Американская трагедия — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Американская трагедия

Фондовый рынок
914
Почему не стоит покупать акции компаний, вышедших на IPO…
О необходимости выхода отечественных компаний на IPO, то есть продажи акций на международных фондовых биржах, в Украине не говорит разве что ленивый. Из аналитических исследований и журналистских статей, посвященных полезности IPO, можно составлять тома. Однако аналитики предпочитают не говорить, что происходит с компаниями после IPO, дабы не отпугивать потенциальных покупателей. Все просто: 6 из 10 компаний, решившихся на продажу акций, через месяц-другой после IPO начинают стремительно терять рыночную стоимость. "Это внутренние проблемы компаний, их легко избежать", - уверяют инвестаналитики.
Между тем ухудшение финпоказателей и, соответственно, падение рыночной стоимости компаний после IPO - скорее правило, чем исключение, утверждают Любош Пастор, Лусиан Тейлор и Пьетро Веронези из бизнес-школы Университета Чикаго (Entrepreneurial Learning, the IPO Decision, and the Post-IPO Drop in Firm Profitability. Lubos Pastor, Lucian Taylor, and Pietro Veronesi. NBER Working Paper 12792, December 2006).
Исследователи проанализировали финансовые данные 7183 компаний США, разместивших свои акции на фондовых площадках с 1975 по 2004 год. Зависимой переменной в модели, составленной чикагцами, служит важнейший для инвесторов показатель - отдача на вложенный акционерный капитал (Return Оn Equity, или ROE), проще говоря, доход, который инвестор получает на каждый вложенный в компанию доллар.
Итоги исследования должны показаться удручающими для миноритариев, верящих в рост котировок компаний после IPO. Выяснилось, что через год после выхода на биржу средний ROE компаний снижается на 2,68% за квартал (или на 10,72% за год). А спустя три года после IPO инвесторам, поверившим в перспективность компаний-новичков, впору рвать волосы на голове: средняя доходность акционерного капитала падает на 4,69% за квартал, или более чем в два раза за три года.
Причины? Во-первых, акции, впервые выставляемые на фондовую биржу, как правило, переоценены усилиями инвесткомпаний - организаторов IPO: вознаграждение инвестбанков напрямую зависит от суммы, вырученной собственниками продаваемой компании.
Во-вторых, чем больше капитала вложено в компанию, тем меньшую доходность приносят инвестиции.
В-третьих (и это главная причина), после выхода на биржу собственники компаний в большинстве своем теряют интерес к бизнесу. Деньги ведь получены (и зачастую потрачены), а падение прибыльности и котировок пусть беспокоит наемных директоров, менеджеров и мелких акционеров.
Пастор, Тейлор и Веронези не уточняют, что происходит с прибыльностью компаний не через три года, а, к примеру, спустя пять лет после выхода на биржу. То ли со временем финпоказатели компаний возвращаются на круги своя, то ли исследователи не захотели еще больше расстраивать инвесторов.
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас