Страсти по Сахалину. Степашин считает миллиарды, "мужчина с собачкой" вербует Меркель — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страсти по Сахалину. Степашин считает миллиарды, "мужчина с собачкой" вербует Меркель

Энергетика
431
По мере приближения весны тематика "сахалинов" оживляется и ассортимент новостей становится более разнообразным.
Эту серию мы попытаемся постоить "традиционно". То есть, вначале невостная лента по теме, затем официальная часть с официальным или полуофициальным комментарием. Наконец, ближе к финишу не преминем позубоскалить и постебаться. Примерно такой расклад.
Итак, начинаем. Как оказалось, танкеры ПМП за три месяца из порта Де-Кастри перевезли в рамках проекта "Сахалин-1" около 1 млн тонн нефти Аккурат 18 января танкер-стотысячник Приморского морского пароходства (PRISCO) "Павел Черныш" взял на борт миллионную тонну нефти в порту Де-Кастри. Именно такое количество углеводородного сырья, добываемого по проекту "Сахалин-1", перевезено судами ПМП c момента первой отгрузки на удаленном терминале 16 октября 2006 года, сообщает пресс-служба ПМП.
В рамках этого проекта, оператором которого является "Exxon Neftegas Limited", дочерняя компания ExxonMobil (США), танкеры PRISCO экспортируют нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сотрудничество Приморского пароходства и Exxon началось в 1990 годах. А в 2002 году компания "Exxon Neftegas Limited", выступила заказчиком и координатором ледового эксперимента. В его ходе афрамакс ПМП "Приморье" доказал возможность круглогодичного вывоза нефтегрузов из северных районов Японского моря.
На сегодняшний день на транспортировке нефти из Де-Кастри задействовано три крупнотоннажных танкера пароходства "Павел Черныш", "Капитан Костичев" и "Виктор Титов", дедвейтом 100 тыс. тонн каждый. Эти современные суда усиленного ледового класса, построенные для корпорации PRISCO в 2005 году на южнокорейской верфи Hyundai Heavy Industries. На обслуживании океанских судов у терминала в этом порту трудится буксир "Полярный Певек" совместного предприятия PRISCO RIEBER.
Украина намерена предложить компании Vanco International ltd (Швейцария) распределение продукции с Прикерченского участка шельфа Черного моря после начала разработки в пропорции 60% -государству, 40% - инвестору.
Об этом творческой группе серала сообщил информированный источник со ссылкой на проект соглашения, разрабатываемый межведомственной комиссией.
По его словам, в новом проекте, предусмотрено распределение продукции в пропорции 30% -государству, 70% - инвестору на этапе до начала разработки (до возмещения инвестиционных затрат), и 60% -государству, 40% - инвестору после начала разработки месторождения.
"Такие условия устраивают нас, практически все проблемы относительно подготовки проекта решены... осталось лишь несколько нюансов", - сказал он.
Он не смог сообщить, предоставлен ли проект соглашения Vanco International.
В тоже время, как сообщила нам менеджер по развитию проектов PR-агентства "Радник", обслуживающего Vanco International, Ульяна Бець по состоянию на 18 января проект соглашения не был предоставлен компании.
Она сообщила, что после того как проект будет предоставлен Vanco International, компании будет необходимо время на перевод соглашения и анализ со стороны юристов компании.
Только после этого компания продолжит переговоры по проекту соглашения с Кабинетом Министров.
Мы ранее сообщали в одной из серий "мыльной оперы", что наш Кабмин намерен продлить для межведомственной комиссии срок разработки соглашения о распределении продукции с Прикерченского участка шельфа Черного моря между Кабмином и компанией Vanco International.
Ранее Кабмин поручил комиссии разработать проект соглашения до 18 января.
Президент Vanco International в Украине Джон Аймл в ноябре 2006 года заявлял, что компания может согласиться на распределение продукции в пропорции 45:55 (45% - инвестору, 55% - государству) после начала разработки, и 60:40 на этапе до разработки.
В апреле 2006 года Кабмин объявил Vanco International ltd победителем конкурса на разработку Прикерченского участка, после чего компания заявила о готовности вложить в его разработку $2 млрд.
Между тем "проснулась" Счетная палата РФ, у которой судя по всему декабрьское соглашение по "Сахалину-2" при личном участии "самого" Путина отняло дар речи.
Счетная палата России оценила ущерб от нарушений, допущенных в ходе реализации проекта "Сахалин-2", в 5 млрд долл. Об этом вчера, в понедельник, сообщил в ходе интернет-конференции глава Счетной палаты Сергей Степашин, говоря о нарушениях, допущенных при реализации проекта "Сахалин-2".
Он напомнил, что на сегодняшний день иностранные акционеры заявили о согласии уступить "Газпрому" контроль над этим месторождением и самим остаться миноритарными участниками проекта.
"На это решение во многом повлияла и проверка, осуществленная Счетной палатой. В ходе проверки было установлено, что иностранные инвесторы намерены увеличить затраты на проект в два с лишним раза - с 10 до 22 млрд долл.", - не без тщеславия "вставил свои три копейки" Сергей Степашин.
От себя заметим, что до неугомонного и неустрашимого Олега Лвьовича Митволя, экс-премьеру далеко – закалка и школа жизни не та.
"Раздувая смету, инвесторы отодвигали сроки, когда Россия должна получить с проекта первые дивиденды. А в соответствии с Соглашением о разделе продукции наше государство должно начать получать прибыль лишь только после того, как иностранцы оправдают все свои затраты", - подчеркнул глава контрольного ведомства.
Он напомнил, что "итогом массированной атаки Минприроды, Генпрокуратуры и Росприроднадзора" стало приостановление 12 лицензий на водопользование у подрядчиков "Сахалина-2". "Таким образом, выгода России от получения контроля над проектом будет значительно больше, чем доля в прибылях", - заключил Степашин.
Ранее замглавы Росприроднадзора Олег Митволь оценивал ущерб от нарушений, допущенных при реализации проекта "Сахалин-2" в 10 млрд долл.
Полагаю, "проснувшийся" Степашин стал своеобразным "роялем в кустах" - ведь аккурат в эти дни Митволь и его соратники собираются продолжить свое дело в Приобье и на Ковыкте.
В этом контексте очевидным подспорьем для экологического десанта будет нижеследующая информация.
Счетная палата выявила значительные нарушения в природоохранной деятельности оператора Харьягинского месторождения - компании "Тоталь Разведка Разработка Россия".
Угадайте кто об этом сказал? Правильно, этом заявил "проснувшийся" председатель Счетной палаты России Сергей Степашин.
Он также сообщил, что в период деятельности соглашения не выдерживаются порядок и сроки разработок и утверждений проектной документации, не обеспечивается достижение проектных показателей по уровню добычи нефти, что приводит к недопоступлению доходов в бюджеты России разных уровней.
Кроме того, по словам главы Счетной палаты, Объединенный комитет в лице представителей государства по реализации СРП на Харьягинском месторождении не обеспечивает реального и полноценного контроля за деятельностью оператора в части соблюдения Соглашения и действующего законодательства России.
Россия готова быть надежным поставщиком энергоресурсов для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Об этом заявил премьер-министр России Михаил Фрадков, выступая на открытии 15 сессии Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума.
"Наша страна готова быть надежным поставщиком энергоресурсов, и мы будем серьезно и ответственно подходить к использованию своих возможностей для блага всего региона", - заявил глава правительства.
Фрадков добавил, что к числу важнейших вопросов повестки дня сотрудничества в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона относятся проблемы сотрудничества в экономике и социальной сфере. По его словам, Россия заинтересована в развитии торгово-экономического сотрудничества со странами региона, создании в нем хорошей транспортной инфраструктуры, сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды, образования, борьбе с инфекционными заболеваниями и последствиями стихийных бедствий.
Полагаю, в контексте прихода Газпрома на "Сахалин-2" а также готовящегося масштабного "шмона" "Сахалина-1" и прочих мест реализации проектов СПР, спич российского премьера по нашему разумению должен считаться вполне "программным". Это по сути "черновик стратегии" развития российской энергетики в обозримом будущем.
Между тем, судя по всему углеводородным "варягам" на российских шельфах уже ничего не светит.
Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил предложение, согласно которому все месторождения на континентальном шельфе России будут переданы в управление государственных компаний Газпром и Роснефть. Об этом стало известно 22 января из информированных источников.
Решение о том, что упомянутые российские компании поровну разделят шельфовые проекты, было принято на совещании, проведенном главой государства 16 января текущего года. На совещании присутствовали министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, министр экономического развития и торговли Герман Греф, министр природных ресурсов Юрий Трутнев, председатель Газпрома Алексей Миллер и президент Роснефти Сергей Богданчиков.
В ходе совещания также было выработано решение, предполагающее, что шельфовые месторождения будут распределяться на конкурсах, а не на аукционах. Это означает, что при выборе проекта комиссия будет обращать внимание не только на сумму, предлагаемую претендентом за право разрабатывать месторождение, но и на оптимальность технических и экологических условий предлагаемого проекта. Сумма перестает быть основным критерием.
Документ, содержащий вышеназванные решения, пока не подписан и является лишь проектом. Тем не менее, большинство специалистов сходятся во мнении, что поддержка президента поможет ему обрести статус закона. Эксперты считают, что результатом принятия такого закона может стать потеря российским бюджетом 3,5-4 млрд долл. Отсутствие конкуренции негативно отразится на качестве разработки месторождений. Кроме того, при таком подходе ущемлены будут не только иностранные, но и российские компании.
Но, как вы понимаете, диссертация Владимира Владимировича требует именно такой технологии. К тому же с энергоснабжением Европы последнее время случаются разнообразные "конфузы".
ЕС должен уменьшить зависимость от нефти и газа из России, сократив энергозатраты и развивая альтернативные источники энергии. Как сообщает ИТАР-ТАСС, об этом заявил в интервью газете Financial Times президент Румынии Траян Бэсеску.
"В долгосрочном плане наличие единственного поставщика энергоресурсов противоречит европейской концепции рыночной экономики, - сказал Бэсеску. - У нас должна быть конкуренция. Даже если потребуются большие инвестиции, нам необходимо создавать условия для конкуренции, потому что - это не только повышение конкурентоспособности, но и создание условий для свободы принятия решений".
Бэсеску выразил решительную поддержку проекту газопровода "Набукко", по которому предполагается транспортировать природный газ из Закавказья и Центральной Азии в Европу в обход России, и призвал ЕС к выработке единой энергетической политики.
Румыния с 1 января 2007 г является членом Европейского союза.
А сейчас, пожалуй, самое время вернуться к недавнему однодневному визиту федерального канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Россию. Натурально, попытаемся с самых разных сторон прокомментировать результаты этого самого визита. И помогут нам в этом профильные комментаторы и коллеги РФ, за что им отдельное спасибо.
Итак, третьего дня президент РФ Владимир Путин принял в Сочи канцлера ФРГ Ангелу Меркель. Главной темой переговоров стали условия заключения нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Евросоюзом в сфере энергетики. По нашим данным, несмотря на вето Польши стороны неофициально ведут подготовку документа с прошлого года.
Напомним, в 2006 году Ангела Меркель с Владимиром Путиным встречалась шесть раз, и каждый раз они обсуждали условия поставок газа. Не стал исключением и этот визит, с той лишь разницей, что Германия возглавила Евросоюз.
Накануне Меркель заявляла, что в отличие от прежнего канцлера Герхарда Шредера явно не готова жертвовать благосклонностью соседей по Европе в обмен на эксклюзивные газовые контракты с Москвой. Но, судя по итоговым заявлениям, канцлер не удержалась от соблазна. "Мы готовы будем создавать с немецкими партнерами хранилища газа, и ФРГ станет одним из центров распределения га- за в Европе, что без сомнения будет повышать энергобезопасность всей Европы, — сказал Путин. И Меркель не возразила.
Главными задачами Германии как председателя ЕС г-жа Меркель провозгласила диверсификацию поставок газа в Европу и получение от Москвы гарантий их бесперебойности для всей Европы. Евросоюз покупает в России 40% потребляемого газа и напуган растущей зависимостью от нее. Снизить зависимость ЕС мог бы за счет газа из Средней Азии, но получить его в обход РФ пока не может и пытается контролировать транзит. Для этого весь прошлый год от Москвы требовали подписать транзитный протокол к Европейской энергохартии, что открыло бы газотранспортную систему (ГТС) России для западных компаний. В Кремле наотрез отказались, но, как признался еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, в Брюсселе надеются перенести статьи из протокола в новое СПС.
Срок действия нынешнего СПС истекает. Но на переговоры о новом соглашении наложила вето Польша, мотивируя это запретом Москвы на ввоз польского мяса. В пятницу в Берлине представители России и ЕС опять уговаривали поляков снять "мясное вето", но те отказались. Однако наблюдатели считают мясо формальным поводом. На самом же деле в Варшаве опасаются, что после прокладки Североевропейского газопровода из России в ФРГ по дну Балтики Москва в наказание за враждебную политику перекроет Польше вентиль. "Варшава хочет добиться от "Газпрома" обязательств по прокачке через Польшу дополнительных объемов газа", - рассказал директор Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.
В Сочи Ангела Меркель заявила, что новое соглашение о партнерстве ЕС с Россией должно содержать пассаж о том, каким будет сотрудничество в сфере энергетики. Но Белов полагает, что адвокатом Польши Меркель не будет. По его словам, канцлер хорошо помнит ошибку 2005 года, когда ФРГ взяла на себя часть польских взносов в казну ЕС, а поляки вместо благодарности обвинили немцев в скупости. С тех пор непростые отношения Берлина с Варшавой испортились еще больше. "Значение польского вето преувеличено,- говорит Белов. - Неофициально Москва и Брюссель готовят новое СПС с прошлого года и уже условились, что с его формальным подписанием можно не спешить".
Очевидно, что на включение в документ глав из транзитного протокола Москва не пойдет. "Максимум, о чем может идти речь, продажа европейским компаниям квот на прокачку по российским трубам ограниченных объемов углеводородов, продолжает Владислав Белов. Наша ГТС не резиновая, у России есть проблемы с допуском к ней своих независимых производителей". В перспективе Белов не исключает допуск западных компаний к строительству трубопроводных систем в Восточной Сибири.
Полагаю, вышеприведенный комментарий "страдает оптимизмом", если уместен такой термин в отношении такого понятия как оптимизм. Впрочем, можно сказать по-другому: "далек от реализма".
В примерно таком, "квазидиссинтском" конктесте попытаемся прокомментировать визит фрау Меркель в Сочи, причем начнем издалека.
Пару недель назад, когда канцлер ФРГ Ангела Меркель назвала "неприемлемым" поведение России в российского-белорусской газовой войне ("Это неприемлемо, если страна не может вести переговоры о таких важных вещах", - сказала лидер ФРГ), единственную в РФ действительно независимую радиостанцию "Эхо Москвы" по интернету пришел вопрос.
"Из уст Ангелы Меркель излился поток оскорблений на Россию, - писал некий разгневанный патриот. – Неужели Владимир Путин как бывший сотрудник КГБ не может уличить эту восточную немку в сотрудничестве с КГБ? Он должен как бывшего подчиненного призвать ее к порядку".
Этот прелестный во всех отношениях "меседж", любезно предоставленный российскими коллегами, вспомнился аккурат во время наблюдения на мониторе телевизора (отдельное мерси украинским кабельным каналам!) за дружеской встречей в Сочи "на троих": Владимира Путина, лабрадора Кони и Ангелы Меркель.
Первоначально планировалось, что Меркель как канцлер новой страны-председателя ЕС будет обсуждать вопросы надежности энергопоставок в Москве. Но Меркель приняли в Сочи в личной резиденции двое – президент Путин и лабрадор. Это впечатляет. Поясним тезис.
В личные резиденции все-таки зовут личных друзей, а Меркель, в отличие от "друга Герхардта" и "друга Джорджа", таковой не является. Более того. Как бы ни были справедливы упреки Меркель - это упреки, а не похвалы, а после упреков любой степени обоснованности не принято звать в личные резиденции. Это роняет престиж страны.
Росийские коллеги, не менее автора изумленные происходящим, вспомнили случай.
Как-то одного бизнесмена из России ощутимо обокрал его управляющий. Бизнесмен, честная и в известном смысле простая душа, пришел в кабинет и для начала дал управляющему по морде. Управляющий выполз из-под стола, обтерся, встряхнулся и сказал: "Ну а теперь давай поговорим о деле". Это специфическое строение души: когда человеку дают в морду, даже если он это заслужил, а он встряхивается, как собака, и продолжает конструктивный диалог в личной резиденции.
В этом контексте напомним: новое германское руководство давно вело себя жестче Шредера; но самый сильный удар Меркель нанесла президенту Путину в октябре прошлого года, когда тот предложил Германии совместную разработку Штокмановского месторождения.
Штокман был козырной картой Кремля последние несколько лет. Кремль предлагал долю в огромном месторождении и американцам, и европейцам, и вообще вел себя так, как будто Штокман – это такой неразменный пятак, шагреневая кожа, на который можно купить все-все. Получить иностранные инвестиции, вдобавок - долгосрочные газовые контракты (в противовес Энергетической Хартии), вдобавок - магистральные газопроводы, и вдобавок - доступ к конечному потребителю в Европе.
Переговоры провалились. Стоимость Штокмана велика, но не бесконечна. Никакая самая эксклюзивная ветчина в супермаркете не стоит того, чтобы отдать продавцу этого мясопродукта (не при Польше будь помянуто) в собственность часть кухни, на которой ее будут готовить, особенно если наш продавец страдает манией величия и искренне считает, что делает вам большое одолжение, позволив вам, так и быть, отдать свои деньги за его ветчину.
В конце концов, Путин предложил Германии совместную разработку Штокмана.
Для непонятливых или невнимательно читавших более ранние, еще прошлогодние, серии "мыльной оперы", поясним.
В переводе на язык геофинансовых реалий - вместе кинуть Америку и сделать из Германии российский газовый форпост в Европе - центр, из которого начнется крестовый поход на западные трубопроводы.
Это было предложение, "от которого невозможно отказаться". Однако Меркель отказалась.
Из-за ухудшившейся репутации России как надежного энергетического партнера, из-за нереалистических ожиданий Кремля, из-за недоумения западных партнеров по поводу российской тактики переговоров (уже слишком много раз этот самый Штокман срывался, договоренности развеивал ветер забвения). И, как оказалось, не прогадала: последовавший вскоре "Сахалин-2" показал, что продавец российской газовой ветчины не только считает, что делает вам большое одолжение, принимая ваши деньги за мясопродукт, не только просит в обмен часть вашего дома, где вы ветчину будете тоненькими ломтиками резать, но и способен, с помощью звезды нашего сериала Олега Львовича Митволя, оставить и деньги, и свинокопченость себе.
После отказа Меркель президент Путин заявил, что Газпром будет осваивать Штокман сам; а когда никаких сожалений, траура и посыпания головы пеплом от Запада не последовало, снова сказал, что готов рассмотреть иностранные предложения.
И вот – после штокмановского афронта, после "Сахалина-2", по поводу которого Меркель выразилась очень решительно ("Если будут создаваться препятствия, чтобы защитить российские компании от европейских инвесторов, то не стоит возмущаться, если европейцы предпримут ответные действия", - сказала канцлер), после скандала с Белоруссией, когда канцлер выразилась еще решительней, вдруг – Сочи и лабрадор Кони.
Несмотря на изрядное и вполне разнообразное трактование этого в общем-то привычного в последнее время "российско-немецкого", по-настоящему объяснить этот "сюжет на троих" можно только примерно так.
Президент Путин привык выстраивать политику - и внутреннюю, и внешнюю - через личные отношения. Он действительно умеет расположить к себе собеседника. Говоря языком его прежней конторы, он де-факто вербанул и "друга Сильвио", и "друга Жака", и "друга Герхардта".
"Друг Джордж" поглядел в честные глаза российского президента, услышал историю о крестике, подаренном в детстве и чудесно нашедшемся после пожара (полагаю, что если бы "друг Джордж" был мусульманином, то в детстве был бы подарен святой Коран), - и понял, что эти глаза не могут лгать.
Мир, в котором живет сейчас Кремль – мир басманного правосудия – устроен очень просто. Примерно как пресловутый апельсин или изложенный некогда в "Крестном отце" рецепт дона Корлеоне: Сделай человека другом и делай, что хочешь - друг всегда тебя одобрит. Если кто-то не одобряет твоих действий, это не имеет никакого отношения к сути этих самых действий, это просто потому, что человек – не друг.
С этой точки зрения поведение Ангелы Меркель никак не связано с "Сахалином-2", с отравлением Литвиненко, с убийством Политковской, отменой выборов губернаторов и чередой нефтегазовых скандалов. Просто какая-то, извините, сука ее, фрау Меркель, против Путина настроила. Не надо ничего менять. Надо просто позвать Меркель в Сочи и принять ее как истинного друга вместе с лабрадором.
Позвали. Приняли. Президент Путин предложил оригинальное решение проблем энергетической безопасности Европы, которые возникли в связи с ненадежностью России как поставщика. Она, Россия, так и быть, готова выстроить на территории Германии большое газохранилище.
Канцлер вежливо предложение выслушала. Германия вообще-то может выстроить газохранилище и сама. Без помощи тех, против кого нужна защита.
А сейчас вернемся в более серьезное русло. Хотя, сказать по правде, в вышеизложенном пассаже о "Джентльмене с собачкой" серьезности куда больше, чем в официально-суконном прокремлевском комментарии.
Канцлер Германии Ангела Меркель относится к России совсем не так, как трое ее предшественников - вероятно потому, что она выросла в бывшей Восточной Германии, находившейся под контролем русских.
Меркель не настроена антироссийски (она бегло говорит по-русски), но не считает, что Россия заслуживает особого отношения. Поэтому, когда 8 января из-за спора с Белоруссией Россия неожиданно прекратила поставки нефти в Германию и ряд других стран Европейского Союза, она не тратила времени на любезности.
"Неприемлемо, - заявила она, когда такие шаги делаются без консультаций. Это всегда разрушает доверие".
Это были самые жесткие слова, сказанные канцлером Германии российскому лидеру после распада Советского Союза 15 лет назад. Более того, она произнесла их, став за несколько дней до этого председателем ЕС. Происходит что-то интересное.
Разгар зимы - идеальное время для того, чтобы в условиях холодного климата поставщик энергоносителей вступил в конфронтацию с бедным энергоносителями импортером. Это уже второй подряд январь, когда Россия прекращает поставки соседу, не соглашающемуся на резкое увеличение цены, которую он платит за российские газ и нефть.
В прошлом году этим соседом была Украина, в этом - Белоруссия. В обоих случаях Москва вынудила их уступить, перекрыв краны - но в связи с этим прекратились поставки и в Западную Европу, поскольку через эти страны проходят экспортные трубопроводы. Восторга у ЕС это не вызвало.
"Мы платим за эти энергоресурсы, и не никогда не задерживаем платежи, - заявил на прошлой неделе комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс. - Мы имеем право требовать от вас никогда не срывать поставки".
Но за заклинаниями Пиебалгса о том, что "срыв поставок нефти, происшедший в последние дни, больше никогда, никогда не должен повториться" стояло понимание того, что вероятность его повторения велика. Для ЕС российский стиль переговоров слишком жесткий, а то, что происходит с Украиной или Белоруссией сегодня, может произойти с другими покупателями российских энергоносителей завтра.
Когда Москва заявила Минску, что с 1 января цена на газ повышается с 47 до 105 долл. за тысячу кубометров, а, кроме того, нефть, которую Белоруссия покупает у России, облагается "таможенным тарифом" в размере 180 долл. за тонну, первая реакция президента Белоруссии Александра Лукашенко была вызывающей: "Мы будем жить в землянках, но не поддадимся на шантаж".
У Белоруссии нет своих энергоресурсов, а поддержка, которой Лукашенко пользуется среди не самых богатых белорусов, полностью объясняется тем, что он сохранил старую советскую систему и гарантированные минимальные жизненные стандарты, которые она давала. Видимо, еще один кризис, вызванный конфронтацией с Россией из-за цен на энергоносители, нанес бы сокрушительный удар по этой поддержке, поэтому он занял другую позицию.
После Нового года Лукашенко принял требования России по ценам на нефть и газ, но вслед за этим попытался вернуть деньги, введя "транзитную пошлину" в 45 долл. за тонну на всю нефть, идущую по белорусским трубопроводам в ЕС. Более того, зная, что этих денег ему от Москвы никогда не добиться, Лукашенко начал взимать пошлину натурой, откачивая нефть, которая идет по белорусской территории в страны ЕС. Москва перекрыла нефтепровод.
Неудивительно, что в бандитском мире постсоветского капитализма это сработало - Лукашенко быстро подчинился. Он полностью отказался от своих требований и больше никогда не поставит этот вопрос, поскольку его также вынудили продать России 50% акций белорусской "трубы".
Но к западу от Белоруссии идут новые энергетические расчеты: страны ЕС осознают, что находиться в излишней зависимости от поставок энергоносителей из постсоветской России неразумно. (Из России ЕС импортирует четверть своей нефти и 42% газа).
По словам комиссара ЕС по энергетике Андриса Пиебалгса, если произойдет срыв поставок, то нужно не возмездие, а адекватные действия: "Вы просто приходите к выводу о том, что этот партнер не заслуживает вашего уважения и больше не подписываете с ним контракты".
На самом деле, контрактов будет больше, потому что никто не в состоянии резко сменить своего основного поставщика, но, вероятно, ЕС будет все меньше полагаться на Россию как экспортера энергоносителей.
Канцлер Меркель уже заявляет, что Германия должна пересмотреть свой план постепенного отказа от ядерной энергии к 2020 г., однако сделать это ей не позволяют условия нынешнего коалиционного соглашения с "розовыми" социал-демократами, и страдающими атомной фобией "зелеными".
Вместе с тем - и в ближайшем будущем это будет иметь еще большее значение - она призывает частный капитал к созданию в ЕС сети газопроводов, которая будет соединена с портами по приему сжиженного природного газа в Германии и других странах. Это дало бы ЕС и, в особенности, бывшим коммунистическим странам Восточной Европы, альтернативу глубокой зависимости от российских энергоносителей.
России нет до этого дела. В конечном итоге она, вероятно, сможет перенаправить свой экспорт нефти и газа на Китай и другие страны АТР (хотя большую часть трубопроводов только предстоит построить). Но важный стратегический сдвиг уже происходит: ЕС больше не считает Россию надежным партнером или, возвращаясь к предыдущему комментарию, даже другом.
При подготовке настоящей серии "мыльной оперы" использовались материалы с сайтов: bloomberg.com, ap.org, reuters.com, www.mineral.ru, www.washingtonpost.com, www.ft.com, www.thisismoney.co.uk, www.observer.co.uk.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас