Энергетика и энергоресурсы: цены на нефть, газ, бензин — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Энергетика и энергоресурсы: цены на нефть, газ, бензин

Фондовый рынок
388
Сделки с нефтяными фьючерсами Light Sweet и Brent характеризуются сегодня повышенными котировками. Однако при стабильной с начала дня положительной динамике цен по сделкам максимальные котировки сегодня остаются ниже $59 за баррель.
По состоянию на 11.15 (по Киеву) цены по сделкам с нефтяными фьючерсами составляли:
- Light, Sweet Crude Oil (ноябрь) - $57,77 (+$0,18) при диапазоне котировок 57,40-57,94 за баррель;
- IPE e-Brent Crude Futures Electronic (ноябрь) - $58,76 (+$0,11) при диапазоне котировок 58,26-58,96 за баррель.
Рост цен по сделкам сегодня вызван отсутствием активных продаж, что технически подняло интерес к покупкам. В то же время сохранение ценовых показателей ниже уровня $59 за баррель обусловлено отсутствием поддерживающих новостей. Активным покупкам нефти препятствуют сомнения в эффективности затянувшихся приготовлений ОПЕК по сокращению поставок нефти на мировой рынок. Несмотря на рост котировок, рынок остается под давлением информации о наличии внушительных запасов сырой нефти и нефтепродуктов в США, для ликвидации избытка которых снижения ОПЕК поставок нефти на 1 млн барр./день будет недостаточно. Сегодня в 18:30 мск Министерство энергетики США представит свой еженедельный доклад о состоянии в стране запасов сырой нефти и нефтепродуктов. Единого мнения у экспертов относительно недельных изменений промышленных запасов углеводородов в США не сформирова
Цены на нефтяные фьючерсы Middle East crude oil на Tокийской товарной бирже (ТOCOM) сегодня понизились. На момент окончания торговой сессии на TOCOM 12 октября 2006г. официальная цена расчетного фьючерса на ноябрь снизилась на 0,5% и составила ¥42,650 (-¥0,200) тыс. за килолитр, что примерно соответствует $56,65 за баррель.
В соответствии с расчетами агентства Platts, объявленная сегодня по состоянию на 11 октября цена spot нефти Middle East crude составляла $55,71 за баррель, или 41,950 тыс. за килолитр.
Middle East crude oil представлена смесью нефтяных марок Dubai и Oman и считается ценовым эталоном для нефтяного рынка региона Ближнего Востока. На TOCOM фьючерсы Middle East crude oil торгуются с сентября 2001г. Контракт является расчетным. Так, физическая поставка нефти по фьючерсу не предусмотрена. Закрытие позиций осуществляется по окончании календарного месяца с расчетом вариационной маржи, исходя из средней за месяц цены нефтяной смеси Middle East crude oil, определенной агентством Platts.
В среду цена на нефть опустилась до минимальной отметки в этом году на фоне сомнений, что снижение объемов добычи в странах ОПЕК сможет остановить падение нефтяных котировок. К тому же, министерство нефти Саудовской Аравии, которая является крупнейшим производителем нефти среди членов ОПЕК, воздержалось от комментариев относительно своего согласия присоединиться к решению других членов организации. Аналитики считают, что ОПЕК не сможет снизить объемы добычи больше, чем на 500 тыс. баррелей в день, так как молчание Саудовской Аравии свидетельствует, что она не очень заинтересована в поддержании цен на нефть на высоком уровне.
По итогам регулярной сессии на Нью-йоркской товарной бирже в среду, ноябрьский контракт на поставку нефти марки WTI упал на $0,93, или на 1,6%, до $57,59 за баррель. На Лондонской межконтинентальной бирже, ICE, ноябрьские фьючерсы на нефть марки Brent подешевели на $0,70, или на 1,2%, до $58,64 за баррель.
Справка «Итогов». Тот факт, что цена нефти Brent 11 октября закрепилась на значительно более высоком уровне, чем цена нефти WTI, был обусловлен предстоящим до окончания недели завершением на IСE Futures контрактного периода по ноябрю. В условиях сохранения контангового рынка покупки ноябрьских контрактов Brent были в техническом отношении более привлекательными, чем покупки контрактов с поставкой в декабре, которые накануне торговались примерно на $1 дороже.
Ноябрьские фьючерсы на неэтилированный бензин снизились по итогам торгов на NYMEX на $0,0165, или на 1,1%, до $1,4503 за галлон.
Топочный мазут в среду подешевел на $0,0089, или на 0,5%, до $1,672 за галлон.
Нигерия и Венесуэла уже объявили о снижении добычи на 170 тыс. баррелей в день. Проблема в том, что в сентябре их объем добычи нефти и так был ниже их квот на 470 тыс. баррелей в день. Добыча в Нигерии упала в связи с атаками боевиком, а Венесуэла сама разорвала контракты с некоторыми нефтяными компаниями, работающими в стране. В этой связи Венесуэле и Нигерии выгодно убедить других членов ОПЕК снизить добычу.
Некоторые аналитики считают, что цена на нефть до конца этого года вырастет до отметки $70 за баррель. В частности, Бун Пикенс, эксперт компании BP Capital LLC, заявил: «Я считаю, что это более правдоподобный сценарий, чем снижение цен до $50 за баррель. В IV квартале мы станем свидетелями роста цен на нефть. Мои инвестиционные решения основаны на этом прогнозе.»
Между тем, международное энергетическое агентство снизило прогноз спроса на нефть до конца этого года и в следующем году в связи с высокими ценами и снижением темпов роста американской экономики. Согласно новому прогнозу, мировой спрос на нефть в этом году составит 84,57 млн. баррелей в день, что на 110 тыс. баррелей в день меньше, чем было указано в предыдущем прогнозе. По мнению агентства, в следующем году потребление нефти снизится на 200 тыс. баррелей в день по сравнению с более ранним прогнозом до 86,02 млн. баррелей в день.
Цена на природный газ в среду упала впервые за прошедшие девять дней на фоне прогнозов роста товарных запасов газа в США.
Стоимость ноябрьских фьючерсов снизилась на $0,316, или на 4,9%, до $6,15 за миллион британских термических единиц.
Аналитики, опрошенные Bloomberg, считают, что запасы газа на прошлой неделе выросли на 65 млрд. кубических футов. Если этот прогноз подтвердится, что объем запасов достигнет абсолютного максимума.
Страны ОПЕК достигли единой позиции в вопросе о необходимости сокращения объемов нефтедобычи на 1 млн баррелей в сутки. По сообщениям британской печати, об этом сегодня заявил председатель Конференции ОПЕК, государственный министр нефтяных ресурсов Нигерии Эдмунд Даукору. По его словам, достигнутая договоренность снимает необходимость проведения специальной встречи представителей стран ОПЕК по данной проблеме. Сокращение объемов нефтедобычи призвано содействовать приостановке неуклонного сокращения цен на нефть, которое наблюдается на мировых рынках в последние дни.
Международное энергетическое агентство (IEA) понизило прогноз роста мирового спроса на нефть в 2007 году на 90 тыс. баррелей в сутки до 1,45 млн баррелей из-за снижения спроса в США. В прошлом месяце прогноз был снижен на 100 тыс. баррелей в сутки. IEA подтвердило свой прогноз роста добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК, на 120 тыс. баррелей в сутки до 1,68 млн баррелей. В четвертом квартале 2006 года добыча нефти ОПЕК будет на уровне 29,5 млн баррелей в сутки и снизится до 29 млн баррелей в первом квартале 2007 года.
Как заявил начальник Восточно-Сибирской железной дороги Алексей Воротилкин, в 2007 г. объем железнодорожных перевозок нефти в Китай сократится на четверть - до 8,9 млн т. В текущем году будет перевезено 11,8 млн т, что ниже ожиданий китайской стороны, надеявшейся получить 15 млн т. Основную причину падения экспорта нефти по железной дороге видят в устранении из числа экспортеров компании ЮКОС. В конце 2005 г. компания планировала объем нефтепоставок в Китай в размере двух млн т, а фактически перевезла за восемь месяцев этого года только 1,2 млн т. Возможно, с пуском первой очереди нфетепровода Восточная Сибирь - Тихий океан экспорт возрастет, а до той поры высокие железнодорожные тарифы делают экспорт нефти в Китай таким путем менее выгодным. Руководители РЖД задумываются по поводу снижения тарифной ставки на нефть при ее перевозках в Китай.
В сентябре транзит нефти через Украину сократился на 15,0% по сравнению с августом до 2 696 тыс. тонн. Об этом «Итогам» любезно сообщил наш источник в Минтопэнерго.
Приднепровские нефтепроводы сократили транзит нефти на 26,6% до 991 тыс. тонн, а нефтепровод «Дружба» - на 6,4% до 1 704 тыс. тонн. Транзит нефти через Украину в сентябре 2006 года увеличился на 12,0% по сравнению с сентябрем 2005 года.
В январе-сентябре транзит нефти через Украину увеличился на 0,4% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года до 24 797 тыс. тонн. Как сообщали «Итоги», в августе транзит нефти увеличился по сравнению с июлем на 11,7% до 3 172 тыс. тонн.
В 2005 году транзит нефти через Украину сократился на 4% по сравнению с 2004 годом до 31 376 тыс. тонн.
В сентябре, по данным Минтопэнерго, поставка нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) увеличилась на 27% по сравнению с августом до 1 296,9 тыс. тонн. Поставка украинской нефти в сентябре сократилась на 6,8% по сравнению с августом до 224,7 тыс. тонн.
Вместе с тем, поставка российской нефти в Украину в сентябре увеличилась на 37,5% по сравнению с августом до 1 072,2 тыс. тонн, нефть из России получали Лисичанский НПЗ и «Укртатнафта» (Кременчуг). Казахстанская нефть в сентябре в Украину не поступала.
По сравнению с сентябрем 2005 года поставка нефти на НПЗ в сентябре 2006 года сократилась на 15,8%.
В январе-сентябре поставка нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы сократилась на 23,7% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года до 10 523,0 тыс. тонн.
В сентябре украинские предприятия увеличили переработку нефти на 1% по сравнению с августом до 1 145,3 тыс. тонн. Как сообщали «Итоги», в августе поставка нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы сократилась на 14,2% по сравнению с июлем до 1 020,9 тыс. тонн.
В 2005 году поставка нефти на украинские нефтеперерабатывающие заводы сократилась на 28,5% по сравнению с 2004 годом до 17 158,8 тыс. тонн.
В сентябре украинские заводы увеличили переработку нефти на 1% по сравнению с августом до 1 145,3 тыс. тонн. Об этом «Итогам» любезно сообщил все тот же источник в Минтопэнерго.
В сентябре «Укртатнафта» (Кременчуг, Полтавская область) сократила переработку нефти на 13% до 493,9 тыс. тонн и «Нефтехимик Прикарпатья» (Надвирна, Ивано-Франковская область) -на 6,4% до 94,1 тыс. тонн. Вместе с тем, в сентябре увеличили переработку нефти: Лисичанский НПЗ («ЛиНОС») - на 6,3% до 470,2 тыс. тонн и НПЗ «Галичина» (Дрогобыч, Львовская область) - на 272,2% до 87,1 тыс. тонн.
Херсонский НПЗ и Одесский НПЗ не работали в сентябре.
В сентябре 2006 НПЗ сократили переработку нефти на 15,7% по сравнению с сентябрем 2005 года до 1 145,3 тыс. тонн.
В январе-сентябре украинские заводы сократили переработку нефти на 24,5% по сравнению с аналогичным периодом 2005 года до 10 512,3 тыс. тонн.
Как сообщали «Итоги», в августе украинские заводы сократили переработку нефти на 9,4% по сравнению с июлем до 1 134,2 тыс. тонн. В 2005 году украинские заводы сократили переработку нефти на 17,8% по сравнению с 2004 годом до 17 403,8 тыс. тонн.
А тем временем Узбекистан объявил о повышении с 1 января 2007 года экспортной цены на природный газ до $100 за 1 тыс. кубометров с $55-60, говорится в заявлении монопольного оператора трубопроводов госкомпании «Узтрансгаз», опубликованном в газете «Бизнес-вестник Востока». Импортерами узбекского газа являются Россия (8-9 млрд кубометров ежегодно), Казахстан, Киргизия и Таджикистан. «Узтрансгаз» официально уведомила торговых партнеров о повышении цены узбекского газа...Увеличение экспортной цены связано с конъюнктурой на мировых рынках и увеличением затрат на его транспортировку», - цитирует заявление слова первого заместителя гендиректора «Узтрансгаза» Уктама Эшмуродова. «$100 за тысячу кубометров - это единая цена для всех зарубежных потребителей, включая наших соседей по центральноазиатскому региону», - сказал он. С начала 2006 года Узбекистан повысил экспортную цену на газ до $60 за 1.000 кубометров для России и до $55 для Казахстана, Киргизии и Таджикистана с $44 в 2005 году. Узбекистан наряду с Туркменией является крупнейшим в Центральной Азии производителем природного года, добывающим ежегодно до 60 млрд кубометров.
Ну а теперь, пожалуй, начнем демонстрацию очередной, уже шестнадцатой серия «Страстей по Сахалину». Вначале, как водится, сводка с мест событий.
Одним из главных фигурантов в скандале вокруг отмененной экологической экспертизы нефтегазового проекта «Сахалин-2», рискующем оставить его без солидных иностранных инвесторов, теперь выступает «Ростехнадзор» - скромное федеральное ведомство, основанное еще в XVIII веке Петром I, чтобы следить за шахтами и флотом. Сегодня главные силы «Ростехнадзора» брошены на проверку «адекватности» затрат на освоение сахалинских недр. 10 месяцев ведомством руководит Константин Пуликовский, в течение 5.5 лет до того проработавший полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе. Он и поведал «Итогам» отом, как, что и зачем проверяется.
«…О результатах проверки проекта «Сахалин-2» пока говорить рано. Все в самом разгаре. К делу подключены «Росприроднадзор», «Ростехнадзор», МЧС и даже фитосанитарный контроль, почти все надзорные службы. Возглавляет проверку Министерство природных ресурсов. К концу октября 2006 года с результатами мы пройдемся по трассе, по всему маршруту, и там станут понятны те меры, которые мы примем. Такую масштабную проверку побудило провести предписание Генеральной прокуратуры. Мы должны реагировать и сомневаться. Была экспертиза 2003 года, мы теперь можем сомневаться в том, что тогда было все в соответствии с законом, прошло три года. Да и проект уже выходит на финишную прямую, поэтому там есть много вопросов, не учтенных ранее. Ведь Сахалин характерен сложными погодными условиями и там каждый день возникают экстремальные ситуации, поэтому отход управляющей компании от норм вполне объясним. Только вот насколько? С этим и разбираемся.»
Чиновник невольно обозначил «селективность» реагирования на ревизии: Характерно, что по проекту «Сахалин-1», а там есть и российский инвестор в лице «Роснефти», все требования были удовлетворены без лишнего шума». У нас возникли подозрения, что уровень этих требований к «Сахалину-1» в силу присутсвия там «Роснефти» был несколько иным, чем в отношении «Сахалина-2», где россияне отсутствуют, но в лице «Газпрома» «очень хотят». К слову, если РАО таки «втиснется» в «Сахалин-2», мы прогнозируем моментальную «смену экспортной ориентации» проекта подобно тому, как это было со Штокманом.
А между прочим, 14 октября 2004 г. «Сахалин Энерджи» объявила о заключении первого соглашения с «Шелл Истерн Трейдинг Лтд.» на поставку 37 млн тонн СПГ в течение 20-летнего периода. Это первое соглашение на поставку российского природного газа на западное побережье Северной Америки.
Предполагалось, что «Сахалин Энерджи» будет осуществлять поставки СПГ компании «Шелл» на новый терминал приемки СПГ под названием «Энергия Коста Азул», который будет построен в мексиканском штате Баха Калифорния. Часть поставляемого на терминал природного газа будет использоваться для удовлетворения растущих потребностей Мексики. Оставшаяся часть будет экспортироваться в США, в штат Калифорния, где, как и в Мексике, также наблюдается рост превышения спроса на газ над предложением. В соответствии с договором в течение первых трех лет его реализации объем поставок будет больше, чем в последующем, когда поставки будут выведены на стабильный уровень в объеме 1,6 млн тонн СПГ в год (приблизительно 0,2 млрд куб. футов в день).
Полагаю, вряд ли надежды мексиканцев и штатовских калифорнийцев на сахалинский газ сбудутся. Разве что Корея или Китай чем-то «достанут» В. Путина и он им назло отправит танкеры на Америку…
Между тем, оказывается, «Газпром» в среду осуществил первую поставку сжиженного природного газа (СПГ) в республику Корея. Этим выдающимся событием похвастался сам пресс-центр компании. Впрочем, «выдающимся», по большому счету, назвать его нельзя. Хотя бы потому, что эта операция была реализована через компанию Gazprom Marketing and Trading Ltd., входящую в Группу «Газпром».
Во-вторых, СПГ был приобретен у компании Mitsubishi Corporation («Dimond Gas Sakhalin B.V», дочерняя компания Mitsubishi, имееет в проекте «Сахалин-2» долю 20% и, следовательно, подвергается остракизму со стороны Трутнева-Митволя, то есть, Кремля, о чем мы сообщали в первых частях «сериала»), которая выкупила газ у компании Celt. Так что, участие «Газпрома» в этой операции не выходит за рамки вульгарного посредничества. Впрочем, с учетом «неофитства» РАО по части обращения со сжиженным газом, иного ожидать и не следовало.
СПГ поставлен на регазификационный терминал Pyeongtaek национальной корейской газовой компании Kogas в объеме 145 тыс. куб м (около 92 млн куб. м природного газа) на условиях поставки «ex-ship».
Между тем начало добычи нефти на «Сахалине-1» может быть приостановлено до начала 2007 г.
Российские власти все еще проверяют экспортный терминал Exxon Mobil в проекте «Сахалин-1», и выдача разрешения может быть отложена на 1-2 месяца, сообщили участники проекта. Они также сообщили о возможной задержке начала добычи нефти в размере 250 тыс. баррелей в сутки до I квартала 2007 г. из-за необходимости проведения дополнительных работ. Ранее планировалось начать добычу в конце этого года. «Терминал работает сейчас в тестовом режиме. Это может продолжаться еще один или два месяца», - сказал Майкл Аллен, глава управления по связям с общественностью проекта. Терминал Де-Кастри на тихоокеанском побережье должен был получить все разрешения на полный экспорт нефти в сентябре-октябре, но Росприроднадзор потребовал новых проверок, приостановив выдачу разрешения. Терминал связан с добычей на морских месторождениях проекта «Сахалин-1» 210-километровым нефтепроводом.
А тем временем французская нефтяная компания Total продолжает нести потери в России.
Третьего дня «Итогам» стало известно, что Total проиграла «Роснефти» спор за право контролировать крупное Ванкорское месторождение. Но на этом неприятности французов не закончились: вот-вот замглавы Росприродназора Олег Митволь прилетит в Республику Коми, чтобы в очередной раз проинспектировать разработку Харьягинского месторождения. Мы об этом уже сообщали в XV серии «мыльной оперы».
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы утверждать: все беды Total оттого, что она владеет активами, интересующими «Роснефть».
Напомним, конфликт между «Роснефтью» и Total начался в 2004 г. Тогда госкомпания купила 100% акций кипрского офшора Anglo Siberian Oil Company (ASOC), которому принадлежало 59% ООО «Енисейнефть», разработчика Ванкорского месторождения. Между тем в 2002 г. Total договорилась с ASOC о выкупе принадлежащих ему долей в Ванкорском месторождении.
Как утверждают в «Роснефти», договор между Total и ASOC к тому моменту был недействителен. Он содержал ряд условий, обязательных для исполнения, которые Total не выполнила. Что это за условия, в компании не уточнили. В Total ситуацию также не комментировали. В итоге французская компания подала два иска, требуя восстановления своих прав на опционы и возмещения убытков на общую сумму в $1,7 млрд.
Позавчера «Роснефть» сообщила, что Total проиграла ей спор по поводу Ванкорского месторождения в арбитражном трибунале Брюсселя. Суд отверг все требования Total, в том числе о возмещении убытков в размере $640 млн., и обязал ее возместить ASOC юридические и арбитражные расходы.
Total не комментирует ни решение суда, ни планы по обжалованию приговора. Как отмечают в «Роснефти», пока неизвестна судьба второго иска Total на опцион Северо-Ванкорского месторождения и компенсацию убытков в $430 млн.
По мнению юристов, у Total есть шансы обжаловать приговор. Компания может подать кассационную жалобу в верховную судебную инстанцию Бельгии, Правда, юристы отмечают, что шансов добиться пересмотра дела в свою пользу у Total немного. К тому же по первому иску уже вынесено решение, и оно будет играть большую роль при формировании второго вердикта.
Справка «Итогов». (данные на конец 2004 года)
Ванкорское месторождение расположено в Туруханском районе Красноярского края. Извлекаемые запасы (С1, С2) - 125,3 млн т нефти и 76,8 млрд куб. м газа. Владелец лицензии на разработку - СП «Енисейнефть».
Ванкорское месторождение расположено в Туруханском районе Красноярского края. Площадь Ванкорского лицензионного участка составляет 1485 кв. км, в том числе Ванкорского месторождения - 140 кв. км.
По данным ГКЗ РФ от 1997 г., извлекаемые запасы нефти Ванкорского месторождения составляют 105,1 млн тонн по категории С2 и 20,2 млн тонн по категории С1, запасы газа - 76,8 млрд куб. м. Разведанные запасы нефти составляют примерно 25% от общих прогнозных углеводородных ресурсов лицензионной территории - дополнительно 54,9 млн тонн по категории С1, по категории С2 - 312 млн тонн. Нефть в целом высокого товарного качества, в частности нефти нижних пластов маловязские, легкие (0,83-0,85 г/ куб. см), малосернистые (0,08-0,11%).
С 1993 г. и по настоящее время владельцем лицензии на разработку Ванкорского блока является совместное предприятие «Енисейнефть», получившее ее в результате тендера. Компания была создана в октябре 1992 г. специально под этот проект. С российской стороны учредителями СП тогда стали государственные предприятия «Енисейнефтегазгеология» (22%) и «Енисейгеофизика» (15%), а также администрация Туруханского района (4%). В настоящее время 59% акций «Енисейнефти» принадлежит Anglo-Siberian Oil Co (ASOC), которая, в свою очередь, почти на 100% находится в собственности ОАО «НК «Роснефть». По 1% контролируют «Енисейнефтегаз» и «Енисейгеофизика» (крупнейший акционер этих компаний – «ЮКОС»), 19% принадлежит «СН-Ресурс», 16% – «Союзнефтегазу» (эти две организации контролируются Юрием Шафраником), и 4% находится в собственности администрации Туруханского района. Таким образом, разрабатывать Ванкор будет, по сути, «Роснефть».
Детали проекта
Разработка месторождения осложнена наличием газовой шапки. Один из вариантов ТЭО проекта предполагает закачку газа обратно в пласт, поскольку использовать его невозможно из-за отсутствия транспортной инфраструктуры.
Капитальные вложения в проект оцениваются в $2,3 млрд, эксплуатационные расходы - $3,3 млрд. Расчетный «срок жизни» проекта - 35 лет. По планам «Роснефти», уже в 2005 г. компания будет добывать на Ванкоре 1,5 млн твг, в 2007 г. – 2,5 млн, а в 2006 – 8 млн тонн. Пиковый объем добычи в рамках Ванкорского проекта ожидается на уровне 14 млн твг.
В апреле 2004 г. «Роснефть» начала бурение двух разведочных скважин на месторождении. За ними компания должна была пробурить первые добычные. Всего за 2004 год «Роснефть» должна выполнить на Ванкорском лицензионном участке работы по доразведке и освоению месторождения на сумму 534,5 млн руб.
В настоящее время «Роснефть» ищет иностранного партнера для реализации Ванкорского проекта. Есть основания полагать, что им станет франко-бельгийская TotalFinaElf.
Транспортировка.
Основной проблемой проектов освоения новых нефтегазовых регионов является их удаленность от рынков сбыта. Необходимость создания абсолютно новой инфраструктуры транспортировки углеводородов резко удорожает проекты и, соответственно, снижает рентабельность инвестиций. Например, если суммарные капиталовложения в Ванкор сегодня оцениваются в $2,4 млрд, то на организацию системы транспортировки инвесторы потратят до $900 млн. В ТЭО Ванкорского проекта рассматривалось 7 вариантов транспорта добытой нефти (вывоз газа пока не предусматривался вовсе, хотя ближайшая к Ванкору газовая труба находится лишь в 200 км - на месторождении Заполярное). Из этих семи вариантов до последнего времени всерьез изучались два.
Первый вариант - северный, согласно которому нефтепровод от месторождения должен пройти через речной порт Дудинка до морского порта Диксон. Протяженность трассы - 730 км, диаметр трубы - 711 мм. В порту планируется построить нефтехранилище емкостью 400 тыс. куб. м. Второй вариант - соединение месторождения с системой магистральных нефтепроводов «Транснефти» в поселке Пурпе путем строительства трубы протяженностью около 550 км. К настоящему времени «Роснефть» определилась со схемой вывоза нефти: предпочтение отдано первому варианту. До того момента как нитка Ванкор-Диксон вступит в эксплуатацию переваливать нефть будут через Дудинку (порт на Енисее).
Продолжение проекта
Ванкорский блок имеет продолжение - Северо-Ванкорский участок на территории Таймырского АО. Осенью 1999 г. тендер на получение прав пользования недрами этого участка выиграли «Таймырнефтегазгеология» и Anglo-Siberian Oil Company, выступившие на конкурсе в альянсе. В 2000 г. для разведки и последующей разработки северного Ванкора партнеры создали компанию «Таймырнефть», которая сегодня и владеет лицензией на его разведку и разработку. 100% акций «Таймырнефти» принадлежит ASOC. По предварительным оценкам, запасы углеводородов Северо-Ванкорского участка по категории С3 составляют 37,9 млн тонн нефти и 28 млрд куб. м газа. В марте 2004 года «Роснефть» (контролирующая ASOC) начала бурение первой поисковой скважины на этом лицензионном участке.
Кроме Северо-Ванкорского участка специалисты «Роснефти» считают целесообразным присоединение к проекту и других месторождений региона: Сузунское, Тагульское и Лодочное. Лицензии на первые два принадлежат «Славнефти» и судьба разработки этих промыслов пока туманна. Тем не менее, по заявлению главы «Роснефти» Сергея Богданчикова, у компании имеются предварительные договоренности на покупку этих месторождений. Лодочное же находится в нераспределенном фонде недр: его власти Красноярского края планировали выставить на аукцион в 2004 г. «Роснефть» уже озвучивала намерения участвовать в этом аукционе.
Total является оператором проекта разработки месторождения и главным акционером, контролирующим 50% долей. Месторождение разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции (СРП).
Между тем третьего дня Росприроднадзор объявил о начале плановой проверки нефтяных объектов в Коми. Источник «Итогов», близкий к Росприроднадзору, сообщил, что Росприроднадзор едет инспектировать Харьягинское месторождение.
«К недропользователям скорее всего будут предъявлены серьезные требования», - уверяет «наш человек» в Росприроднадзоре.
Как мы уже сообщали, Митволь отказался назвать месторождение, которое будет инспектировать, однако заявил «Итогам», что Росприроднадзор намерен проверить информацию о нарушениях, связанных с разливами нефти и незаконной рубкой деревьев при разработке природных ресурсов. «Группа выезжает 12 октября, я пробуду два дня на объекте», - добавил он.
В пресс-службе ЛУКОЙЛа, владеющего опционом на 20% Харьяги, нам сказали, что не опасаются проверки Росприроднадзора. «Олег Митволь побывал на наших объектах летом и не выявил нарушений», - рассказали в компании. В Total сообщили, что Росприроднадзор не направлял уведомления о посещении Харьяги.
Итак, все беды Total оттого, что в свое время французская компания получила очень привлекательные активы, которые сейчас интересуют растущую «Роснефть». Недавно госкомпания объявила об амбициозных планах продолжать увеличивать объем добычи. Большая часть страстей вокруг СРП разгорелась как раз из-за вульгарного желания российских нефтяников увеличить свою долю.
До продолжения дальнейшего освещения темы, автор счел необходимым пояснить его повышенный интерес к «сахалинам-штокманам» и попыткам России соблазнить «Европу» нефтегазовыми «презентами», в обмен на которые Москва надеется выгодно вложить свои углеводородные доллары, сиречь «отмыть» их на высоком международном уровне, попутно исподволь избавляясь от имиджа «сырьевого придатка Запада». Для Украины эта тема представляет особы й интерес хотя бы потому, что Путин в настоящее время в Европе грубо говоря, «торгует воздухом», то есть, газом, который еще не добыли на месторождении, с которого вытеснили со скандалом западные энергокомпании, и который предполагается поставлять по «трубе», что еще не введена в эксплуатацию, причем сам вопрос ее прокладки еще не решен окончательно. Между тем украинская газотранспортная система существует в реальности и даже после введения в эксплуатацию СЕГ, все равно останется главной экспортной магистралью «голубого топлива» из РФ «в европы». В этом контексте прозвучавшие третьего дня и почти незамеченные профильными экспертами предложения Ющенко возобновить прерванные несколько лет назад переговоры между государствами о создании газотранспортного консорциума на базе нашей транзитной сети в формате «трех»(Украина-Россия-Германия) высказанные телефонном разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель, автор считает очень своевременными и важными. Несмотря на то, что российские профильные гуру уверяют, что Украина со своим предложением по консорциуму опоздала.
А сейчас прокомментируем мытарства Total через призму контактов на высшем уровне.
Как уже освещалось в нашем «сериале» две недели назад Владимир Путин, президент Франции Жак Ширак и германский канцлер Ангела Меркель провели неофициальный саммит в Компьенском дворце - бывшей королевской резиденции к северу от Парижа. По всем признакам, встреча не принесла каких-либо ощутимых результатов. Кроме, разумеется, ордена Почетного Легиона в петлице российского президента. Но этого для закрепления Total на российской «нефтенесущей» земле оказалось недостаточно.
Затем президент РФ отправился в Дрезден, чтобы снова встретиться с Меркель: на сей раз, как выразилась одна московская газета, он привез с собой отличный «подарок» - предложение о том, чтобы Германия стала главным энергетическим партнером России в Европе.
После полного провала во внешней политике (Россия перессорилась со всеми соседями от стран Балтии до Грузии), после серии провалов российской разведки (даже в Нигерии, и то провал), после серии пощечин от своих же «друзей» на Ближнем Востоке от Ирана, Хезболла и ХАМАС, Путину необходимо продемонстрировать хоть что-то во внешней политике. Россия была готова пойти на очень льготные тарифы и контракты по нефти и газу (больше ей предложить нечего) для Германии лишь бы показать, что с ней хотят иметь дело в Европе.
Аккурат за день прилета Путина в Дрезден глава «Газпрома» закрыл перед западными нефтяными «бегемотами» «дверь» своего проекта по освоению гигантского Штокмановского газового месторождения. Вместо того, чтобы поставлять газ с этого месторождения в США в сжиженном виде, теперь планируется транспортировать его в Европу через «трубу» по дну Балтики, который «Газпром» сооружает совместно с германскими партнерами - Eon и BASF.
Кроме того, вчера в Мюнхене Путин встречался с ведущими немецкими бизнесменами. Британские профильные эксперты еще в начале текущей неделе предсказывали, что немцы вряд ли согласятся, если Москва вновь обратится к ним с просьбой предоставить ее представителю место в правлении компании EADS, 5% акций которой недавно купил «Внешторгбанк». Британцы уверены: Путин использует эту поездку, чтобы продемонстрировать: Россия и Германия могут сотрудничать куда лучше, чем Германия и Франция. Между тем автор напоминает: все это происходит аккурат в тот момент, когда напряженность во франко-германских отношениях достигла беспрецедентного уровня.
И, забегая вперед, сообщим: 12 октября г-жа Меркель и г-н Ширак должны встретиться в Париже. Автор почти уверен, что результат этого рандеву уже известен: стороны согласятся разве что в том, что у них есть разногласия.
Таким образом, налицо один серьезный («международный») «заяц», который Путин «замочил» во время своего вояжа в Германию: вбил дополнительный клин между Францией и ФРГ, «ненавязчиво» склоняя последнюю в сторону России.
Теперь вопрос заключается в том, чего Россия хочет от Германии в обмен на изложенное накануне выгодное предложение(газовое многолетнее изобилие со Штокманского месторождения). По нашим данным, от немецкого партнера Россия ожидает помощи в подключении российской электросети к европейской, причем, как нам стало известно предполагается, что к работе над ТЭО проекта могут быть привлечены немецкие концерны Siemens, RWE и E.ON. По оценке председателя Восточного комитета немецкой экономики Клауса Мангольда, в ближайшие 5-8 лет России понадобится около $100 млрд. на развитие сетей и электростанций. Клаус Мангольд заявил, что немецкие энергетики могли бы поставить в Россию товаров на сумму в $20-30 млрд.
Кроме того, Путин надеялся на помощь Германии как председателя ЕС (в этом качестве ФРГ будет выступать в I половине 2007 г.) Энергетическая политика ЕС, в том числе и сотрудничество с Россией, будут одной из приоритетных тем во время председательства ФРГ в организации. Не все в Европе готовы предоставить «Газпрому» возможность инвестировать в Европе. Но фрау Меркель - и в этом она является продолжателем линии ее предшественника Г.Шредера - выступает за открытые отношения с Россией. «Нет причин отгораживаться от развивающихся экономик», - заявила канцлер ФРГ.
Следует отметить, что во время баварской части своего визита Путину пришлось комментировать ряд важных вопросов. В частности, президент РФ коснулся наболевшей темы энергозависимости европейских стран от российских поставок, которая не сходит со страниц зарубежной прессы. При этом образ России чаще всего трактуется как образ политического шантажиста, в любой момент готового перекрыть иностранцам все вентили. И напрасно представители российских энергокомпаний заверяли Запад в своей коммерческой порядочности: мнение не меняется. Очевидно события вокруг «сахалинов-штокманов» дают исчерпывающие аргументы и основания для сомнений и недоверчивости Запада.
Между тем в связи с критикой Путин недвусмысленно предупредил 11 октября представителей деловых кругов Германии, что разговоры о чрезмерной зависимости от российских энергопоставок побуждают Россию искать новые рынки. «Настойчивые разговоры о чрезмерной зависимости от нас побуждают к поиску других рынков, и мы эти рынки найдем. И если мы туда уйдем, то Европа недополучит невозобновляемых энергоресурсов», - заявил В.Путин.
Вот так. Скромненько и со вкусом. Автор напоминает, что не так давно, кажется в мае в столице другого европейского государства (Нидерландов) глава «Газпрома» А.Миллер уже говорил нечто подобное, грозя Старому Свету повернуть трубу на Восток, в Китай. Впрочем, спустя какое-то время ему пришлось взять пригоршню пепла и обильно посыпать свою рыжую голову, извиняясь и уверяя европейский партнеров, что они его «не так поняли».
Продемонстрированный Путиным в Мюнхене «кнут» (накануне в Дрездене, где в конце 80-х он прожил 5 лет, пробавляясь шпионажем, были «газовые пряники») стал следствием вежливого «окорота» «высокотехнологичным» амбициям российского президента.
Премьер-министр Баварии Эдмунд Штойбер заверил гостя, что в Германии, а особенно в Баварии, «очень велика готовность к тесному и доверительному сотрудничеству с Россией». Между тем сопредседатели партии «зеленых» в парламенте земли Бавария Маргарете Баузе и Зепп Дюрр отказались участвовать в обеде в честь Путина в знак протеста против нарушений прав человека в России. Вместо этого они вышли на митинг памяти Анны Политковской, убийство которой баварские «зеленые» расценили как «грубую атаку на свободу прессы» в России.
Путин подтвердил, что из всей ФРГ Москва наиболее тесно сотрудничает именно с Баварией. «Мы удовлетворены тенденциями развития сотрудничества с Баварией. В то же время видим и пока не использованный потенциал. Так, Бавария является одним из лидеров Германии в области высоких технологий. Нам интересен баварский опыт содействия науке и высшей школе, создание класса специализированных районов высоких технологий», – заявил президент РФ. «Для нас это очень важное направление сотрудничества. Потому что одной из самых главных задач российской экономики на ближайшее время является диверсификация российской экономики и придание ей инновационной направленности», – добавил Путин.
Но Штойбер признал, что далеко не во всех направлениях возможно близкое сотрудничество, и аэрокосмическая отрасль как раз входит в этот список. Как уже писали «Итоги», в Европе «переживают», что «Внешторгбанк» купил 5-процентный пакет акций Европейского аэрокосмического концерна EADS.
Путин неоднократно публично убеждал своих коллег, что бояться России не стоит и захватывать концерн никто не собирается. Накануне на пресс-конференции в Дрездене президент еще раз заверил немецкого канцлера Ангелу Меркель, что у России «нет никаких планов недружественного поглощения». Но признал, что Москва действительно хотела, чтобы ее представители вошли в совет директоров компании. По нашим данным, скоро экспертная группа EADS оценит, в каком формате Россия может участвовать в управлении, а Кремль решит, устраивают ли его такие условия. Путин заверил Штойбера, что РФ готова смириться с требованиями европейцев. «Если не устроят, то банк сам будет работать со своими акциями», – смирился Путин. В Мюнхене Штойбер дипломатично очертил границу «проникновения» Кремля в EADS: «Я бы попросил отнестись с пониманием к тому, что в некоторых стратегических отраслях есть определенный предел участия», – прокомментировал ситуацию с EADS премьер-министр земли.
Таким образом, полагаю, суета вокруг дальневосточных проектов, убийство А.Политковской и прочие давние и «свежие» «художества» кремлевских обитателей сыграли свою роль: Европа (в лице Германии) газ готова потреблять, но пускать коварных медведей в высокие технологии, к аэрокосмическим секретам – нет. Типичный немецкий прагматизм. Впрочем, достаточно долгое пребывание Путина на профильной работе в Германии дает основания, что президент РФ все понял и обижаетьс не должен, хотя сам Путин в интервью газете Suddeutsche Zeitung указал, что вопрос о приобретении российской стороной новых акций EADS сверх уже приобретенных пяти процентов еще не решен, но он выступает за это.
Полагаю, наиболее четко позицию Берлина в контексте последнего визита В.Путина в Германию обозначила немецка газета Landeszeitung: «Времена братания в рамках «Петербургского диалога» прошли. Ангела Меркель жила в ГДР в то время, когда распалась советская империя. У нее есть иммунитет от ошибочных оценок Герхарда Шредера, который называл своего друга «газового барона» Владимира Путина «демократом чистой воды». Заявление Путина о тщательном расследовании обстоятельств убийства критиковавшей его журналистки Анны Политковской – это не более, чем лицемерное признание. По традиции, заказные убийства в Москве остаются нераскрытыми. В конце концов, защитить журналистов от киллеров может только многообразная и свободная пресса. Однако у кремлевского правителя и бывшего шпиона КГБ своеобразное отношение к общественному мнению и демократии. И это должны хорошо усвоить те, кто толкает Германию к все большей зависимости от богатой ресурсами России.»
В комментарии на ту же тему газета Rhein-Nekkar Zeitung пишет: «Россия ищет на Западе союзников, которые бы ей слепо доверяли. Которые, подобно предшественнику Ангелы Меркель – Герхарду Шредеру – выдавали бы в Европе управляемую демократию Путина за настоящую. Для этого кремлевский правитель использует приманки – предоставляя статус особого политического партнера и льготы в сфере снабжения энергоресурсами. Германия действительно нуждается в стабильных поставках энергоносителей. Однако в отличие от Шредера, Меркель понимает, что имеет дело с проблемной страной. В Дрездене она заставила «российского медведя» пролить хотя бы пару крокодиловых слез в связи с заказным убийством журналистки. Однако для кремлевского правителя – это мелочь. Ведь он совершает поездку в качестве посланника новой энергетической сверхдержавы…
Ну а нам остается подождать результатов встречи А.Меркель и Ж.Ширака. Последний, в силу изобилия АЭС на территории Франции, особенно не нуждается в русском «голубом топливе», а обиженный «Роснефтью» Total, полагаю, уже успел поплакаться в жилетку своему президенту. Так что Х.Шираку будет что сказать фрау Меркель по поводу ее флирта (явным или кажущимся) с Путиным. Кроме того, руководителям ФРГ и Франции предстоим обсудить непростую ситуацию с EADS, повлекшую за собой массовые сокращения рабочих на производствах, размещенных в обеих странах
Президент Франции заявил, что правительство страны намерено оказать поддержку компании Airbus в реструктуризации. Такое заявление он сделал накануне франко-германского саммита, на котором планируется обсудить проблему сокращения рабочих мест в связи со сложной ситуацией вокруг Airbus и EADS. «Речь не идет о вмешательстве в управление компанией, однако правительство обязано следить за событиями», - заявил представитель администрации Ж.Жирака, передает наш парижский резидент со ссылкой на французские СМИ.
Как сообщали предыдущие «Итоги», ранее представители Европейского аэрокосмического концерна (European Aeronautic Defence & Space Co (EADS) подтвердили планы сокращения персонала Airbus в Германии и Франции. Сопредседатели совета директоров EADS Арно Лагердер и Манфред Бишофф заявили, что при реализации плана реструктуризации Airbus будут проведено сокращение персонала как во Франции, так и в Германии. А.Лагердер и М.Бишофф также заявили о своей поддержке планов по развитию проекта создания нового самолета A350 и опровергли информацию о разногласиях между французскими и германскими акционерами Airbus. Они также подтвердили намерение реализовать план реструктуризации компании, предложенный бывшим исполнительным директором Airbus Кристианом Штреффом.
Для справки, крупнейшими акционерами EADS являются немецкий концерн DaimlerChrysler (22,5%), французская Lagardere (7,5%), правительство Франции (15%), испанская холдинговая компания Sepi (5,5%) и Внешторгбанк РФ (около 5%).
Напомним, накануне международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг EADS с A до А-. Краткосрочный кредитный рейтинг компании также был понижен с А-1 до А-2. Оба рейтинга остаются в списке CreditWatch с прогнозом «негативный», куда они были помещены 3 октября 2006 г.
Между тем, как стало известно сегодня, Внешторгбанк «не унимается». По данным от нашего лондонского резидента, второй по величине российский банк «Внешторгбанк» планирует основать в столице Туманного Альбиона инвестиционный банк, а также открыть европейское отделение «ВТБ Европа» с руководством в британской столице. Идея создания инвестиционного банка со штатом западных специалистов привлекает «ВТБ» в связи с увеличением интереса к российским активам и, в частности, облигациям российских эмитентов.
Гендиректор «Внешторгбанка» Андрей Костин заявил, что банк «создает западноевропейскую холдинговую компанию и планирует со временем увеличивать ее активы и развивать инвестиционную деятельность».
В заключение этой серии мы вынуждены сообщить, что переносим обещанные ранее «сценарные фантазии» (прогноз о дальнейшем равитии скандала вокруг Сахалина) на следующую часть сериала.
А тем временем глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс вновь предупредил, что Россию ждут тяжелые времена из-за дефицита электроэнергии. «К сожалению, в ближайшие несколько лет в стране будут крайне сложными с точки зрения дефицита электроэнергии, и РАО ЕЭС разворачивается лицом к потребителю для того, чтобы услышать его жалобы», - сказал Чубайс журналистам. Вместе с тем Чубайс заверил, что эта проблема будет решена «в результате разворачивания и реализации инвестиционной программы РАО «ЕЭС России».
При написании материала использовались ресурсы: bloomberg.com, gazeta.ru, rbc.ru, rian.ru , interfax.ru , k2kapital.com.
Александр Дмитренко (aka дядя Саша)
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас