Перспективы экономики США в 2007 г. — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Перспективы экономики США в 2007 г.

Валюта
827
Существует большая вероятность снижения темпов экономического роста в США в 2007 г., что может вызвать нарастание рисков кризисных процессов в основных макрорегионах мира.
В третьем квартале 2006 года темпы прироста экономики США сократились до 1.6% (против 5% в - первом). В известной степени это стало ожидаемым результатом. В июне 2006 ФРС повысила ставку по федеральным фондам до 5,25%, после чего было заявлено, что экономика США переводится в режим «мягкой посадки». Смысл его (этого режима) сводился к тому, что экономика должна на какое-то время замедлить темпы роста, затем восстановить их, но на более умеренном уровне, обеспечивая тем самым относительно стабильное развитие в среднесрочной перспективе.
Для справки:
Повышение ставки по федеральным фондам обозначает сокращение темпов денежного предложения. Иными словами, в экономику поступает меньшее количество денег, обслуживающих сделки. Эта мера обычно используется центральными банками для борьбы и предупреждения роста инфляции. Реакция экономической системы на такие действия центрального банка неоднозначна. С одной стороны, подавляет инфляцию, что выгодно конечному потребителю продукции. С другой - подавляет деловую активность, сокращая темпы экономического роста
Фактически экономика США в ответ на повышение ставки демонстрирует «запланированное» понижения темпов роста, однако интрига заключается в том, что участникам рынка это не добавляет уверенности. И в первую очередь им не хватает определенности в ожиданиях действий со стороны монетарной власти. Это не может не вызвать беспокойство, ибо, как показывает практика, ожидания в краткосрочной перспективе могут оказать решающее влияние на экономическую динамику. Так, например, последнем присуждением Нобелевской премии в области экономики (2006 г.) была отмечена роль именно ожиданий в формировании инфляции будущих периодов.
Наша точка зрения на возникшую проблему
Проблема, на наш взгляд, в том, что операторам рынка и аналитикам не вполне ясно, что будет с экономикой США в 2007 году и какая из этого следует монетарная политика. В том случае, если среднегодовые темпы роста будут ниже 2% в год, ни о какой «мягкой посадке» не может быть речи, так как это будет обозначать начало стагнации, ради преодоления которой Алан Гринспен проделал сложнейшую комбинацию. Преодолеть ее второй раз можно, но теперь уже принципиально иная ситуация – возник дефицит платежного баланса чуть менее триллиона долларов – предыдущая стагнация была «оплачена» половиной его суммы. И по логике вещей крайне желательным было бы воспользоваться этой «оплатой», повременив с жесткой монетарной политикой, восстановив некоторые важные финаннсовые пропорции ближе к норме.
Стремясь поднять уверенность у рынка, уже выступил А.Гринспен, прогнозируя темпы прироста в экономике США 3% в четвертом квартале 2006 г. (для справки: в четвертом квартале 2005 г. темпы прироста ВВП США были 1,1%). Некоторые члены Комитета (FOMS) выступили с решительными заявлениями о необходимости повышать учетную ставку далее, даже в случае стабилизации инфляционных процессов.
В случае, если темпы прироста экономики будут выше 2%, тогда можно будет перевести дух не только операторам рынка по доллару, для всех это будет обозначать ослабление ожиданий рисков. Однако экономика посылает тревожные сигналы. Одним из них является охлаждение рынка жилья, что стало результатом повышения процентных ставок. Уменьшение спроса на нефть хотя и понизило на нее цены, является косвенным подтверждением замедления темпов роста не только экономики США, но и вместе с ней – мировой экономики. Не удивительно, что ФРС не только перестала повышать процентную ставку, но и предполагает снижение ее до 5% в 2007 году.
Ситуация изменилась после ухода в отставку прежнего главы ФРС Алана Гринспена. До февраля 2006 года, несмотря на зыбкое равновесие, ожидания были гораздо более уверенными. Экономика США выходила из «слабой полосы», набирая темпы роста. В феврале Гринспену исполнилось 80 лет и его на посту главы ФРС сменил Бен Бернанке. Возможно нужно было позволить Великому Маэстро Гринспену завершить его стратегию. Тем более, что до ее завершения оставалось всего 4-5 месяцев (май-июнь 2006 г. – психологический рубеж завершения повышательного цикла).
Подходы в политике Гринспена и Бернанке, как нам видится, имеют отличия. Бернанке, будучи на посту главы совета экономических консультантов при президенте США, высказывался за проведение политики таргетирования инфляции. Гринспен осторожно возражал против такого подхода. Его сомнения касались не столько правильности этой политики, сколько возможного ограничения ею возможностей валютного курса как инструмента управления внешнеэкономическими потоками.
В мае 2006 г. курсовая ситуация стабилизировалась и повышение ставки по федеральным фондам до 5% выглядело как достижение ею психологически важного уровня. Трейдеры ждали сигнала окончания повышательного цикла, чтобы иметь возможность закладывать значение ставки и курса во фьючерсные сделки. Однако в июне дружно выступили члены Комитета за дальнейшее повышение ставки. Кроме того, по миру прокатилась волна повышения учетных ставок центральными банками ведущих стран. После такого дружного одноразового повышения можно было ожидать замедления темпов роста мировой экономики. Аналогичное такое повышение ставок в 2000 г. уже вызывало замедление роста мировой экономики, закончившееся, кстати, стагнацией для США. Так, к сожалению, оно и происходит.
Сегодня учетная ставка ФРС составляет 5,25% и именно последнее ее (летнее) повышение на 0,25% создает впечатление, что она завышена. С августа на американском фондовом рынке наблюдается значительный рост. Но при этом сохраняется высокий уровень неопределенности относительно перспектив развития ситуации. На Уолл-Стрит существует мнение, что рост рынка не может быть устойчивым, если он не поддержан акциями компаний финансового сектора.
После охлаждения рынка жилья этот фактор (акции финансовых корпораций) является третьим сигналом о тревожности ситуации. Несмотря на то, что индекс Dow-Jones достиг исторического максимума, именно квартальные отчеты финансовых корпораций говорят о возможных проблемах экономики в 2007 году.
Так, например, по данным агентства К2К квартальные отчеты некоторых инвести-ционных фирм не оправдали ожиданий аналитиков. Прибыль и доходы Washington Mutual, Citigroup и North Fork оказалась ниже прогнозов. Финансовые показатели JP Morgan Chase & Co. и Bank of America были высоки, однако оставили повод для размышлений о их перспективах. Merrill Lynch сообщила о падении доходов от инвестиционной деятельности на 20% в III квартале. JP Morgan предсказывает, что показатели IV квартала будут хуже, чем в III.
Появились признаки сокращения прибыли банков. А замедление темпов роста экономики неизбежно приведет к падению доходов населения.
Рост рынка, сопровождающийся увеличением курса акций банков и брокерских компаний, питается ожиданиями, что охлаждение американской экономики должно подтолкнуть ФРС к снижению процентной ставки. В данный момент инвесторы настроены по поводу снижения процентной ставки в ближайшем будущем весьма скептически.
На этом фоне прогнозы о темпах роста экономики США в четвертом квартале 2006 г. на 3% не добавляют оптимизма, так как для описанных условий быстрый рост будет для рынка обозначать усиление инфляционных ожиданий. Поэтому вице-председатель ФРС Дональд Кон (Donald Kohn) указывает на то, что риск роста инфляции в экономике США по-прежнему присутствует и с уверенностью судить о завершении цикла повышения ставок пока нельзя.
В настоящий момент основным фактором, оказывающим повышательное давление на инфляцию, является рынок труда. Уровень безработицы низкий и составляет 4,6%. При этом средняя часовая зарплата, скорректированная с учетом инфляции, растет максимальными за последние 5 лет темпами. Несколько лет назад рост издержек на оплату труда компенсировался ростом производительности. В 2002 году увеличение производительности на 4,1% перекрывало повышение средней часовой зарплаты, составлявшее 3,7%. В результате издержки на оплату труда в расчете на единицу продукции снизились на 0,5%. В 2006 году ситуация противоположная. Во II квартале производительность возросла только на 3%, в то время как средний уровень оплаты подскочил на 10%. Таким образом, издержки на оплату труда в расчете на единицу продукции увеличились почти на 7%, что привело к повышению цен.
Неопределенность в экономике и монетарной политике, проводимой ФРС, заставляют инвесторов обратить внимание на акции крупных компаний с устойчивыми финансовыми показателями. Есть мнение, что такие фирмы как Microsoft, Pfizer, General Electric смогут обеспечить стабильную прибыль в отличие от компаний низкой капитализации и компаний. Хотя мы Институт эволюционной экономики такое мнение не вполне разделяем.
Следует особо подчеркнуть, что еще полтора года назад в своей прогнозной статье Институт эволюционной экономики Институт эволюционной экономики предвидел описанную ситуацию. Говоря в мае 2005 г. о том, что экономика США «как мощный насос качнет в себя мировые капиталы», Институт эволюционной экономики предупреждал, что в отсутствие мощных инновационных процессов мирового масштаба данное притяжение капитала будет обозначать рост перенакопления традиционных капиталов. Риски такого перенакопления еще в 2005 году виделись как:
- рост цен на традиционные ресурсы;
- колебания цен на нефть и газ, выполнение ими функции, аналогичной в механике «клапана постоянного давления» (сдерживать рост экономики в периоды ее подъема и небольшое стимулирование роста в периоды отрицательной динамики);
- и др.
Как и в 2005 году, сегодня мы можем только повторить высказанный ранее вывод: экономику США и мира будет продолжать лихорадить до тех пор, пока не появится инновационный проект мирового масштаба. Для того, чтобы он появился, административных мер по организации научных исследований, а также административных мер по организации финансирования различных проектов недостаточно. Для того, чтобы первичная информация о векторе экономического развития стала очевидной, необходимо максимально либерализировать рынки. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно: развитие мировых институтов рынка; максимально сократить межстрановые барьеры, ограничивающие международную торговлю; максимально либерализировать денежные рынки и рынки капиталов; создать условия для финансовой поддержки слабых стран (т.к. реализация описанных предложений будет еще больше их разорять, создавая т.о. риски никому не нужной напряженности); создать условия для либерализации и мобильности интеллектуального капитала (особенно с использованием Интернет-технологий, отсюда, как нам видится, возрастает роль мировой информационный инфраструктуры); создать инновационные мировые структуры по защите интеллектуальной собственности…
Все вместе сказанное можно, обобщив, выразить одним предложением – мировая экономика ждет свой системный инновационный процесс. Этому процессу нет альтернатив в создании новых источников энергии, которые должны соответствовать новому мировому инновационному технологическому укладу. Этот новый технологический уклад должен качественно видоизменить мир, приведя его к новому порядку, в том числе, вплотную подведя его к необходимости создания новых мировых инструментов управления мировой экономикой. Осмелимся предположить, что та страна (или группа стран), которая первой создаст основу для такого нового системного инновационного процесса и будет новым экономическим лидером мира. Макаренко И.П.
По материалам:
ІЕЕ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас