Страховка для ФПГ


Страховка для ФПГ

Наличие активов в агрокомплексе и других отраслях экономики - прерогатива большинства крупных корпораций и ФПГ. Для некоторых это диверсификация бизнеса, для большинства - "чемодан без ручки", который и нести тяжело, и выбросить жалко. Для развития непрофильных активов денежных ресурсов хватит не у всех. Поэтому многим придется сфокусироваться на основном бизнесе.

Недавно компания "Донецксталь-металлургический завод", входящая в концерн "Энерго", приобрела в Донецкой области племенной завод "Малиновка". Казалось бы, зачем горно-металлургическому концерну коровы и быки? Оказывается, его основатель Виктор Нусенкис давно питает слабость к животноводству. "Донецксталь" уже имеет опыт работы с агропромышленным комплексом: на разведении этих животных специализируются два его филиала. Кроме того, не так давно была создана ферма по выращиванию карликовых свиней - так называемых мини-пигов. Сфера интересов Нусенкиса с сельском хозяйстве животными не ограничивается. На сегодняшний день в состав агрохолдинга "Донецксталь" входят около пятнадцати хозяйств в Донецкой области, которые распоряжаются более чем 40 тыс. гектаров земли. Выращивая зерновые культуры и заготавливая корм для скота, компания занимается также птицеводством и пчеловодством. Кроме того, в состав агрохолдинга входят крупные перерабатывающие предприятия.

Глава концерна "Энерго" не одинок в своих пристрастиях. Некоторые украинские металлурги производят молоко, сыр, колбасы и одежду. И если Нусенкис делает только первые шаги в разведении свинок, то глава ММК им. Ильича Владимир Бойко - животновод со стажем. Мариуполь можно назвать городом одного бренда - ММК им. Ильича. Кроме агрокомплекса общей площадью 238,7 тыс. гектаров в нескольких областях Украины, меткомбинат развивает хлебопекарное и молочное производство, выращивает скот и рыбу, производит комбайны и т. п. У мариупольского предприятия также есть своя авиакомпания ("Ильич-авиа"), две страховые компании (группа "Ильичевская"), сеть аптек "Ильич-фарм".

Среди крупнейших свиноводческих предприятий страны бесспорным лидером можно назвать входящую в орбиту российского бизнесмена Вадима Новинского компанию "Евроресурс", которой принадлежит обширное хозяйство в селе Калита Броварского района Киевской области. Новый свиноводческий комплекс появится в скором времени и в Николаевской области.

Могут похвастаться выращенным поголовьем столь уважаемого в Украине животного также Виталий Гайдук, Игорь Коломойский, Ефим Звягильский.

Откуда все это добро у металлургов, химиков и других промышленников? Что это: диверсификация бизнеса или непрофильные активы, с которыми жалко расстаться?

Лепили из того, что было

Непрофильные активы и побочные бизнесы, не имеющие ни малейшего отношения к основному производству, есть практически у всех крупных корпораций. Повелось это со времен перестройки, когда на крупные предприятия, которые были и остаются градообразующими, налагалась дополнительная нагрузка по обеспечению товарами народного потребления и продуктами. Кроме того, в начале 90-х многим промышленным предприятиям нечем было платить зарплату рабочим - приходилось выкручиваться, налаживая производство потребительских товаров. Например, Новомосковский трубный завод выпускал кастрюли, Винницкий электротехнический завод наладил выпуск мясорубок и кофемолок, харьковские авиастроители производили детские коляски.

С началом приватизации и постепенным переходом к частному бизнесу каждый, кто мог приобрести хоть что-то и подешевле, не упустил возможности это сделать. Действовали по принципу: есть возможность - бери. В итоге на начальной стадии отечественные бизнесс-группы "лепили из того, что было". Более предприимчивым бизнесменам удалось собрать полный производственный цикл в какой-то одной отрасли. Замкнуть цепочку уголь - кокс - металл успел, например, Ринат Ахметов. Но кроме метактивов, ему удалось консолидировать множество предприятий еще как минимум из десятка других отраслей.

Теперь пришло время, когда собственники решают, что делать дальше с накопившейся непрофильной собственностью. Большинство компаний предпочитают избавляться от таких активов. Их содержание, а тем более развитие требуют немалых средств. Те же, у кого имеются свободные деньги, направляют их на реструктуризацию, диверсифицируя активы.

Фактически сегодня большинство крупных компаний, корпораций и ФПГ уже определилось со стратегией дальнейшего развития, каким путем двигаться дальше - диверсифицировать свой бизнес или выбрать путь отраслевого развития.

Разносторонние и разноплановые

По пути диверсификации бизнеса пошли не многие. Это удел компаний с широкими инвестиционными ресурсами. Для себя его выбрала компания "Систем Кэпитал Менеджмент" ("СКМ"). Давно, но без лишнего шума, идет по этому пути группа "Приват". Решил диверсифицировать имеющиеся активы и бизнесмен Виктор Пинчук, хотя сама компания "Интерпайп" сегодня узкопрофильная.

Основанная в 2000 году компания "СКМ" до 2005 года была сфокусирована на формировании портфеля активов. "Решение о покупке тех или иных активов на том этапе развития компании принималось в основном исходя из возникавших возможностей и их экономической обоснованности", - вспоминает директор "СКМ" Олег Попов. Еще недавно компания представляла собой конгломерат разрозненных активов, управление которыми осуществлялось из единого центра.

В прошлом году в структуре "СКМ" был наведен порядок. В результате реструктуризации бизнеса на базе существующих активов были созданы отраслевые холдинги и сделаны покупки в новых для компании отраслях. В течение 2006 года "СКМ" создала горно-металлургический холдинг - группу "Метинвест", энергетический холдинг - корпорацию "ДТЭК", финансовый холдинг - "СКМ Финанс". Кроме того, были сделаны приобретения в области телекоммуникаций (на тот момент "СКМ" уже владела долей в "Астелите"). В настоящее время к активам группы уже относится холдинг "СКМ Истейт", управляющий проектами в области недвижимости, формируются печатный и телевизионный холдинги в области медиа.

По словам Олега Попова, основными критериями при выборе отраслей присутствия для компании являются, во-первых, потенциал для роста в долгосрочной перспективе (пять-десять лет), а во-вторых, компетенция эффективного управления такими бизнесами.

В ходе структурных изменений компания отказалась от развития нескольких отраслей. Так, нынешним летом были проданы все принадлежащие "СКМ" хлебоперерабатывающие предприятия. Как объяснили в компании, с одной стороны, дальнейшее участие "СКМ" в хлебном бизнесе не соответствовало стратегии развития компании. С другой стороны, поступило выгодное предложение о приобретении доли "СКМ" в этом бизнесе. Так, получив экономически обоснованное предложение о продаже сталеканатного завода "Силур", "СКМ" вышла из состава участников этого предприятия.

Продана доля и в "Украинской промышленно-транспортной компании" ("Азовмаш") - этот актив в "СКМ" сочли для себя непрофильным. Было у Рината Ахметова и намерение избавиться от пивного бизнеса, но продать компанию "Сармат" пока не удалось - не сошлись в цене с потенциальным инвестором. От других активов группа пока не планирует избавляться, кроме как если опять не поступит "предложение, от которого невозможно будет отказаться".

Так сложилось, что бизнес "СКМ" всегда рассматривался преимущественно как деятельность в сфере тяжелой промышленности. И сейчас в общем бизнесе группы "СКМ" доля таких бизнесов - энергетики и металлургии - составляет около 85%. "Это наши основные, стратегические бизнесы, мы видим большие возможности для роста в этих отраслях промышленности, и в дальнейшем намерены продолжать активно инвестировать в их развитие. Однако для нас совершенно очевидно, что для повышения эффективности нам необходимо развивать также и постиндустриальные бизнесы, то есть, выходить на рынки услуг", - декларируют в "СКМ".

Именно поэтому сейчас очень большое внимание детище Рината Ахметова уделяет таким перспективным направлениям, как финансовое, телекоммуникационное и медийное, а также - недвижимости и розничной торговле. Вместе с тем, имея значительные свободные инвестиционные ресурсы, компания продолжает поиск новых возможностей для инвестирования. Большой потенциал для роста имеет сегмент розничной торговли. В развитие ритейлового направления "СКМ" намерена инвестировать не менее $200 млн. в пятилетней перспективе. Кроме того, не так давно компания запустила торговую сеть "Брусниця".

Четкая диверсификация прослеживается и в стратегии бизнеса, выстраиваемого Игорем Коломойским. Все начиналось с ПриватБанка, теперь же можно говорить о многопрофильной группе "Приват", которая, кроме финансового сектора, контролирует ГОКи, метпредприятия, предприятия нефтехимии, аграрной отрасли, медиаресурсы, футбольный клуб "Днепр". На сегодня группа "Приват" является одной из самых закрытых. Но по последним сделкам с ее участием можно сказать, что и здесь происходит реструктуризация. "Приват" решил отказаться от предприятий химической отрасли и стремится увеличивать свое присутствие в медиапространстве.

В этом году группа выставила на продажу небольшие пакеты акций своих непрофильных активов - шести масложировых заводов. По мнению аналитиков, таким образом компания решила привлечь дополнительный капитал. В то же время специалисты не исключают, что после продажи миноритарных пакетов акций последует продажа контрольных пакетов с целью избавления от непрофильных активов.

Широкая диверсификация позволяет компаниям, развивающим совершенно разноплановые бизнесы, не только увеличивать доходы и привлекать дополнительные средства, продавая часть акций, но и минимизировать риски. Это как раскладывать яйца по разным корзинам: что-то обязательно уцелеет. По мнению экспертов, бурное развитие металлургической отрасли не продлится вечно. Поэтому через пять-семь лет "кормить" олигархов будет уже не металл, а та же недвижимость или торговые сети. Возможно, в цене вырастут сельхозугодья, на которых бизнесмены начнут выращивать столь популярный нынче в Европе рапс для производства биодизеля.

В одну сторону

Сегодня большинство отечественных предприятий решили пойти по пути специализации в конкретной отрасли. Непрофильные бизнесы или продаются, или передаются в управление. Например, известный бизнесмен Виктор Пинчук сделал акцент на трубно-колесном направлении. Ранее в сферу интересов научно-производственной компании "Интерпайп", созданной в 1990 году, входил довольно "разношерстный" бизнес: ГМК, машиностроение, банковские услуги, масс-медиа. После громких скандалов с реприватизацией "Криворожстали", в покупке которой Виктор Пинчук участвовал вместе с Ринатом Ахметовым, а также скандального противостояния на НЗФ против Игоря Коломойского, глава "Интерпайпа" решил разделить свой бизнес.

Выделив приоритетным трубно-колесное направление (теперь "Интерпайп" занимается исключительно им), остальные - непрофильные - активы в нынешнем году он передал в управление международной инвестиционно-консалтинговой компании EastOne LLC (Лондон). В рамках этой компании уже можно говорить о диверсификации бизнеса Пинчука: портфель охватывает более двадцати видов деятельности и широкомасштабных проектов, в том числе медиаактивы (СТБ, "Новый канал", ICTV, газета "Факты" и другие), АКБ "Укрсоцбанк", ОАО "Днепроспецсталь".

Под управлением этой компании сегодня находится портфель активов общей стоимостью свыше $10 млрд. По словам председателя правления EastOne Геннадия Газина, амбиции компании заключаются "в расширении глобального присутствия, отраслевой диверсификации, а также создании стратегических партнерств". Сфера интересов Виктора Пинчука теперь распространяется на информационные технологии, недвижимость, финансовые услуги, логистику.

Позиционирует себя как узкопрофильная металлургическая корпорация "Индустриальный союз Донбасса". Она одна из немногих в Украине упорно выстраивает вертикально интегрированную производственную цепочку. Основной бизнес определен четко: производство стали, проката, труб, кокса, оборудования для черной металлургии и коксохимической промышленности. С этой целью корпорация приобрела метактивы и предприятия смежных отраслей, в частности в судостроении, в Венгрии и Польше.

В 2004 году корпорация провела реструктуризацию, передав все непрофильные активы в угольной, энергетической отраслях и финансовом секторе в управление консорциуму "Индустриальная группа". За время существования управляющая компания расширила свое присутствие в других отраслях, например, в грузовых международных перевозках. В 2007 году она купила более 50% "Международной транспортно-экспедиторской компании "ИнтерТрансСервис".

Вместе с тем среди других сфер деятельности компании "ИСД" присутствуют строительство, телекоммуникации, гостиничный бизнес, агросектор, медиа. Как изменилась структура "ИСД", и куда "ушли" непрофильные бизнесы, в компании не уточнили.

Избавиться нельзя оставить

Если в рамках крупных разнопрофильных корпораций сложно выделить непрофильные активы, то с отдельными предприятиями это реальнее. Например, для "Сумыхимпрома" непрофильным бизнесом является выращивание томатов на трех гектарах тепличных площадей. Именно от тепличного хозяйства руководство химзавода решило избавиться с целью повышения эффективности производства.

Продолжает избавляться от непрофильного бизнеса компания "Чумак". Желая сконцентрироваться на основных его видах (для "Чумака" это производство продуктов питания и реализация их под собственным брендом), руководство решило избавиться от компании "Унифермаг" (занимается продажей материально-технических ресурсов для производителей сельскохозяйственной продукции). Несколько лет назад "Чумак" продал принадлежащий ему завод по производству подсолнечного масла "Каргилл". По мнению руководства компании, процесс продажи непрофильных активов продолжается с целью повышения прибыльности основного бизнеса.

Вместе с тем выбор специализированного пути вовсе не означает, что всем собственникам нужно расставаться со своими любимыми свинофермами или другими непрофильными активами. Эти бизнесы-спутники могут остаться у многих, если они окупаемы или у хозяев хватает средств на их содержание. Экономисты подсчитали, что отдельные агропроекты, например, молочное животноводство, могут иметь ту же рентабельность, что и основной бизнес: 10-15% годовых.

Например, при всем разнообразии сопутствующих направлений основным бизнесом для руководителя ММК им. Ильича Владимира Бойко остается металлургия. Хотя и с непрофильными активами он не собирается расставаться. Некоторые из непрофильных компаний меткомбината уже прибыльны: например, сеть аптек. В некоторые приходится инвестировать. Не так давно "красный директор" решил возродить в Азовском море популяцию осетровых. Для этого Бойко приобрел несколько рыбсовхозов и занялся разведением рыбы. Но отдачу это направление может дать только лет через десять-пятнадцать, когда мальки вырастут и бизнес станет рентабельным.

Изобилие предприятий, не имеющих никакого отношения к металлургическому бизнесу и не всегда дающих отдачу, объясняется в данном случае скорее личными пристрастиями Владимира Бойко и его желанием построить социализм в отдельно взятом городе. Для специализированного бизнеса это нетипичный пример, тем не менее, сегодня он имеет место.

Внутреннее построение

Считается, что в украинской практике наиболее распространена ассортиментная диверсификация. На уровне крупного бизнеса набирает обороты создание вертикально интегрированных структур. Так, например, Завод железобетонных конструкций им. Ковальской (бетон, железобетонные изделия и др.) диверсифицируется, добывая сырье для производства бетона и создавая строительную компанию.

Диверсификацией внутри компаний занимается и "СКМ". Например, недавно принято решение наладить на ОАО "Харцызский трубный завод", входящем в группу "Метинвест", нетипичное производство - переработку отходов полимеров. Связано это с тем, что сегодня отечественный рынок полиэтилена считается очень перспективным. "Ввод в эксплуатацию новой линии позволит нам не только решить проблему утилизации отходов полиэтилена, но и получить при этом дополнительную прибыль. Мы рассчитываем, что линия окупится в течение одного-двух лет", - говорит генеральный директор ХТЗ Андрей Шишацкий. По мнению экспертов, полиэтиленовое производство принесет Ринату Ахметову не более $300 тыс. в год.

Ставку на диверсификацию выпускаемой продукции сделал и концерн "Стирол". Сегодня, помимо производства основных видов химпродукции (аммиака, карбамида), у концерна налажено еще несколько направлений деятельности: выпуск лекарств, товаров народного потребления и изделий из полиэтилена. Создана также компания, действующая на рынке высоких технологий "Стирол IT".

Кроме того, "Стирол" производит собственное подсолнечное масло для нужд лакокрасочной промышленности. А в этом году концерн пошел еще дальше, переведя имеющийся локомотивный парк на биодизель собственного производства. Хотя это направление наверняка не станет для химзавода основным, его глава Николай Янковский уверяет, что со временем сможет торговать биодизелем. Он убежден, что через некоторое время вторым ведущим направлением химконцерна станет биофармацевтическое. Заинтересовался концерн и популярной ныне строительной индустрией. "Количество перешло в качество. Мы проводим модернизацию производства и диверсифицируем его", - отметили на предприятии.

Впрочем, некоторые аналитики скептически относятся к увлечению руководства "Стирола" непрофильными бизнесами. По их мнению, инвесторам может не понравиться повышенное внимание менеджмента к строительной деятельности - это непрофильный бизнес, предполагающий дополнительные риски. В связи с этим они не исключают возможности падения стоимости акций "Стирола". С другой стороны, в случае возникновения проблем на химическом рынке "Стирол" сможет держаться на плаву за счет фармацевтического направления.

Дорогой, но не профильный

Многие корпорации сегодня отказываются от содержания собственных финансовых учреждений. Если раньше банки были, по сути, вершиной пирамиды их бизнеса, то сегодня они утратили главенствующую роль и не являются главным источником аккумулирования средств. Аналитики уверены, что как таковые финучреждения не нужны многопрофильным компаниям. Сегодня им выгоднее обслуживаться в нескольких банках. Поэтому для многих собственников финучреждения перешли в разряд непрофильных активов. Одним из первых продал собственный банк "Мрия" Петр Порошенко. Теперь "шоколадный король" решил вплотную заняться строительством и недвижимостью. Новый жилой и офисный комплекс может появиться на месте принадлежащего ему судоремонтного завода "Ленинская кузня".

Собирается выйти из финансового бизнеса и Виктор Пинчук. С начала нынешнего года он настойчиво ищет покупателя для своего детища - Укрсоцбанка. Следующий на очереди - банк "Кредит-Днепр". Собирается распрощаться со своей долей акций в банке "Финансы и Кредит" Константин Жеваго. Судя по всему, он намерен направить усилия на развитие предприятий промышленного сектора.

Большинство растущих бизнесов в Украине пока что рассматривает диверсификацию как актуальный стратегический инструмент, не жалея расставаться с уже приобретенными активами. Однако как заметил Андрей Длигач, гендиректор компании Advanter Group, специализирующейся на консалтинге и бизнес-решениях, разочарование в этой стратегии уже в скором времени заставит предпринимателей задуматься о фокусировке интересов.

По его мнению, диверсификация действительно может выступать как эффективный инструмент стабилизации бизнеса за счет распределения стратегических и финансовых рисков. Но на практике зачастую она сопровождается снижением конкурентоспособности бизнеса в силу изъятия ресурсов из успешного направления для развития нового направления деятельности; распылением внимания руководства; размыванием рыночных позиций или попыткой шаблонного "тиражирования" успеха на рынки с принципиально другой структурой и конкурентной ситуацией. Успешных примеров "чистой" диверсификации в Украине мало.

Дина Пархомчук

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Также по этой теме: Фондовый рынок
Рейтинг популярности материала «Страховка для ФПГ» на Finance.UA - 2.1
В Контексте Finance.UA