Страсти по Сахалину. Митволь на страже парков Москвы, Росприроднадзор помогает дерибанить остатки ЮКОСа — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страсти по Сахалину. Митволь на страже парков Москвы, Росприроднадзор помогает дерибанить остатки ЮКОСа

Энергетика
523
111-я серия.
В который раз паражаешься неугомонности звезды нашего сериала Олега Львовича Митволя. Ну не сложилось, не пустили его в дальнюю и безумно интересную командировку проверять Total или ЮКОС и его дочек. Этот экс-подмосковный генерал Громов привязался, которого науськали нечистые на руку чиновники. Так замглавы Росприроднадзора и в Белокаменной себе работу найдет. По специальности. Аккурат вчера стало известно, что Митволь планирует поставить на заседании правительства Москвы вопрос о незаконных постройках в столичных парках.
"В трех парках - Фили, Сокольники и Измайловском - правительство Москвы планирует оставить 40 незаконных построек из 57, которые само же правительство Москвы постановлением от 2004 года решило вывести с территории парков", - сказал Митволь. Он отметил, что, в частности, ряд объектов - бензоколонки и порядка трех тысяч метров офисных зданий - построены без надлежащих документов.
Вопрос о ходе выполнения постановления правительства Москвы "О выводе сторонних организаций с территорий парков культуры и отдыха Сокольники, Измайлово и Фили" значилось вторым на вчерашнем заседании столичного правительства.
Так вот, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Олег Митволь считает неприемлемым узаконивать существующие и возводить новые строения на территории парков Москвы. Такое заявление он сделал вчера на заседании правительства города Москвы, сообщает пресс-служба Министерства природных ресурсов (МПР) РФ. Так, по информации Росприроднадзора, руководство парка Фили незаконно согласовало строительство на своей территории сооружений общей площадью более 2,8 тыс. кв. м. Также О.Митволь обратил внимание правительства Москвы на затягивание процесса по сносу незаконных построек в поселках Речник и Огородник.
Как отмечается в сообщении МПР, мэр Москвы Юрий Лужков по итогам заседания принял решение об увольнении директора парка Фили и привлечении сотрудников префектуры Западного административного округа г.Москвы к проверке выполнения требований природоохранного законодательства в поселках Речник и Огородник. В настоящее время данную проверку проводит природоохранная прокуратура.
Как сообщал ранее Митволь, решение суда о сносе первого из незаконно построенных домов в пос.Речник в столичном районе Крылатское было получено в мае 2006г. Нарушения природоохранного законодательства в поселке были выявлены в январе 2006г.
В январе 2006г. в рамках проверки соблюдения природоохранного законодательства на территории коттеджного пос.Речник нарушения были выявлены и в садовом товариществе Огородник, расположенном на особо охраняемой природной территории (ООПТ) "Парк Москворецкий". В ходе проверки выяснилось, что жители товарищества возводили двух- и трехэтажные капитальные строения в водоохранной зоне Москвы-реки, входящей в состав ООПТ. Строения возводились без положительного заключения государственной экологической экспертизы и каких-либо разрешительных документов.
Кроме того, отбиваясь от работающих в качестве курьеров милицейских майоров, в понедельник Росприроднадзор начал итоговую проверку «дочки» НК "ЮКОС" – "Восточно-Сибирской нефтегазовой компании" (ВСНК) в Восточной Сибири. Ведомство проверит выполнение компанией ВСНК условий лицензионного соглашения по разработке Юрубчено-Тохомского месторождения, запасы которого оцениваются в 580 млн тонн нефти.
Предполагается, что проверка продлиться неделю. Если ее результаты не будут соответствовать условиям лицензионного соглашения, Роснедра получат право без предварительного уведомления отозвать у ВСНК лицензию на разработку данного месторождения.
Руководитель проектов НКГ "2К Аудит – Деловые консультации" Севастьян Лейбе считает примечательным, что Росприроднадзор начинает итоговую проверку деятельности ВСНК только сейчас. Предварительное решение по Юрубчено-Тохомскому месторождению было вынесено еще в сентябре прошлого года. Тогда компании было дано три месяца на устранение нарушений лицензионного соглашения. То есть, итоговая проверка должна была пройти еще в январе и к февралю лицензия уже могла быть отозвана. Однако этого не произошло. За ВСНК взялись только накануне распродажи активов ЮКОСа.
Полагаю, мы имеем дело с новым "ноу хау" лоббирования "нужных" нефтекомпаний с помощью вездесущего ведомства, где не покладая рук трудится Олег Львович Митволь.
Судя по всему, Росприроднадзор не собирается отзывать лицензию на разработку Юрубчено-Тохомского месторождения, по крайней мере, до окончания торгов по продаже активов ЮКОСа. Угроза потерять крупное месторождение, нависшая над ВСНК, должна отпугнуть потенциальных покупателей компании, что повышает шансы "Роснефти" – основного претендента на данный актив, стать новым владельцем ВСНК. Кроме того, при таком раскладе "дочка" ЮКОСа может достаться госкомпании со значительным дисконтом.
Что касается отзыва лицензии, то если ВСНК перейдет под контроль "Роснефти", вполне возможно, что Росприроднадзор предоставит новому владельцу время на устранение имеющихся нарушений. Если ВСНК достанется ТНК-ВР или "Сургутнефтегазу", которые также проявляли интерес к компании, то этим покупателям, скорее всего, шанса исправить ситуацию на месторождении не дадут.
Вот такой простой, как апельсин, расклад.
Справедливости ради стоит отметить, что "Роснефть" и без Росприроднадзора была основным претендентом на ВСНК. Однако госкомпания, судя по всему, намерена выкупить интересующие активы ЮКОСа по минимальным ценам, максимально уменьшив интерес к ним со стороны возможных конкурентов. Свободные средства Роснефти могут понадобиться для выкупа собственных 9,44% акций, принадлежащих опальной компании. Не исключено, что за этот лот Роснефти придется серьезно побороться. В связи с этим остальные интересующие активы госкомпания намерена получить без борьбы.
Помимо ВСНК Роснефть интересуют НПЗ, часть добывающих активов ЮКОСа и компания "Самаранефтегаз". НПЗ госкомпания также надеется приобрести с дисконтом, поскольку основным поставщиком сырья на перерабатывающие активы ЮКОСа является сама "Роснефть".
Что касается добывающих активов банкрота, то помимо Юрубчено-Тохомского месторождения Росприроднадзор начинает итоговую проверку Терско-Камовского, Аявинского, Джелиндуконского и Оскобинского месторождений. Пристальное внимание Росприроднадзора к данным месторождениям не делает их привлекательными для потенциальных покупателей. Таким образом, Роснефть может купить эти месторождения со скидкой.
С компанией "Самаранефтегаз" ситуация более интересная, и здесь также не обошлось без Росприроднадзора. Недавно ведомство уже проверило самарскую компанию, и на прошлой неделе замглавы Росприроднадзора Олег Митволь заявил о намерениях передать материалы проверки в прокуратуру и в комиссию по отзыву лицензий. Претензии к компании основываются на том, что четыре месторождения "дочки" ЮКОСа могут частично находиться на территории заповедника, где добыча запрещена. И хотя на эти месторождения приходится всего лишь 10% добычи "Самаранефтегаз", заявление чиновника может значительно снизить стоимость компании, в чем и заинтересована "Роснефть".
Между тем Ростехнадзор приступил к проверке соблюдения компанией "Тоталь Разведка Разработка Россия" требований безопасности при освоении Харьягинского месторождения. Будут проверены трубопроводы, а также объекты добычи, подготовки и учета нефти и газа, говорится в сообщении Ростехнадзора.
Разработка Харьягинского месторождения осуществляется в соответствии с соглашением о разделе продукции. Участниками проекта являются Тотаl с долей в 50%, норвежская Hydro (40%) и российская "Ненецкая нефтяная компания" (10%). В настоящее время на Харьяге добывается в год около 1 млн т нефти.
Росприроднадзор и МПР ранее неоднократно выражали недовольство темпами разработки месторождения, а также тем, что Тотаl не выполнила задачи по внедрению новых технологий и оборудования, позволяющих повысить эффективность добычи нефти и газа.
В январе Счетная палата РФ сообщила о нарушениях природоохранного законодательства при реализации данного СРП. Председатель СП Сергей Степашин также говорил, что показатели компании по уровню добычи нефти не достигают проектных, а это приводит к недопоступлению доходов в бюджет РФ.
Вчера же Ростехнадзор приступил к комплексной инспекции производственного объединение "Маяк" (Челябинская область, город Озерск), а также к проверке соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды организациями ОАО "Богословский алюминиевый завод", ОАО "Ключевский завод ферросплавов" (Свердловская область), ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат".
А тем временем американский суд отклонил иск компании Moncrief Oil к Газпрому.
Апелляционный суд пятого округа США подтвердил обоснованность решения суда первой инстанции о том, что иск американской нефтегазовой компании Moncrief Oil не подлежит рассмотрению в судах штата Техас в связи с отсутствием юрисдикции в отношении российского ОАО "Газпром". Как сообщили в пресс-службе "Газпрома", такое решение суд принял в понедельник.
Суд города Форт-Ворф, штат Техас, 21 марта 2006 года удовлетворил ходатайство ОАО "Газпром" о прекращении разбирательства и отклонении иска компании Moncrief Oil, в котором она заявляла, что имеет права на разработку Южно-Русского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе и требовала компенсации в "несколько миллиардов долларов США". Суд счел иск Moncrief Oil не подлежащим рассмотрению в судах штата Техас в связи с отсутствием юрисдикции суда в отношении ОАО "Газпром".
Доказанные запасы Южно-Русского нефтегазового месторождения оцениваются более чем в 700 млрд кубометров газа, извлекаемые - в 500 млрд кубометров. Планируется, что Южно-Русское месторождение станет основной сырьевой базой для поставок газа по Северо-Европейскому газопроводу, который свяжет Россию и Германию по дну Балтийского моря. "Газпром" уже приступил к разработке месторождения, начаты сейсморазведочные и буровые работы.
Судя по всему вопрос о недрах России стал конкурировать с интригой проекта "Преемник".
Вчера премьер-министр Михаил Фрадков недоволен темпами освоения месторождений Восточной Сибири. «Нас не устраивают темпы этих работ», - сказал премьер в Нерюнгри на совещании по вопросам строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО). По словам премьера, Минприроды до 1 июля 2007 года представит в правительство расчеты по объемам заполнения нефтепровода ВСТО. Фрадков отметил, что требуются "дополнительные усилия для того, чтобы заполнить трубу, но это в наших силах".
Замглавы Минприроды Алексей Варламов рассказал на совещании, что разведанных в Восточной Сибири запасов нефти хватит лишь для заполнения первой очереди нефтепровода - до 30 млн тонн в год. "А для заполнения нефтепровода при пуске второй очереди - до 80 млн тонн - необходимо наращивать ресурсно-сырьевую базу в этом регионе", - сказал замминистра. По его словам, недропользователи "не оправдывают надежды, которые были возложены на них".
Фрадков в свою очередь призвал контрольные ведомства - Минприроды и Росприроднадзор - почаще проводить проверки недропользователей, "чтобы они все на ушах стояли".
Варламов рассказал, что в прошлом году Росприроднадзор проверил исполнение 44 лицензий, выданных компаниям в Восточной Сибири. По результатам проверки 16 лицензий были отозваны досрочно. "Это связано с тем, что недропользователи не выполняют своих инвестиционных обязательств. Так, в 2005 году из 189 млрд рублей запланированных инвестиций ими было вложено лишь 4,2 млрд рублей, а в 2006 году - из 20 млрд рублей - лишь 6 млрд", - рассказал замминистра.
Итак, российские власти опять недовольны темпами разработки нефтяных месторождений. На этот раз внимание чиновников привлекла Восточная Сибирь, где, по словам премьер-министра России Михаила Фрадкова, много недобросовестных недропользователей. А таковых, по заявлению главы кабинета, в Восточной Сибири быть не должно, так как сибирские месторождения очень привлекательны для компаний и многие стремятся получить лицензии на их разработку.
Премьер-министр в Нерюнгри на совещании по вопросам строительства нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО), как сообщили нам очевидцы, выступил в своем фирменном стиле. Он призвал Минприроды как можно чаще проводить проверки деятельности недропользователей Восточной Сибири, "чтобы они все на ушах стояли».
Такую позицию Фрадков объяснил тем, что темпы работ по разработке сибирских запасов нефти являются неудовлетворительными. По словам премьера, Министерство природных ресурсов (МПР) должно до первого июля текущего года предоставить правительству расчеты по объемам заполнения нефтью трубопровода ВСТО. При этом Фрадков отметил, что для заполнения трубы понадобятся дополнительные усилия.
Подлил масла в огонь и замглавы МПР Алексей Варламов, напомнивший, что в прошлом году Росприроднадзор досрочно отозвал 16 недропользовательских лицензий из 44, условия исполнения которых проверялись. Такой крупный процент, по словам Варламова, вызван тем, что компании не выполняют своих инвестиционных обязательств.
В частности, в 2005 году вместо запланированных 189 млрд рублей инвестиций компании-разработчики вложили лишь 4,2 млрд, а в 2006-м было инвестировано только 6 млрд рублей из 20 млрд.
Профильные эксперты России с сомнением относятся к заявлениям о том, что ВСТО будет нечем заполнять. По их мнению, ситуация вокруг трубопровода далека от критической. "Первая очередь нефтепровода должна быть запущена в следующем году, – напоминает аналитик ИГ "ЦентрИнвест" Наталья Янакаева. – И вероятнее всего, что поначалу по трубе пойдет нефть из Западной Сибири, а не из Восточной". По словам Янакаевой, это бесспорно вызовет определенные трудности, так как до Западной Сибири трубу не дотянули. "Однако несмотря на очевидные неудобства, выход будет найден, – считает аналитик. – В частности, могут быть осуществлены поставки нефти до трубопровода по железной дороге".
Гораздо большую тревогу у экспертов вызвало заявление премьера о необходимости дополнительных проверок. Янакаева в этой связи отметила, что проверки деятельности недропользователей должны быть лучше организованы, иначе они могут привести к результату, прямо противоположному тому, который хочет видеть Фрадков.
"Не стоит останавливать работу на скважинах, изымать документацию или по-другому мешать нормальной разработке недр, – считает эксперт. – Это приведет лишь к тому, что работа застопорится. Сейчас куда более важным является контроль над консервацией скважин – некоторые компании снимают верхнюю часть нефти, а более глубинную добывать уже не хотят, так как это требует больших расходов. В итоге скважина консервируется, и большая часть нефти пропадает".
Искусственно ускорить разработку месторождений тоже не получится. По словам Янакаевой, то, как работают нефтяные компании в данный момент, является обычным рабочим процессом. "Большинство компаний, работающих в Восточной Сибири – частные, они заинтересованы в добыче нефти, а работать себе в убыток не будут, – объясняет эксперт. – Так что добыча идет вполне приемлемыми темпами".
Автор уверен, что эмоциональные спичи Фрадкова имеют одно и то же происхождение, что и вышеупомянутый, извините, "шмон" "дочки" НК "ЮКОС" – "Восточно-Сибирской нефтегазовой компании» (ВСНК) в Восточной Сибири. Иначе говоря, Фрадков обеспокоен судьбой активов ЮКОСа в Эвенкии, новый хозяин которых еще не определен.
Неизвестно, кому достанутся лицензии на разработку восточносибирских месторождений ЮКОСа. Возможно, заявление Фрадкова является сигналом конкурсному управляющему ЮКОСа Эдуарду Ребгуну и кредиторам компании-банкрота (в том числе "Роснефти"), что процедуру банкротства надо ускорить и как можно скорее выставить активы ЮКОСа на аукцион. Именно этим, как нам представляется, и объясняется столь эмоциональное выступление Михаила Фрадкова.
Думаю, что общее снижение темпов выполнения лицензионных обязательств вызвано именно прекращением деятельности ЮКОСа в Эвенкии, поэтому Фрадков и хочет как можно быстрее определить нового хозяина этих месторождений. Кроме того, госчиновники пока не могут скоординировать усилия разных нефтедобывающих компаний, в первую очередь "Роснефти" и "Сургутнефтегаза".
По мнению автора, отношения между этими компаниями сейчас скорее конкурирующие, нежели партнерские. Одними проверками проблему заполняемости нефтепровода не решить. По оценкам российских профильных гуру, у "Роснефти" гораздо больше возможностей в одиночку обеспечить заполняемость ВСТО благодаря добыче на Ванкорском месторождении, чем у "Сургутнефтегаза".
При этом "адресат" эмоционального выступления премьера, возможно, скоро будет определен. Эксперты считают, что по итогам проверок наиболее жесткие требования к выполнению соглашений будут предъявлены компании ТНК-ВР, которая так же как и "Роснефть" работает на Ванкоре.
А тем временем Минэкономразвития, Минпромэнерго и Газпром с позавчера работают над уточнением прогноза по добыче газа в РФ в 2008-2010 годах, сообщил замдиректора сводного департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Геннадий Куранов.
По его словам, разногласия касаются всех трех лет, но больше всего они относятся к 2010 г. Г.Куранов сообщил, что прогноз Минэкономразвития по добыче газа в РФ в 2010 г. равняется 722 млрд кубометров газа, а Газпром дает меньший прогноз.
Он отметил, что до 15 марта свою позицию должно представить Минпромэнерго, после чего продолжится согласование прогноза.
Куранов не исключил, что прогноз Минэкономразвития может быть пересмотрен в сторону понижения, но подчеркнул, что пока говорить об этом рано.
Между тем появились очередные новости о деятельности Газпрома на ниве электроэнергетики.
27 марта начнется подготовка к заседанию президиума Госсовета по электроэнергетике под председательством президента РФ Владимира Путина, которое состоится в конце марта и будет посвящено реформированию РАО "ЕЭС России". В Минэкономразвития говорят, что принципиально схема реорганизации энергохолдинга утверждена, но в нее могут внести коррективы. Изменения связаны с желанием Газпрома получить значительные доли в генерирующих компаниях путем обмена активами с государством.
В конце марта под председательством президента Владимира Путина состоится заседание президиума Госсовета, посвященное реформе электроэнергетики. Подготовка к нему началась еще до международного женского дня, 07 марта. на совещании у главы администрации президента Сергея Собянина. Как рассказал "сахалинам" источник, знакомый с повесткой совещания, на нем будут обсуждаться договоры на поставку газа Газпромом РАО ЕЭС, долгосрочные договоры на поставку электроэнергии промышленным потребителям и заключительный этап реорганизации энергохолдинга.
Напомним, 06 марта глава Минэкономразвития Герман Греф сообщил, что схема реорганизации утверждена окончательно, однако "если имеются в виду детали, связанные с судьбой различных активов, которые передаются под контроль государства, то здесь изменения будут".
Второй этап реорганизации РАО ЕЭС был утвержден в прошлую пятницу на совете директоров энергохолдинга. Согласно предложенной менеджментом РАО ЕЭС схеме, доли энергохолдинга в оптовых и территориальных генерирующих компаниях (ОГК и ТГК) и ОАО "Федеральная сетевая компания" (ФСК) будут распределены между акционерами РАО ЕЭС пропорционально их пакетам акций.
К примеру, в ОГК-5 доля государства составит 39% акций, а доля крупнейшего миноритарного акционера РАО ЕЭС Газпрома – 9,7% акций. Затем госдоли предполагается внести в два специально создаваемых госхолдинга, а их слить с ФСК и ГидроОГК, в которых государство хочет получить 75% плюс одна акция и 50% плюс одна акция соответственно. Затем ФСК, которой достанутся 13-40% акций ОГК и ТГК, должна продать эти бумаги. Причитающиеся миноритарным акционерам РАО ЕЭС акции ОГК, ТГК и ФСК также будут выделены в отдельные холдинги (всего их будет 19, по числу генерирующих компаний), затем и их присоединят к соответствующим 19 компаниям. В результате акции РАО ЕЭС будут конвертированы в акции ОГК, ТГК и ФСК.
Схема устроила государство, вынесшее положительную директиву по этому вопросу. Однако Газпром, владеющий более 13% акций РАО ЕЭС, на совете директоров проголосовал против. Это произошло именно из-за того, что газовую монополию не интересует простое пропорциональное разделение долей в ОГК и ТГК. Газпром хотел бы перераспределить акции генерирующих компаний в ходе заключительного этапа реформы, а не докупать потом интересующие монополию бумаги на рынке или у ФСК.
То есть, Газпром не хочет покупать электроэнергетические активы по рыночным ценам, а надеется на «кремлевский блат».
А тем временем газовый "бегемот" "засветился" в ином, западном полушарии, причем "засветка" была вполне в ключе недавнем алжирском проекте под условным названием "Газ на оружие".
Имея возможность смотреть на Укарине российские телеканалы, автор был немало удивлен усердием прокремлевского телевидения, с которым оно, не скрывая "чувтства глубокого удовлетворения" показывает, как плохо принимают Джорджа Буша в Латинской Америке – вот демонстрации протеста, вот сжигание американского флага, вот пикеты с плакатами "Bush go home".
Справедливости ради, штатовский гарант тамошней конституции, чья внешняя политика в эти месяцы выглядит как бесконечная череда больших и малых ошибок, вполне заслужил подобный прием. Но настораживает и вызывает раздражение то, что описание бушевских злоключений российские тележурналисты сопровождали восторженными тирадами в адрес венесуэльского каудильо Уго Чавеса, который в эти же дни совершал своеобразное контртурне, понося Буша на многолюдных митингах.
Более же всего корреспондента РТР восхитило, что Чавес при этом произнес по-русски волшебное слово Газпром, объявив: "Газпром нам поможет в строительстве "Великого южного газопровода". И это решение энергетических проблем. В проекте южноамериканского газопровода уже присутствует Россия. В Венесуэле уже работают российские нефтяные и газовые компании. Мы попросили Газпром о помощи: смоделировать проект строительства газопровода от бассейна Карибского моря — это 8-9 тысяч километров — до реки Рио-де-ла-Плато".
Ну, думаю, уж после таких-то слов авторы идеи о превращении России в "энергетическую сверхдержаву" могут вздохнуть с облегчением и поставить в ведомости птичку, как на далекой Ориноко, ненавистной Америке "вставили фитиля". И, натурально, шелкнули газовой зажигалкой, то есть, газпромовским слоганом-брендом.
После провала попытки газовой экспансии в Западную Европу, неудачи с непослушным белорусским батькой они получили очевидное свидетельство своей правоты. Россия поднимается с колен, вновь садится за великую шахматную доску. И теперь слово Газпром станет понятно без перевода и объяснений на всех континентах. Ну как, например, слово "калашников".
Пройдет немного времени, и логотип Газпрома займет, подобно изображению знаменитого автомата, достойное место на флагах и гербах стран, сбрасывающих проклятый гнет американского империализма.
Наблюдается любопытная закономерность: самые крупные промышленные объекты Россия берется строить в государствах, демонстрирующих, мягко говоря, нелюбовь к Западу вообще и к США в частности. И это бы ничего. В конце концов, бизнес есть бизнес. Только тут нельзя забывать о сопутствующих обстоятельствах: антиамериканизм и харизматичность лидеров почти всегда сопровождаются некоторой необязательностью по части оплаты счетов. Недавняя советская история полна такими примерами. Неслучайно Россия сейчас списывает многомиллиардные долги государствам, почему-то так и не поднявшимся с колен. Вышеупомянутому Алжиру, например, "скостили" 4.7 млрд долл. при условии, что он аккурат на эту сумму приобретет российского вооружения. Тех же "калашниковых".
По иронии судьбы ровно в тот момент, когда Уго Чавес говорил о грандиозных планах сотрудничества с Газпромом, шли российско-иранские переговоры относительно сроков и перспектив достройки атомной электростанции в Бушере. Повод – отнюдь не политический. Уже два месяца Тегеран не перечисляет денег. "Можно сколько угодно анализировать причины случившегося, но факт остается фактом — денег нет, а без денег строить невозможно. Соответственно, нашим иранским партнерам не нужно удивляться тому, что сдвигается дата физического пуска первого энергоблока АЭС "Бушер", — заявил помощник главы Росатома Сергей Новиков РИА "Новости".
Между тем, иранцы, что называется, не отводя своих честных персидских глаз утверждают, что все платежи поступают своевременно. Тегеран требует от Москвы закончить строительство в ранее оговоренные сроки – то есть к сентябрю. Более того, уже в марте он хочет получить атомное топливо для АЭС. Россияне упорствуют, требуя переноса пуска на 2008-й, и отказываются по этой причине даже вести разговор об отгрузке топлива.
Многие полагают, что Иран просто шантажирует Россию, которая в последнее время пытается чуть жестче говорить с Тегераном относительно его ядерной программы. Ведь, как известно, иранцы продолжают обогащать уран, игнорируя все запросы и обращения Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). И, стремясь заблокировать в Совете безопасности ООН введение санкций против страны, которая откровенно игнорирует призывы мирового сообщества, Россия оказывается во все более глупом положении. Москва, видно, попыталась продемонстрировать Тегерану свое раздражение.
"Иранцы злоупотребляют конструктивным отношением к ним России" и "ничего не сделали", чтобы помочь Москве "убедить коллег в последовательности действий Тегерана", отметил на днях высокопоставленный российский источник. По его словам, Россия «ни в какие антиамериканские игры играть не будет", и, если иранцы «не ответят на вопросы МАГАТЭ, пускай отвечают сами за себя".
Очевидно, ранее нечто подобное российские МИДовцы попытались донести до Тегерана. Иранцы отреагировали в высшей степени конструктивно — перестали платить вообще. Эта история замечательным образом показывает истинную цену надеждам на то, что широкое экономическое сотрудничество с режимами, подобными иранскому, дает рычаги воздействия на их политику. Получается с точностью до наоборот: пользуясь тем, что Москва немало вложила в Бушер, Иран пытается вовлечь ее в "антиамериканские игры".
А теперь вернемся к команданте Чавесу. У него есть замечательный опыт избавления от тех, кто осуществлял важные экономические проекты в его стране. Только что он своим указом ограничил деятельность крупнейших иностранных компаний, занимавшихся разработкой месторождений тяжелой и сверхтяжелой нефти в дельте реки Ориноко. После того, разумеется, как они в условиях низких цен на энергоносители, проделали наиболее тяжелый этап работы. Так что весьма вероятно, что если Газпром вложится в грандиозный проект Чавеса, Россия будет зависеть от Венесуэлы. И не дождаться Кремлю появления газпромовской "зажигалки" на венесуэльском флаге. А самое забавное в этой истории то, что скорее всего команданте Чавес или его преемник воспользуется для того, чтобы вышвырнуть Газпром за ненужностью со своих месторождений и не заплатив ни копейки ноу хау самого же российского газового "бегемота", которое тот руками вездесущего Митволя применил в отношении Shell на далеком Сахалине.
В этом контексте мы не исключаем, что тот же Чавес может ангажировать Олега Львовича. Полагаю, с учетом перманентных "наездов" подмосковных чиновников на замглавы Росприроднадзора на фоне равнодушия Кремля и Газпрома в отношении судьбы своего лучшего экологического "тарана", такой сценарий вполне реален. Вот смеху-то будет: Митволь выдворяет Миллера из Венесуэлы!
Между тем вернемся к делам серьезным и где-то скучным.
Завершившийся в Брюсселе саммит Евросоюза не смог согласовать решения в отношении европейского энергорынка, которые позволили бы ЕС снизить зависимость от поставок энергоносителей - в первую очередь из России и Северной Африки. После того как федеральный канцлер Германии Ангела Меркель заблокировала идею принудительной либерализации энергорынка ЕС, единственным способом обеспечения энергобезопасности ЕС утвердил директивный рост выработки "зеленой" электроэнергии в Европе до 2020 года.
В минувшую пятницу в Брюсселе завершил работу весенний саммит ЕС, посвященный вопросам энергетической безопасности, политики социального развития и борьбе с глобальным изменением климата. Единственным реальным результатом встречи стало обязательство 27 стран ЕС довести к 2020 году долю возобновляемой энергетики в энергобалансе до 20% и на 20% сократить выбросы углекислого газа. Экологическое решение саммита ЕС означает, что Евросоюз отказался решать проблему роста зависимости от поставок энергоносителей из России, СНГ и Северной Африки в долгосрочной перспективе новыми трубопроводными проектами и реформой энергорынка.
Ключевым вопросом саммита в Брюсселе теоретически должно было быть обсуждение инициатив Еврокомиссии по новым реформам на энергорынке - напомним, полгода назад Еврокомиссия заявила о намерении запретить совмещение ряда видов деятельности в ТЭКе, запустив, таким образом, процесс принудительного разделения бизнеса национальных энергокомпаний, в первую очередь E.ON и EdF, на генерирующие и сбытовые компании.
Одновременно с саммитом в Брюсселе прошли несколько конференций, посвященных антимонопольному регулированию в ЕС.
Против директивного усиления конкуренции в европейском ТЭКе выступал Газпром - разработчики проектов не скрывали, что дальнейшая либерализация энергорынка ЕС позволила бы в долгосрочной перспективе снизить зависимость от поставок российского, норвежского и североафриканского газа в Западную Европу. Идея же директивного увеличения доли генерации из альтернативных источников энергии была, по сути, альтернативой реформам.
Отсутствие в итоговых документах саммита упоминания о реорганизации национальных электроэнергетических монополистов - заслуга федерального канцлера Германии Ангелы Меркель, выступавшей против ослабления E.ON. Тначе говоря, "фрау канцлер дала слабину".
"ЕС взял на себя миссию по реализации третьей технологической революции, которая призвана сохранить экологию планеты и привести к отказу от нефти и газа как главных источников энергии" - так прокомментировала решение саммита госпожа Меркель. Впрочем, несмотря на революционно-экологическую риторику, вряд ли 13-летний принудительный рост в генерации ЕС ветро-, солнечной и биогенерации, одобренный саммитом в Брюсселе, можно считать ответом на попытки экспансии Газпрома на европейские рынки, но по другим вариантам решения проблемы выработать единые подходы ЕС не удалось.
Согласно итоговому документу саммита, имеющемуся в распоряжении "сахалинов", Европейский совет заявляет лишь о намерении "продолжить и довести до конца" переговоры о заключении нового договора о стратегическом партнерстве России и ЕС. Действующий договор заканчивает свое действие в ноябре 2007 года, обсуждение проекта следующего договора было заблокировано Польшей 24 ноября 2006 после запрета на ввоз в Россию польского мяса. С другой стороны, ЕС провозглашает курс на "интенсификацию связей с Центральной Азией, Каспийским и Черноморским регионами с целью дальнейшей диверсификации источников и путей транспортировки" энергоносителей. Документ предусматривает также "расширение энергодиалога с Алжиром, Египтом и другими нефтедобывающими странами Магриба". Но никаких конкретных решений по этому вопросу ЕС не принял.
Участники саммита не скрывали, что ожидали от встречи большего. Наш Президент Виктор Ющенко приехал в Брюссель, чтобы обсудить возможность финансирования ЕС строительства нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк - альтернативы снабжения ЕС нефтью из России. Польша рассчитывала решить вопрос о строительстве за счет ЕС газопровода Nabucco из Средней Азии в Европу в обход России. Получить деньги в итоге удалось только Украине - до 2020 года ЕС выделит Киеву €494 млн на инфраструктурные проекты. Не удалось получить поддержку Литве - незадолго до саммита литовский премьер Гедиминас Киркилас обратился в Еврокомиссию с жалобой на "Транснефть", обвинив ее в умышленном прекращении поставок нефти на НПЗ Mazeikiu Nafta с тем, чтобы добиться расторжения сделки по его покупке польской PKN Orlen. Но глава Еврокомиссии Жозе Баррозу в ответ лишь пообещал поднять этот вопрос на следующем саммите Россия-ЕС.
Обсуждение проблем энергобезопасности ЕС будет продолжено на саммите Россия-ЕС 18 мая в Самаре. В то же время в Варшаве откроется энергосаммит, посвященный поставкам нефти в ЕС по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Впрочем, учитывая, что ЕС не удалось добиться в Брюсселе единства по ключевым вопросам ТЭКа внутри себя, вряд ли будущие переговоры в Польше и России будут более успешны.
Ну и на десерт самое скучное. Этот кусок "сахалинов" мы начнем почти цитатой из классиков марксизма-ленинизма: "Призрак серьезной угрозы навис над российской экономикой, жалованье растет быстрее, чем увеличивается производительность труда. Укрепление этой тенденции ставит под вопрос конкурентоспособность и существование многих российских предприятий".
В опубликованном на прошлой неделе бюджетном послании президент РФ потребовал повысить с 1 сентября минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с нынешних 1100 до 2300 руб. в месяц. Правительству предписано назвать "сроки поэтапного повышения МРОТа до уровня не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения". Очередной виток повышения зарплат в бюджетном секторе российские экономисты воспринимают по-разному. Одни уверены, что рост доходов населения подтолкнет экономический рост и усилит конкуренцию среди работодателей. Другие же предупреждают об опасном отставании производительности труда от текущих зарплат, которое грозит потерей конкурентоспособности внутреннего производства.
Превышение прожиточного минимума величину МРОТа возникло более десяти лет назад, когда правительство пыталось бороться с инфляцией путем ограничения зарплат. С тех пор МРОТ играет скорее роль расчетного коэффициента для определения зарплат в бюджетном секторе, чем сколько-нибудь привлекательного уровня оплаты труда. Тем не менее номинальные зарплаты нескольких миллионов человек сегодня опасно близки и к МРОТу, и к прожиточному минимуму, а то и ниже их.
Главным последствием выполнения президентского задания о повышении МРОТа станет пропорциональный рост окладов бюджетников, который потянет за собой и зарплаты в частном секторе. Повсеместный рост зарплат не будет сопровождаться сопоставимым увеличением производительности труда, что может стать причиной роста инфляции и ухудшения экономического положения предприятий. Особенно пострадают производства, главное преимущество которых перед иностранными конкурентами – низкие расходы на оплату труда. Согласно обнародованному на днях исследованию компании ФБК, и без грядущего увеличения МРОТа зарплаты в РФ росли невиданными для других стран темпами.
"Зарплатоемкость" российского ВВП, под которой в ФБК понимают отношение суммарной номинальной заработной платы к объему национального ВВП, в 2006 году достигла рекордного уровня – 33,3%. Нынешний показатель зарплатоемкости российского ВВП оказался почти на 10 процентных пунктов выше показателя 2000 года, когда она составляла 23,6%. По словам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, «это беспрецедентный рост, ничего подобного в последние годы не демонстрировали ни развитые, ни развивающиеся страны". Согласно данным Евростата, с 2000 по 2005 год "зарплатоемкость" в Европе практически не изменилась. Например, в Швеции она оставалась на уровне 41–40,5%, в Германии – 42,9–40,7%, в Эстонии – 34,8%, во Франции – 38%, в Норвегии – 36–34,4%.
Правда, расчеты аналитиков ФБК относительно высокой "зарплатоемкости" не совпадают с оценками парламентариев, которые, как и президент, призывают в 2007 году удвоить МРОТ. По словам известного эксперта по "куриной чумке" спикера СФ Сергея Миронова, труд россиян недооценен, хотя уровень эксплуатации наемных работников высок, и если в развитых странах доля заработной платы в структуре ВВП составляет не менее 50% и больше, то в России – около 22%.
"Международными сопоставлениями мы хотели показать не столько опасность роста зарплат, сколько более медленный рост производительности труда", – пояснил Игорь Николаев. По его словам, "правительству следует заняться развитием высокотехнологичных отраслей с высокой долей добавленной стоимости", а решение о повышении МРОТа поможет росту доходов бюджетников, но не решит более важных экономических проблем развития.
Многие экономисты считают, что рост зарплат может стать ключом к решению структурных экономических проблем. Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН академик Виктор Ивантер предлагает "понудить частный бизнес к более чем двукратному росту оплаты труда в обмен на снижение налогового бремени".
"Устанавливая нормативную зарплату, государство фактически задаст минимальный уровень эффективности производства, то есть, повышая зарплату, государство выбраковывает неэффективные предприятия", – считает академик. По его словам, "рыночная реформа заработной платы должна быть не борьбой с бедностью, а борьбой за эффективность". Кроме того, если рост зарплат отстает от производительности труда, то объективно это означает увеличение прибылей и сокращение доходов населения, то есть относительное обнищание трудящихся.
Вот такая политэкономия эпохи развивающегося госкапитализма "по-русски".
В процессе подготовки настоящего материала использовалась информация со следующих сайтов:
http://www.washingtonpost.com, http://www.thisismoney.co.uk/, http://www.ft.com/, http://www.observer.co.uk/, http://www.opec.ru/, http://www.ej.ru/, gazeta.ru.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас