Страсти по Сахалину. Путин посплетничал по телефону с "бацькой", который забыл о "методе Митволя" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страсти по Сахалину. Путин посплетничал по телефону с "бацькой", который забыл о "методе Митволя"

Фондовый рынок
464
72-я серия.
Несмотря на достаточно нескучное начало нового, 2007-го года, в нашем сериале все время ощущается очевидная нехватка "звезд". Вы меня правильно поняли, речь идет об Олеге Львовиче Митволе. Без него и "мыло не мылится". Между тем, как нам представляется, повод упомянуть его в нынешней серии вполне найдется.
Для этого мы отойдем от привычного и ставшего квазитрадиционным изложения событий, фактов и комментариев и начнем настоящую серию "от печки", то есть от вчерашней реакции на московско-минский конфликт самого Владимира Путина, которого, как мы уже говорили ранее, "разбудили" подобно Александру Герцену, начавшего издавать свой "Колокол" после подавления восстания декабристов на Сенатской площади.
Итак, вчера "проснувшийся" Владимир Путин дал понять, что в нефтяном конфликте с Минском Москва на уступки не пойдет. Российские аналитики, еще 09-го обратив внимание, что в "Государстве российском" без ВВ и его способности "разруливать" "узкие места" пока не обойтись (по всей видимости, окружение "жидковато"), сочли, что все сейчас зависит от поведения Лукашенко, и предупредили, что у него в запасе есть сильные козыри, при использовании которых Россия может оказаться в положении иностранных инвесторов на Сахалине. К теме "Сахалина" мы еще вернемся, а сейчас продолжим препарировать путинскую реакцию.
Во вторник Владимир Путин достаточно жестко высказался о нефтяном российско-белорусском конфликте. На доклад президенту министра финансов Алексея Кудрина о том, что в связи с введением пошлин на поставку нефти в Белоруссию в наступившем году российский бюджет получит 3,5–4 млрд долл., Путин быстро отреагировал в свойственной ему манере.
"Значит, потери российского бюджета в связи с отсутствием экспортной пошлины на сырую нефть на протяжении последних пяти лет составляли около 3–4 млрд долл. в год?" – поинтересовался президент. Также Путин напомнил, что и в отношении газа у Белоруссии положение более чем выгодное.
Президент РФ отметил, что Россия поставляет Белоруссии газ по самой низкой в СНГ цене. "Польша у нас покупает газ по 270 долл. за 1 тыс. кубометров. Это значит, что для Белоруссии рыночная цена за газ была бы 260 долл., – пояснил глава российского государства. – Российская Федерация согласилась с тем, что будет продавать газ не по рыночной цене – по 100 долл. за 1 тыс. кубометров. Это самая низкая цена в СНГ. Даже такая страна, как Армения, а там немало проблем, платит по 110 долл.". При этом он не забыл упомянуть, что экспортной пошлины на газ для Белоруссии не существует.
Президент особо подчеркнул, что из-за особого отношения к Белоруссии "Газпром" теряет порядка 2 млрд долл. в год.
Откуда российский президент взял эту цифру понятно: в страны ЕС российский газ продается в среднем по 200 долл. за 1 тыс. кубов, а учитывая, что Белоруссия потребляет в год порядка 20 млрд кубометров газа, получается, что "Газпром" недополучит как раз 2 млрд долл.
Столь показательные заявления Путина относительно Белоруссии вызваны конфликтом, развернувшимся из-за пошлин на российскую нефть.
Напомним, что с 1 января наступившего года Россия ввела для Белоруссии экспортные пошлины на свою нефть, которых ранее в отношении республики не существовало. И теперь российские нефтекомпании должны платить таможенную пошлину за экспорт в Белоруссию 180 долл. за тонну. Таким образом, баррель российской нефти для белорусов подорожал на 25 долл.
В ответ Белоруссия ввела для российской нефти таможенные транспортные пошлины в размере 45 долл. за тонну, что привело к прекращению транзитных поставок российской нефти через Белоруссию.
Как уже сообщалось в "сериале", российский транспортный монополист "Транснефт" остановил поставки по трубопроводу "Дружба". "Белорусская сторона проинформировала "Транснефть" в соответствующих телеграммах, что гарантирует прокачку нефти только при условии оплаты транзитных платежей, что физически невозможно", – заявил вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев.
По словам профильных российских экспертов, введение Белоруссией таможенной пошлины стало явлением беспрецедентным.
"Пошлина взимается либо за экспорт продукта, либо за импорт, но не за транзит", – напоминает аналитик ФК "Мегатрастойл" Александр Разуваев. К отраслевым аналитикам присоединились и юристы.
"Такого нет ни в одной стране мира, – прокомментировала введение пошлин руководитель проектов международной практики юрфирмы "Вегас-Лекс" Екатерина Галашева. – Мировая практика ничего подобного не предусматривает".
Натурально, для урегулирования взаимных претензий в Москву в срочном порядке прилетела делегация правительства Белоруссии во главе с заместителем министра экономики республики Владимиром Найдуновым.
Несмотря на то, что введение пошлин вызвало широкий резонанс, вчера, по словам Найдунова, белорусская делегация привезла в Москву проект соглашения о распределении таможенных пошлин на нефтепродукты, которое поспособствует урегулированию разногласий.
"В проекте нами предложены варианты, которые позволяют взаимно урегулировать вопросы, как связанные с взиманием ввозной таможенной пошлины на нефть, так и с взиманием пошлины на транзит нефти через территорию Белоруссии, – заявил Найдунов. – По нашему глубокому убеждению, наша позиция могла бы способствовать разрешению ситуации".
Несмотря на столь оптимистичный настрой главы белорусской делегации, российская власть 09-го продолжала настаивать на том, что в сложившейся ситуации неправомерно действует именно Белоруссия.
"С точки зрения права введение Белоруссией таможенного платежа за российскую нефть является беспрецедентным, – заявил глава МЭРТ Герман Греф. – это решение нарушает договорно-правовую базу России и Белоруссии, в частности, два межправительственных соглашения и соглашение, заключенное Белоруссией с "Транснефтью".
Судя по заявлениям первых лиц, Москва намерена отстаивать свои интересы до конца. Например, в МЭРТ белорусскую делегацию весь вторник не принимали – на источник в министерстве рассказал, что время встречи долго уточнялось.
Тем не менее, эксперты РФ были уверены, что вопрос об урегулировании пошлин зависел от одного человека, и этот человек – Лукашенко.
Автор во вторник был убежден: в Кремле еще 09-го хотели решить проблему с позиции силы на фоне кажущегося стремления российских министерств уладить разногласия в рамках правового поля. Логика проста: если Россия и дальше будет давить на Белоруссию, Евросоюз недополучит нефти, и виновата в этом будет, прежде всего, Россия.
Белоруссию на Западе рассматривают как часть российско-белорусского единого экономического пространства, если Москва не сможет цивилизованными методами повлиять на Лукашенко, Европа будет предъявлять претензии именно к России. Режим Лукашенко уже настолько надоел Западу, что давить будут на Россию, чтобы Москва перестали его поддерживать.
Стало быть, на конец вторника все зависело от поведения президента Белоруссии.
Между тем повести себя Лукашенко мог по-разному. Эксперты РФ утверждали, что у Белоруссии имелись вполне серьезные рычаги давления на Россию.
В частности, "бацька" имеет в запасе сильнейший ход – "вариант Митволя".
Белорусский участок газопровода Ямал–Европа, принадлежащий "Газпрому", был построен в 2003 году. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы на трассе можно найти множество нарушений природоохранных законов Белоруссии.
В частности, по словам российских же специалистов, на фотографиях из космоса хорошо видно, что ширина землеотвода почти в три раза превышает нормативные 45 метров. Стало быть, по примеру "Сахалина-2", Белоруссия вполне может наложить на "Газпром" многомиллиардные штрафы. И как бы законным способом получить в собственность 51% транзитного газопровода.
Еще вчера автор, затаив дыхание ожидал громогласного заявления Лукашенко о том, что газопровод Ямал–Европа – уродливый шрам на лице "синеокой Беларуси". То есть, по сути, случится вариант "зеркало", в котором Минску пригодятся все наработки "Газпрома" и Олега Львовича Митволя – от незаконной вырубки леса до нарушения экологического режима водоемов. Конечно, с серыми китами и дальневосточными лососями в Беларуси "напряженка", но ведь и пара-тройка миллиардов долларов на дороге не валяются.
Кстати, если кто запамятовал, мы напомним: аккурат после многомиллиардных экологических претензий к проекту "Сахалин-2" его иностранные акционеры согласились на приход "Газпрома".
Между тем в среду состоялся продолжительный телефонный разговор президентов Белоруссии и России, в ходе которого были обсуждены проблемы с нефтяными и газовыми переговорами. Об этом сообщает пресс-служба президента Белоруссии.
"В частности, речь шла об обеспечении Беларуси энергоресурсами, а также о поставках углеводородного сырья в страны Европы. В результате беседы найден компромисс, который позволит разблокировать сложившуюся тупиковую ситуацию, в том числе и касающуюся транзита российской нефти в страны Европы через территорию республики Беларусь. Премьер-министрам Беларуси и России поручено в течение двух дней выработать конкретные предложения по разрешению всех проблемных вопросов и внести их на рассмотрение глав государств к пятнице, 12 января", – сообщает пресс-служба.
Подчеркнем, что это случилось достаточно своевременно. Аккурат в среду Венгрия прибегла к использованию стратегических зaпacов нефти из-зa прекращения ее поставок из России через территорию Белоруссии по нефтепроводу "Дружба", как сообщает Reuters со ссылкой сообщение на венгерского национального новостного агентства MTI.
По сообщению MTI министр экономики Венгрии Янош Кока принял решение об использовании до 15 тыс. т тонн сырой нефти в сутки из стратегических запасов страны в течение следующей недели в связи с прекращением поставок. Он также заявил, что не исключает, что спор между двумя странами, который привел к прекращению поставок российской нефти по нефтепроводу "Дружба", разрешится в течение недели.
Как мы сообщали в предыдущей "серии" "мыльной оперы", аналитики Внешторгбанка также высказывали мнение о том, что пауза в транзите российской нефти в Европу через территорию Белоруссии может продлиться не больше недели, однако они отмечали, что даже за это время российские нефтяные компании понесут серьезные убытки и, возможно, будут вынуждены сократить добычу нефти в январе. При этом, по мнению экспертов, возобновление транспортировки нефти на условиях Белоруссии существенно снизит рентабельность экспорта сырья из России.
Нефтепровод "Дружба", по которому российская нефть транспортируется в Европу, разделяется на два "рукава" на территории Белоруссии. Один идет в Польшу, другой - в Словакию, Чехию и Венгрию. Поставки были прекращены в Польшу, Венгрию и Словакию. Власти восточных земель Германии также подтвердили, что сырье на нефтеперерабатывающие заводы не поставляется.
Кстати, кроме "откупоривания" нефтезакромов, как стало известно около 14.00 (по Киеву) в среду Венгрия начала подготовку для реверсного использования нефтепровода "Адрия". Реверс предпринимается с целью снабжения Венгрии и соседней Словакии нефтью в случае необходимости, сказал министр экономики страны Янош Кока в среду. "Нам потребует 20-30 дней, чтобы быть готовыми для получения нефти (через нефтепровод "Адрия")... первые поставки по морю могут прибыть через 10 дней", - сказал он журналистам после совещания с премьер-министром Ференцом Дюрчанем.
Ранее Янош Кока разрешил использовать до 15 тыс. тонн нефти в сутки из стратегических запасов страны в течение следующей недели в связи с прекращением поставок нефти из России через Белоруссию. Стратегические запасы нефти могут покрывать внутренние нужды страны более чем 90 дней.
В результате конфликта между Белоруссией и Россией, который привел к остановке нефтепровода "Дружба", Украина потеряла почти 50% экспорта нефти. Такое заявление сделал вчера министр топлива и энергетики Юрий Бойко.
"Согласно подписанным контрактам, мы имели 9 млн т прокачки в год. Однако на сегодня Украина терпит убытки и уже потеряла почти 50% своего экспорта, учитывая прокачку нефти по нефтепроводу "Дружба", - отметил он.
"Мы посчитали, действительно за год мы теряем 120 млн долл., то есть 10 млн долл. ежемесячно", - сказал министр.
Он добавил, что в результате конфликта между Россией и Беларусью остановлен также нефтепровод "Одесса-Броды", по которому, согласно ранее подписанным соглашениям, планировалось прокачивать не менее 9 млн тонн в год в направлении Одессы (реверсном направлении).
Он также подчеркнул, что от нефтяного конфликта России и Белоруссии убытки Украины могут составить приблизительно 120 млн долл. в год. Однако он выразил надежду, что нефтяной конфликт будет решен в ближайшее время.
Eдиная система магистральных нефтепроводов "Дружба" - это крупнейший в мире нефтепровод, построенный в советские годы для транспортировки нефти из Сибири в страны Восточной и Западной Европы. Общая протяженность - около 5200 км. Нефтепровод проходит от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря, затем разветвляется на 2 участка: северный (по территории Белоруссии, Польши и Германии) и южный (по территории Украины, Чехии, Словакии и Венгрии). Российский отрезок трубопровода эксплуатируется компанией "Транснефть"; словацкий - компанией Transpetrol, украинский - ОАО "Укртранснафта".
Ранее компании "Укртранснефть", российская "Транснефть" и российско-британская ТНК-BP 26 декабря подписали дополнительное соглашение к договору от 16 ноября 2004 года о прокачке не менее 9 млн тонн нефти по нефтепроводу "Одесса-Броды" в направлении Одессы до 2010 года по маршруту "Мозырь-Броды-терминал "Пивденный".
В этом контексте автор хотел бы подчеркнуть, что достаточно давний, но весьма ожесточенный спор между противниками и адептами реверса "трубы" "Одесса-Броды" получил новые аргументы в пользу аверсной эксплуатации нефтепровода. Это так, в порядке комментария.
Между тем пора поглядеть на зарубежную печать. В прошлый раз мы пытались переводить британскую The Financial Times, нынче ознакомимся с тематической заметкой в штатовской The Washington Post.
"…В этот раз оказались закрытыми краны на нефтепроводе, идущем через Беларусь. Неужели даже это не заставит обеспокоиться тех, кто потребляет эту нефть в Западной Европе?" – вопрошает американское издание.
Три дня назад случилось продолжение попыток России давить на соседнюю Беларусь привело к закрытию нефтепровода в Европу. Таким образом, мы еще раз увидели наглядное подтверждение тому, что агрессивность Кремля и использование энергоносителей в качестве политического инструмента бьет не только по его соседям, но и по западным демократиям. И недели не прошло после того, как правительство Владимира Путина заставило Беларусь согласиться на значительное повышение цен на газ, как оно к тому же попыталось ввести новые высокие пошлины на нефть - при которых Беларусь лишилась бы давней и весьма прибыльной российской субсидии - и прекратило ее поставки. Поскольку по этому трубопроводу российская нефть идет не только в Минск, но и далее в Европу, ее не увидели ни Польша, ни Германия ни другие страны Европейского Союза. У этих стран есть собственные запасы, и какое-то время они продержатся, но сегодня они должны четко себе уяснить: государства, энергобаланс которых зависит от России, могут подвергаться самым непредсказуемым политическим требованиям - а если эти требования не будут выполняться, то им просто прекратят поставлять энергоносители.
Беларусь уже давно остается верной союзницей России; ее президент, автократ Александр Лукашенко, стал настоящим парией на Западе: он обманом побеждал на выборах, убивал и бросал за решетку лидеров оппозиции и поставлял оружие странам-изгоям. Однако соглашение о слиянии его страны с Россией Лукашенко не выполнил - и тем восстановил против себя Путина. Сегодня тот проводит показательную акцию возмездия: энергетические субсидии, за счет которых государственная экономика Лукашенко в последние годы в основном держалась на плаву, прекращены. Теперь президенту Беларуси придется выбирать: либо дать Путину все, что он хочет - либо начать делать Беларусь по-настоящему независимой страной. Поскольку второй выбор предполагает проведение радикальной политической и экономической либерализации, Кремль, пожалуй, не очень-то и рискует. Беларусь уже согласилась передать России контроль над своими газопроводами, хотя этому Лукашенко долгое время сопротивлялся.
Но против энергетического империализма России выступают и другие ее соседи. На прошлой неделе Азербайджан, для которого цены на российский газ также были повышены, просто перестал его покупать; кроме того, он прекратил перекачивать нефть по трубопроводу, который контролирует Россия. Со стороны Азербайджана Путин получил еще один афронт: с месторождения, где вскоре будет начата промышленная добыча, Баку будет поставлять собственный газ в соседнюю Грузию, на демократическое и прозападное правительство которой Москва набросилась в первую очередь. У обеих кавказских стран есть перспектива в ближайшем будущем вовсе избавиться от российской зависимости, и с этой точки зрения их положение значительно лучше, чем положение даже Европейского Союза, получающего от России четверть своего газа.
Власти западных стран с беспокойством смотрят на жесткую игру Путина: вчера они потребовали немедленного возобновления поставок нефти по белорусскому трубопроводу. Однако политики противостояния российской угрозе у них все равно нет. Члены Европейского Союза даже между собой не могут договориться, что делать с Россией - потакать ей, предлагая долгосрочные контракты и капитал для вложений в нефтегазовые проекты, или наносить ответные удары, то есть продолжать требовать от Путина подписать международную Энергетическую хартию, которая ограничит проявления российского монополизма. Теперь, после нападения на Беларусь, о потакании России не должно быть и речи.
Вот такие заметочки сочиняют про Путина и Россию за океаном.
Между тем, не знаю как кому, но мне дальнейшие эволюции вокруг "Дружбы" уже не кажутся столь интересными, чтобы на ни тратить все внимание. Более занятным, как нам представляется рассматривать сам "нефтетранзитный" конфликт Минск-Москва в контексте фактора возмущений, внимательно регистрируя сопутствующие обострению реакции и их эволюцию.
Как это ни странно, начнем с "…Газпрома". Причем, автор предлагает ему выразить… благодарность.
Не надо удивляться, как ни смешно, но за то, что реформы в части энергосбережения или диверсификации поставок энергоносителей хоть и медленно, но все-таки идут, благодарить надо "Газпром", российского газового "бегемота".
Этого монстра связывают, ни много ни мало, с самим Кремлем, при президенте Путине активно использующем энергоносители в качестве одного из самых главных инструментов роста политического влияния новой России. В 2003 году, выступая на праздновании 10-летия "Газпрома", Путин назвал его компанией стратегического значения: "Газпром" - это мощный рычаг экономического и политического влияния России в мире. Вот так, не стесняясь, открыто и честно. Примерно как некогда говаривали русские князья, воюющие с печенегами "неразумными хазарами" и Византией: "Иду на вы" и вся недолга.
Председатель правления "Газпрома" - второй человек Кремля Дмитрий Медведев. Это лишний раз показывает, что в сегодняшней России между самым мощным экономическим центром и центром политической власти сформировался настоящий симбиоз.
В некоторых странах проводимая Кремлем энергетическая политика заставляет власти проводить реформы, диверсифицировать источники энергоимпорта, и даже, как говорят российские эксперты, переориентировать свою внешнюю политику на Европу.
Попытки Кремля использовать энергетическое влияние как инструмент политического давления на соседей действительно постепенно заставляет их поводить в жизнь некоторые реформы.
Совсем недавно Кремль в очередной раз попытался использовать энергоносители в качестве политического оружия против своего западного соседа и, по идее, союзника - Беларуси. "Газпром" предупредил белорусского лидера Александра Лукашенко, что, если он не согласится на повышение цен и продажу "Газпрому" контрольного пакета белорусского транзитного оператора, поставки газа прекратятся. Через трубопроводную систему Беларуси проходит 20% газа, экспортируемого Россией в Западную Европу.
У Путина была и еще одна причина угрожать Лукашенко. Он уже несколько лет пытается официально сделать Россию и Беларусь единым государством. Зимой 2003-2004 года, когда Лукашенко отказался вступать в союз (в кремлевском варианте), "Газпром" уже заворачивал газовый кран, в результате чего в Беларуси и Польше стало не хватать газа, а Германия и Нидерланды вынуждены были, чтобы компенсировать недостачу, тратить топливо из собственных запасов. Через несколько дней "Газпром" возобновил поставки топлива, но через три года вернулся к старой теме вновь. На этот раз президент Беларуси согласился на повышение цен и даже на то, чтобы продать "Газпрому" ту часть трубопроводного оператора, которую тот требовал - для России это стратегическое достижение. Но вступать с Россией в союз он все же не стал.
Беларусь - не уникальный случай. "Газпром" в самых разных странах содружества независимых государств и Восточной Европы использует свое преимущественное положение для взвинчивания цен и установления контроля над местными и транзитными трубопроводами. В прошлом году президент Украины Ющенко со товарищи отказался выполнять оба эти требования - и "Газпром" устроил "новогоднее шоу" - отключил газ.
По словам представителей самого "Газпрома", компания просто решила покончить с субсидиями и перейти на мировые цены.
Всемирную торговую организацию, Соединенные Штаты и Европейский Союз это в общем и целом устраивает, но также они резонно указывают на то, что "Газпром", одной стороны, пользуется своим влиянием за границей, а с другой - не вводит при этом мировые цены на энергоносители внутри страны и не предоставляет иностранным компаниям доступ к своей огромной транзитной сети, то есть, не ратифицирует Энергетическую хартию.
Например, в прошлом году, когда Грузия отказалась передать России контроль над своими газопроводами, "Газпром" ответил предупреждением, что в этом случае цена на газ поднимется до мирового уровня. Об этом требовании стало известно непосредственно перед декабрьским саммитом НАТО, когда Грузия ждала от европейцев или американцев четкого сигнала о том, что когда-нибудь и она сможет стать членом Альянса. И Грузия приняла на себя огромные газовые издержки. Для нее это цена, которую предстоит заплатить за отрыв от Москвы.
У Молдовы, энергетический баланс которой тоже зависит от России, также практически не оставалось выбора - пришлось согласиться на повышение цен. Поставки в Молдову "Газпром" перекрыл незадолго до выборов 2005 года, которые коммунисты во главе с Владимиром Ворониным выиграли, пообещав проводить политику дальнейшего сближения Молдовы с ЕС и НАТО. С тех пор в Молдове и начались постепенные реформы.
Однако Воронин не забыл, что Россия его запугивала, и стал грозить ей блокированием вступления России в ВТО, если Россия не отменить эмбарго на ввоз молдавских вин и мяса, с помощью которого Москва также пыталась заставить Молдову отдать свою газораспределительную сеть. В ноябре Россия сняла эмбарго, но трубопроводную сеть все-таки забрала себе.
Такую же политику Россия пытается проводить и в Армении - ближайшей союзнице Москвы в СНГ. На сей раз Россия хотела перекупить электросети, а когда Армения отказалась, Россия отказалась субсидировать поступающие туда энергоносители. В итоге в сентябре прошлого года Армения продала свои сети российской государственной компании. Россия и на Украине не оставляет попыток купить местные газопроводы, через которые в Европу идет 80% газового экспорта.
А теперь о парадоксах.
Со стороны может показаться, что все эти приобретения - сплошные успехи Путина. Но на практике, утверждают независимые авторитетные профильные эксперты, Россия настолько беспардонно играет энергетическими мускулами, что уже настроила против себя весь регион, тем более что дополнительная прибыль и приобретение газопроводов никак не используются для вложений в собственную энергетическую инфраструктуру. Жесткость российской политики настолько вывела из себя некоторые страны, что они начали проводить реформы с целью снизить свою зависимость от нее.
Не надо быть маститым углеводородным или просто энергетическим гуру, чтобы прийти к выводу: очень часто кремлевские методы оказывались контрпродуктивными.
Такая политика кажется странной. Если страна соглашается на повышение цен на энергоносители, Россия теряет возможность ее шантажировать. В результате кремлевской политики некоторые страны начинают диверсификацию импорта энергии, реструктурируют энергетический сектор и начинают гораздо теснее сотрудничать друг с другом. Раньше никто не задумывался о зависимости от российского газа. Сегодня вследствие проводимой "Газпромом" политики отношение к нему меняется во всем регионе. Наблюдаются гораздо более активные действия по диверсификации, гораздо более активные поиски альтернативных источников энергии. Перемены, конечно, не произойдут в одночасье, но они хотя бы начались…
А теперь, в продолжение сегодняшней "нестандартной" серии нашей мыльной оперы, рискнем немного позубоскалить над эволюциями официальной российской пропаганды. Еще раз напомним: для нас дальнейшая "кухня" развития московско-минского конфликта неинтересна, важны сопутствующие события и факторы.
Итак, об эволюциях российской официальной пропаганды. Если кто "не в теме", напомним: в соседней стране де-факто действует госмонополия на СМИ, поэтому российское население потчуют исключительно официальной интерпретацией того или иного значимого события. Вопрос об атрофировании самостоятельного мышления у обывателей РФ сейчас не стоит, хотя и небезинтересн. С академической точки зрения. Вернемся к пропаганде.
Прежде всего надо сразу же отметить: российскую государственную пропаганду губит слишком быстрая смена ориентиров и привычка к форс-мажору.
Принцип работы государственной пропагандистской машины известен давно: деятельность политически положительного героя рисуется исключительно благоприятно, ну а о противнике власти, напротив, нельзя сказать ничего хорошего. Метода эта была отработана давно и неоднократно давала уже в наше время и в современных условиях блестящий для пропагандистской кремлевской машины эффект – соответствующие рейтинги тому подтверждение. Однако не бывает идеально действующих механизмов. Даже если он сам по себе функционирует по-прежнему хорошо, проблемой становится любая внештатная ситуация.
Долгие годы российская пропаганда искренне и от всего сердца любила белорусского лидера Александра Лукашенко. После нескольких конфликтов середины 90-х, когда официальный Минск всерьез сцепился с федеральными российскими телеканалами, отношение к решительному "бацьке" было в целом доброжелательным. Возможно, лично Лукашенко и не вызывал сильного прилива положительных эмоций, однако выстроенная им жесткая вертикаль власти и решительность по отношению к оппозиции не могли не импонировать путинской Москве. Не лишним был и процесс объединения России и Белоруссии, создававший необходимое пространство для политического маневра. Однако по мере нарастания "транзитно-энергетического конфликта" фигура Лукашенко рисовалась во все более мрачных тонах, совпадающих по странной случайности с оценками, которые давались белорусскому лидеру минскими и московскими оппозиционерами.
Вот председатель сенатского комитета по международным делам Михаил Маргелов заявляет в интервью агентству "Интерфакс", (которое, кстати, прошло практически незамеченным) что "антидемократические правительства, подобные нынешнему руководству Белоруссии, имеют обыкновение "дружить только в одну сторону", эксплуатируя друзей ради упрочения своей власти, и такая дружба наносит ущерб России". Происходящее подвигает Маргелова и на более масштабные политические выводы: "Еще менее выгодно строить союзы с такими правительствами, а не с народами стран, где они (недемократические правительства) волею судеб правят. Нынешние торговые недоразумения между Россией и Белоруссией являются всего лишь очередным подтверждением этого правила".
В том, что Маргелов заговорил, как махровый либерал, нет ничего удивительного – ситуация вынуждает и требует. Когда российское руководство ссорится по нефтегазовым поводам с "оранжевой" Украиной, надо поминать борьбу с чуждым влиянием, когда с государственно близкой Белоруссией – и про демократические ценности поговорить сам Бог велел.
Однако в таких ревизиях-эволюциях точек зрений для пропагандистской машины РФ таят в себе риски небольшого инсульта.
В принципе, современная Россия достаточно далека от мира описанного в антиутопии Оруэлла "1984". Это там можно было менять государственных врагов как перчатки. Если в последние годы население убеждали в том, что есть неспокойная и нестабильная "оранжевая" Украина и есть процветающая и стабильная Белоруссия, то достаточно непросто одним махом объявить последнюю зоной бедствия, а ее лидера – не слишком адекватным политиком.
И, даже если социологические опросы покажут "правильный" результат, осадок непременно останется. Чем больше осадок, тем менее эффективна работа всего пропагандистского аппарата. Кульбиты происходят ведь не только во внешней, но и во внутренней политике.
Четыре года подряд, с 2000-го по 2004-й, российские граждане регулярно получали из государственных СМИ информацию о том, что работой правительства руководит компетентный и крайне умелый Михаил Касьянов. Исходя из того, что было сказано об этом же человеке за последний год, непонятно, как назначавший Касьянова на эту должность Владимир Путин вообще разрешал ему переступить порог Белого дома. Весь фокус в редко встречающемся на просторах РФ человека с приличной памятью.
У памятливого гражданина, не посвященного в тонкости кремлевской политики, может возникнуть вполне резонное недоумение. И примеров таких можно вспомнить достаточно.
Советская пропаганда сломалась на несоответствии картинки и реальности, путинская начинает зависать-сбоить из-за слишком быстрой смены картинок.
На самом деле системная проблема государственной пропаганды в том, что она работает все время в кризисном, форс-мажорном режиме. Это включает в себя и преобладание частных решений над стратегическими, и несколько истерический подход к освещению любой проблемы (любить так любить, ненавидеть так ненавидеть), и отсутствие простора для маневра. Поправить тут что-либо сложно, поскольку пропаганда у наших дорогих соседей всего лишь часть всего государственного устройства, также почитающего форс-мажор за норму.
Самое забавное в этом контексте то, каким именно образом высокие договаривающиеся стороны (Минск и Москва) преподнесут официальную версию возврата к добрососедским и даже союзным отношениям. Впрочем, для нетребовательной российской публики сойдет любой, даже топорный вариант. Лишь бы его озвучил Владимир Владимирович.
При подготовке настоящей серии "мыльной оперы" использовались материалы с сайтов: bloomberg.com, ap.org, reuters.com, www.mineral.ru, www.washingtonpost.com, www.ft.com, www.thisismoney.co.uk, www.observer.co.uk.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас