Бюджет по осени считают


Бюджет по осени считают

Тридцать первого июля внеочередная сессия Верховной рады удивила всех. Депутаты не только продемонстрировали потрясающую явку, но и быстро и четко проголосовали необходимые законопроекты. Хотя речь шла о таком всегда спорном вопросе, как бюджетные поправки.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Как известно, внеочередная парламентская сессия была инициирована в связи с разгулом стихии на Западе страны. Сначала правительство принялось настаивать на необходимости скорейшего принятия нужных для покрытия ущерба изменений бюджета - выделение средств предполагалось настолько значительным, что без воли депутатов было не обойтись. Затем президент пришел к мысли о необходимости провозгласить отдельные районы пострадавших от разгула стихии областей зонами чрезвычайной экологической ситуации. И снова-таки - подобное решение непременно должно быть ратифицировано парламентом.

Обстоятельства дружно сложились так, что избежать внеочередных трудов праведных народным избранникам было бы трудно. Но даже с учетом всего этого представители Партии регионов накануне созыва сессии громко сомневались в перспективности попытки собрать отдыхающих депутатов даже во имя благого дела. Тем не менее, парламентарии напряглись и смогли: если судить по количеству зарегистрированных карточек, то явка в сессионном зале была поражающей воображение - 448 народных избранников из 450. Более того, депутаты не только зарегистрировались, они еще и голосовали с впечатляющей синхронностью.

В том, что Рада утвердит президентский указ о чрезвычайном положении, больших сомнений не было - не тот случай, чтобы в игру вступали традиционные фракционные разногласия. А вот второй пункт повестки дня - изменения бюджета и сопутствующих законов - обычно является куда более спорным.

Судьба поправок от 31 июля изначально выглядела не слишком радужно. С одной стороны, необходимость пересчитать траты была достаточно острая - стихийное бедствие существенно откорректировало предполагаемую расходную часть главной сметы страны. С другой - обстоятельства предыдущей сессии к денежному вопросу не благоволили: после того, как плановые изменения не были приняты из-за разночтений бюджетного видения Банковой и Грушевского, было бы странно ожидать всплеск президентско-премьерского единодушия.

Подготовительный этап опасения мог только подтвердить. Сначала Кабмин подготовил свой проект изменений. Затем президент, полномочия которого на эту сферу деятельности вообще-то не распространяются, направил на регистрацию в парламент свою порцию изменений. Третья же версия поправок принадлежала перу оппозиции, которая, судя по всему, решила в трудной ситуации не отставать от властей.

Согласно рекомендациям бюджетного комитета изначально предполагалось взять за основу правительственный проект. Но депутаты, ознакомившись с предложениями, решили, что президентская версия более перспективна хотя бы тем, что по ней предполагались большие целевые субвенции. "Регионал" Александр Пеклушенко свой проект отозвал, мотивируя поступок тем, что его предложения все равно учтут в "усредненном" проекте. После обсуждения парламентарии вдохновились и пришли к выводам, что нужно принимать в основе президентскую версию, но с учетом "лучших мест" правительственного варианта.

После некоторого времени, потраченного на согласования цифры (а они в версиях Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко все-таки заметно отличались), народные избранники подарили стране отредактированный бюджет 441 голосом. А чтобы было откуда взять "лишние" деньги, заодно депутаты проголосовали и закон о повышении акцизов на табачные изделия, на что очень рассчитывала премьер. Правда, на этом маленькие правительственные победы закончились - пересматривать акцизный сбор на алкогольную продукцию Верховная рада уже не стала. Но в любом случае согласованный трудовой порыв украинских парламентариев уже сам по себе вызывает уважение.

Доход по осени считают

По итогам парламентского разбирательства шесть пострадавших от стихии западных областей получат даже больше средств, чем изначально было рассчитано. Правительство предлагало выделить на прямые расходы из бюджета порядка 3,65 миллиарда гривен, президент - свыше 4 миллиардов. В итоге народные избранники решили, что на покрытие ущерба понадобится 5,8 миллиарда гривен, которые и были зафиксированы в конечном варианте бюджетных поправок.

Всеобщая щедрость закончилась на "дорожном вопросе". И президент, и премьер одинаково соглашались с тем, что значительная часть выделяемых средств должна быть задействована в ремонте дорожной инфраструктуры. Соответственно по кабминовскому законопроекту Государственной службе автомобильных дорог предполагалось выделить свыше 750 миллионов гривен, а по мнению президента - около 800 миллионов. Но если щедрость Виктора Ющенко на этом и ограничивалась, то правительство было готово предоставить "Укравтодору" своего рода карт-бланш - право на привлечение инвестиций в размере свыше 24 миллиардов гривен под государственные гарантии. Безусловно, дороги ремонтировать нужно не только в районах, пострадавших от наводнения, но и по всей Украине (особенно в преддверии Евро-2012). И тем не менее подобная превентивная щедрость Кабмина не вызвала одобрение у депутатского корпуса - "дорожно-кредитная" поправка была торжественно отклонена.

Еще одним существенным разногласием в видении реализации программы помощи пострадавшим регионам было распределение средств между "верхами" и "низами". Кабмин предполагал, что с большую часть трат будет контролировать он. Президентский же законопроект настоял на том, чтобы значительная часть выделенных денег (свыше трех миллиардов гривен) отправились в пострадавшие регионы целевыми субвенциями. То есть, если правительство поначалу рассчитывало на собственное мнение при перераспределении бюджета, то президент с самого начала хотел делегировать право "раскладывать деньги по кучкам" на места. Точку зрения Кабмина, которую хотело поставить "во главу угла" Министерство экономики можно понять: в идее распределять траты централизовано что-то есть. Президентская же сторона упирала на то, что в самих областях виднее, на что именно стоит тратить деньги в первую очередь. Народных избранников (в сердцах которых, похоже, еще жива память о мажоритарной избирательной системе) президентский вариант предсказуемо вызвал больший энтузиазм - целевыми субвенциями "станут" 2,3 миллиарда гривен.

И, наконец, не менее заметно мнения Банковой и Грушевского различались по поводу источника дополнительных средств. Президент настаивал на том, что практически все необходимые миллиарды можно будет получить за счет НДС на импортные товары - с учетом повышения таможенных сборов и успехов антиконтрабандной программы Кабмина. А остаток средств должны были компенсировать акцизные сборы, обложившие все те же импортные товары. По мнению главы государства, внутри страны ничего менять не стоило - впрочем, свое стремление избежать дестабилизации экономики Виктор Ющенко проявил еще в начале июля, критикуя потенциальные изменения бюджета от правительства. Как ни странно, тут депутаты президента поддержали не в полной мере - дополнительные 1,1 миллиарда гривен предполагается "заманить" в бюджет за счет успешно проголосованного повышения акциза на табачные изделия. А вот с алкоголесодержащей продукцией правительству не повезло - остальные средства придется изыскивать в других местах.

Юлия Тимошенко заверяет, что деньги найдутся - предполагается, что дополнительные доходы бюджета будут свыше 30 миллиардов гривен: и на вклады хватит, и на "социалку", и на ликвидацию стихийной активности. Вот только, по мнению экспертов, доходная часть бюджета выглядит перспективно все больше потому, что основная смета страны учитывает пока еще старый показатель роста инфляции, и пересчет бюджета по приближенным к реальности макропоказателям заметно ударит по "дутым" успехам. Вот только видно это будет лишь осенью, когда, возможно, парламентарии снова вернутся к бюджетным изменениям.

Политдивиденды для всех

Выдающаяся по явке и результативности внеочередная сессия невольно вызывает вопрос: что это было и кто от этого выигрывает больше всего?

Как ни банально может прозвучать, но в число победителей "затесался" и украинский народ. Хотя бы потому, что вне зависимости от мотивации власть имущих от пересмотра бюджета выигрывают не только власти пострадавших от разгула природы регионов, но и их жители. Тезис, на который упирали представители Кабмина: чем быстрее будут выделены средства, тем быстрее и успешнее они будут освоены - имеет право на существование. К тому же результативным законотворчеством центральные власти в лице президента и депутатов снимают с себя ответственность за происходящее - все, от них зависящее, они сделали, теперь очередь за правительством и местным руководством.

Пожалуй, в наиболее выгодном ракурсе внеочередная сессия демонстрирует позицию парламентариев. Солидная явка, потрясающее единодушие, впечатляющая дисциплина - могут ведь, если хотят. Свою готовность помочь стране народные избранники (причем представители всех фракций) уже сейчас при желании могут конвертировать в такие имиджевые дивиденды, что невольно закрадывается мысль: а не к выборам ли они готовятся, с таким-то впечатляющим пиаром. И даже если речь идет об искреннем желании посодействовать всеобщему благу, бонусы популярности могут осесть на счету у всех: оппозиционеры подготовили свой проект, но "усреднили" его во имя высшей пользы, провластные фракции поддерживали начинания премьера и президента соответственно, Арсений Яценюк - и вовсе спикер-герой, а внекоалиционные коммунисты и "литвиновцы" просто положили голоса на алтарь отечества.

Не менее активно на успешной сессии может пропиариться и президент. Что он и успел сделать, отправив депутатам телефонограмму, где поблагодарил их за "яркий пример возможной общей плодотворной работы". Исходя из того, что президентскому проекту бюджетных изменений парламентарии уделили все-таки большее внимание, успех "плодотворной работы" глава государства как минимум частично может приписать к себе. К тому же Банковой удалось свернуть наиболее невдохновляющие инициативы Кабмина: "Укравтодор" остался без перспективы масштабных кредитов, да и распределение средств в пользу местных администраций тоже несколько задевает позиции правительства.

Свою порцию политических дивидендов получает и команда Юлии Тимошенко: слаженно работали, подготовили проект, смогли пойти на компромисс (правда, итоговое авторство компромисса все же принадлежит депутатскому корпусу). И, несмотря на "пролет" некоторых кабминовских инициатив, Юлию Владимировну все же вдохновило депутатское решение по поводу табачного акциза. Вдохновило настолько, что она уже готова продолжать в том же духе - в сентябре.

По большому счету, успешность "чрезвычайной" сессии во многом напоминает благодушное затишье перед бурей. После многочисленных парламентско-президентско-правительственных кризисов украинской власти было жизненно необходимо продемонстрировать умение нормально работать. И тут, как в поговорке, несчастье помогло счастью: приложения значительных усилий над собой сессионные решения и их подготовка не потребовали, а польза от них хотя бы на пару месяцев (пока не появятся первые результаты бурной деятельности) будет налицо. И после скандального окончания очередной сессии (с проваленными плановыми поправками к бюджету и избежавшим отставки Кабмином) благодаря внеочередной к осени синхронно позаботившиеся о народе власть имущие будут снова готовы к бою. А там уже забота о благе рассинхронизируется - вперед выйдут собственные политические интересы.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Рейтинг популярности материала «Бюджет по осени считают» на Finance.UA - 2.0
В Контексте Finance.UA