализированных, по версии НБУ, банков. Наибольшие вливания осуществили, в частности, новые акционеры “Терра Банка” (200 млн грн.) и “Банка 3/4” (110 млн грн.).
В то же время ряд финучреждений изыскали довольно скромные резервы. Так, банк “Старокиевский” решил увеличить уставный капитал всего на 3 млн грн., до 33,2 млн грн., а банк “Столичный” - на 10 млн грн., до 87,3 млн грн. Кстати, недавно стало известно, что акционеры Укринбанка и банка “Столичный” ведут переговоры о слиянии фин­учреждений.
Отметим, что сейчас в парламенте находится законопроект, предусматривающий увеличение требований к минимальному уставному капиталу для новых банков до 500 млн грн. (подробнее см. статью "Отворотное средство"). 
Константин Ворушилин, председатель наблюдательного совета Международного инвестиционного банка
- Думаю, что Нацбанк не согласится с предложениями АУБ, хотя во всем мире для наращивания капитала отводится переходный период - 3-5 лет. Мы же продадим за три копейки кого угодно. Сегодня кукловодом НБУ выступает ВБ.
Хотя публично они открестились от этого, но я утверждаю, что инициировал повышение капитала в небольших банках ВБ, о чем один из его представителей сообщил во время нашей встречи, на которой присутствовал и Сугоняко.
Алла Комисаренко, председатель правления банка “Контракт”
- Очень сомневаюсь, что Нацбанк согласится предоставить отсрочку для капитализации банков. Думаю, что около 80% банков с регулятивным капиталом менее 120 млн грн. все-таки изыщут возможность нарастить его. При желании найти необходимую сумму можно.
Все остальные банки вынуждены будут продаваться новым собственникам или сливаться с другими финучреждениями. Банки, которые не планируют капитализироваться, уже ищут покупателей.
Дмитрий Гриньков
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас