Страсти по Сахалину. ЕБРР cворачивает кредитование "Сахалина-2", Меркель пригрозила Москве — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страсти по Сахалину. ЕБРР cворачивает кредитование "Сахалина-2", Меркель пригрозила Москве

Энергетика
840
69-я серия.
Итак, приход года Свиньи не стал такой уж сенсацией. Подобное событие случается через каждые 365 или 366 (кому как повезет) дней а отличаются они лишь чередованием зверушки-слогана наступившего года. Так что принципиально нового в новом, 2007 году мы ничего не увидим. Похоже, и тема "сахалинов", доставшаяся Свинье от Собаки, постепенно становится традиционной и где-то неисчерпаемой.
Прежде всего, обмолвимся: новогоднего "вентильного шоу" не было, хмельным работягам и "говорящей голове" "Газпрома" Сергею Куприянову а также кое-кому из топ-менеджмента корпорации дали выспаться и не позориться на всю новогоднепраздничную планету со своими вентилями. Газпрому и республике Беларусь за несколько часов до Нового года удалось-таки договориться о поставках газа в эту "союзную", как это ни парадоксально, страну. "Нюансы-подробности" многострадального контракта неинтересны, поэтому мы на них остановимся ниже, главное, что "Газпром" таки наложил свою лапу на газотранспортную систему республики.
Итак, обещанные подробности. "Газпром" и Белоруссия в ночь на 1 января 2007 года подписали соглашение о поставках в республику российского газа.
Российский газ будет поставляться в Белоруссию по цене 100 долл. за тысячу кубометров - на 5 долларов дешевле, чем предполагалось ранее.
"Цена газа составит с Нового года 100 долл. деньгами и в дальнейшем она будет рассчитываться по формуле цены, установленной в контракте", - сообщил в первые минуты 2007-го года глава "Газпрома" Алексей Миллер.
Он добавил, что "Газпром" в течение 4 лет выкупит половину акций Белтрансгаза. "Мы оплатим свою долю - 2,5 миллиарда долларов - равными долями в течении 4 лет", - сказал Миллер.
Стоимость транзита российского газа по территории Белоруссии с 2007 года вырастет почти в два раза и составит 1,45 долл. за тысячу кубометров на 100 километров. Миллер подчеркнул, что такая цена транзита будет зафиксирована на ближайшие 5 лет.
Напомним, что российская сторона предложила Белоруссии покупать газ в 2007 году по цене 105 долл. за тысячу кубометров. Эта цена формируется исходя из того, что 75 долл. за каждую тысячу кубометров Белоруссия будет оплачивать в денежном выражении, а 30 долл. - акциями компании Белтрансгаз. Белорусскую сторону такие расценки не устраивали.
"Газпром" заявлял, что, если соглашение не будет подписано, с 10.00 01 января 2007 года прекратит поставки газа белорусским потребителям. Для переговоров с российским газовым монополистом в Москву 31 декабря 2006 года прибыла белорусская делегация во главе с первым вице-премьером республики Владимиром Семашко.
Несмотря на то, что официальный представитель "Газпрома" Сергей Куприянов в воскресенье вечером заявил, что соглашение планируется подписать "до боя курантов", до последних минут было не ясно, удалось ли воплотить это намерение в жизнь. По словам источников, близких к переговорам, соглашение было подписано в 23.58 (по Москве).
А тем временем Минск продемонстрировал, что он не так прост, как кажется на первый взгляд.
Белорусский государственный концерн "Белнефтехим" заявляет, что официально уведомил российскую компанию "Транснефть" о введении с 1 января таможенной пошлины на нефть. Как сообщили в концерне, правительством было принято решение о введении таможенной пошлины с 1 января в размере 45 долл. за тонну нефти. В "Транснефти" заявили, что не располагают информацией о введении Белоруссией экспортной пошлины на российскую нефть.
Россия получила официальное уведомление от Белоруссии о вводе пошлин на транзит российской нефти, но считает, что разгорающийся торговый диспут не нарушит нефтепоставки в Европу, заявил глава пресс-службы президента России Дмитрий Песков. Как заявил Песков, в данном случае речь идет о двусторонних отношениях между Россией и Белоруссией, и поставкам энергоресурсов в третьи страны угрозы нет. По его словам, Москва неоднократно доказывала свою надежность в качестве поставщика.
В Минэкономразвития России считают, что введение Белоруссией пошлин на транспортируемую российскую нефть противоречат действующим торгово-экономическим соглашениям, говорится в сообщении пресс-службы министерства. "Пошлиной могут облагаться только те товары, которые либо производятся, либо потребляются на территории страны, принимающей решение о введении пошлины", - отмечает министерство.
Оно напоминает, что в соответствии с соглашением России и Белоруссии о свободной торговле от 13 ноября 1992 года каждая сторона должна обеспечить беспрепятственный транзит через ее территорию товаров, происходящих с таможенной территории другой стороны. "Минэкономразвития рассчитывает на незамедлительное получение от белорусских коллег информации о конкретных сроках приведения белорусского законодательства в соответствие с имеющимися двусторонними торговыми соглашениями. Ограничение свободы транзита товаров может негативным образом отразиться на реализации планов дальнейшей интеграции между обеими странами, в том числе планов формирования таможенного союза", - подчеркивается в сообщении.
Итак, российская сторона получила официальное уведомление Белоруссии о ведении дополнительных пошлин на транзит нефти, сообщил в четверг официальный представитель Кремля Дмитрий Песков. По его словам, решение Минска не угрожает поставкам нефти в Европу. "Речь идет об отношениях России и Белоруссии, но ничто не помешает поставкам топлива третьим странам. Россия много раз показывала себя надежным поставщиком", - сообщил Песков агентству Reuters.
Российские власти и нефтяные компании не демонстрируют особой озабоченности по поводу решения Минска.
Эксперты говорят, что Москва и так старается переориентировать нефтяников на экспортные каналы, которые не проходят через транзитные территории, и нефтепровод "Дружба" уже доживает последние годы.
Особого беспокойства тем, что Минск будет взимать 45 долл. за каждую тонну нефти, транспортируемую по нефтепроводам республики, российские нефтяные компании в четверг не высказывали.
Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев сказал агентству Reuters, что он сомневается в правомочности действий Минска.
"Белоруссия не имеет право вводить какие-либо дополнительные экспортные пошлины на нефть, которая находится в собственности России. Транзитные пошлины оговариваются межправительственными соглашениями, и их условия не могут быть изменены без согласия России", - говорит Григорьев.
Министерство экономического развития России, повторимся, в свою очередь указало на то, что решение Белоруссии противоречит международным правовым нормам. "Пошлиной могут облагаться только те товары, которые либо производятся, либо потребляются на территории страны, принимающей решение о введении пошлины", - сказано в сообщении пресс-службы министерства. Представители министерства также подчеркивают, что Белоруссия нарушает действующие между двумя странами торгово-экономические соглашения.
"В соответствии с Соглашением о единых условиях транзита через территории государств-участников Таможенного союза от 22 января 1998 года, товары, находящиеся в транзите, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформление, а также от применения к товарам мер экономической политики", - говорится в пресс-релизе.
Главный редактор агенства RusEnergy Михаил Крутихин в интервью ВВС сказал, что действия Лукашенко окажут незначительный эффект на российский нефтяной бизнес.
"Политика российских властей и так состоит в том, чтобы заставить компании качать нефть не через трубопровод "Дружба", а через другие экспортные каналы, которые не проходят через транзитные территории, - говорит Крутихин. - Нефтепровод, пролегающий по территории Белоруссии, и так доживает последние годы: он технически изношен, ремонтировать его никто не собирается".
По словам эксперта, в ближайшем будущем объемы добычи нефти в России сильно не возрастут. Ту, что будут добывать, по его словам, можно будет транспортировать в Европу через Балтику и Черное море.
Он также напомнил, что Россия пытается переориентировать нефтяной экспорт на Восток. "Сейчас строится трубопровод, ведущий в сторону Тихого океана и Китая. И именно этот в регион "Газпром" и крупные российские нефтяные компании начнут экспансию в ближайшем будущем",- говорит Крутихин.
Многие расценивают новые пошлины как ответ на повышение цены на топливо со стороны России. Четыре дня назад Белоруссия была вынуждена согласиться на условия "Газпрома", поднявшего более чем вдвое цену на газ для Белоруссии. Москва также объявила, что с 2007 года введет ранее не существовавшую пошлину на экспорт нефти в Белоруссию в размере 180,7 долл. за тонну.
По словам премьер-министра Белоруссии Сергея Сидорского, исходя из расчетов, таможенная пошлина на январь установлена на уровне 45 долл. за тонну нефти. Плательщиком определена российская компания "Транснефть", монопольный транспортировщик нефти по трубам.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в I квартале текущего года России должны быть направлены предложения по оплате всех услуг, которые она получала в Белоруссии бесплатно, начиная от военных объектов и заканчивая транзитом.
Между тем, как мы уже сообщали в первых в 2007 году "Итогах дня", были достигнуты договоренности о поставках "голубого топлива" в Молдову и Латвию.
Обострение на "европейском направлении" и несмотря на постновогоднее новостное затишье, о "сахалинах" все-таки вспоминают.
Аккурат 03 января, как сообщает британская Daily Telegraph, акционеры нефтегазового проекта "Сахалин-2" в январе планируют начать переговоры с четырьмя кредиторами проекта, включая Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
"Shell, Mitsubishi и Mitsui должны провести переговоры с четырьмя потенциальными кредиторами о том, по-прежнему ли эта четверка намерена инвестировать в проект", - пишет британская пресса.
"Переговоры должны начаться в этом месяце на фоне того, что один из четырех потенциальных кредиторов - Европейский банк реконструкции и развития - не хочет предоставлять заем в 400 млн долл., так как проект начинает переходить во владение государства", - отмечает издание.
И вправду, как стало известно на следующий день, сведения подтвердились: Европейский банк реконструкции и развития готов покинуть "Сахалин-2".
После того как "Газпром" завладел 50%+1 акция проекта "Сахалина-2", возникли проблемы с кредитованием проекта. В мировой прессе были опубликованы сообщения о том, что один из потенциальных кредиторов, Европейский банк реконструкции и развития, вероятно, откажется от участия в финансировании.
Руководитель пресс-службы Энтони Вильямс ЕБРР прокомментировать эту информацию следующим образом: "Решения по поводу финансирования пока принято не было. Однако последние события показывают, что может случиться так, что участие банка в проекте уже не будет столь необходимым". От дальнейших комментариев Энтони Вильямс отказался.
Как считают обозреватели "Немецкой волны"(Deutsche Welle), в переводе с дипломатического это заявление можно расценивать как еще не официальный, но все же окончательный отказ в предоставлении кредита. Очевидной является связь между этим решением и продажей иностранными акционерами проекта 50% плюс одна акция "Газпрому". Можно предположить, что банк не хочет финансировать проект, в котором России принадлежит контрольный пакет акций.
Кстати, автор еще раз обращает внимание своих оппонентов-скептиков, пытающихся оспаривать аксиому: инвесторы предпочитают работать с частным бизнесом, на это обстоятельство. "Газпром" де-факто казенная структура, отличающаяся от многих подобных лишь тем, что ее "крышует" Кремль а она за это несет дополнительные служебные обязанности: во-первых, является предвыборным "кошельком" Кремля и, во-вторых, служит одним из главных инструментов во внешнеполитической деятельности России.
Продолжая препарацию новостной ленты, автор наткнулся на "почти сенсацию".
Оказывается, фрау Меркель может быть жесткой в отношении Москвы и отмахнуться от назойливого лоббирования части немецкого бизнеса, завязанного на Россию, интересов "Газпрома" "в Европах". Полагаю, силы и твердости федеральному канцлеру добавило то обстоятельство, что уже с 01 января года Свиньи ФРГ, сменив Финляндию, "по графику" возглавила Евросоюз.
Итак, Европа может заблокировать экспансию российского бизнеса, если Москва будет чинить препятствия европейским инвесторам. Такое заявление в одном из интервью сделала канцлер Германии Ангела Меркель, ставшая у руля Евросоюза.
"Я считаю, что Россия имеет законное право добиваться большего доступа на рынки Западной Европы. При этом должен действовать принцип взаимности", - сказала Меркель. "Если будут создаваться препятствия, чтобы защитить российские компании от европейских инвесторов, то не стоит возмущаться, если европейцы предпримут ответные действия", - цитирует Associated Press слова канцлера Германии.
Профильные и политические аналитики предполагают, что жесткое интервью Меркель стало реакцией на первоначальное решение российских властей не допустить иностранные компании к разработке Штокмановского месторождения, а также приобретение Газпромом контрольного пакета проекта "Сахалин-2".
Напомним, что в конце декабря "говорящая голова" (пресс-секретарь) "Газпрома" Сергей Куприянов сообщил, что российский газовый холдинг не исключает участия иностранцев в разработке Штокмановского проекта. Однако речь может идти не об обмене активами, а о подрядных работах с оплатой деньгами услуг подрядчика или созданием совместного предприятия. В качестве примера было названо ЗАО "Ачимгаз", созданное в июле 2003 года Газпромом и немецкой Wintershall AG (BASF).
Изрядное беспокойство на Западе вызвала и недавняя покупка Газпромом контрольного пакета акций проекта "Сахалин-2". В частности, озабоченность достигнутой сделкой высказал глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.
Автор еще раз перечел кусок материала, связанный с демаршем фрау Меркель и пришел к выводу о его (куске материала) чрезмерной лаконичности и однобокости. Между тем, как нам представляется, главная "изюминка" спича Меркель кроется отнюдь не антироссийской строгости.
Вся соль публичной активности федерального канцлера в том, что Меркель намерена форсировать экономические связи ЕС и США. Собственно, при Меркель отношения ФРГ и США заметно потеплели.
Основой дальнейшего развития трансатлантического сотрудничества может послужить опыт ЕС в создании внутреннего рынка, считает канцлер ФРГ Ангела Меркель накануне визита в США.
Напомним, что федеральный канцлер Германии Ангела Меркель 4 января улетела в США, где она встретилась с президентом Джорджем Бушем. За день до отъезда Меркель заявила, что она придает большое значение укреплению экономического сотрудничества между Соединенными Штатами и Евросоюзом.
В первой половине 2007 года Германия будет выполнять функции председателя Евросоюза. Председательство в ЕС открывает для страны возможность продвигать важные с ее точки зрения европейские темы. В 2007 Германии перешло и председательство в G8. В рамках неформального клуба ведущих промышленно развитых стран мира осуществляются консультации на высшем уровне по политическим и экономическим вопросам.
Напомним, что стремление к сближению с ФРГ высказывалось и Вашингтоном. В июле 2006 года Джордж Буш побывал в Германии по приглашению Ангелы Меркель. Важное место в списке приоритетов канцлера Ангелы Меркель, представляющей в данный момент руководство двух организаций, занимает вопрос развития экономических связей с США. О намерении канцлера способствовать укреплению сотрудничества ЕС-США заявил недавно пресс-секретарь правительства Германии. Более конкретно очертила круг вопросов в сфере европейско-американского сотрудничества сама Ангела Меркель в интервью Financial Times. Интервью канцлера было опубликовано в немецком и британском выпуске газеты 3 декабря.
Ангела Меркель заявила, что для нее тема углубления европейско-американского сотрудничества имеет "стратегическое значение". Ее канцлер намерена обсудить на предстоящем в апреле саммите Евросоюза и США. Американская и европейские экономические системы "основываются на общих ценностях", подчеркнула канцлер.
Ангела Меркель указала на области, в которых США и ЕС по ее мнению следует развивать сотрудничество. Патентное право и механизмы контроля за финансовыми рынками можно было бы совершенствовать в рамках трансатлантического партнерства, считает канцлер. "Следует следить за тем, чтобы мы не удалялись друг от друга, а шли на сближение в тех областях, где сотрудничество было бы выгодным для обеих сторон", - заявила Ангела Меркель. "Потери на трение" возникают, например, в области патентного права, которое по-разному функционирует в США и Европе. Экономики ЕС и США могут, по мнению Ангелы Меркель, "сократить расходы и усилия при выходе на биржу, при установлении технических стандартов"
Как ЕС, так и США ведут "жесткую конкуренцию" с азиатскими рынками, а в будущем в нее вступят и латиноамериканские рынки, сказала Ангела Меркель. "Важно объединить усилия и совместно добиваться реализации общих интересов в международном контексте, как, например, в вопросе о защите интеллектуальной собственности", - заявила канцлер.
Европейский опыт в создании внутреннего рынка следует использовать в трансатлантических отношениях, считает Ангела Меркель. В условиях усиливающейся глобализации этот опыт может стать "хорошим фундаментом для трансатлантических связей", указала канцлер. Подобное партнерство не направлено против кого бы то ни было. Попытки оградиться от азиатских стран канцлер назвала "бессмысленными".
В отношениях с Россией Германия ищет баланс между экономическими интересами и необходимостью требовать от российского партнера соблюдения демократических принципов. Financial Times указывает, что, ссылаясь на опыт внутреннего рынка ЕС, Ангела Меркель конкретизировала идею создания трансатлантической зоны свободной торговли (Tafta). Идея эта, пишет газета, уже некоторое время курсирует в кругах Христианско-демократического союза, председателем которого является Ангела Меркель.
На повестку дня G8 в 2007 году Ангела Меркель намерена вынести вопрос о хедж-фондах. Значение этих фондов в мире растет, а между тем они менее прозрачны, чем другие инструменты на рынке капитала, указала канцлер.
В интервью газете Ангела Меркель вновь выразила беспокойство положением прав человека в России. "Я постоянно говорю президенту России, что в обществе могут существовать разные мнения, и это нормально. Это следует принять как должное", - подчеркнула Ангела Меркель.
Об укрепление трансатлантический связей (контесте согласованной политики ЕС-США в отношении Москвы) свидетельствует и нижеследующий "ньюс".
Приступающий в четверг к работе Конгресс США нового, 110-го созыва, как ожидается, усилит контроль за внешней политикой администрации Джорджа Буша в отношении России. Такой прогноз содержится в докладе о приоритетах "демократического" Конгресса. "Конгресс, вероятно, продолжит и даже усилит контроль за внешней политикой США по отношению к России в том, что касается общего внутриполитического развития в этой стране, а также отношений России с ее соседями", - говорится в докладе, подготовленном управлением по иностранным делам, обороне и торговле исследовательской службы конгресса США.
А сейчас мы пойдем по общепринятому в нашем "сериале" и прочих обозрениях пути. На финише старого или в дебюте нового годов принято делать разнообразные прогнозы. Гадать на кофейной гуще и прочих привычных атрибутах оракулов.
Итак, президент РФ Владимир Путин поздравил с наступающим Новым годом лидеров стран G8, СНГ, Китая и Индии, не теряя возможности позиционировать Россию в качестве мировой державы. Влияние-де России на мировой арене за минувший год укрепилось и продолжает расти - как минимум потому, что спрос на энергоресурсы в 2007 году вряд ли уменьшится. Судя по заявлениям министра иностранных дел Сергея Лаврова, в Кремле сохраняются ожидания, что Россия должна играть в мире на равных с США и ЕС.
Впрочем, убедить в этом Запад до сих пор не получилось, и вряд ли удастся в 2007 году. Во многом потому, что, помимо энергетики, где "Газпром" ведет себя подобно распоясавшемуся рэкетиру начала 90-ых прошлого столетия, России больше ни в какой иной сфере доминировать не удается.
А теперь вариант прогноза развития событий.
Евросоюз будет поглощен внутренними проблемами, акцентируя ("переваривая"?) Румынию и Болгарию. ЕС возглавила Германия, которая все больше правеет и обособляется в качестве крупного игрока, действующего без оглядки на Брюссель.
Тем не менее при Ангеле Меркель, как считают авторитетные политические гуру в самой ФРГ, рассчитывать на поддержку Берлина России не стоит.
Главная задача Германии - добиться консенсуса между странами ЕС и показать, что Берлин может руководить ими без диктата. Ради этого Германия готова пожертвовать своими особыми отношениями с Россией. В Европе пришли к власти проамериканские политики. Ставка будет делаться на укрепление трансатлантических связей. Это очень важное, как мы полагаем, обстоятельство.
На севере Южной Америки будет развиваться идеологическая и экономическая альтернатива доктрине Монро при одновременном укреплении связей с Китаем. Фидель Кастро, скорее всего, окончательно отойдет от дел, и его духовным преемником станет Уго Чавес. Венесуэла продолжит спонсировать левые силы в Латинской Америке дешевой нефтью. При этом "квазисоциалистический" блок с общим рынком (Боливия, Венесуэла, Куба) продолжит конкурировать со все еще лояльными США, Бразилией, Аргентиной и Чили. Увязшие на Ближнем Востоке США на радикальные меры в отношении Чавеса не решатся хотя бы потому, что 15% потребляемой в США нефти завозится из Венесуэлы.
В Азии обострится борьба за региональное лидерство между Китаем и Японией. Китай будет наращивать потребление нефти и газа, и это во многом определит его экспансию в Средней Азии, Африке и Латинской Америке, а также обострит спор с Японией за ресурсы шельфа Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей.
Япония будет вооружаться.
США постараются избежать открытого противостояния с Китаем, но продолжат окружать его кольцом союзников из Японии, Пакистана, Индии и Южной Кореи.
На Ближнем Востоке основные очаги напряженности сохранятся, но, по мнению экспертов, напасть на Иран до конца года американцы не решатся. Не появится в Иране в 2007 году и атомная бомба.
Хуже дела обстоят с Ираком: казнь Саддама Хусейна а также его ближайших подельников и возможное сокращение американского контингента могут привести к распаду страны.
На постсоветском пространстве сохранится доминирование "Газпрома", поскольку привлекательной для соседей идеологии у России как у государства нет, а политика Кремля больше похожа на корпоративную.
Грузия и Азербайджан, возможно, выйдут из СНГ. На Украине сохранится двоевластие и нестабильность.
Казахстан будет наращивать поставки нефти и газа в обход России.
Союзниками Москвы останутся Узбекистан, Киргизия, а также Армения и Белоруссия, которым больше не на кого опереться. Но формат союзничества изменится - после нефтегазового ультиматума Минску оно окончательно перестало быть добровольным.
Натурально, по традиции же, попытаемся изложить мнение западной прессы по поводу недавнего обострения между Минском и Москвой, ставшее своеобразным "моментом истины" на действительный статус "союзного государства" и дающего серьезный повод для отечественных политиков о перспективах "полноценного" членства Украины а Едином Экономическом пространстве а Казахстану – о статусе участника ЕврАзэс.
Впрочем, по порядку.
Вновь контролируемый Кремлем "Газпром" на исходе 2006 года угрожал перекрыть газ соседней стране. В прошлом году это была Украина, на этот раз - Белоруссия. Натурально, Европа в очередной раз замерла в нехорошем предчувствии, поскольку этот шаг мог нанести удар по поставкам топлива конечным потребителям в Польше и Германии. Но надвигающиеся политические разногласия отвлекают внимание европейских промышленников и политиков от гораздо более серьезного вопроса: перспективы значительного снижения объема производства российского газа к 2010 г.
На первый взгляд, перспектива значительного дефицита поставок кажется невероятной. В конце концов, Россия обладает 47 триллионами кубометров доказанных запасов газа. Но как показывает более пристальный анализ, в частности исследование, проведенное бывшим заместителем министра энергетики России Владимиром Миловым и Международным энергетическим агентством, производство газа в России характеризуется двумя важными чертами.
Во-первых, большая часть газа добывается на старых, сверхгигантских, но истощающихся месторождениях в Надым-Пур-Тазовском регионе (НПТ) и месторождении Заполярное, разработка которых началась в советские годы.
Во-вторых, не вкладываются инвестиции в разработку новых крупных месторождений газа.
Когда "Газпрому" напоминают об этом, он, "обижаясь" отвечает, что в соответствии с рекомендациями МЭА ежегодно тратит на развитие инфраструктуры 11 миллиардов долл. Но проблема в том, что он делает не те инвестиции. "Газпром" инвестирует не в новые газовые скважины, трубопроводы и компрессорные станции, а в экспортную инфраструктуру, например, Северо-Европейский газопровод, который должен соединить Россию с Германией, и зарубежные активы в энергетической сфере. Истощение существующих нефтяных месторождений и отсутствие инвестиций в новые предвещают возникновение крупной проблемы с поставками.
По оценкам Милова, ныне возглавляющего московский Институт энергетической политики, к 2010 г. разрыв между поставками "Газпрома" и ожидаемым спросом может составить 126 миллиардов кубометров. Чтобы поместить эти цифры в реальный контекст, сообщим, что в 2005 г. Европейский Союз импортировал из России примерно 155 миллиардов кубометров газа. Но хуже того, есть резонные основания опасаться, что разрыв в 126 миллиардов может возрасти. Милов предполагает, что государства Центральной Азии смогут ежегодно поставлять 105 миллиардов кубометров.
К сожалению, есть основания сомневаться в том, что центральноазиатские месторождения, еще более недоинвестируемые, чем российские, могут произвести такой объем газа. Даже если они произведут 105 миллиардов кубометров, то, по данным МЭА, в Россию они отправят не больше 50 миллиардов по одной причине: система трубопроводов обветшала.
Также вызывает озабоченность темп подключения к газовым магистралям российских жилых домов и предприятий, вызывающий еще большее повышение спроса. Кроме того, опасения вызывает начавшееся истощение месторождений НПТ.
В связи с наличием целого ряда переменных сложно дать точную оценку надвигающемуся дефициту. Но, вероятно, разрыв составит от 125 до 200 миллиардов кубометров. Даже при минимальном показателе такой дефицит может нанести существенный урон поставкам в ЕС.
Кстати, пострадать больше всех может главный западный союзник России Германия, поскольку она является конечным пунктом российской системы поставок и закупает больше российского газа чем любая другая страна Западной Европы. Строительство Северо-Европейского газопровода будет завершено только к 2010 г., но и тогда встанет вопрос о том, хватит ли для него газа.
Но одно лишь открытие новых газовых месторождений не решит проблемы. ЕС должен уже сейчас искать другие решения. К счастью, один ответ у Еврокомиссии уже готов: это либерализация рынка. Самый надежный способ снижения дефицита поставок - открытие газового рынка ЕС для конкуренции. Единый газовый рынок должен быть создан как экономически, путем отделения владельцев трубопроводов от поставщиков, так и физически, путем создания новых соединительных трубопроводов.
Скептики могут задать вопрос: "Откуда же пойдет газ?".
Отчасти ответ является типично рыночным: крупный единый рынок будет способствовать инвестициям и обеспечит более эффективное распределение ресурсов.
Однако есть и более конкретный ответ, и он дан в Великобритании. Недавно либерализованный британский рынок пополнился новым трубопроводом с норвежского месторождения Ланглед и тремя новыми терминалами по сжижению газа.
По данным британского энергетического ведомства Ofgem, к 2008 году британский газовый рынок сможет производить до 75 миллиардов кубометров газа сверх своих потребностей. Если возрастет пропускная способность соединительных трубопроводов под Ла-Маншем, то газ с британского узла может сыграть важную роль в восполнении дефицита поставок из России.
Если ЕС хочет заранее подготовиться к надвигающемуся дефициту российского газа, то ему нужно последовать британскому примеру.
Брюссель в своем обзоре энергетического сектора, намеченном на 10 января, должен подчеркнуть необходимость принятия законодательных мер по созданию свободного рынка. В более широком плане, Еврокомиссия может не только выработать шаги по увеличению пропускной способности существующих соединительных трубопроводов, как в Великобритании, но и создать новые перемычки между Польшей и балтийскими государствами и в других странах. Иначе в ближайшем будущем европейские потребители будут ностальгировать по тем временам, когда Москва перекрывала кран всего на несколько дней в году.
При подготовке настоящей серии "мыльной оперы" использовались материалы с сайтов: bloomberg.com, ap.org, reuters.com, www.mineral.ru, www.washingtonpost.com, www.ft.com, www.thisismoney.co.uk, www.observer.co.uk.
В процессе подготовки материала использовалась информация сайтов:
washingtonpost.com, www.thisismoney.co.uk/, www.ft.com/, www.observer.co.uk/, www.opec.ru/, www.ej.ru/, www.shender.ru, gazeta.ru.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас