Страсти по Сахалину. Газпром войдет в "Сахалин-1" как нож в масло. Ноу хау путинского потного кулачка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страсти по Сахалину. Газпром войдет в "Сахалин-1" как нож в масло. Ноу хау путинского потного кулачка

Энергетика
659
122-я серия.
Автор принял решение постараться, чтобы в этой серии было поменьше политики и сообразного этому направлению человеческой деятельности «братковского» слэнга. Жалоб пока нет, но дожидать их почему-то не хочется. Тем более, что наконец-то появились серьезные подвижки по профильной теме.
Вчера стало известно, что Росприроднадзор 28 марта начнет камеральную (работа с документами) проверку проекта «Сахалин-1». Как сообщил звезда сериала и «по-совместительству» замглавы ведомства Олег Митволь, она продлится около месяца, а в мае начнется проверка с выездом на место.
«У нас получилось разночтение: мы подписали приказ о начале проверки с 28 марта, а наше территориальное управление на Дальнем Востоке - с 30 марта, но сути это не меняет. Пока мы проверим документы, а потом, в мае, начнем экологическую проверку», - сказал он. Ранее проверка планировалась на осень 2006 г., но была перенесена на более поздний срок из-за занятости специалистов на проекте «Сахалин-2». Отчет о проведенной работе будет предоставлен Росприроднадзором по итогам обеих проверок.
В этот разнечтении весь Митволь: горячий, неуемный и нетерпеливый. Интересно, у него супруга Людмила такого характера дама?
Представитель Сахалинского филиала Дальневосточного геологического института ДВО РАН Николай Казаков ранее заявлял, что у Exxon Neftegas Limited (оператора проекта «Сахалин-1») те же проблемы, что и у Sakhalin Energy (оператора проекта «Сахалин-2»). В частности, он отмечал, что трубопровод «Сахалин-1» на севере острова так же трассировался по таким участкам, где он естественно будет размываться.
По его мнению, если бы район (Ногликский район), где проходят трубопроводы Exxon Neftegas Limited, был горной территорией, там бы тоже были катастрофические вещи, как по «Сахалин-2».
«Территория, где строится инфраструктура «Сахалин-1», в инженерно- геологическом плане проще, но уложенная труба тоже вымывается, зависает, идет активная эрозия почвы, возникли активные селевые потоки на тех ручьях, где их никогда не было и, в принципе, в естественных условиях не должно было быть. Я слышал мнения российских специалистов по морской части трубопроводов «Сахалин-1», там также есть проблемы», - сказал он.
Напомним, проект реализуется на условиях соглашения о разделе продукции, вступившего в силу в 1996 г., и включает месторождения Чайво, Одопту и Аркутун-Даги на северо-восточном шельфе Сахалина. Потенциальные извлекаемые запасы этих месторождений составляют примерно 307 млн тонн нефти и 485 млрд куб. м газа. Участниками «Сахалина-1» являются американская Exxon Neftegas Limited (30%, оператор проекта), Роснефть (20%), индийская ONGC (20%) и японская Sodeco (30%).
А тем временем подоспела новость о том, что Ростехнадзор подведет итоги проверки Харьяги 28 марта.
«Скорее всего, итоги проверки будут раскрыты чуть позже, так как необходимо провести согласование акта проверки с собственниками и Росприроднадзором», - сказал заместитель руководителя Росприроднадзора Владимир Смолин.
Как сообщалось, Харьягинское месторождение проверяют сразу несколько ведомств. В частности, Росприроднадзор завершил повторную проверку Харьягинского СРП. «Проверка уже практически завершена. Улучшений по сравнению с июнем прошлого года нет - все также не происходит закачка вода, газ сжигается на факелах», - заявлял Агентству нефтяной информации (АНИ) заместитель руководителя Росприроднадзора Владимир Смолин.
Также Росприроднадзор констатировал, что добыча на месторождении составляет менее 1 млн тонн в год (при утвержденных в техсхеме 3,5 млн тонн).
Total объясняла выявленные несоответствия тем, что при выдаче лицензионного соглашения использовались устаревшие данные. Теперь компания подготовила новую схему разработки месторождения.
СРП по Харьягинскому месторождению было подписано в 1999 году и является одним из трех действующих СРП в России. Доля французской Total в Харьягинском проекте составляет 50%, компания является оператором проекта, доля норвежской Hydro - 40%, «Ненецкой нефтяной компании» - 10%. В настоящее время право на исполнение опциона в пользу российской стороны, предусмотренного СРП, принадлежит НК «ЛУКОЙЛ», однако оно пока не исполнено. Предполагалось, что 10% продаст Total, 10% - Hydro.
Планируется, что за 33 года действия СРП на Харьягинском месторождении будет добыто 45 млн тонн нефти. Запасы нефти на Харьягинском месторождении по категориям A+B+C в контрактной зоне оцениваются в 97 млн тонн.
Между тем, как нам представляется, пора прерваться в новостной ленте и попытаться сделать из себя профильного аналитика.
Итак, началась отложенная ранее проверка «Сахалина-1». Экологи говорят, что проблемы проекта идентичны проблемам «Сахалина-2». Эксперты уверены, что очередная проверка является давлением на иностранных инвесторов проекта с тем, чтобы перераспределить газовые потоки, идущие с Сахалина.
Российские власти продолжают демонстрировать повышенное внимание к сахалинским проектам. В среду началась проверка документов по «Сахалину-1». Несмотря на небольшой казус (центральное управление Росприроднадзора подписало приказ о проверке с 28 марта, а региональное – лишь с 30-го), чиновники утверждают, что проверка начнется в штатном режиме. «Сути это не меняет, – заявил замглавы Росприроднадзора Олег Митволь. – Сначала мы проверим документы, а в мае уже начнем экологическую проверку».
Инспекторы Росприроднадзора должны были прибыть на «Сахалин-1» еще в ноябре прошлого года, когда проверка была инициирована организацией «Экологическая вахта Сахалина». Глава «Экологической вахты» Дмитрий Лисицын заявил, что в мае 2006 года экологи выявили ряд проблем, связанных с наземными трубопроводами проекта, и даже представили снимки проблемных участков труб.
На основании этих данных Лисицын заявил, что вопросы по «Сахалину-1» практически идентичны проблемам «Сахалина-2».
Росприроднадзор, в свою очередь, добавил, что речь идет о прохождении нефтегазопровода через водотоки, и напомнил, что в аналогичном случае по «Сахалину-2» надежность трубы не была должным образом обеспечена и поэтому существовала реальная угроза повреждения трубопровода. Кроме того, инспекторы Росприроднадзора намеревались проверить условия выполнения лицензии – сроки и объемы добычи. Однако проверка первого сахалинского проекта в конце прошлого года не состоялась в связи с большой загруженностью инспекторов Росприроднадзора.
Сегодня Росприроднадзор подтверждает свои более ранние планы, однако от конкретных прогнозов пока воздерживается. Как объяснили «Газете.Ru» в природоохранном ведомстве, если по проекту «Сахалин-1» будут выявлены нарушения, спектр действий Росприроднадзора будет весьма велик. «В рамках своих полномочий мы можем наложить штраф, потребовать компенсации за экологический ущерб, выдать предписание об устранении нарушений, передать данные проверки в Роснедра с тем, чтобы лицензия оператора проекта была отозвана, и даже передать дело в Генпрокуратуру, если будут выявлены признаки преступления, – говорят в Росприроднадзоре. – Однако конкретный план наших действий будет ясен только после получения результатов проверки».
Как и ранее, независимые эксперты склонны видеть в экологических проверках способ давления на иностранных акционеров «Сахалина-1».
Наиболее ярким примером таких действий со стороны государства является второй сахалинский проект, контроль над которым после длительного давления надзирающих органов перешел к российскому Газпрому. Дело в том, что на данный момент Россию не устраивают заключенные ранее условия СРП. Когда они заключались (преимущественно в 90-х годах прошлого века), отечественная экономика была ослаблена, и реализация крупных проектов была невозможна без участия зарубежных инвесторов. Однако сейчас у российского государства и госкомпаний денег много, и власти уже не хотят делиться тем, что могли бы получить самостоятельно.
Кроме того, как нам представляется, существует проблема распределения газовых потоков. Кремль предпринимает «нечеловеческие»» усилия чтобы газ с «Сахалина-1» пошел в Россию, а не на экспорт.
В этом контексте автор напоминает об общеизвестном «нюансе» По закону об экспорте газа, экспортная монополия Газпрома не действует, когда речь идет о проектах СРП, в таких случаях правом распределения обладает компания-оператор. А Exxon уже заключила договор на поставки газа в Китай…
Поэтому не исключено, что очередная проверка проводится с целью заставить компанию-оператора изменить свое решение или вообще передать прерогативу распределения газа в руки Газпрома.
Косвенным подтверждением такой точки зрения является недавнее заявление главы Газпрома Алексея Миллера, сообщившего о том, что монополия ведет переговоры с Exxon о сотрудничестве в рамках «Сахалина-1».
Как сообщалось в «сахалинах», Миллер подчеркнул, что в данном случае Газпром заинтересован именно в обеспечении интересов российского потребителя.
По мнению профиьных российских гуру, в частности, Натальи Мильчаковой из БД «Открытие», участие Газпрома в проекте уже предрешено: «Во-первых, потому что у Газпрома есть проект по поставкам газа в Китай, для этой цели мог бы использоваться сахалинский газ. Во-вторых, потому что политический вектор меняется в другую сторону – а именно в сторону приоритета госкомпаний. И, кроме того, сценарий входа Газпрома в «Сахалин-1» похож на сценарий «Сахалина-2». Новые проверки сахалинских проектов были вполне предсказуемы.
Но здесь автор напоминает о втором малозаметном «нюансе»
Дело в том, что в случае вхождения Газпрома в проект, мы и российские эксперты не исключаем конфликта с «Роснефтью», владеющей 20% «Сахалина-1».
Общеизвестный факт: «интересуясь» каким-либо проектом, Газпром обычно рассчитывает на получение контрольной доли. Даже если Exxon предоставит Газпрому всю свою долю целиком (30%), то контроля монополия не получит.
Стало быть, Газпрому придется иметь дело еще с кем-то из акционеров, и, вероятнее всего, это будет «Роснефть». Впрочем, скорее всего Газпром и «Роснефть» будут скорее не соперничать, а сотрудничать. Не случайно эти две корпорации в конце 2006 года подписали меморандум о сотрудничестве. Кроме того, напомним, что «Роснефть» в данном случае выступает как независимый производитель газа и экспортную деятельность в любом случае не может осуществлять без магистральных газопроводов контролируемых Газпромом.
А тем временем «Роснефть» урегулировала с Росприроднадзором вопросы по нарушениям природоохранного законодательства на Приобском месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе, лицензия на которое принадлежит ее «дочке» - «Юганскнефтегазу», сообщил вице-президент «Роснефти» Михаил Ставский.
«Мы допускаем определенные нарушения, которые никак не могут повлечь отзыв лицензии», - сказал он в среду журналистам, напомнив, что на Приобском месторождении главная проблема состояла в низком уровне утилизации попутного газа.
По его словам, до 2010-2011 года компания планирует вложить серьезные средства в повышение уровня утилизации попутного газа. В частности, в «Юганскнефтегазе» его планируется довести до 95%. «Мы всегда стараемся соблюдать условия лицензии», - подчеркнул Ставский, отметив, что на данный момент все вопросы Росприроднадзора сняты.
В январе Росприроднадзор заявлял о возможности отзыва лицензии у «Юганскнефтегаза» на Приобское месторождение из-за ряда нарушений условий лицензионного соглашения.
Между тем Минэкономразвития РФ подгоняет туземных углеводорододобытчиков и лиц, на них работающих: нельзя откладывать разработку Ковыктинского месторождения до 2017 года. Нельзя откладывать разработку Ковыктинского месторождения до 2017 года, так считают в Минэкономразвития РФ. Об этом вчера заявил журналистам директор Департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития Денис Аскинадзе. Он также подчеркнул, что данному месторождению нужно уделить большое внимание, а откладывать его разработку до 2017 года - слишком долгий срок. Аскинадзе также отметил, что на сегодняшний день Ковыктинское месторождение уже готово к освоению, главный вопрос, который еще остается - это взаимодействие Газпрома с развитием транспортной инфраструктуры. Ранее Минпромэнерго выступало за то, чтобы развивать и осуществлять поставки газа с Ковыктинского месторождения с 2017 года.
Кстати, спешка не всегда приводит к хорошим результатам.
ОАО «Газпром» не соблюдает порядок проведения общественных слушаний по проекту строительства газопровода «Алтай», считают экологи.
«В настоящее время ведется обсуждение обоснования инвестиций этого проекта - фактически, это уже начальная стадия реализации. При этом общественное обсуждение Газпром проводит с грубыми нарушениями законодательства, - заявил координатор программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) по экологической политике нефтегазового сектора Алексей Книжников на пресс-конференции позавчера во вторник.
Среди нарушений он назвал отсутствие в пакете документации для общественных слушаний альтернативных вариантов прокладки газопровода.
«Главной идеей общественных слушаний является то, что заказчик проекта должен представить несколько вариантов трассы и доказать, что выбранный им маршрут более безопасен для экологии, чем остальные предложенные», - сказал руководитель проекта «Гринпис России» по особо охраняемым природным территориям Михаил Крейндлин.
Основной проблемой проекта экологи считают прохождение трассы через территорию природного парка «Зона покоя Укок», отнесенного к Объектам всемирного природного наследия. Трасса не затрагивает заповедную зону, но зато проходит по зоне с ограниченным пользованием и рекреационной зоне, что нарушает закон «Об особо охраняемых природных территориях».
Среди альтернативных маршрутов газопровода в Китай экологи назвали газопровод из Западной Сибири через Алтай и Монголию вдоль Чуйского тракта, с Чаяндинского месторождения в Якутии или Ковыктинского месторождения в Иркутской области в обход озера Байкал в одном коридоре с нефтепроводом «Восточная Сибирь-Тихий океан» и с шельфа Сахалина через Хабаровский край.
Кроме того, М.Крейндлин обратил внимание на несоответствие заявленных и реальных места и времени проведения слушаний. «Например, в Шебалинском районе республики Алтай без ведома общественности было перенесено время слушаний с 14.00 на 10.00», - отметил эколог.
Экологи сообщили, что обращались с предложениями рассмотреть альтернативные варианты трассы и к руководству РФ, и к председателю правления Газпрома Алексею Миллеру. Газпром игнорирует наши обращения», - сказал А.Книжников.
«Не было еще случаев, чтобы Газпром снизошел до переговоров с неправительственными организациями. Пока компании, подобные Газпрому и «Транснефти», не получат указания государства, они продолжают действовать с нарушением законов», - подчеркнул М.Крейндлин.
Экологи отметили, что они поддерживают поставки газа в Китай. «Мы за поставки газа в Китай, но не любой ценой. При глубокой проработке вопроса возможно найти вариант, который будет выгоден всем», - подытожил А.Книжников.
Для реализации поставок российского газа в Китай на первом этапе предусматривается создание новой трубопроводной транспортной системы «Алтай». По газопроводу Россия будет поставлять в Китай 60-80 млрд кубометров газа в год. Объем инвестиций в строительство газотранспортной системы, соединяющей ресурсную базу Надыма и Уренгоя с Китаем, оценивается в 363,235 млрд рублей ($13,6 млрд.).
Мы не исключаем, что одной из причин «невнимательности» газового «бегемота» к нуждам и чаяниям экологов является скверная организация, свойственная, кстати, всем «государевым» структурам а особенно таким монстрам как монополия. Полагаю, можно уверенно говорить что это является одним из побочных продуктов внедрения госкапитализма в систему менеджмента РАО «Газпром».
Менеджмент Газпрома практически исчерпал резервы по сокращению затрат компании. Три года подряд монополия экономит все меньше. В 2007 г. затраты будут сокращены лишь на 11 млрд руб., что почти в четыре раза меньше, чем в 2003 г.
Годовой план по сокращению затрат совет директоров Газпрома должен рассмотреть на днях. Как следует из материалов к совету, в 2006 г. Газпром перевыполнил план по сокращению издержек, сэкономив 12,38 млрд руб. (план - 11 млрд руб.) на операционной и инвестиционной деятельности, а также на займах и комиссиях. Кроме стандартной экономии за счет внедрения новых технологий и выбора поставщиков на конкурсах, Газпром следил даже за заявками «дочек» по найму сотрудников на новые объекты, говорится в материалах к совету. Так, из 2941 им позволили нанять только 1668 новых сотрудников. А в рамках 2структурных преобразований» Газпром еще и сократил 7200 работников.
Но на 2007 г. роста сэкономленных средств Газпром не ожидает. Эффект от всех запланированных мероприятий по сокращению затрат составит 11,04 млрд руб., говорится в документах. Меньше всего удастся сэкономить на «текущих» затратах - 3,45 млрд руб. против прошлогодних 5,04 млрд руб. Возможности компании ограничены: уровень производственной программы высок, базовые месторождения истощены, газотранспортная система изношена, а технологическую безопасность всех производственных объектов нужно поддерживать, объясняется в материалах.
«Ресурсы Газпрома для сокращения затрат не безграничны», - добавляет представитель компании.
Чиновники и инвесторы не раз критиковали Газпром за высокие издержки. В 2002 г. он утвердил программу сокращения затрат, в 2003 г. отчитался об общей экономии на сумму 40 млрд руб. Но дальше снижал затраты все неохотнее: в 2004 г. сэкономил 30,2 млрд руб., в 2005 г. - уже 13,8 млрд руб. Между тем доля экономии в общих расходах Газпрома снижается еще быстрее. В 2003 г. его затраты по основной деятельности составляли 593,4 млрд руб., на этот год планируются на уровне 875,4 млрд руб. (а общие - 2,7 трлн руб.).
Эксперты уверены, что Газпром мог бы экономить и больше. Конечно, не на все затраты менеджмент компании способен влиять, признает начальник аналитического отдела «Брокеркредитсервиса» Максим Шеин. Например, на налоги и амортизационные отчисления (по данным Газпрома, на «неуправляемые» издержки приходится до 70% всех затрат в добыче и 40% - в транспортировке). Но на закупках и административных издержках у Газпрома наверняка остается резерв для экономии, считает Шеин.
Чиновники пока от оценок воздерживаются. Прежде чем выносить свою оценку, хорошо экономит Газпром или нет, нужно выслушать аргументы правления, отмечает сотрудник одного из ведомств. Но другой чиновник говорит, что госпредставителей «смущает то, что Газпром из года в год сокращает сумму сэкономленных средств, ему наверняка укажут на это на совете. Хотя перепроверить данные менеджмента у чиновников все равно возможности нет, признает он.
Выяснить позицию директоров Газпрома нам вчера не удалось. Но раньше они всегда лишь принимали к сведению все планы по экономии и поручали правлению продолжать эту работу. То же самое записано и в проекте решения ближайшего совета.
А сейчас самое время перенестись на Каспий и в его «окрестности».
Работу нефтепровода Баку-Супса, приостановленную с октября 2006 г., планируется восстановить с апреля 2007 г. Как заявил вчера, 28 марта, на пресс-конференции в Баку министр промышленности и энергетики Азербайджана Натик Алиев, проблемы на нефтепроводе Баку-Супса имели технический характер, и в ближайшие недели должны быть устранены. «Пуск в эксплуатацию нефтепровода Баку-Супса планируется до конца апреля 2007 г.» сказал Натик Алиев.
В связи с недостатками, выявленными электронным скребком, пущенным в нефтепровод в период его остановки 21 октября на плановый осмотр и очистку вместе с платформой «Чыраг», Азербайджанская Международная Операционная Компания (АМОК) остановила экспорт нефти по Баку-Супса в предупредительных целях во избежание возможной аварии. Экспорт планировалось восстановить до конца 2006 г.
Напомним, нефтепровод Баку-Супса протяженностью 837 км, диаметром 530 мм сдан в эксплуатацию 17 апреля 1999 г. Трубопровод изначально предназначался для экспорта нефти в рамках проекта «Ранняя добыча», предусматривающего разработку месторождения «Чыраг».
Добыча нефти с месторождения «Чыраг» началась в ноябре 1997 г. в рамках проекта «Ранняя нефть». С февраля 2005 г. АМОК приступила к добыче нефти в рамках проекта «Азери» с центральной части месторождения «Азери», а с декабря 2005 г. - с западной части этого месторождения.
Кстати, именно с нефтетерминала Супсы предполагалось загружать танкеры каспиской нефтью для дальнейшей ее транспортировки в Одессу (Южный) и заливку в нефтепровод Одесса-Броды.
Премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели посетит с однодневным визитом Баку 4 апреля, сообщили нашему тбилисскому резиденту в пресс-службе правительства Грузии.
По данным пресс-службы, в этот же день в Баку прибывает премьер-министр Казахстана Карим Масимов. На встрече будут обсуждаться вопросы задействования Южнокавказского транспортного коридора.
Накануне грузинский премьер подчеркнул, что необходимо решить все сопутствующие вопросы, чтобы транспортный коридор Европа-Азия заработал на полную мощность.
Из Баку премьер-министр Грузии и его казахстанский коллега прибудут в Тбилиси, где продолжат переговоры в двухстороннем формате.
В Тбилиси также пройдет заседание межправительственной грузино-казахской экономической комиссии.
Между тем пока не определен правовой статус Каспийского моря, говорить о транскаспийском трубопроводе преждевременно, считает министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин. Об этом он сказал в среду на пресс-конференции по итогам четвертая встреча «Тройка ЕС - страны Центральной Азии» на уровне министров иностранных дел.
Кроме того, глава МИД Казахстана отметил, что «есть и технологические проблемы». «Существуют современные технологические возможности решения этого вопроса, но пока говорить о них преждевременно», - считает он.
Также, по мнению Тажина, «необходимо считать экономику (проекта)». «Без грамотного экономического обеспечения сложно говорить (о целесообразности проекта)», - подчеркнул он. «Но как постановочный вопрос, эта тема обсуждается», - отметил Тажин.
Ранее министр энергетики и минеральных ресурсов республики Бахтыкожа Измухамбетов заявлял, что Казахстан будет рассматривать возможность присоединения к проекту транскаспийского газопровода, в случае, «если это будет экономически целесообразно и будет согласие других прикаспийских стран».
«Мы совместно с Россией будем разрабатывать месторождения на Каспии Хвалынское и Центральное, там ожидается большой объем газа, при присоединении России к проекту транскаспийского газопровода, можно получить большие выгоды», - отмечал Измухамбетов.
Также ранее комиссар Еврокомисии по вопросам энергетики Андрис Пибалгс заявлял, что Европейская комиссия по вопросам энергетики «готова поддержать строительство транскаспийского трубопровода».
«Даже при расширении нашего сотрудничества с традиционными поставщиками газа в Европу - Россией, Алжиром и рядом других стран - мы поддерживаем идею создания четвертого транспортного коридора поставок газа и хотим пойти в таком направлении, которого никогда не было», - отмечал Пибалгс.
Представители Европейского союза в лице министра иностранных дел Германии Франк-Вальтера Штайнмайера, комиссара по внешним связям и политике добрососедства Еврокомиссии Бениты Ферреро-Вальднер, cпециального представителя ЕС по странам Центральной Азии Пьера Мореля и посла Португалии в России и Казахстане Мануэля Курту провели позавчера в Астане очередную встречу в формате «Тройка ЕС – страны Центральной Азии».
Во встрече приняли участие министры иностранных дел Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана, а также заместитель министра иностранных дел Туркмении. Программа ее предполагала обсуждение весьма обширного круга вопросов как двустороннего (ЕС–Казахстан), так и многостороннего сотрудничества между Евросоюзом и странами Центральной Азии. Это и вопросы сотрудничества в области социально-экономического развития, и вопросы свободной торговли и инвестиций, борьбы с общими угрозами и вызовами, образования и профессиональной подготовки, демократического развития, верховенства закона, соблюдения прав человека, энергетики и охраны окружающей среды.
Однако центральным событием стало обсуждение новой стратегии ЕС по отношению к странам бывшей советской Средней Азии, локомотивом которой является Германия. Это уже четвертая подобная встреча с 2004 года. Помимо прочих на ней обсуждались и запущенные Евросоюзом еще более десяти лет назад долгоиграющие проекты ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ.
Если ТРАСЕКА подразумевает развитие транспортных сетей, которые в перспективе свяжут Центральную Азию с Южной Азией и Дальним Востоком, а также с Европой, то ИНОГЕЙТ – это вложения европейцев в топливно-энергетичекую базу Центральной Азии и Каспия. Казахстанский МИД в официальном пресс-релизе, посвященном встрече, кстати, выразил «заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве с ЕС по развитию транзитно-транспортного потенциала Казахстана и региона в целом, включая совместную реализацию межрегиональных проектов ТРАСЕКА, ИНОГЕЙТ».
Что же касается проекта ИНОГЕЙТ, то это отдельная песня. В одном из документов российского МИДа он назван программой, разработанной «без учета российских интересов». Однако не исключено, что именно этот проект является сейчас душой и стержнем как прошедшей встречи, так и будущего долговременного сотрудничества в рамках диверсификации поставок энергоносителей в Европу.
«Рамочное соглашение об институциональных основах создания межгосударственной системы транспортировки нефти и газа» между Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Румынией, Таджикистаном, Туркменией, Украиной и Узбекистаном было заключено еще в 1999 году. В том же году оно было парафировано в Брюсселе. Но если тогда это было лишь рамочное соглашение, то теперь, судя по всему, для европейцев отношения с центральноазиатскими странами переходят в практическую плоскость.
Буквально накануне встречи с европейскими комиссарами в Астане президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вновь заявил, что Россия и Казахстан являются «исторически необходимыми партнерами». В то же время в документах по итогам встречи говорится об особых отношениях ЕС и Казахстана. Так что если европейцы в Астане занимались продолжением политики диверсификации поставок энергоносителей, то Назарбаев, эдакий хитрец, диверсифицировал политические отношения своей страны.
Между тем возле Каспия расположена Туркмения, где, согласно последним данным, обнаружено газовое месторождение, по сравнению ск оторым хваленый российский Штокман – бытовой газовый баллон.
Всего два месяца назад такое имя, как Гурбангулы Бердымухаммедов, могло бы порадовать только того, кто решил одним махом взять первый приз в скрэббл. Теперь Гурбангулы Бердымухаммедов - президент Туркменистана, центральноазиатской республики, известной в остальном мире наличием практически неразработанных запасов энергоносителей и политическими репрессиями. Размером эта страна примерно с Калифорнию, население - пять миллионов человек, на юге граничит с Афганистаном и Ираном, экономические перспективы целиком зависят от другого соседа - России. Чтобы успешно маневрировать в этой среде, никому доселе не известному бывшему министру здравоохранения (зубному врачу по профессии) придется проявить настоящее игровое мастерство.
На кону - освоение запасов природного газа, по объему которых Туркменистан занимает одно из первых мест в мире. По консервативным оценкам, под Туркменистаном залегает 2,9 триллиона кубометров газа, по некоторым другим - до 20 триллионов. Во втором случае Туркменистан можно потенциально считать приличной альтернативой России: альтернативный поставщик не только оказался бы кстати европейским потребителям, впадающим в излишнюю зависимость от российского газа и скачков цен на него, но и был бы очень важным фактором удовлетворения быстро растущего спроса на газ в Азии.
На этом пути предстоит проделать огромную работу. В наследство от предыдущего лидера Бердымухаммедову достается сталинистское государство, 60% граждан которого не имеют работы. Предшественник Бердымухаммедова Сапармурат Ниязов создал единственную в своем роде систему со множеством уникальных достижений: два месяца года были переименованы в честь его самого и его матери; словно классический большевик, Ниязов сменил свою настоящую фамилию на Туркменбаши (что означает «отец всех туркмен»); словно Мао, он написал книгу «Рухнама», которую должен был читать весь народ в качестве философского руководства. Любые проявления инакомыслия или политической оппозиции беспощадно подавлялись. В подобном сочетании культа личности и авторитаризма дальше Туркменистана ушла только Северная Корея - только у нее потенциал главным образом ядерный, а здесь есть еще и экономический.
В конце 2006 года Ниязов неожиданно умер, не объявив, кто будет его преемником. После его смерти в стране развернулась жестокая подковерная борьба за власть, в результате которой преемником стал Бердымухаммедов (здесь сыграли свою роль и слухи о том, что на самом деле Бердымухаммедов приходится покойному президенту сыном). Месяц назад были проведены выборы, обозначившие новый этап в развитии страны, но по-настоящему новым этот этап так и не стал: голосование проводилось без иностранных наблюдателей, без какого-либо надзора за соблюдением выборных процедур, со старательно отобранными противниками, и Бердымухаммедов получил почти 90% голосов.
Если Бердымухаммедов действительно видит Туркменистан серьезным игроком на энергетическом рынке, ему придется подумать о новых способах доставки туда своего товара. Практически весь добываемый в Туркменистане газ сегодня экспортируется через трубопроводы, контролируемые Россией. В 2003 году было подписано экспортное соглашение, по которому Россия получила право продавать на внешних рынках большую часть туркменского газа в течение 25 лет. Для Туркменистана это соглашение невыгодно, поскольку газ, добытый в стране, продается российским потребителям по ценам ниже рыночных, а Россия таким образом высвобождает собственный газ, который по более высоким ценам экспортируется в Западную Европу или на Украину.
Незадолго до своей смерти Ниязов попытался исправить положение. Он подписал договор о поставке с 2009 года 30 млрд. кубометров газа в год в течение тридцати лет в Китай. Однако специалисты считают этот договор чистой спекуляцией, поскольку для его реализации между двумя странами нужно проложить еще и газопровод, а соединение Туркменистана трубопроводом с Китаем - огромное предприятие: длина такого трубопровода должны составлять тысячи миль, а стоимость оценивается в $10 миллиардов. Бердымухаммедов подтвердил, что собирается выполнять обязательства, взятые на себя страной по договору с Китаем, но это, скорее всего, не более чем уловка, нацеленная на то, чтобы выторговать побольше денег у русских. Есть и другой план, по которому из Туркменистана должен быть проложен газопровод до индийского субконтинента через Афганистан, но его исполнение тоже маловероятно по причине политической нестабильности региона.
Чтобы обойти контроль России, самый лучший для Туркменистана способ - пускать газ транзитом через Каспийское море. Например, Казахстан переправляет все больше своей нефти на другой берег Каспия, откуда по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) она попадает на европейский рынок. БТД проходит по территории стран Кавказа в Турцию и, таким образом, предоставляет для центральноазиатской продукции выход на рынок, где на кране не сидит Россия. Поэтому Туркменистану очень выгоден оказался бы другой маршрут, также идущий в обход России - Транскаспийский газопровод (ТКГ).
Впрочем, реализации этого проекта препятствуют не только финансовые трудности. Пять стран, претендующие на часть каспийского шельфа - Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азербайджан - до сих пор не подписали договор о разграничении площадей разведки и бурения на шельфе. Больше других об этом говорят Туркменистан и Иран: известны случаи, когда их пограничники даже стреляли по судам, якобы без разрешения вошедшим в их территориальные воды.
Если бы договор по Каспийскому морю был подписан, вероятность строительства ТКГ существенно увеличилась бы. Есть, конечно, еще одна возможность - транспортировать газ в Иран, однако против Тегерана вводятся все более жесткие санкции из-за его ядерной программы, поэтому вкладываться в такие проекты тоже никто не хочет.
Хочет ли Бердымухаммедов изменить перспективы Туркменистана, будет видно по тому, как будут развиваться его отношения с Азербайджаном. С самого распада Советского Союза отношения между двумя странами были натянутыми из-за спора о разделе Каспия: порой доходило до дипломатических скандалов, поэтому ни о каких проектах не было и речи. Однако сегодня БТД уже работает, а строительство ТКГ рассматривается уже вполне серьезно, в свете чего Азербайджан усиленно добивается статуса главного пункта энерготранзита между Европой и Центральной Азией. Если Бердымухаммедова удастся убедить экспортировать свой газ через Азербайджан, это будет означать, что атмосфера в Каспийском бассейне изменилась. Более того, это сработает на репутацию каспийского региона как серьезной альтернативы добывающим и транспортным рынкам России и стран Персидского залива.
Что ждет Туркменистан в будущем, сказать сложно. Как метко сказал один региональный аналитик, предсказывать действия Бердымухаммедова – «все равно что гадать на кофейной гуще». Однако уже сейчас ясно, что, вне зависимости от результата, его действия отзовутся эхом и по всей Центральной Азии, и за ее пределами.
Ну а теперь, обогащенные информацией об активизации ЕС в Средней Азии, которая (активизация) скорее всего будет трансформироваться в конктретику нефте- и газопроводных труб, инвестиций и диверсификаций в энергоснабжении Старого Света, уставшего от «заморочек» Газпрома, вернемся в Москву, к «разбору полетов» по поводу последнего акукциона, где «дерибанили» остатки ЮКОСа.
Третьего дня через дочернюю компанию «РН-Развитие»(Читай NEW «Байкалфинансгруп») «Роснефть» купила на аукционе 9,44% акций ЮКОСа на сумму 3,56 миллиардов рублей». Большую часть приобретенного пакета акций компания собирается использовать для обмена на профильные активы в России и за рубежом.
Став владельцем собственного пакета акций, «Роснефть» уже нашла для него применение. Официальные представители компании говорят, что приобретенные акции «будут использованы для обмена на профильные активы в России и за рубежом». Подробностей в компании не сообщают, однако отраслевые эксперты сомневаются, что какая-либо сделка состоится до окончательной распродажи ЮКОСа – пока его добывающие и перерерабатывающие активы на торги не выставлялись. «Сначала компании надо понять, что еще она сможет купить у ЮКОСа, а потом уже оценивать свой пакет и рассматривать варианты обмена,– говорит аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров.– Кроме того, только после окончательной распродажи «Роснефть» сможет понять, какая ситуация складывается у нее в добыче и переработке и какие активы ей необходимы».
Напомним, банкротство ЮКОСа спровоцировали его кредиторы, в число которых входят государство и «Роснефть», потребовавшие погашения налоговых задолженностей и долгов. Многие аналитики в Москве считают, что длинная череда судебных процессов против ЮКОСа и его бывшего главы Михаила Ходорковского является возмездием за финансирование им политической оппозиции.
По мнению акционеров ЮКОСа, эти аукционы немногим отличаются от одобренного государством грабежа. «Это мошенничество, – сказал в интервью по телефону из Лондона Тим Осборн, возглавляющий группу компаний «Менатеп», которой принадлежит большая часть акций ЮКОСа. – Они получают украденное».
Одним из проигравших участником торгов было дочернее предприятие российско-британской компании ТНК-BP. The Wall Street Journal отмечает в заголовке своей статьи, что «участие ВР в аукционе по продаже акций «Роснефти» указывает на потребность задобрить Россию».
«Создается впечатление, что компания ВР пыталась заслужить расположение Кремля и «Роснефти», обеспечив своим участием легитимность этому аукциону», – считает Иван Мазалов из московского Prosperity Capital Management, миноритарного акционера ТНК-ВР.
Между тем компания заработала на своих акциях 12% — рыночная цена такого пакета сейчас составляет $8,4 млрд. Теперь общая стоимость активов «Роснефти» составляет около $60 млрд, что делает «Роснефть» крупнейшим, наряду с Газпромом, игроком в энергетической сфере.
Покупка по цене ниже рыночной может стать новым поводом для исков со стороны основного акционера ЮКОСа – Group MENATEP и миноритариев. Так например занимавший должность председателя совета директоров ЮКОСа до начала банкротства Виктор Геращенко, считает, что низкая цена, за которую был продан актив, дает возможность акционерам компании оспаривать сделку. «Если цена ниже рыночной, то покупатель должен понимать, что это дает возможность мажоритарным и миноритарным акционерам критиковать сделку, потому что затем на рынке актив может быть продан дороже»,– считает господин Геращенко.
В свою очередь, адвокат юридической фирмы Covington & Burling Томас Джонсон, представляющий интересы миноритариев ЮКОСа в американском суде, вчера сообщил творческой группе сериала, что в понедельник семь испанских инвестфондов–акционеров ЮКОСа подали иск к РФ в международный коммерческий арбитраж при торгово-промышленной палате Стокгольма. Суть их претензий, как и в рамках американского иска, экспроприация активов ЮКОСа с нарушением интересов его акционеров. Адвокат отказался назвать требуемую истцами сумму, однако уточнил, что она «находится в пределах $10-50 млн». Господин Джонсон пояснил, что между Испанией и Россией существует договор о взаимных инвестициях, согласно которому страна гарантирует справедливое отношение к инвесторам из страны-контрагента, что, таким образом, может способствовать признанию решения стокгольмского арбитража в России.
Одна из оставшихся частей первоклассных активов ЮКОСа, 20% акций одного из основных дочерних предприятий Газпрома, будет продана на аукционе в следующем месяце. Все ожидают, что их купит сам Газпром. На последующих аукционах будут распродаваться нефтеперерабатывающие предприятия ЮКОСа.
Газета Berliner Zeitung указывает на то, что $7,6 млрд, заплаченные «Роснефтью» за свои акции, достанутся 68 кредиторам ЮКОСа.
По некоторым данным, до августа на торги будут выставлены и другие части конкурсного имущества империи ЮКОСа, такие, как акции Газпрома и VTB Bank Deutschland, а также различные производственные активы. В общей сложности, по словам назначенного российскими властями конкурсного управляющего Эдуарда Ребгуна, речь идет о собственности, стоимость которой составляет около 22 млрд долларов. Однако эту информацию опровергают бывшие сотрудники концерна, которые утверждают, что стоимость остаточной собственности составляет $40 млрд.
Государственный контроль над большей частью российской сырьевой промышленности оказывается далеко не успешной моделью. Российское государство обеспечивает себе доминирование в важнейших государственных энергетических концернах, контроль над, по меньшей мере, третью всех доходов компаний в нефтяной и газовой сфере, контролирует процесс принятия решений внутри компаний относительно объемов добычи и разработки новых месторождений.
Однако подконтрольные государству компании – и это становится очевидным на примере Газпрома и «Роснефти» – работают с меньшей эффективностью, чем их частные конкуренты. От этих двух компаний не исходит новых технологических импульсов. Изношенная инфраструктура и техника не получают необходимого количества инвестиций. Если так пойдет и дальше, «Роснефть» и Газпром вряд ли станут тягловой лошадкой для современного российского промышленно развитого государства, взявшего в качестве стратегии своего развития кандидатскую диссертацию подполковника КГБ.
Кстати о КГБ.
На десерт мы расскажем об одной из «заморочек» этой организации. В предыдущих «Сахалинах» мы уже слегка препарировали анатомию позиции России в отношении Ирана, сейчас новые «нюансы».
- Это очень легко понять, если вспомнить наше детство, - сказал в прошлом году Владимир Путин, объясняя журналистам смысл энергетической политики. - Во двор вышел, конфетку держишь - тебе говорят: дай конфетку. В потный кулачок зажал: а ты мне что?
Почему же теперь, когда речь в очередной раз зашла об иранском ядерном досье, Путин решил наконец разжать свой потный кулачок и приказал не только приостановить строительство российского ядерного реактора в Бушере, но и подписаться под дополнительными санкциями ООН против Исламской Республики - причем вроде бы не требуя ничего взамен?
Если бы это был вопрос «на вторую несгораемую сумму», то любому, похоже, пришлось бы просить у компьютера подсказку. Практически с первого дня пребывания в президентском кресле Путин стал лучшим другом Ирана в ООН, а также - что вряд ли можно воспринимать как случайность - главным поставщиком современного неядерного оружия. В 2000 году Кремль разорвал так называемое «черномырдинское соглашение», секретный протокол, в котором Черномырдин договорился с вице-президентом Элом Гором, что Россия обязывается перестать продавать оружие Ирану в течение пяти лет.
В 2002 году заместитель министра иностранных дел Вячеслав Трубников (экс-руководитель внешней разведки РФ) нарочито громко заявил, что «Россия не согласна с президентом Джорджем Бушем в том, что Иран - часть «оси зла».
С тех пор Россия открыто поставляет в Иран самые современные зенитные ракетные комплексы. Есть надежные сведения о том, что тайно Россия также помогала Ирану в разработке технологии производства баллистических ракет. Бушерский контракт, сам по себе миллиардный, должен был стать только началом 10-миллиардного проекта по строительству пяти реакторов. До сегодняшнего дня санкции, которые налагала на Иран ООН, усилиями российской дипломатии размывались до практически полной недееспособности.
А в январе секретарь российского Совета безопасности Игорь Иванов заезжал в гости к верховному лидеру Ирана Али Хаменеи. Стороны, судя по всему, остались вполне довольны общением - по его завершении аятолла сказал: «Исламская Республика приветствует всестороннее расширение отношений с Россией. Мы считаем, что потенциал развития связей между двумя нашими странами на самом деле больше, чем ожидалось».
И вдруг 19 марта иранские, европейские и американские источники сообщают, что Россия проинформировала Иран: если Иран не выполнит резолюции ООН по остановке своей программы обогащения ядерных материалов, Россия не поставит на реактор уран, на котором он должен работать. При этом русские сначала заявили, что не получили от Ирана причитающихся денег, а затем, официально утверждая, что проводится только лишь обычная ротация кадров, начали потихоньку выводить с Бушера двухтысячный контингент своих сотрудников. Американские дипломатические источники в Совете Безопасности ООН утверждают, что при обсуждении резолюции по Ирану, единогласно принятой в субботу, 24 марта, Россия заняла чрезвычайно благоприятные для Запада позиции и даже резко оборвала попытку некоторых непостоянных членов СБ протолкнуть в резолюцию фразу о «безъядерном Ближнем Востоке», под которой явно угадывается требование о разоружении Израиля.
Что же отдала Россия? Судя по опыту, радоваться рано - в результате вполне может оказаться, что ничего особенного.
В 2003 году на саммите G8 во французском Эвиане Путин, как сообщала пресса, заверил всех остальных лидеров, что Россия не будет поставлять в Иран ядерное топливо, если Тегеран не согласится на внезапные проверки своих ядерных объектов инспекторами ООН. Однако через некоторые время министр атомной энергетики России выпустил «разъяснение», в котором указывалось, что Россия будет поставлять топливо вне зависимости от того, какое решение относительно проверок выберет Иран. Тем же самым занимается и сегодня постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин: по его словам, «никакого ультиматума Россия Ирану не предъявляла», и работа по российскому контракту с иранцами «продолжается». То есть, проще говоря, весь «огонь», без которого якобы не бывает дыма - это всего лишь денежные (а, следовательно, легко разрешимые) противоречия между Россией и Ираном, а на самом деле за дымовой завесой, где, как многие думают, скрывается коренной перелом в российской политике, ничего и нет.
Со своей стороны, американская дипломатия стоит на своем - по словам ее представителей, между Россией и Ираном действительно произошел раскол. Иранцы, кстати, говорят то же самое: на прошлой неделе Иран публично заявил, что Россия – «ненадежный партнер», занимающий «позицию двойных стандартов».
Однако стороны тщательно подбирают слова. Как подметил обозреватель Радио «Свободная Европа» (Radio Free Europe) Виктор Ясманн, «России дорога коммерческая . . . и политическая репутация в исламском мире». И это так, особенно сейчас, когда российские военные экспортеры, еще недавно совершенно беспомощные, направо и налево продают свое простое и дешевое оружие Сирии, Ливии, Венесуэле, Йемену, Алжиру и другим «простым и дешевым странам».
Так что если создастся впечатление, что Россия поддается международному давлению в иранском вопросе, другие сомнительные режимы еще не раз подумают, прежде чем идти к ней в вассалы.
Однако есть и другая версия событий: противоречивые сигналы, исходящие из России, вполне могут отражать и шизофрению кремлевской политики.
- В Москве явно работает активное проиранское лобби, - говорит военный корреспондент «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр.
Он, однако, при этом добавляет, что перемены в политике Москвы - это «результат оценки ядерного Ирана как серьезной опасности для России и ее национальных интересов». Среди прочих признаков, указывающих на это, Фельгенгауэр выделяет наращивание Россией своей флотилии в богатом нефтью и газом Каспийском море.
Кроме того, российское руководство, может быть, начало наконец понимать, что от него все хуже пахнет на Западе, частью которого оно на определенном уровне хочет когда-нибудь считаться.
- Существует компактная группа западников, считающих, что сотрудничество с наиболее развитыми промышленными странами, в первую очередь с Соединенными Штатами, даст России гораздо больше, чем работа с такими ненадежными партнерами, как Китай, Иран, Ирак и Ливия, - проницательно написал бывший российский дипломат Виктор Мизин в своей аналитической статье в журнале Middle East Review of International Affairs.
И, наконец, последняя гипотеза: «гипотеза потного кулачка». В прошлом году противники правительства Путина испытали шок, когда правительство Буша согласилось принять Россию во Всемирную торговую организацию, вроде бы не потребовав ничего взамен. Не исключено, что «бушерский разворот» - это отложенная (или скрытая) плата за это. Возможно, дело также в другом: может быть, Россия считает, что столь неожиданно проявив сговорчивость по вопросу иранского досье, она в ответ получит некие дивиденды в более важных для себя вопросах, в частности там, где, как она уверена, простирается ее традиционная сфера влияния.
Пробный шар, судя по всему, запустил в своей недавней статье в The Los Angeles Times Дмитрий Саймс из Никсоновского центра (Nixon Center): по его предположению, взамен Россия может потребовать либо так называемые самопровозглашенные «республики» Абхазию и Южную Осетию на территории Грузии, которые Путин и так давно считает по праву российскими, либо согласие с ее позицией по косовскому вопросу, который вскоре придется решать и в котором Россия настроена резко против независимости Косово.
А тем временем Кремль оставляет за собой все возможные варианты действий. Как прекрасно подметил Глен Говард из фонда Jamestown Foundation, это старая максима КГБ: «Создай проблему, а уже потом приходи и предлагай помочь ее решить». Уж чему-чему, а этому своему принципу Путин непоколебимо верен.
В процессе подготовки настоящего материала использовалась информация со следующих сайтов:
http://www.washingtonpost.com, http://www.thisismoney.co.uk/, http://www.ft.com/, http://www.observer.co.uk/, http://www.opec.ru/, http://www.ej.ru/, gazeta.ru.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас