Анонимные правки на 20 миллиардов — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Анонимные правки на 20 миллиардов

311
Продолжаем мсследование текстов законов, принятых Верховной Радой и вступивших в силу после подписи главы государства.
В частности, эксперты обратили внимание на закон, регламентирующий закупки за госсредства.В результате ознакомления с текстом закона об изменении процедуры тендерных закупок за госсредства (№424-V) были обнаружены изменения, которые существенно поменяли текст, подержанный депутатами в сессионном зале (№ 1209-Д). Анонимным правкам подвергся текст закона, цена которого, по словам бывшего члена фракции СПУ в парламенте, а ныне министра внутренних дел Василия Цушко, — около 20 млрд. грн. «Говорю вам так: законопроект, если он будет применен и проголосуем за него, предполагает экономию 17-22 млрд. грн.», — сказал Цушко, выступая тогда с трибуны.
Продолжение на стр. 2Закон об изменениях в Закон «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» Верховная Рада приняла в целом первого декабря прошлого года. Ознакомиться с тем, как проходило голосование, можно по стенограмме пленарного заседания парламента (текст размещен на веб-сервере Верховной Рады). Депутаты поддержали в целом текст законопроекта, подготовленного рабочей группой, и не вносили в него ни одной правки. Профильным по этому законопроекту был Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности. Перед тем, как депутаты проголосовали, они заслушали доклад представителя комитета и одного из соавторов законопроекта Василия Цушко.
В своем докладе Цушко озвучил основные новшества, которые предполагал внести законопроект. Принципиальных изменений было около десятка. Среди прочего Цушко заявил, что законопроект предполагает введение понятия «индикативные цены» при закупках медикаментов и детского питания для малообеспеченных граждан. «По просьбе правительства мы ввели, что правительство вводит индикативные цены на продукцию Минздрава и Миносвиты, когда покупается детское питание и так далее, чтобы не было, ну, тут махинаций», — сказал он.
Первого декабря, после того, как Цушко закончил свой доклад, председательствующий на заседании вице-спикер Адам Мартынюк поставил на голосование депутатов одну поправку к тексту законопроекта. Эта поправка набрала всего 46 голосов и не была учтена. Сразу же после этого Мартынюк поставил закон на голосование «в целом». Закон был принят при поддержке 362 народных депутатов.
Что изменили
Одним из тех, кто обратил внимание на несоответствие текстов, был представитель гражданской инициативы «Тендерные закупки» Владимир Волков. По его словам, сличить тексты документов он решил после того, как побывал на приеме у вице-премьера Николая Азарова. По его подсчетам, по пути от сессионного зала в Секретариат президента в тело закона внесли 90 изменений. Литературными правками можно назвать 41 из них. Шестнадцать норм закона исключили из варианта, за который проголосовали депутаты. Двадцать три нормы наоборот добавили уже после того, как закон был проголосован. Девять норм было изложено в новой редакции (в частности, изменение порога тендерных торгов с десяти до двадцати тыс. грн.). Кроме того, в тексте, подписанном президентом, оказалась еще дополнительная норма в виде изменения в закон, о котором речь в первом варианте не шла.
Опрошено причастные стороны с целью выяснить автора правок, однако следов злоумышленников обнаружить не удалось.
В департаменте по связям с Верховной Радой и Кабинетом Министров Секретариата президента заверили, что информацию о незаконных правках уже проверяют, однако пока сказать ничего не могут.
«Каждый текст законопроекта, принятого в сессионном зале, может содержать некоторые отличия от того текста, который завизировали все стороны закона. Это становится результатом обобщающей работы над правками и приложениями юридических секторов и литературных правок», — заявили в секретариате Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности, который готовил закон к подписанию. По словам представителя секретариата, после голосования за законопроект в целом, документ проходит несколько стадий сверки. Сначала в комитете проходит обобщение текста законопроекта с правками, дополнениями и приложениями, принятыми в зале (согласно стенограмме заседания парламента, правок не было).
Вычитка и правка текста закона литературными редакторами (среди правок, которые внесли в закон — изменение порога тендерных закупок с 10 тыс. грн. до 20 тыс). Затем должны следовать повторное согласование с Главным юридическим управлением и проверка литредактором. После этого текст идет на подпись к главе аппарата Верховной Рады и спикера. После этого документ отправляют в Секретариат президента.
Доказательства есть
Юрист Игорь Лавриненко располагает «бумажным» текстом законопроекта, который раздавали депутатам в сессионном зале. «Текст законопроекта внесли в Верховную Раду вечером в четверг 30 ноября. Уже в обед первого декабря законопроект был принят в целом. Таким образом, у депутатов не было времени, чтобы прочитать текст закона. Они не могли сделать этого физически», — сказал Лавриненко. «Депутаты ведь дееспособные люди. Они вполне смогут отличить текст законопроекта, который им роздали в сессионном зале, от того, который подписал президент», — считает Волков.
Текст законопроекта, размещенный на веб-сервере Верховной Рады, датируется 28 ноября. Однако представление на закон и сравнительные таблицы к нему датируются уже 30 ноября. Норма об индикативных ценах в сравнительных таблицах присутствует.
По словам Волкова, с двумя разными текстами закона — вариант, поддержанный депутатами, и вариант, подписанный президентом — были размещены в Интернете. Однако 23 января первоначальный текст с сервера Верховной Рады пропал.
«Я неформально общался с некоторыми депутатами и интересовался у них, почему проголосованный закон так долго не передают в Секретариат. Они мне ответили, что в тексте изменяют порог суммы тендерных закупок с десяти до двадцати тысяч», — сказал главный редактор журнала «Редукцион» Вячеслав Зубарь.
Авторы закона
Авторская группа закона состоит из депутатов всех фракций Верховной Рады. Среди них члены фракции Партии регионов Раиса Богатырева, Людмила Кириченко, Дмитрий Святаш, Василий Хара, Виталий Хомутынник и Игорь Кальниченко; члены фракции БЮТ Анатолий Семинога, Сергей Сас, Олег Лукашук и Сергей Осика; члены фракции СПУ Василий Цушко и Юрий Чмырь; члены «Нашей Украины» Ксения Ляпина, Николай Одайник и Николай Сокирко и даже нынешний коммунист Александр Ткаченко.
Значительная часть авторов законопроекта имеет непосредственное отношение к Тендерной палате. Раиса Богатырева с недавних пор — почетный президент этой организации, Людмила Кириченко и Ксения Ляпина — первые вице-президенты, Николай Одайник — бывший президент, Александр Ткаченко — глава наблюдательного совета.
Среди любопытных новшеств закона (тех, что даже не подвергались правкам в процессе «обобщения») эксперты в один голос называют новый статус Тендерной палаты. Согласно закону, Тендерная палата не является субъектом отношений власти, и поэтому ее действия нельзя оспорить в суде. Однако эта же организация является ключевой в системе тендерных закупок. Согласно закону, в бюллетене Тендерной палаты необходимо размещать информацию о предстоящем проведении торгов. Кроме того, Тендерная палата дает экспертные оценки по поводу соблюдения тендерных процедур.
Что изменили вне сессионного зала
Среди принципиальных изменений — изменение роли и функций Контрольно-ревизионного управления. Согласно анонимным правкам, подписанным президентом, отныне КРУ будет разрабатывать правила проверок тендерных сделок. Согласно закону, КРУ является уполномоченным органом для проверок расходования бюджетных средств, в том числе и по тендерным сделкам. Теперь же КРУ будет самостоятельно разрабатывать для себя правила проведения проверок. В пресс-службе КРУ не смогли прокомментировать такое новшество.
В секретариате комитета по вопросам финансов и банковской деятельности считают: «Попытка инициировать скандал вокруг закона «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» выгодна тем силам, которые неоднократно предпринимали усилия по лоббированию собственных интересов в сфере тендерных закупок.
Госзакупки, в силу огромной взяткоемкости вопроса, являются крайне привлекательными для взятия их под свой контроль».
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас