Круговорот в трубах — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Круговорот в трубах

Энергетика
1284
Карта нефтяного транзита на постсоветском пространстве перекроена. Украина разворачивает трубопроводы. Россия ищет "атомную бомбу" в нефтетранзите. А Беларусь качает азербайджанскую нефть российского качества вместо венесуэльской.
На минувшей неделе прошла пробная прокачка 80 тыс. тонн нефти по трубопроводу Одесса-Броды до Бродов и далее на белорусский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Мозыре с использованием части нефтепровода "Дружба". Для этого нефтепроводы пришлось развернуть: по первому нефть пошла в аверсном направлении (то есть проектном, в котором, однако, труба до сих пор не использовалась).
Одну из ниток "Дружбы" запустили в реверсном режиме, в то время как другая продолжает качать нефть в Словакию и Венгрию. Тестовая прокачка должна показать, насколько Украина готова к трубопроводной транспортировке венесуэльской нефти на Мозырский НПЗ.
Белорусская история
После введения Россией в 2007 году пошлины на экспорт нефти в Беларусь эта страна встала перед необходимостью диверсификации поставок сырья. До 2010-го пошлина для Минска была льготной (например, в 2009-м к ней применялся коэффициент 0,356). В этом году только 6,3 млн тонн российского сырья поставляется в Беларусь беспошлинно, из расчета потребностей тамошнего внутреннего рынка нефтепродуктов. Стоимость еще 15,2 млн тонн включает 100% пошлины, которая с 1 ноября нынешнего года составляет 290,60 доллара за тонну, а в декабре может вырасти до 302-304 долларов. При этом средняя цена российской нефти в период с 15 октября по 13 ноября составила 82,90 доллара за баррель, или 593,50 доллара за тонну. Обязательства по поставкам российской нефти на белорусские заводы вряд ли будут выполнены - в январе-октябре этого года соответствующие объемы сократились на 43% по сравнению с аналогичным периодом 2009-го и составили 10,182 млн тонн.
В марте 2010 года президенты Беларуси Александр Лукашенко и Венесуэлы Уго Чавес договорились о пробной поставке венесуэльской нефти на белорусские НПЗ.
В апреле Украина начала транспортировку этой нефти по железной дороге из порта "Южный". Двенадцатого июля Киев и Минск подписали рамочное межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере транзита нефти через территорию Украины на белорусские НПЗ.
По данным гендиректора "БНК Украина" (дочернее предприятие "Белорусской нефтяной компании", экспедитор венесуэльской нефти) Николая Василевича, на 1 ноября через украинскую территорию прошло 820 тыс. тонн нефти из Венесуэлы, до конца года ожидается 1,3 млн тонн.
В середине октября во время очередного визита Чавеса в Беларусь был подписан контракт на поставку в 2011–2013 годах на Новополоцкий и Мозырский нефтеперерабатывающие заводы 30 млн тонн южноамериканской нефти ежегодно. Чуть позже белорусы подписали договор на транзит этого сырья по трубопроводу Одесса-Броды с использованием одной из ниток "Дружбы". Первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко тогда сообщил, что в стране прорабатываются возможности получения нефти по схеме замещения, однако уточнить возможный источник поставок отказался. Первый вице-премьер Украины Андрей Клюев прогнозирует, что объемы транспортировки венесуэльского сырья через Украину могут составить четыре-пять миллионов тонн в год, поскольку остальные объемы будут направлены на НПЗ "Нафтан", который легче снабжать через Прибалтику.
Тарифы на прокачку нефти по нашим нефтепроводам для Беларуси официально не разглашаются, однако ранее украинские чиновники сообщали, что белорусы согласились на нынешний уровень тарифов, действовавших по договору между "Укртранснефтью" и российской "Транснефтью". В декабре 2009-го украинская компания повысила тарифы в среднем на 23%, и в 2010 году они составляют, в частности, 3,90 евро за транспортировку одной тонны на 100 км от границы Беларуси до города Броды (по "Дружбе", которая идет из России через Беларусь) и 6,50 евро за тонну для трубопровода Одесса-Броды. Правда, известно, что белорусам сделали некоторую скидку на нефтеперевалку в порту "Южный".
Российский ответ
Именно повышение тарифных ставок для России с января 2010 года привело к тому, что уже несколько месяцев нефтепровод Одесса-Броды простаивает. А нефтетерминал "Южный" не работает на отгрузку в танкеры. Ни ТНК-BP, ни "ЛУКойл", ни казахская "КазТрансОйл" больше не осуществляют транзит по этому маршруту. По данным компании "Транснефть", до недавнего времени по трубопроводу проходило только около 80 тыс. тонн в месяц в направлении Одесского НПЗ (при установленной мощности завода 2,8 млн тонн в год, то есть примерно 233 тыс. тонн в месяц, и нефтепровода - 14,5 млн тонн в год, то есть 1,2 млн тонн в месяц). Завод в ноябре остановился "на ремонт" из-за неблагоприятной конъюнктуры на украинском рынке.
Ни в московском офисе "ЛУКойла", ни на принадлежащем ему Одесском НПЗ комментировать ситуацию с разворотом нефтепровода не стали. В прошлом году компания конфликтовала с "Укртранснефтью" из-за того, что та развернула на север один из участков Приднепровских нефтепроводов, по которому до этого поставлялось сырье на Одесский НПЗ. Этот участок (между Одессой и Кременчугом) понадобился компании "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ) для поставок азербайджанской нефти из порта "Южный". Кстати, "Укртранснефть" почему-то законсервировала другой участок, Мичуринск-Кременчуг, а 104 тыс. тонн находившейся там нефти выкачала и передала на вышеупомянутый завод. "ЛУКойлу" тогда предложили обходной и невыгодный маршрут - через Беларусь и трубопровод Одесса-Броды.
В результате система Приднепровских нефтепроводов потеряла примерно 1,2 млн тонн в четвертом квартале прошлого года и почти 4,8 млн тонн - в этом году. Под конец 2009-го "ЛУКойл" таки согласился на транспортировку через нефтепровод Одесса-Броды. А с компанией "Транснефть" наша страна подписала договор, содержащий повышенные тарифы и обязательства России прокачать через Украину в 2010 году 15 млн тонн нефти в направлении центральноевропейских стран, а также шесть миллионов тонн - в направлении порта "Южный". При этом в 2009-м было прокачано 29,1 млн тонн нефти. По данным Минтопэнерго, за девять месяцев этого года транзитом через нашу территорию прокачано 15,5 млн тонн нефти (за тот же период 2009-го - 22,3 млн тонн).
Попытки подписать с компанией "Транснефть" долгосрочный договор с более серьезными гарантиями транзита окончательно провалились в октябре этого года. Говорят, что Украина даже предложила россиянам снижение тарифов. Но, как тогда пояснил министр энергетики РФ Сергей Шматко, "Транснефть" не может гарантировать фиксированные объемы транзита, поскольку является транспортной компанией, а не владельцем ресурса. По заверениям нашего министра топлива и энергетики Юрия Бойко, подписание договора просто отложено примерно на месяц.
Однако Россия в следующем году должна запустить вторую очередь Балтийской трубопроводной системы (БТС-2), которая станет серьезным конкурентом "Дружбе" (в том числе ее украинской ветке, на которую приходится около 70% всей нашей нефтетранспортировки). А объемы сырья, отправляющиеся в Южную Европу по украинской трубе до Одессы (и далее танкерами), можно переориентировать на российский морской порт в Новороссийске.
В начале ноября первый вице-президент "Транснефти" Михаил Арустамов сообщил в интервью корпоративному журналу компании, что БТС-2 должна стать "резервом". "Не побоюсь такого сравнения: она как атомная бомба - средство сдерживания, гарантия от политического шантажа. Например, если вдруг возникнут проблемы с прокачкой по ”Дружбе”, мы сможем пустить нефть по БТС-2", - отметил он. И заявил, что для БТС-2 компания, в частности, снимет сырье с направлений Броды-Одесса и Броды-Южный. "Россия активно использовала маршруты Броды-Одесса и Броды-Южный, когда у нее был недостаток экспортных мощностей. В результате ввода в строй трубопроводной системы ”Восточная Сибирь-Тихий Океан” в 2009 году этот дефицит резко сократился. В январе 2011-го, с началом перекачки 15 миллионов тонн нефти в Китай, он практически исчезнет. Загружать чужие порты в ущерб своим мы, конечно, не будем", - сказал тогда вице-президент.
Однако пресс-секретарь компании "Транснефть" Игорь Демин пояснил "Эксперту", что его шеф не то имел в виду: "Мы не собираемся перекрывать трубопровод Одесса-Броды. Как транспортная компания мы готовы обеспечить прокачку по нему девяти миллионов тонн в год. Однако из-за высоких тарифов собственники сырья не хотят использовать этот маршрут". По словам Демина, после повышения тарифов вместо Одессы нефть пошла на Гданьск.
Сейчас польский порт Гданьск сильно перегружен, равно как и российский порт в Приморске. И целью БТС-2 (проектная мощность сначала 12, а максимально - 35 млн тонн в год) в первую очередь является разгрузка этих портов и перевод объемов нефти на новый порт Усть-Луга. Комментируя высказывание о конкуренции нефтепроводу "Дружба", Демин подтвердил, что БТС-2 сможет заменить и южную, украинскую, ветку, по которой нефть прокачивается в Словакию и Венгрию. Маршрут пройдет, например, через Германию с использованием европейских нефтепроводов.
Азербайджан вместо Венесуэлы
По поводу белорусского договора с Венесуэлой россияне обиженно недоумевают. Несколько источников уже отметили: покупая венесуэльское сырье, белорусы теряют 50–60 долларов на тонне по сравнению с российской нефтью (даже с учетом стопроцентной пошлины). Эту цифру "Эксперту" подтвердили и в компании "Транснефть".
Южноамериканская нефть дороже российского сорта URALS, и ее транспортировка непосредственно из Венесуэлы предполагает большие расходы.
Однако, как стало известно "Эксперту", по трубопроводу Одесса-Броды физически пойдет не венесуэльская, а азербайджанская нефть по схеме замещения. Экономика получается несколько другая. По данным директора энергетических программ Центра "Номос" Михаила Гончара, это будет нефть, поставляемая из Новороссийска.
Схема выглядит следующим образом. Венесуэльскую нефть приобретает трейдерская компания, зарегистрированная в Швейцарии и принадлежащая SOCAR - государственной нефтяной компании Азербайджана. Трейдер продает южноамериканский товар своим клиентам, а SOCAR поставляет с терминала в Новороссийске танкерами нефть сорта URALS в украинский порт "Южный". К слову, тест аверса производился именно с использованием азербайджанского сырья.
В российский порт азербайджанская нефть поставляется по нефтепроводу Баку-Новороссийск, который обычно недозагружен. По словам Гончара, согласно российско-азербайджанскому договору, подписанному в 1996 году, компания SOCAR должна транспортировать по нефтепроводу пять миллионов тонн сырья в год, однако обычно переправляет не более 2,5 млн тонн. Во многом причина в качестве нефти: загружается в трубу легкая каспийская нефть сорта Azeri Light, которая по пути смешивается с другой (нефтепровод пересекает российские трубопроводы) и выходит уже как URALS. Для белорусского завода получать URALS даже лучше, поскольку на предприятие поступает, в частности, беспошлинная российская нефть того же сорта.
Таким образом, Беларусь явно снижает транспортные расходы по сравнению с поставками из Венесуэлы. Кроме того, качественная разница между сортами URALS и Santa Barbara (которую добывают в Венесуэле) будет учтена при расчете стоимости. Правда, азербайджанский URALS будет дороже российского, поскольку его цена будет рассчитываться по котировкам сорта на Лондонской бирже, говорит Гончар. Но даже с учетом этого такие поставки обойдутся Беларуси намного дешевле, чем российская нефть с пошлинами.
По словам эксперта, Азербайджан вполне может обеспечить пять миллионов тонн нефти, которые затем будут поставлены по трубопроводу Одесса-Броды, однако в увеличении транзита сверх этого есть сомнения. Политического противодействия со стороны РФ опасаться не стоит, несмотря на ущемление интересов россиян в Беларуси. "Для нее важнее уговорить Азербайджан направлять газ с месторождения Шах-Дениз в Россию, а не в проект Nabucco. А оператором и месторождения, и нефтепровода Баку-Новороссийск является всё та же компания SOCAR. Поэтому Россия, думаю, не будет делать резких движений", - считает Гончар.
Будет ли азербайджанская нефть в существенных объемах поставляться на украинские заводы, пока вопрос. В этом сырье нуждаются НПЗ, принадлежащие группе ПриватБанка, особенно "Галичина" и "Нефтехимик Прикарпатья". Однако ранее компания SOCAR намекала, что хотела бы получить долю в нефтепереработке. Интересно ли ей заходить на технически отсталые предприятия? И захочет ли Игорь Коломойский делиться внутренним рынком нефтепродуктов? Впрочем, недавно прошел слух о намерении Коломойского продать один из западноукраинских заводов.
В украинском представительстве SOCAR отказались отвечать на вопросы и по этому поводу, и на тему заполнения нефтепровода Одесса-Броды. Последнюю проблему уже обсуждал Виктор Янукович с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, однако конкретики пока нет.
Президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук скептически относится к планам по транзиту каспийского сырья через нефтепровод Одесса-Броды в серьезных масштабах. По его словам, у Азербайджана нет покупателей в Европе на это сырье, поскольку страна публично не подтверждает наличия достаточных объемов добычи. Кроме того, азербайджанский ресурс может не подойти европейским НПЗ.
Тем не менее альтернативы использованию трубопровода Одесса-Броды в проектном направлении сейчас нет. Охлаждение украино-российских отношений вряд ли дает надежду на заполнение этой трубы со стороны Москвы в реверсном направлении. А факт перевода на аверс может вдохновить бывших, но пока "спящих" партнеров на второе рождение проекта "Евро-Азиатский нефтетранспортный коридор", частью которого и задумывался нефтепровод Одесса-Броды.
Мария Помазан
По материалам:
expert.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас