Артем Ковбель: 4 категории сотрудников, которые могут причинить ущерб вашему бизнесу — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Артем Ковбель: 4 категории сотрудников, которые могут причинить ущерб вашему бизнесу

Личные финансы
800
Артем Ковбель: 4 категории сотрудников, которые могут причинить ущерб вашему бизнесу
Артем Ковбель: 4 категории сотрудников, которые могут причинить ущерб вашему бизнесу
Финансовые махинации присутствуют в 99,9% компаний по всему миру. Вопрос только в суммах.
Типология недобросовестных действий свидетельствует о том, что наибольший ущерб компаниям наносят 4 категории индивидов. В этой колонке для Finance.ua расскажу именно о них.
1. Топ-менеджеры предприятий: СЕО, финансовый директор, главный бухгалтер
В одном из последних кейсов, которые мне лично пришлось расследовать, главный бухгалтер вывел из компании около 4 миллионов евро на подконтрольные ему компании с назначением платежа — за услуги.
Кейс раскрылся, когда некоторые поставщики сырья начали звонить владельцу и жаловаться на то, что тот не платит за сырье. При этом дебиторская задолженность достигла критических размеров.
Владелец решил проверить отчет о прибылях и убытках и сопоставить его с клиент-банком. Оказалось, что отчетность была искажена — кукд (англ. to cook the book). Отчетность, как и данные, которые бухгалтер подавала владельцу последний год, были искажены, и на самом деле компания была убыточной, а не прибыльной.
На основе проведенного форензика расследования, кроме моральных злоупотреблений, было выявлено следующее:
— бестоварные операции;
— незаконное отчуждение активов через выведенные со счета деньги;
— незаконное искажение финотчетности.
В ходе уголовного дела главному бухгалтеру было инкриминировано:
· ст. 190 ч. 4 — мошенничество в особо крупных размерах;
· ст. 191 — завладение чужим имуществом;
· ст. 358 — подделка документов.
Парадокс состоит в том, что главный бухгалтер в ходе совершения недобросовестных действий спровоцировала приход правоохранителей, поскольку в ходе хозяйственной деятельности были эпизоды уклонения от уплаты налогов.
2. Менеджеры предприятий разных звеньев, входящих в кооперацию
Как правило, коллективный фрод проходит в компаниях с низкой корпоративной культурой, низким уровнем мотивационной программы и низкой системой внутренних контролей.
Так, в одной крупной компании в кооперацию вступили: СЕО, главный бухгалтер и завсклада. Итогом стало то, что агрокомпании был нанесен ущерб в 6 миллионов евро путем продажи сельхозпродукции мимо кассы и учета. При работе в поле часть машин просто не доезжала до конечного пункта отгрузки.
В учете главный бухгалтер частично не фиксировал приходы, частично списывал продукцию. СЕО компании санкционировал эту схему, а завсклада пропускал продукцию мимо учета. Таким образом, получилась идеальная кооперация. Пока владелец, заподозрив неладное, не установил на машины GPS.
Такая ситуация характерна для агрохозяйств средней руки до 5 тыс. гектаров земли, экономящих на корпоративной безопасности.
Итог именно этой истории: все топы были уволены. Против них по факту было возбуждено уголовное дело по ст. 190 ч. 4 — мошенничество в особо крупных размерах.
Парадокс в этом случае заключается в том, что владелец, экономя на заработной плате, потерял в сотни раз больше в связи с недобросовестными действиями своих топов.
Стройте свою корпоративную культуру на ценностях политики нетерпения к фроду и, конечно, на хорошей оплате труда. Деньги определенно важны, но идеология, как в книге Рэя Далио «Принципы», также важна, поскольку дороже денег.
Ценно то, что нельзя купить за деньги — это лояльное отношение команды.
3. Партнеры в бизнесе
Война принесла и огромные потери в бизнес. Во-первых, в связи с войной банковский финансовый ресурс подорожал в разы, где учетная ставка взлетела в 2,5 раза, с 10% до 25%.
Многие компании не смогли позволить себе такую ​​рентабельность и покрывать кредитные линии с таким драконовским %. Они начали проедать запасы. Следствием этого стало распределение дефицита финансовых ресурсов.
Во-вторых, логистика подорожала. В-третьих, из-за инфляции в 40% импортозависимые компании не сумели переориентироваться на внутреннего поставщика, просто начали банкротиться.
В-четвертых, многие иностранные поставщики отказались платить в Украину из-за войны.
Все эти факторы спровоцировали ряд расследований против своих партнеров, которые, спасая себя, начали обманывать друг друга.
Так, в одном кейсе инвестор в строительной отрасли инициировал расследование против своего партнера на предмет нецелевого использования средств.
По итогам форензик-аудита был идентифицирован ряд нетипичных операций, которые приводили к выводу денег за пределы компании через заказ ряда услуг. Также было обнаружено завышение разных типов строительных работ. Общая сумма фрода — около 10 млн евро.
Как определить бестоварную операцию? Вот несколько советов вам.
1. Проверьте поставщиков консалтинговых услуг. Обычно именно такие компании являются мусорными компаниями.
2. Запрашивайте договоры, акты выполненных работ и непосредственно отчет, послуживший результатом предоставления этих услуг. Как правило, по контексту отчета становится понятно, фейковая услуга или нет.
Парадокс здесь в том, что даже самые лучшие друзья-партнеры могут обманывать друг друга.
4. Сам владелец наносит ущерб своей компании
Например, когда выходит из операционного короля своего бизнеса и начинает волонтерить, не разрешив самую главную проблему — проблему стабилизации своего личного бизнеса во время войны. Волонтерство — это обязанность каждого из нас. Но лучше и эффективнее всего волонтерить, когда у тебя есть бизнес, генерирующий положительный денежный поток. Бывает и такое, когда владелец пытается экономить на своих менеджерах. Практика показывает, что выходит дороже всего.
Бывают случаи и с неорганизованностью. Бардак в бизнес-процессах, дубляж должностных обязанностей рождает операционный хаос в компании и прочее.
Это касается и отсутствия финансового контроля. Когда деньги могут идти не по целевому назначению. Последнее слово в отправке денег всегда должно быть за владельцем.
Мой совет, если вы владелец бизнеса, будьте как «в бизнесе», так и «над бизнесом», определяйте как тактику, так и стратегию развития своего бизнеса, как бы парадоксально это ни звучало.
В турбулентное время никто другой за вас не может сесть за штурвал и спасти компанию от штопора.
Артем Ковбель, партнер, соучредитель Crowe Erfolg, член ASIS, ACFE, ASCP
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас