Страсти по Сахалину. Sakhalin Energy займется прокуратура, а ОЭСР мечет бисер — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Страсти по Сахалину. Sakhalin Energy займется прокуратура, а ОЭСР мечет бисер

Фондовый рынок
543
49-я серия.
Дорогой Читатель-зритель! Ты можешь мне не поверить, но Росприроднадзор таки завершил проверку соблюдения природоохранного законодательства оператором проекта "Сахалин-2" компанией Sakhalin Energy.
Росприроднадзор закончил проверку "Сахалина-2", как и ожидалось, начал передачу документов в Генпрокуратуру. Как сообщил нам источник в этой Росприроднадзоре, материалы передаются в Министерство природных ресурсов.
"600-страничный документ содержит отчет обо всех нарушениях, допущенных оператором", - сообщил творческой группе сериала представитель ведомства, добавив, что "никаких экстра-новых нарушений не выявлено". Собственно, никто особых сенсаций и не ожидал. Материалы по каждому конкретному нарушению будут переданы министерством в Генпрокуратуру. Между тем, Росприроднадзор в настоящее время ожидает решения Росводресурсов об отзыве 19 лицензий на водопользование компании Sakhalin Energy.
Полагаю, вновь присоединившимся читателям-зрителям нашей "мыльной оперы" надо напомнить, что проект "Сахалин-2" разрабатывают по соглашению о разделе продукции (СРП) компании Royal Dutch Shell (55%), Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%). В его рамках осваиваются Пильтун-Астохское и Лунское месторождения сахалинского шельфа, извлекаемые запасы которых оцениваются в 150 миллионов тонн нефти и 500 миллиардов кубометров газа.
В рамках второго этапа проекта осуществляется строительство нефте- и газопроводов протяженностью 800 км с севера на юг острова Сахалин для транспортировки газа на завод по сжижению газа (СПГ) и терминал для отгрузки нефти.
Итак, комплексная проверка проекта "Сахалин-2" наконец завершилась. Как мы уже сообщали, она должна была быть закончена еще 25 октября, однако распоряжением министра природных ресурсов Юрия Трутнева, желающим наверное "посмаковать процесс" была продлена более чем на месяц. В настоящее время инспекторы Росприроднадзора подводят итоги проверки, одновременно передавая документы по нарушениям на проекте в Генпрокуратуру и МПР.
Как сообщили нам в Росприроднадзоре, данные по "Сахалину-2" передавались в Генпрокуратуру на всем протяжении инспекции, и теперь прокуратура должна вынести собственный вердикт. Также документы о нарушениях будут предоставлены для анализа в МПР. Компания Sakhalin Energy (оператор проекта) на данный момент воздерживается от комментариев, однако ранее сообщала, что готова выплатить штраф за нарушения - в том случае, если их оценка будет объективной.
Напомним, противостояние Росприроднадзора и Sakhalin Energy длится уже не один месяц. Все началось с отзыва положительного экологического заключения по проекту в сентябре текущего года. В ходе дальнейших проверок замглавы Росприроднадзора Олег Митволь неоднократно заявлял, что компания-оператор нарушила ряд пунктов природоохранного законодательства и если нарушения не будут устранены, речь может идти о разрыве соглашения о совместном разделе продукции (СРП), на условиях которого идет разработка "Сахалина-2".
Кроме того, Росприроднадзор уже подал заявку на отзыв у Sakhalin Energy 19 лицензий на водопользование.
Однако этого Митволю показалось мало - как уже мы сообщали в одной из более ранних серий "оперы", компании-оператору могут быть предъявлены и претензии по выгоде, упущенной Россией. Пока не известно, какова будет величина этих претензий. Однако чиновники разных уровней называли различные цифры - от миллионов до десятков и даже сотен миллионов долларов.
Поэтому мы почти уверены: если Sakhalin Energy придется компенсировать всю упущенную выгоду, которую может насчитать государство, компания станет банальным банкротом.
Российские и зарубежные профильные аналитики неоднократно заявляли, что нападки на "Сахалин-2" со стороны властей - это лишь способ заставить зарубежных инвесторов уступить часть своей доли в проекте. В качестве претендента в большинстве случаев назывался "Газпром". Как будет развиваться ситуация в дальнейшем, сейчас предсказать трудно. Теперь все будет зависеть от решения МПР и Генпрокуратуры.
А между тем Sakhalin Energy клянется и божится, что не губит рыбу.
Не менее 77% мест нереста лососевых находятся выше по течению от мест строительства переходов в Сахалинской области в рамках реализации проекта "Сахалин-2". "Воздействие строительства на ихтиофауну, включая лососевых ограничено - пищевые ресурсы и среда обитания обычно восстанавливаются за 1-2 года. В отношении оставшихся 23% нерестилищ, расположенных ниже по течению от мест строительства переходов, выполнен анализ потенциального воздействия переноса осадков вниз по течению, который показал, что только от 0,38% до 1,34% этих площадей потенциально могут подвергнуться такому воздействию".
Именно так (дословно) творческой группе сериала 28 ноября сообщили в компании Sakhalin Energy, отметив, что "к тому же строительство трубопровода никак не затрагивает огромное количество других нерестовых рек на Сахалине".
По поводу Анивского залива в Sakhalin Energy пояснили, что "все работы по углублению дна выполнены с соблюдением разрешений, выданных российской стороной на основании проведенных экологических экспертиз". "Работы по углублению дна не выполнялись в сезон нереста лососевых, - говорят представители компании. - Экологический мониторинг компании показал, что воздействие было минимальным, локализованным и краткосрочным (без долговременного воздействия на рыбохозяйственную деятельность)".
К тому же в июле 2005 года российские научные сотрудники экспертно-аналитического центра по охране окружающей среды "ЭКОТЕРРА" подтвердили, что землечерпательные работы материалов морского дна в период с 2003 по 2005 гг. "не привели к необратимым негативным последствиям для экосистемы и биоресурсов залива".
Ранее сообщалось, что об ущербе заливу Анива и о мертвой рыбе на берегах нерестовых рек заявил 27 ноября заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь в ходе online-конференции, отвечая на вопрос, как согласуются рекордные данные об улове лосося в заливе Анива с тем, что залив называют "убитым" компанией Sakhalin Energy. Более подробно об этой конференции чуть ниже.
По словам Митволя, рекордные данные об улове лосося могут быть причиной природный флуктуаций поголовья лосося, этот лосось мог прийти из других регионов океана, а "мы говорили о тех биоресурсах, местом рождения которых был залив Анива, они очень сильно пострадали". Двум рыболовецким компаниям, выявившим серьезные проблемы с количеством улова рыбы, Sakhalin Energy выплатила компенсацию 7 млн долл. "Но эту позицию я считаю неправильной, компенсации должны получать не все, кто обратится с претензиями, а государство, которое сможет предотвратить полное уничтожение биоресурсов", - заявил чиновник.
"Заявление о якобы резком падении уловов в 2005 г. опровергается тем, что 2005 г. стал рекордным по уловам лосося у берегов Сахалина и в заливе Анива. По данным официальной статистики, у городского пляжа недалеко от площадки строительства завода СПГ уловы в 2005 г. были в 3 раза выше, чем в 2003 г., то есть накануне начала строительства завода. В конце 2005 г. глава Рыбинспекции города Корсаков заявил, что в заливе Анива рыбы много, и строительство завода СПГ не нанесло никакого ущерба рыбным запасам", - добавляют в Sakhalin Energy.
В конце сентября 2006 г. в сахалинских СМИ опубликованы предварительные результаты путины в заливе Анива в 2006 году. Выловлены 53 тыс. тонн горбуши. "Это очень хороший результат, - сообщили в департаменте по рыболовству администрации Сахалинской области. - Лосось по-прежнему идет в залив Анива, несмотря на развернувшуюся здесь новостройку".
А сейчас обещанные "откровения" Олега Митволя. Почти дословно.
"Если Роспироднадзору удастся добиться решения проблемы 529 рек, у которых нарушено состояние в ходе реализации проекта "Сахалин-2" и ряда других важнейших проблем Сахалина, то пусть тогда нас разрисовывают любыми оттенками, которые есть. Делай, что должен, и будь что будет". Те, кто до нас смотрели сквозь розовые очки на то, что там творилось, к ним должны быть вопросы". Об этом заявил заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь в ходе online-конференции 27 ноября отвечая на вопрос, почему работа по проектам на Сахалине так "воняет" популизмом.
"У меня, как гражданина России, больше вопросов к тем людям, которые подписывали эти крайне невыгодные соглашения, - говорит Митволь. - Затраты могут быть любые - это был пункт соглашения. Как следствие - сотрудники сахалинского УВД рассказывали, что год назад приходили в ЧОП, а там сотрудники получали заработную плату в миллион рублей. Они делали все по договорам с компанией, и все ложилось на затраты. А Россия расплачивалась своей нефтью. 4 млрд долл. - это выкачано из недр России. Там все проходило массу согласований, над каждым работала некая фирма, и все ложилось в себестоимость... Там просто появился отдельный бизнес - а что бы вам согласовать? И делалась масса бессмысленных согласований: шли расходы на документы, на специалистов - 10 тысяч согласований отнесены к затратам. За них заплатили граждане России".
По словам чиновника Росприроднадзора, "договор подписан так, что мы спросить ничего не можем": "Никто не должен был молчать о том, что там происходит - и это уже вопрос к Генпрокуратуре. У работающей там компании мощнейший административный ресурс. Все говорят, что идет борьба честных иностранных инвесторов с руками Кремля - с Газпромом. А я говорил недавно на одном из телеканалов о кадровом составе этой компании. Как ни странно, это все вырезали... Сахалин-Энерджи обладает серьезным ресурсом... Число чиновников, которые являются фанатами увеличения затрат компании вопреки интересам государства, огромное количество... Я не верю, что можно было бы какой-то группе чиновников безнаказанно распорядиться природными богатствами нашей страны, поэтому рано или поздно к ним будут вопросы".
"По соглашению о разделе продукции по проекту "Сахалин-2", когда будут возмещены все затраты компании, Россия будет получать 10% от прибыли. Почему у других стран 30% получает инвестор, а 70% - страна. А у нас 10% стране и 90% - инвестору"- спросил в свою очередь Олег Митволь.
"Наше ведомство начало проверки, которые подтвердили массовые нарушения законодательства, а также выяснили нарушение СНИПов в разных областях, - говорит чиновник Росприроднадзора. - Нам стало известно, что "Сахалин Энерджи" знала, что экологии наносится вред, но не предпринимала никаких действий. Это выяснила административная проверка. С момента получения первой информации в июне было произведено много проверок и сделано уже достаточно много".
"Мы подали исковое заявление об отмене результатов положительной государственной экологической экспертизы, но суд пока стесняется отменить результаты экспертизы", - добавил Олег Митволь.
Ранее сообщалось, что на рассмотрении Пресненского суда Москвы находится вопрос о действительности приказа №600 (Приказ "Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов "ТЭО комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков" по проекту "Сахалин-2"), с требованием отмены которого выступают Росприроднадзор и Министерство природных ресурсов (МПР). По данным Агентства регионального развития, за два года, с начала реализации ТЭО, законность приказа №600 неоднократно и успешно отстаивалась Министерством природных ресурсов и Росприроднадзором в судебных органах.
Отвечая на вопрос, изменят ли выявленные в ходе проверок существующих нефтегазовых проектов нарушения отношение к проектам, которые находятся на ранних этапах создания, Олег Митволь заявил: "У нас законодательство действует давно, особо в природоохранном законодательстве ничего не менялось - сейчас только пошла речь о серьезной смене приоритетов".
"Обращусь к Градостроительному кодексу, - говорит замглавы Росприроднадзора, - кодекс пытается максимально ухудшить окружающую среду: тут и строительство малоэтажных домов, и строительство цементных предприятий. Нефтегазовые предприятия зачастую не обращали внимания на экологические проблемы, и мы будем стараться делать все, что в наших силах, чтобы заставить компании соблюдать законодательство".
"Кстати, на том же Сахалине в работе компании "Роснефть" мы выявили нарушения, - продолжает чиновник. - Проверки пытаемся проводить везде, но сотрудников центрального аппарата не всегда можно вывезти на места. Из 100 человек - наших сотрудников - являются инспекторами порядка двух десятков. Из них же есть смысл вывозить порядка десяти человек, но это трудно".
Кстати, энергичный замруководителя Росприроднадзора Олег Митволь выступает за необходимость возрождения Госкомэкологии. Выступая в программе "Народ хочет знать", он предложил передать экологические функции Ростехнадзора и шести других правительственных ведомств Росприроднадзору. По словам Олега Митволя, это не только повысит эффективность природоохранной деятельности государства, но и позволит сократить 4000 чиновников.
Он также заявил, что до его прихода Росприроднадзор практически "не выполнял своих задач". На вопрос о том, почему руководитель Росприроднадзора Сергей Сай остается в тени своего активного подчиненного, Олег Митволь ответил встречным вопросом: "А вы бы стали подписывать документ на отзыв лицензии у "Роснефти"?" Он также напомнил о том, что добился в ряде случаев исполнения природоохранного законодательства, например, заставил "ЕвразХолдинг" выделить несколько миллионов долларов на установку новых очистных сооружений.
Отчаянной смелости человек, оказывается, Олег Митволь. Никого не боится, даже "Роснефти". А как насчет полония-210, господин Митволь?
А между тем, продолжая обострившуюся в Хельсинки дискуссию о допуске "Газпрома" на рынки ЕС и мероприятия последнего по ограничению "прыти" газового "бегемота", привели к прогнозируемому и уже надоевшему профильным экспертам газпромовскому демаршу о "смене экспортных векторов" и "поисков обходных путей для газового транзита".
Так случилось и на этот раз.
Глава департамента внешнеэкономической деятельности "Газпрома" Станислав Цыганков заявил, что ужесточение конкуренции на энергетическом рынке Европы и политические проблемы с Польшей заставляют компанию все больше внимания уделять азиатским рынкам.
Европейские рынки газа и электричества будут полностью открыты для конкуренции с 1 июля 2007 года. По словам Цыганкова, либерализация сама по себе порождает неуверенность у стран-производителей, что может вызвать нехватку поставок в ближайшее десятилетие, заявил он на встрече ООН, посвященной устойчивым источникам энергии.
Цыганков добавил, что с 2011 года Россия будет поставлять по 30 миллиардов кубометров газа в Китай, а также ведет переговоры о поставках газа с 2010 года в Южную Корею.
Он подчеркнул, что Европе придется конкурировать с Юго-Восточной Азией за энергию. Впрочем, по словам Цыганкова, существующие соглашения между европейскими компаниями и "Газпромом" показывают готовность российского концерна к поставкам.
Полагаю, газовый монополист вульгарно блефует. Профильные эксперты единодушны: для полноценного развития восточного направления (как альтернативного европейскому) понадобится инвестиционный "пустячок" размером от 60 до 80 млрд долл. и, разумеется, время. Если деньги, даже такие большие можно добыть, то мобилизовать трудовые ресурсы и покорить время (с пространством тоже не все гладко, учитывая географические размеры России) будет практически невозможно.
27 ноября Цыганков участвовал в заседании наблюдательного совета EuroPol Gaz, где были рассмотрены предложения по инвестиционному плану и операционным расходам компании на 2007 год.
EuroPol Gaz владеет газопроводом "Ямал – Европа" на территории Польши протяженностью 684 км. Основными акционерами EuroPol являются "Газпром" и польская PGNiG.
В свою очередь, на встрече с представителями ООН Станислав Цыганков отметил, что позиция Польши создала тревожный прецедент во внешней политике Евросоюза, и, подчеркнул, что, вероятно, ситуация будет ухудшаться.
Свыше 40% потребляемого газа Европа получает из России. С 2007 года "Газпром" увеличит среднюю цену на газ для Европы на 36 долл. до 293 долл. за тысячу кубометров.
А в ноябре 2006 года польский газовый монополист PGNiG и компания "Газпромэкспорт" объявили об изменении формулы цены на поставляемый в Польшу газ. По некоторым оценкам, стоимость газа для Польши вырастет до 310-320 долл. за тысячу кубометров.
Разумеется, Европа тоже не сидела, сложа руки. Рупором "их ответа "Газпрому" стала The Times, написавшая следующее: "Российская бюрократия коррумпирована, система здравоохранения находится в кризисе, а усиление роли государства за счет частного сектора чревато проблемами для всей страны, считает Организация экономического сотрудничества и развития".
Напомним, третьего дня было опубликовано исследование ОЭСР о перспективах развития России. Авторы доклада жестко критикуют направление реформ и предупреждают, что расширение государственного участия в стратегических отраслях, в частности, в газовой, через усиление монополиста "Газпрома", не приведет ни к чему хорошему.
По словам специалистов из ОЭСР, в российской экономике отмечается торможение структурных реформ; за последние два года на этом направлении достигнуто совсем немного, при том, что в отраслях, называемых "стратегическими»"- нефтяной, газовой, авиастроительной, электрической, автомобильной и финансовой - продолжается рост участия государства.
"Создается все усиливающееся впечатление, что политика государства направлена в основном не на проведение рыночных реформ, а на усиление контроля государства над "командными высотами" экономики, что для России чревато плохими перспективами экономического роста", - говорится в докладе. Особо ОЭСР выделяет "аппетит "Газпрома" к приобретению новых активов - судя по всему, неутолимый и удовлетворяемый зачастую в ущерб концентрации компании на профильной деятельности".
В документе также указывается на то, что с середины 2003 года, до текущего года, совокупная доля государства в компаниях, акции которых котируются на фондовых рынках, повысилась с 20 до 30%. За то же время, доля государства в добыче нефти увеличилась вдвое и сейчас составляет 33% (в указанный период входит банкротство компании "ЮКОС" с переходом ее активов под контроль государственной нефтяной компании "Роснефть"). Эксперты ОЭСР считают это шагом назад, поскольку до сих пор государство показывало себя весьма неэффективным собственником. Кроме того, растет беспокойство по поводу бесперебойности поставок российского газа в будущем, а отсутствие серьезных реформ в газовой отрасли тем временем сдерживает развитие альтернативных поставщиков газа. "Увеличение доли государства в наиболее значительных отраслях, скорее всего, приведет к отбору средств в акционерные выплаты, а также снижению эффективности и темпов роста", - заключают авторы доклада.
Предупреждению, вынесенному ОЭСР, предшествовало уже немало заявлений о том, что "Газпром" распыляется, инвестируя, кроме профильного газового бизнеса, в добычу нефти, генерацию электроэнергии, а также в политические проекты, в частности приобретение СМИ. В ноябре Международное энергетическое агентство обратило внимание "Газпрома" на необходимость увеличения объемов поставок, а на прошлой неделе один из партнеров компании ВР, российский нефтяной магнат Виктор Вексельберг подсчитал, что в наступающем году спрос на газ превысит предложение со стороны "Газпрома" на пять миллиардов кубометров.
Кроме того, конкурентоспособность России снижается из-за быстрого повышения валютного курса и инфляционного давления на нефтедолларовые излишки. Главной макроэкономической задачей остается грамотное управление сверхприбылью от продажи сырьевых ресурсов, в связи с чем ОЭСР рекомендует повысить лимит Стабилизационного фонда, в который собираются сверхдоходы, и отправлять туда поступления от торговли металлами и другим сырьем.
В принципе, если бы не настойчивая рекомендация государству прекратить скупать собственность, авторство экономического обзора по России, подготовленного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), можно было бы приписать российскому Министерству финансов и лично его главе Алексею Кудрину.
"Хотя темпы экономического роста остаются высокими, факторы, его обеспечивающие, носят кратковременный характер", - сказано в докладе. Поэтому правительству необходимо бережнее обращаться с нефтедолларами. 500 млрд руб., составляющих в стабфонде сумму, которую запрещено тратить по закону, может не хватить, если цены на нефть упадут. Поэтому специалисты ОЭСР предлагают увеличить минимальный размер стабфонда до 10% ВВП. А вот расходовать остальные средства стабфонда следует с большой осторожностью, так как это может привести к резкому скачку инфляции.
Кроме того, эксперты ОЭСР советуют разделить стабфонд на две части - страховую и приносящую доходы (то есть выделить средства, которые можно будет вкладывать не только в государственные облигации западных стран). И более четко определить критерии, как и на что могут тратиться средства фонда.
Для всех авторитетных международных экономических организаций давно стало доброй традицией напоминать российским властям о необходимости проведения реформ, несмотря высокие темпы роста.
"Достижения последних двух лет в области структурных реформ были скромными, несмотря на благоприятный экономический и политический контекст", - сказано в докладе. Главная реформа, которая необходима России, - реформа госуправления. Эксперт ОЭСР Уильям Томпсон полагает, что России необходимо принять закон об информационной открытости государственных органов, а также создать систему омбудсменов для контроля за деятельностью чиновников.
Возможно, этот совет и будет реализован. Законопроект об информационной открытости готовится уже не один год. Но рекомендация умерить аппетиты государства в части приобретения собственности, судя по всему, останется нереализованной.
Главное, что вызывает обеспокоенность международных экспертов, - резкий рост доли госсобственности. "Понимаете, когда государство начинает замещать собой частный сектор, это как если правый ботинок надеть на левую ногу. Можно стоять и даже ходить, но ноги будут сильно болеть", - образно пояснил ситуацию автор доклада Андреас Ворготтер. В докладе эта мысль изложена более академично.
"В целом расширение госсобственности следует рассматривать как шаг назад. Корпоративное управление во многих подконтрольных государству компаниях проблематично, и вмешательство государства в повседневную деятельность таких компаний часто искажает и развитие самих компаний и рынков, на которых они работают", - полагают в ОЭСР.
Впрочем, российские власти никакой угрозы в этом не видят, и экономическая политика явно движется в направлении дальнейшего расширения присутствия государства в некогда частных отраслях.
"Особое беспокойство вызывает ненасытный, по-видимому, аппетит "Газпрома" в части приобретения активов, что нередко происходит в ущерб концентрации усилий в сфере его основной деятельности", - пишут авторы доклада.
Однако, даже представитель одного из самых либеральных ведомств правительства РФ, Минэкономразвития, критике не внял. "Речь идет просто о перераспределении активов", - пояснил он.
На вопрос, каковы перспективы России стать членом ОЭСР (сейчас у России статус страны-наблюдателя – А.Д.), четкого ответа не последовало. Это "политическая вещь", убежден г-н Ворготтер. Хотя, утешил он собравшихся, на презентации, Россия является очень важной страной для ОЭСР. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что она одна из немногих стран - не членов организации, в отношении которых готовится отдельный доклад.
Не исключено, что эксперты ОЭСР недостаточно знакомы с российским фольклором, особенно той его части, которая касается бисера и хрюкающей фауны.
В процессе подготовки материала использовалась информация сайтов:
washingtonpost.com, www.thisismoney.co.uk/, www.ft.com/, www.observer.co.uk/, www.opec.ru/, www.ej.ru/, www.shender.ru, gazeta.ru.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас